Биография
Антоний (Соколов Иаков Григорьевич), епископ Черниговский и Нежинский.
Родился 9 октября 1850 г. в Рязанской области, в семье сельского священника.
Семья, среди которой он рос, была самая скромная, простая. Родители воспитывали его в духе христианского благочестия, по старинным русским обычаям: с детства приучали ходить всегда в храм Божий, стоять в нем благоговейно, читать и петь в церкви, дома свято исполнять все благочестивые обычаи, соблюдать строго посты Православной Церкви и вообще, все то, что сохранилось от благочестивой русской старины.
Восьми лет он был отдан в духовное училище, находясь однако под благодетельным влиянием своих родителей.
В 1864 году поступил в Рязанскую духовную семинарию и обучался в ней до 1870 года. Время, в которое проходил он курс учения в семинарии, было неспокойным и опасным в том отношении, что, вследствие великого брожения в обществе и литературе, юношество увлекалось разными мечтательными теориями и сбивалось с прямого пути.
Но и в такое время он сохранил в себе неповрежденную веру в Промысл Божий и святое Евангелие. Благочестивые обычаи, внедренные в его сердце родителями, он старался соблюдать, хотя и не всегда в надлежащей строгости.
К русскому, родному питал самые горячие чувства и ненавидел все противное. К иноземному и иноверческому не лежала его душа. Модные и либеральные идеи он не только не воспринимал, но и всячески противился им.
20 декабря 1870 г. поступил на службу по духовно-учебному ведомству в Касимовское духовное училище. И здесь, как и в семинарии, он жил уединенно, избегал всяких светских развлечений и удовольствий. Правда, он питал некоторое влечение к семейной жизни, но оно не могло заглушить в нем того высшего стремления, которое он имел в своем сердце. Богу угодно было устранить его от мирского ига и поставить на путь иночества. В 1875 году он поступил в Московскую духовную академию, которую и окончил в 1879 году со степенью кандидата богословия. Жизнь в стенах академии под покровом преп. Сергия укрепила в нем окончательно религиозные и политические убеждения.
28 сентября 1879 г. он был назначен преподавателем Киевской духовной семинарии. Здесь он, как воспитатель, старался ограждать и оберегать юношество от увлечения пагубными наклонностями и дурными примерами. Здесь же ему пришлось теснее и ближе соприкоснуться с монашеством и это сближение подготовило его к принятию иноческого чина.
1 сентября 1883 г. он принял монашество и был определен инспектором Вифанской духовной семинарии, а 11 октября — рукоположен во иеромонаха.
4 января 1885 г. переведен ректором в Подольскую духовную семинарию.
Инспекторская и ректорская служба, как он сам рассказывал о себе, многотрудная и многосложная по самому своему существу, дала ему возможность изучить характеры и нравы людей, присмотреться к разным явлениям жизни и частью познакомиться с обществом. Борьба с различными злоупотреблениями, дурными явлениями и страстями людей принесла также ему пользу. В нем выработалось терпение, установился более верный взгляд на людей, закалялся характер, приобретена большая опытность. Он перенес ряд душевных и телесных испытаний, при которых он чувствовал присутствие Божие и которое произвели в нем глубокую веру в то, что Господь Бог, хотя и посылает людям искушения, но дает всегда и выход из них. Правда, иногда он изнемогал от тяжести окружавших его обстоятельств, но вера в помощь Божию избавляла его от крайнего изнеможения души и после усердной молитвы он получал облегчение.
7 января 1885 г. возведен в сан архимандрита.
24 сентября 1889 г. хиротонисан во епископа Новгород-Северского, викария Черниговской епархии.
С 19 января 1891 г. — епископ Старорусский, викарий Новгородской епархии.
21 ноября 1892 г. — епископ Кирилловский, викарий Новгородской епархии.
С 3 сентября 1893 г. — епископ Черниговский и Нежинский.
Будучи епископом Черниговским, в течение последних лет вел жизнь затворника и отшельника.
Скончался 20 апреля 1911 г. внезапно от паралича сердца. Похоронен под спудом Черниговского Троицкого монастыря в архиерейской усыпальнице.
Много потрудился для прославления Св. Феодосия Черниговского, при нем были открыты его нетленные мощи.
С 1879 года был деятельным сотрудником Киевского семинарского журнала "Руководство для сельских пастырей".
Преосвященный Антоний своей строго-нравственной, без умствований, верой и непоколебимой преданностью правилам и уставам церкви, суровым аскетическим житием — воскрешает тип древних святителей-аскетов и подвижников.
Для благочестивого святителя правила, уставы и обряды Церкви были также священны и бесценны, как и правила веры, и он стремился с ревностью исповедника одинаково твердо, и мужественно охранять и отстаивать и малое и великое в церкви, не применяясь к обстоятельствам и не взирая на лица.
Он был великим подвижником и постником. С самого момента принятия им монашества, он в дни Страстной седмицы вкушал только один раз в неделю — в Четверг.
Он избегал всяких приемов и сам никуда не ездил. Его путь был в Троицкий монастырь, где он жил, и в кафедральный собор, где он молился. Одежда его была проста — черная ряса, подрясник, кожаный пояс и простые четки. Его забота была о бедных из духовного звания, сиротах, вдовах, которым он помогал из своих личных средств. Один день в неделю был отведен для помощи нищим и нуждающимся. Для этого специально было сделано окошечко в комнате под архиерейскими покоями, из которого инок выдавал приходившим по несколько монет.
Служение владыки в храме было вдохновенное, он горел любовью к Богу; особенно он любил читать акафисты у мощей святителя Феодосия, и читал со слезами.
Обращение его с духовенством было кроткое, отеческое, почему и кончина его вызвала великую скорбь среди верующих и духовенства.
Как инок, он строго исполнял монашеские обеты и считал, что инок, последовавший за Христом, должен отречься от матери и отца, братьев и сестер. Так он и поступил, когда однажды к нему приехали отец с матерью. Он принял их, благословил, поклонился им до земли и велел отвести в приготовленное помещение, где они и были до своего отъезда. А когда собрались уезжать, он опять их благословил, поклонился в ноги и велел им дать все необходимое в дорогу.
Церковное пение любил простое. Также не любил и не допускал электрического освещения в храме, считая это нарушением древнего благочестия. От чтеца он требовал четкого неторопливого чтения. В своем монастыре он не пропускал ни одной будничной службы.
Владыка никогда не фотографировался и избегал этого. Однако, такой строгий взгляд владыки на это был нарушен более либеральными архиереями: архиепископ Питирим Курский и Владыка Антоний сфотографировали его в гробе.
Литература:
"Церк. Вед." 1889, № 35, с. 329, 1891, № 4, с. 29, № 20, с. 174, 1893, № 37, с. 289.
"Приб. к "ЦВ" 1889, № 39, с. 1160, 1911, № 18, с. 790-791.
"Церк. Вест." 1891, № 5, с. 74.
"Прав. Собес." 1909, июнь, с. 749.
"Русск. Паломн." 1889, № 36, с. 434, № 40, с. 483, 1911, № 26, с. 415, 416.
"Рус. Инок" 1911, вып. 9, с. 56-57.
"Мисс. Кален." 1907, с. 129.
Булгаков, с. 1407, 1417.
БЭС т.I, стб. 199, т. II, стб. 2364.
"Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1894 г., с. 88, на 1903 г., с. 116, на 1905 г., с. 102, на 1906 г., с. 98, на 1910 г., с. 130-131.
"Списки архиереев Иерархии Всерос." СПБ 1896, № 517, с. 78.
|