link290 link291 link292 link293 link294 link295 link296 link297 link298 link299 link300 link301 link302 link303 link304 link305 link306 link307 link308 link309 link310 link311 link312 link313 link314 link315 link316 link317 link318 link319 link320 link321 link322 link323 link324 link325 link326 link327 link328 link329 link330 link331 link332 link333 link334 link335 link336 link337 link338 link339 link340 link341 link342 link343 link344 link345 link346 link347 link348 link349 link350 link351 link352 link353 link354 link355 link356 link357 link358 link359 link360 link361 link362 link363 link364 link365 link366 link367 link368 link369 link370 link371 link372 link373 link374 link375 link376 link377 link378 link379 link380 link381 link382 link383 link384 link385 link386 link387 link388 link389 link390 link391 link392 link393 link394 link395 link396 link397 link398 link399 link400 link401 link402 link403 link404 link405 link406 link407 link408 link409 link410 link411 link412 link413 link414 link415 link416 link417 link418 link419 link420 link421 link422 link423 link424 link425 link426 link427 link428 link429 link430 link431 link432 link433 link434

Архиереи



Герасим (Добросердов)

  
Ф.И.О.:  Добросердов Георгий Иванович
  
Сан:  епископ
Дата рождения:  1809 г. 19 век
Дата смерти:  1880 г. 19 век

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Биография

Герасим (Добросердов Георгий Иванович), епископ Астраханский и Енотаевский.
Родился 26 октября 1809 г. в семье причетника с. Бельска, Иркутской губернии.
Обучался в Иркутской духовной семинарии.
В июле 1831 г., будучи учеником высшего отделения семинарии, командирован в улусы бурят и других северных народов в качестве миссионера.
25 июля 1832 г. по окончании курса семинарии назначен учителем Иркутского духовного училища.
12 апреля 1836 г. рукоположен во священника к Иркутской Преображенской церкви.
В 1841 г., овдовев, поступил в СПб духовную академию.
1 марта 1845 г. пострижен в монашество.
23 сентября того же года по окончании курса академии назначен учителем Тверской семинарии.
С 21 августа 1846 г. — инспектор Кавказской дух. семинарии.
1 октября 1846 г. возведен в сан игумена; 6 октября того же года утвержден в степени магистра.
16 апреля 1849 г. назначен ректором Кавказской семинарии, а 12 мая того же года возведен в сан архимандрита.
С 25 октября 1850 г. — ректор Симбирской семинарии.
С 8 сентября 1855 г. — ректор Харьковской семинарии и настоятель Старо-Харьковского (Куряжского) Преображенского монастыря.
С 12 марта 1860 г. — ректор Калужской семинарии и настоятель Лихвинского Покровского монастыря.
10 марта 1863 г. хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии.
С 13 января 1864 г. — епископ Ревельский, викария С.-Петербургской епархии.
24 июня 1865 г. переименован епископом Ладожским.
26 января 1866 г. назначен епископом Самарским и Ставропольским.
С 8 декабря 1877 г. — епископ Астраханский и Енотаевский.
Скончался 24 июня 1880 г. Погребен в Астраханском кафедральном соборе.
С детских лет преосвящ. Герасим отличался кротостью и добросердечием, за что и получил от ректора семинарии свою фамилию. Он имел очень нежное, любящее сердце, ему присуща была некоторая сентиментальность. Очень любил свою мать и "горько, неутешно плакал на ее могиле, пять раз отходил и опять возвращался".
В нем с детства сильно было развито религиозное чувство. С ранней юности его руководителями были старцы монахи; он в сладость беседовал с ними.
В семинарии он мечтал о пустынножительстве в пещере и одно время юродствовал, так что был помещен в дом призрения убогих.
Он постоянно ощущал живую связь с Богом. "В течение жизни моей", — говорил Герасим при наречении его во епископа, — "неоднократно уже, хотя и не всегда вразумительно, слышался мне глас Божий". Имея такую возвышенную душу, преосвящ. Герасим мало думал о земном, в нем чувствовалась отчужденность от жизни. На высоте епископской кафедры он мечтал о пустынножительстве и верил в возможность осуществления аскетических идеалов древней Фиваиды. Поэтому о его деятельности в епархии складывалось отрицательное мнение.
Большая часть его архипастырской жизни прошла в Самарской епархии. Здесь он устроил епархиальное женское училище, учредил воскресные школы при семинарии и некоторых церквах, организовал воскресные собеседования с сектантами, для оказания помощи нуждающемуся духовенству организовал специальную кассу. Во время постигшего Самарскую губернию бедствия (голода) еп. Герасим лично посетил около ста приходов, терпящих лишения, и утешал пастырей и прихожан. Предложил Самарской консистории открыть подписку по Самарской епархии в пользу бедствующих.
Заботясь о просвещении, преосвященный пожертвовал капитал в 5000 рублей, на проценты с которого утверждена стипендия при СПб академии. Он выпустил воззвание о прекращении базаров в воскресные дни.
Преосвящ. Герасим был добрым, внимательным духовным отцом, умел "наставить, утешить, пожурить, вразумить, успокоить". Особенно привлекал к себе сердца благочестивых и чувствительных женщин. "С отверстым, исполненным участия сердцем" он шел навстречу немощам своих духовных дочерей. Эта деятельность Герасима, как руководителя "боголюбивых жен", встречала двоякую оценку. Враги его "имя пронесли, яко зло и всеми злословиями старались затмить благолепную светлость доброты его и кротости". Еп. Герасим со смирением переносил все, будучи твердо уверен в правильности и безвинности своих действий. Благочестивую настроенность он сохранил до последних дней жизни и скончался в полном сознании, произнося свою любимую молитву: "Упование мое — Отец, прибежище мое — Сын, покров мой — Дух Святый".
Преосвящ. Герасим — автор многих произведений, отличающихся лирическим настроением.

Труды:
О Собственном законодательстве в Правосл. Церкви. Странник, 1860, февраль, отд. II, с. 100.
О Богоучрежденности трех степеней церковной иерархии. Странник, 1860, март, с. 152.
О степенях епископской власти. Странник, 1860, июнь, с. 413.
Отношение между верою и добрыми делами. Странник, 1860, август, с. 75.
Блаженный Андрей Ильич. Странник, 1864, октябрь, с. 5.
Блаженный Антоний Алексеевич. Странник, ч. II; СПб., 1865. 22 с.
Некоторые обстоятельства жизни о архим. Макария и его переписка с Е. М. З. Странник, 1861, апрель, с. 208.
Выдержка из дневника одного из вдовых священников. Астрахан. еп. вед., 1879.
Выдержки из моих воспоминаний. Астрахан. еп. вед., 1880, № 18.
Мысль о содействии успехам Алтайской Миссии. // "Странник". 1866, 1.
Недостаточность откровенной религии в деле нашего спасения (магистерская диссертация).
Краткий очерк жизни настоятеля Введенской Оптинской пустыни архим. Моисея. СПб, 1865.
Надгробное слово. СПб, 1865.
Чин исповедания и обещания архиерейского.
Слова и речи на разные случаи. Калуга, 1860.
Слово в день св. Пасхи.
Слово в день св. ап. Иоанна Богослова.
Слово в неделю всех святых.
Слов в день Успения Божией Матери.
Слово в день памяти св. равноап. кн. Владимира. Самар. еп. вед., 1876, № 18, с. 369.
Слово в неделю 25-ю по Пятидесятнице. Самар. еп. вед., 1876, № 19, с. 393.
Речь при дворянских выборах. Дух. беседа, 1866, № 42.
Речь в Самар. кафедр. соборе об избавлении от холеры. Дух. беседа, 1866, № 38.
Письма к инокине, Душеп. чтен., 1888, ч. III.
Письма к инокине о значении пострига в иноческом звании и о некоторых обязанностях, условливаемых оным. // "Странник". 1865, VI. нояб.
Вопросы монахини Евпраксии и ответы архим. Герасима. М., 1883. 2 кн. (Из Душеп. чтен.).
Духовные советы в письмах к игуменье Евпраксии. Душеп. чтен., 1887, II.
Переписка и беседа с инокинями. Душеп. чтен., 1889, III.
Письма к дух. дочери Александре Ефимовне фон Руммель, в 2-х книгах, Душеп. чтен., 1883.

Литература:
Благонравов М., свящ. Архиереи Астрахан. еп. за 300 лет ее существования с 1602 до 1902 г. Астрахань, 1902, с. 148-161.
Никанор (Бровкович), архиеп. Минувшая жизнь. Одесса, 1913, т. I, с. 125.
Савва архиеп. Тверской Хроника моей жизни, с. 109, 386, 659.
Родосский А. Слов. восп. СПб дух. акад., с. 101-102.
Булгаков, с. 1395, 1411.
Денисов, с. 275.
Строев П., с. 42, 268, 575, 969, 1028.
Списки архиереев, № 378.
Н. Д., с. 20, 22, 53, 78.
Жизнеописание еп. Герасима, составленное монахиней Евсивией.
Самар. еп. вед., 1867, № 1, с. 1-2; № 5, с. 57, 120; № 16, с. 398, 399; № 18, с. 429; № 24, с. 573.
Самар. еп. вед., 1868, № 12, с. 307; № 13, с. 321; № 21, с. 519.
-"- 1869, № 5, с. 101; № 8, с. 174; № 18, с. 426; № 19, с. 451; № 21, с. 507; № 22, с. 523.
Самар. еп. вед. 1870, № 5, с. 97; № 11, с. 241; № 20, с. 463; № 21, с. 481; № 24, с. 555.
Самар. еп. вед. 1873, № 12, с. 3-12; № 22, с. 433.
-"- 1874, № 12, с. 265; № 23, с. 497.
-"- 1875, № 2, с. 44; № 8, с. 173; № 9, с. 193; № 11, с. 241; № 17, с. 369.
-"- 1876, № 3, с. 49; № 5, с. 103; № 24, с. 489.
-"- 1878, № 3, с. 49.
-"- 1879, № 20, с. 385.
-"- 1880, № 18, с. 282-288.
Изв. Казан. еп., 1878, № 2, с. 34.
Прав. собес., 1898, январь, с. 56.
Труды К. Д. А., 1870, август, с. 34.
Приб. к Ц. В., 1900, № 52, с. 2179-2180.
Христ. чтен., 1868, май, с. 752-753.
-"- 1872, октябрь, с. 52.
-"- 1881, июль, с. 90.
Прав. обозрение, 1866, октябрь, c. 79, 94.
-"- 1867, август, с. 202.
-"- 1868, апрель, с. 184, 186.
-"- 1871, январь, с. 165.
-"- 1873, т. III, с. 607.
Ж. П. Б., т. XI, с. 291-305, 333.
Русская старина, 1880, июль, с. 606-607.
Здравомыслов К. Иерархи Новгородской епархии, с. 226-228.
БЭЛ, т. IV, с. 241.
БЭС, т. I, с. 259, 633; т. II, с. 1993.
РБС, т. IV, с. 473-476.

 
Должности и места служения

учитель
Семинария Тверская духовная

23.09. 1845 г. 19 век   —  
1846 г. 19 век
  
  

инспектор
Семинария Ставропольская духовная

21.08. 1846 г. 19 век   —  
1849 г. 19 век
  
  

ректор
Семинария Ставропольская духовная

16.04. 1849 г. 19 век   —  
1850 г. 19 век
  
  

ректор
Семинария Симбирская духовная

25.10. 1850 г. 19 век   —  
1855 г. 19 век
  
  

ректор
Семинария Харьковская духовная

8.09. 1855 г. 19 век   —  
1860 г. 19 век
  
  

ректор
Семинария Калужская духовная

12.03. 1860 г. 19 век   —  
1863 г. 19 век
  
  

Астраханская епархия

08/20.12. 1877 г. 19 век   —  
24.06/06.07. 1880 г. 19 век
  
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–