Биография
Иеремия в схиме Иоанн (Соловьев Иродион Иванович), епископ Нижегородский.
Родился 10 апреля 1799 г. в семье пономаря села Георгиевского, Ливенского уезда, Орловской губернии.
С 1810 г. обучался в Орловской (Севской) семинарии.
25 сентября 1819 г. окончил курс семинарии.
10 сентября 1820 г. определен учителем греческого языка и инспектором в Севское духовное училище.
С вступлением на самостоятельный жизненный путь перед будущим епископом встал вопрос — по какому руслу направить свою жизнь. В тайниках души его началась страшная борьба мыслей, чувств и намерений.
С одной стороны он чувствовал в душе своей пламенное стремление в монастырское уединение, с другой — его смущали те перспективы, которые рисовала светская жизнь.
Чувствуя такую нерешительность, он пламенно молился ко Господу. Плодом этой молитвы было то, что он охладел ко всему мирскому и даже несколько раз помышлял тайно удалиться от мира. Но затем решил посоветоваться с более опытными людьми и обратился к некоему старцу Геннадию, известному своей назидательностью. Старец Геннадий благословил юношу и вручил ему свой посох с тем, чтобы последний, не заходя в дом свой, отправлялся в Брянские леса. Но Иродион прослушал внушение старческое. Однако постоянная тоска и борьба мыслей не давали ему покоя. И через три года (в 1822 г.) он, преодолев все искушения, встретившиеся на его пути, вступил в Брянский Печерский монастырь, где выполнял разные монастырские послушания. Вскоре старцем монастыря Смарагдом он был представлен кандидатом для продолжения образования в Московскую духовную академию, но затем по просьбе его друга Иннокентия Борисова произошло изменение. 10 сентября 1824 г. он вызван в число студентов СПб духовной академии, где 25 ноября пострижен в монашество, а 25 декабря того же года рукоположен во иеродиакона.
14 августа 1827 г. по окончании академии рукоположен во иеромонаха и назначен законоучителем 2-го кадетского корпуса.
В 1828 г. причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской Лавры.
7 сентября 1829 г. назначен бакалавром СПб академии.
2 сентября 1830 г. перемещен инспектором Киевской духовной академии и 5 октября того же года возведен в сан архимандрита.
С 30 января 1831 г. — экстраординарный профессор богословия.
6 июня 1834 г. утвержден ректором Киевской духовной семинарии и членом духовной консистории, а 21 августа назначен настоятелем Киевского Выдубицкого монастыря.
В 1837 г. обозревал монастыри Киевской епархии и назначен председателем Комитета по устроению Киево-Софийского духовного училища.
С 6 ноября 1839 г. — ректор Киевской духовной академии и настоятель Киево-Братского училищного монастыря.
6 апреля 1841 г. хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии.
2 января 1843 г. переведен епископом Кавказским и Черноморским.
С 20 ноября 1849 г. — епископ Полтавский и Переяславский.
19 декабря 1850 г. перемещен на кафедру Нижегородскую.
17 июня 1857 г. уволен на покой в Нижегородский Печерский монастырь.
В 1860 г. тайно принял схиму с именем Иоанна.
15 февраля 1864 г. назначен настоятелем Нового монастыря на Алтае и начальником Алтайской миссии, но к месту назначения по старости не поехал.
Скончался 6 декабря 1884 г. Погребен в Благовещенском Нижегородском монастыре.
Просвещенный Иеремия, как архипастырь, трудился сравнительно недолго, но зарекомендовал себя великим и теплым молитвенником за свою паству, горячим поборником и поклонником церковного благочиния и благолепия.
Он зорко следил за духовно-нравственным состоянием своей паствы. Это был архипастырь строгий и справедливый.
Много полезного сделал он для новоучрежденной Кавказской епархии, где устроил и освятил до 12 церквей и Иоанно-Мариинский женский монастырь. Им же была открыта Кавказская семинария. На стипендии в ней преосвященный внес 8500 рублей собственный средств.
Однако, занимаясь внимательно и плодотворно епархиальными делами, уделяя время широкой благотворительности, преосвященный оставался сокровенным от мира подвижником, строгим аскетом. Он никогда не забывал, что он монах и строго хранил монашеские обеты.
Преосвященный очень любил и почитал святителя Тихона Задонского и стремился подражать ему в своей жизни.
Ближайшим духовным другом и соратником преосвящ. Иеремии был архиеп. Иннокентий Херсонский. С детства они делили друг с другом радость и горе, поверяли друг другу мысли и чувства, обращались друг к другу за советом и оба единодушно и совокупно любили прибегать к горячей молитве.
Преосвящ. Иннокентий высоко ценил критический ум, зрелость суждений и благочестивые чувства своего друга. Все свои сочинения он давал на предварительную его (Иеремии) оценку, а Иеремия благоговел перед высоким талантом друга и считал за счастье быть ему полезным. Они совместно совершали подвиг крестоношения.
Отличаясь склонностью к уединенной иноческой жизни, преосвященный Иеремия с первых же дней архипастырского служения стал просить увольнения на покой. Его желание исполнилось. На покое он прожил 27 лет, удивляя всех своим необычайным смирением, строгим постничеством, постоянной молитвой и всесторонней благотворительностью.
За свою богоугодную жизнь святитель Иеремия наделен даром прозорливости. "Пора домой", — были его последние слова, и он тихо почил от трудов своих.
После него остались автобиографические записки и ряд благоговейных размышлений, представляющих собой замечательный образец аскетической литературы и отличающихся глубокой назидательностью.
Труды:
Сокровища сельских духовных уроков (в извлечении).
Воспоминания преосвящ. Иеремии о высокопреосвящ. Иннокентии, архиеп. Херсонском. Помещены в сочинен. Виноградова И., прот.
Преосвящ. Иеремия, еп. Нижегородский. Нижний Новгород, 1886.
Поучения, говоренные к нижегородской пастве с присовокуплением келейных его записок за 1851-1853 гг. (свящ. Покровский Д.). Нижний Новгород, 1890.
Святый Иоанн Креститель (изъяснительные письма).
Приб. к Ц. В., 1890, № 33, с. 1077-1082.
Иноческие письма (Душеп. собес., 1889, с. 309-312 и годы — 1894, 1895, 1896, 1898, 1900, 1910, 1911, 1912, 1913, 1914).
Литература:
Виноградов И., прот. Преосвящ. Иеремия, еп. Нижегородский. Нижний Новгород, 1886.
Андросов Иеремия (Соловьев) как благотворитель Нижегородской семинарии. Нижний Новгород, 1900.
Савва, архип. Хроника моей жизни (автобиогр. записки). Св.-Троицк. Серг. Лавра, 1902, т. IV, с. 631; 1904, т. V, с. 492, 493, 813, 857, 863.
Адриан, иером. Жизнеописание иером. Николая, духовника Киево-Печерской Успенской Лавры. Киев, 1900, с. 10.
Воскресенский А. Многоскорбн. уч. преп. Серафима Саров. игум. Павло-Обнор. м-ря. Вологда, 1914, с. 79.
Мухин Киево-Братский училищный монастырь.
Родосский А. Слов. восп. СПб дух. акад., с. 179-181.
Денисов, с. 300, 544, 782.
Ефремов Л., прот. Блаж. памяти о. Иоанн Борисов, свящ. Преобр. церкви в г. Ельце. М., 1870, с. 24, 25.
Н. Д., с. 17, 29, 58, 77.
Булгаков, с. 1403, 1406, 1409, 1413.
Евтропов. Об еп. Нижегор. Иеремии (Соловьеве) (Записки Иеремии). Томск, 1901.
Толстой Ю., № 300.
Строев П., с. 10-11, 20, 25, 608, 928, 1025.
Списки архиереев, № 300.
Юбилейный сборник, с. 545.
Историч. свед. о г. Арзамасе, 1911, с. 70, 87, 217, 242, 246.
Киево-Златоверх. Мих. м-рь. Киев, 1889, с. 136.
Духовный дневник еп. Арсения (Ждановского), 1918, с. 608-609.
Нижегородские еп. вед., 1885, № 24.
-"- 1902, № 10.
Церковный вестник, 1884, № 50.
Истор. вестн., 1884, ноябрь, с. 312 п/с. 2; декабрь, с. 548, п/с. 1.
-"- 1888, ноябрь, с. 12.
-"- 1889, № 9 (статья Титова).
-"- 1890, ноябрь, с. 502.
Рус. инок, 1915, № 12-13, с. 735-742.
Рус. палом., 1904, № 31, с. 538-540.
Прав. собес., 1898, январь, с. 49.
-"- 1901, март, с. 310.
Самар. еп. вед., 1874, № 9, с. 198.
Душеп. чтен., 1895, март, с. 575, 576.
-"- 1897, октябрь, с. 267-271; ноябрь, с. 466-470.
-"- 1899, январь, с. 518.
Ж. П. Б., т. III, с. 207; т. IV, с. 90-91; т. X, с. 311; т. XII, с. 151-160.
Ж. М. П., 1945, № 12, с. 42, 43.
-"- 1957, № 1, с. 24.
Рус. архив, 1901, кн. 1-я, с. 41-44 (Переписка архип. Нила с еп. Иеремией о месте кончины Арсения Мацеевича).
-"- 1903, кн. 2-я, № 6, с. 281.
БЭЛ, т. VI, с. 311; т. VII, с. 641; т. X, с. 619.
БЭС, т. I, с. 1042; т. II, с. 1634, 1839.
РБС, т. VIII, с. 164-165.
|