Архиереи



Иоанн (Кратиров)

  
Ф.И.О.:  Кратиров Иван Александрович
  
Сан:  епископ
Дата рождения:  27.07. 1839 г. 19 век
Дата смерти:  12.02. 1909 г. 20 век

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Биография

Иоанн (Кратиров Иван Александрович), епископ Саратовский и Царицынский.
Родился 27 июля 1839 г. в с. Лохте, Тотемского уезда, Вологодской губернии и был сыном священника Лохотской Происхожденской церкви Александра Георгиевича Кратирова.
Детские годы его прошли в сравнительно благоприятной обстановке. Получив хорошую учебную подготовку дома, он в 1850 году поступил в Тотемское духовное училище, которое окончил в 1854 году вторым среди первых с лестным отзывом в “годичной ведомости” за 1853-1854 учебный год: “Поведения очень хорошего, способностей очень хороших, прилежания ревностного, успехов препохвальных”.
В этом же году он переводится в низшее отделение Вологодской духовной семинарии, полный курс которого оканчивает в 1860 году с хорошей аттестацией и 10 августа поступает в Московскую духовную академию. Академию он окончил в 1864 году девятым по первому разряду, а 24 апреля 1867 г. возведен в степень магистра богословия. Курсовое сочинение было написано им на тему: “О видах т.н. частного попечения пастырей о душах пасомых и о важности оного в кругу пастырской деятельности”.
9 ноября 1864 г. он назначен на должность наставника в высшем и среднем отделениях родной ему Вологодской духовной семинарии.
15 ноября 1867 г., согласно прошению, перемещен на те же предметы в Ярославскую семинарию, где 9 марта назначен помощником инспектора, а 10 июля — по избранию членом семинарского правления для присутствия в педагогических собраниях.
С 4 июля 1870 г., кроме других предметов, преподавал церковную историю, Литургику и Практическое руководство для пастырей в высшем втором отделении.
31 августа 1870 г. перемещен в Московскую духовную академию и утвержден в ней секретарем Совета и Правления. На этой должности он пробыл около 13 лет.
Ревностный к делу, он отлично знал духовные законы и распоряжения высшей духовной власти, почему не только являлся лишь начальником канцелярии и превосходным составителем деловых бумаг, но во многом направлял все течение по нормальному законному руслу и в затруднительных случаях имел решающий голос по своей области. Впрочем, тогда он был не просто “законник велий”, а пользовался авторитетом общего признания в кружке академической администрации и во всей академической корпорации, так что среди местных профессоров за ним утвердилось потом прозвание “нашего духовного министра” или “министра духовных дел”.
Профессор Н.Ив. Субботин характеризует Кратирова в период его деятельности секретарем совета с самой хорошей стороны. Он отмечает, что “последний — человек прекрасных нравственных качеств и, несомненно, умный и честный. На него никто не имел недовольства. Человек уживчивый, добрый, простой в обращении и скромный. Всем с готовностью оказывает услугу. Жизнь ведет уединенную, развлечений не любит, в “обществе” не бывает, сидит больше дома за делом. При всей своей доброте и мягкости, он отличается твердостью характера. Свое мнение, основанное на справедливости, отстаивает твердо. Кроме того, он человек религиозный и преданный Церкви”. (См. “Богосл. Вестн.” 1909 г., апрель, с. 665).
Кратирова приглашали в С.-Петербург чиновником особых поручений и ректором семинарии, но он отказался.
Однако дело изменилось с назначением (15 сентября 1882 г.) в Харьков архиепископа Амвросия (Ключарева). Последний убедил Кратирова перейти ректором в Харьков.
7 апреля 1883 г. он был назначен ректором Харьковской духовной семинарии, 7 мая рукоположен во диакона, 8 мая — во священника и 5 июня возведен в сан протоиерея.
Новая обстановка деятельности была нелегкой. Здесь он с одной стороны встретил нерасположение к себе местной среды, а с другой, увидел многие недочеты в семинарской жизни: учебное дело хромало, дисциплина была подорвана, хозяйство расстроено. Требовалась умелая рука, которая могла бы устранить все это. И с этим делом Кратиров справился, хотя и не без огорчений. Он сумел сочетать действия отрицательного характера с положительными мерами.
В начале он действовал круто, как оператор над больным организмом, что вызывало со стороны учеников и некоторых преподавателей сильную оппозицию, а затем умеренно и по-отечески. Прямые действия Кратирова, направленные единственно только на пользу общего дела, и чуждые личных интересов, сломили худые предубеждения учеников и последние стали относиться к ректору доверчиво и послушливо, а коллеги — в большинстве — стали помогать ему в добрых начинаниях. Из корпорации вскоре образовалась дружеская семья. Семинарская дисциплина стала строгой, учебное дело повысилось, улучшилась и воспитательная часть. Словом, все недочеты, существовавшие в семинарии до этого, были устранены усердием о. Кратирова.
Наряду с этим, его старанием были выстроены новое семинарское здание под общежитие и здание для преподавателей.
С 4 августа 1884 г. он, кроме ректорства, являлся председателем Харьковского епархиального училищного совета и ответственным редактором богословско-философского журнала “Вера и Разум”.
Как председатель Харьковского училищного совета, он немало потрудился над организацией церковных школ обширной епархии. Причем он устранял всякие соперничества между тем или иным ведомством, держась того убеждения, что в деле народного образования должны не соперничать, а помогать друг другу.
5 сентября 1888 г. он овдовел. Постигшее его горе он перенес бодро и никому не жаловался на свою скорбь. Спустя несколько лет после постигшего его горя, архиепископ Амвросий склонил его к принятию монашества.
6 марта 1893 г. совершилось его пострижение с тем же именем Иоанн, а 7 марта он был возведен в сан архимандрита.
25 апреля 1893 г. в г. С-Петербурге в соборе Александро-Невской Лавры хиротонисан во епископа Сумского, викария Харьковской епархии. (Речь при наречении см. “Церк. Вед.” 1899, № 18).
17 января 1895 г. переведен епископом Елизаветградским, викарием той же епархии. Это назначение до некоторой степени являлось как бы понижением для него.
На новой кафедре он пробыл недолго, всего семь месяцев, но и за это время он приобрел всеобщую симпатию, искреннюю любовь и глубокое уважение людей, его знавших.
23 августа 1895 г. он был перемещен к митрополиту Палладию (Раеву) епископом Нарвским, викарием СПБ епархии и 31 августа назначен ректором СПБ духовной академии.
Своему новому служению он отдался всей душой, но привнес в него и свойственный ему “дух мира и любви”, простоту и искренность, и этим способствовал поддержанию бодрости в научной деятельности Академии. Он делил с ней радость и горе. За три с половиной года его ректорствования Академия наслаждалась благословенным миром, который давал ей возможность спокойно шествовать по пути своего исторического развития и осуществлять научные и учебные цели своего назначения, как храм высшей богословской науки.
С 3 октября по 5 декабря 1898 г., во время предсмертной болезни и затем по кончине (скончался 5 декабря) митрополита Палладия временно управлял СПБ епархией.
3 февраля 1899 г. назначен епископом Саратовским и Царицынским на место архиепископа Николая (Налимова).
29 декабря 1899 г. — почетный член СПБ духовной академии.
На новой кафедре он встретил много трудностей, заставивших его просиживать целые ночи за канонами и гражданским кодексами. Это подорвало его здоровье.
Осенью 1902 года вызван членом Св. Синода в С.-Петербург.
12 марта 1903 г. уволен от управления Саратовской кафедрой и назначен штатным членом Московской Синодальной Конторы и управляющим Ставропигиальным Симоновым монастырем.
Время его пребывания в Московском монастыре было самым тяжелым периодом его жизни.
Физически надломленный трудами и бедами, он был как бы заброшен в некотором пренебрежении. Но он не ожесточился от обид и огорчений, а углубился в себя, стал великим молчальником и укрепился в духовном смирении и безраздельной преданности воле Божией.
5 декабря 1908 г. он был уволен от должности штатного члена и от настоятельства в Симоновом монастыре.
Это повергло его в какое-то параличное состояние. Его перевезли из настоятельских покоев в убогую келию, похожую на кладовую и лишенную света и теплоты. Это была просто-напросто могила, где преосвященный в глубоком раздумье провел остаток дней своей жизни. Он не принимал ни пищи, ни лекарств. Началось постепенное замирание. Над ним было совершено таинство Елеосвящения.
12 февраля 1909 г. вечером в Четверг на первой неделе Великого поста он мирно скончался, не оставив после себя никаких денежных сбережений, настолько он был нестяжательным человеком.
Погребен в склепе зимнего храма Симонова монастыря.

Труды:
“О видах, т.е. частного попечения пастырей о душах пасомых и о важности оного в кругу пастырской деятельности”. (Курсовое сочинение).
“Два слова на день рождения государя императора Александра Александровича”. “Вера и Разум”, 1885, т. I, № 6, с. 331-339, 1892, т. II, № 5, с. 265-274.
Речь при наречении его во епископа. “Вера и Разум” 1893, № 9, с. 201-203, “Приб. к “ЦВ” 1893, № 18, с. 710-712.
Речь при вступлении на Сумскую епархию. “Сарат. Еп. Вед.” 1899, № 5, с. 199-204.

Литература:
“Церк. Вед.” 1893, № 15, с. 115, 1895, № 3, с. 21, № 35, с. 337, 1896, № 19-20, с. 163, 1898, № 50, с. 431, 1899, № 5-6, с. 29, 1903, № 12, с. 77, 1908, № 51-52, с. 365.
“Приб. к “ЦВ” 1893, № 18, с. 710, 1897, № 6, с. 212, № 7, с. 257, № 9, с. 324, 1903, № 45, с. 1745, 1909, № 9, с. 440, 441.
“Мисс. Календ.” 1907, с. 134.
“Херсон. Еп. Вед.” 1895, № 4 и 19.
“Богосл. Вестн.” 1909, март, с. 486, апрель, с. 663.
“Христ. Чтен.” 1909, март, с. 421.
“Церк. Вестн.” 1895, № 4, с. 115, № 36, с. 1131, 1133, 1156, № 40, с. 1264, 1265, 1896, февраль, с. 718, апрель, с. 356, 1910, № 7, с. 215.
“Изв. Каз. Еп.” 1883, № 10, с. 297.
“Красный Архив” т. 39.
“Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1894 г., с. 24, 1903 г., с. 138, 1905 г., с. 256, 266, 1906 г., с. 258-259, 270.
“Списки архиереев Иерархии Всерос.”. СПБ, 1896, № 539, с. 82.
Булгаков, с. 1412, 1416.
БЭС т. I, стб. 1103, т. II, стб. 2004.
БЭЛ т. VII, стб. 159, 160.

 
Должности и места служения

преподаватель
Семинария Вологодская духовная

9.11. 1864 г. 19 век   —  
1867 г. 19 век
  
  

преподаватель
Семинария Ярославская духовная

15.11. 1867 г. 19 век   —  
1870 г. 19 век
  
  

помощник инспектора
Семинария Ярославская духовная

9.03. 1868 г. 19 век   —  
1870 г. 19 век
  
  

секретарь Правления
Академия Московская духовная

1870 г. 19 век   —  
1883 г. 19 век
  
  

ректор
Семинария Харьковская духовная

7.04. 1883 г. 19 век   —  
1893 г. 19 век
  
  

ректор
Академия Санкт-Петербургская духовная

31.08. 1895 г. 19 век   —  
1899 г. 19 век
  
  

Санкт-Петербургская епархия

03/16.10. 1898 г. 19 век   —  
25.12. 1898 г. 19 век
   в/у
  

настоятель
Монастырь Симонов

1903 г. 20 век   —  
5.12. 1908 г. 20 век
  
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–