Архиереи



Борис (Плотников)

  
Ф.И.О.:  Плотников Владимир Владимирович
  
Сан:  епископ
Дата рождения:  1855 г. 19 век
Дата пострига:  29.03. 1886 г. 19 век
Дата хиротонии:  9.05. 1899 г. 19 век
Дата смерти:  18.11. 1901 г. 20 век

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Биография

Борис (Плотников Владимир Владимирович), епископ Ямбургский, викарий С-Петербургской епархии.
Сын столоначальника Красноярского Духовного Правления.
Родился в 1855 году.
По окончании образования в Красноярском Духовном училище и в Томской Духовной Семинарии Преосвященный Борис в 1876 году прибыл на казенный счет в Казань для поступления в Казанскую Духовную Академию. Несмотря на слабое здоровье (страдал катаром легких) Владимир Владимирович блестяще выдержал конкурсные экзамены, был принят в Академию первым студентом и зачислен на церковно-практическое отделение. В течение студенческой жизни Плотников держал себя в стороне, редко принимал участие в интимных товарищеских беседах и прослыл за человека гордого и высокомерного. Но это была ошибка, т.к. на самом деле от природы он был человеком простым и добрым, но весьма сдержанным, застенчивым и неговорливым. Скоро обнаружилось, что Плотников обладал выдающимися умственными дарованиями, весьма основательной научной подготовкой и неутомимой жаждой знаний. Поступив в Академию с основательным знанием древних языков, Плотников в Академии основательно изучил английский язык и сверх того серьезно занялся изучением славянских наречий у известного лингвиста И. Будуэн-Куртенэ, бывшего в то время профессором Казанского университета. Под его руководством Плотников изучил польский язык. С течением времени открылось, что языкознание не составляло специальной задачи ученых занятий, а приобреталось им лишь в качестве вспомогательного средства для богословских исследований.
Научно-литературные труды первоначально выражались в весьма дельных студенческих семестровых сочинениях. Так, еще на первом курсе он написал "Разбор сравнительной мифологии Макса Мюллера", который был им напечатан в "Филологических записках"(1879 г., вып. II и IV); на втором курсе им было написано "Палеографико-глоттологическое исследование среднеболгарского Служебника 1532 года", напечатанное потом в тех же "Филологических записках".
На третьем курсе темой для кандидатского сочинения Плотников избрал: "Главные моменты в истории христианского просвещения в его отношении к древнему греко-римскому образованию и греко-римской науке и литературе, от начала христианства до эпохи возрождения". Это сочинение не только доставило автору степень кандидата богословия, но и обратило на него внимание профессуры как на весьма талантливого юношу. Ему было предложено серьезно заняться словесностью и литературой и на четвертом курсе он избрал их своей специальностью вместе с Основным богословием. По окончании курса он представил в качестве ученой работы сочинение на тему: "Основные принципы научной истории литературы".
В 1880 году по окончании Академии со степенью кандидата богословия, Плотников должен был перейти на кафедру словесности и истории литературы и работать в сфере науки, наиболее сродной его натуре, но неожиданное обстоятельство совершенно изменило его положение и увлекло далеко от родной Академии. В июне 1880 года, вскоре по окончании выпускных экзаменов в Академии, в Казань приехал начальник Японской миссии Преос. Николай Касаткин. Его беседа, раскрывшая блестящую перспективу миссионерской деятельности в отдаленной Японии, произвела на Плотникова столь сильное впечатление, что он, забыв об обещании, данном Академии, сразу дал свое согласие на поступление в миссию, в надежде найти там более широкое поприще для применения своих богатых сил и дарований. Но этому желанию не суждено было осуществиться, т.к. поступить в Японскую миссию можно было не иначе, как только с принятием монашества, тогда Плотников не был готов к такой перемене своего звания и наотрез отказался. Потеряв и приват-доцентуру, он вынужден был принять назначение на должность преподавателя словесности с историей русской литературы и логики в Томской семинарии. Служба в Сибири была для него временем тяжких испытаний и лишений.
Широко талантливая натура молодого преподавателя не могла ограничиваться рамками семинарской программы, а неутомимая жажда знаний и ученых работ не находили себе удовлетворения при сравнительной бедности семинарских библиотек. Все это создавало мрачное настроение и притупляло дарование.
После четырех лет работы в Томской Семинарии, в 1884 году Академия вспомнила о своем питомце и извлекла его из суровых дебрей Сибири. Совет Казанской Духовной Академии избрал его на вакантную кафедру метафизики, освободившуюся за смертью профессора.
Так как устав Академии обязывал исполняющих должность доцента в течение двух лет представить магистерские диссертации, то молодой метафизик энергично взялся за работу и через год представил в Совет Академии диссертацию на тему: "История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности. Период первый от начала христианства до Константина Великого".
Одновременно с этой диссертацией он представил новую работу: "Вопрос о классиках" (Взгляд на его историю, его современное состояние и значение).
Пока эти его сочинения находились на рассмотрении рецензента, он успел продолжить свой труд и довел историю христианского просвещения до конца царствования Юстиниана. Сочинение удостоено похвального отзыва со стороны рецензента, указавшего в числе многих достоинств автора "замечательную ясность и широту его взгляда, умение разбираться в самых сложных и трудных вопросах, способность к синтезу, обобщение разнообразных мнений и суждений, необыкновенную ясность и отчетливость изложения". Плотников удостоен степени магистра богословия и утвержден в должности доцента Академии.
К этому же времени у Плотникова вставал вопрос о жизни.
Холостая одинокая жизнь тяготила его, страшно мучила тоска и неудовлетворенность жизнью и он ухватился за мысль о монашестве.
29 марта 1886 года состоялось пострижение его в монахи с именем Бориса. Вскоре затем он был рукоположен во иеродиакона и ко дню Св. Пасхи — во иеромонаха.
В октябре того же года он был назначен инспектором Московской Духовной Академии с возведением в сан архимандрита. Одновременно с инспекторством ему была назначена кафедра "Введения в круг богословских наук".
Теперь он должен был навсегда расстаться с родной Академией и идти по пути земного поприща, открывавшего ему постепенно различные должности.
В 1888 году архимандрит Борис был переведен на должность ректора Киевской Духовной Семинарии. Вместе с этим он сделался редактором издаваемого при Семинарии журнала "Руководство для сельских пастырей" и председателем Комитета по изданию журнала "Воскресное чтение" с повременными выпусками "Киевских листков" религиозно-нравственного содержания.
В конце 1888 года был назначен председателем Киевского Епархиального Училищного Совета, а в августе 1892 года — старшим цензором С-Петербургского Комитета Духовной Цензуры и членом Учебного комитета при Святейшем Синоде, но занимал эти должности до момента назначения на пост ректора С.-Петербургской Духовной Академии. Призванный на трудный и ответственный пост ректора столичной Академии, архимандрит Борис целью своей деятельности поставил содействовать возможно большому преуспеянию и процветанию Академии.
"Академия, говорил он, должна стать рассадником общественных деятелей, сильных убеждением в высоте и святости того дела, которому они будут служить, устойчивых в борьбе со злом, проникнутых любовью к людям, способных быть не только учителями, но и действительными духовными врачами народа, для которых жизнь была бы поприщем неустанного труда, посвященному не достижению собственного только благополучия, а, главным образом, благу Церкви, общества, и народа".
Разные служебные неприятности и огорчения, а также сырой климат северной столицы вредно отразились на слабом здоровье архимандрита Бориса и он вынужден был просить место настоятеля миссии в Константинополе. Согласно прошению, с декабря 1893 года он был назначен на эту должность, где пробыл до 1899 года.
17 февраля 1899 года снова назначен ректором столичной С.-Петербургской Духовной Академии, на которой и состоял уже в сане епископа до 20 января 1901 года.
Наречение архимандрита Бориса во епископа состоялось в храме С.-Петербургской Духовной Академии.
9 мая 1899 года в Исаакиевском кафедральном соборе, совершена была хиротония архим. Бориса во епископа Ямбургского, викария С.-Петербургской епархии. Хиротонию совершали: митрополит С.-Петербургский и Ладожский Антоний; архиепископ Новгородский и Старорусский Феогност; архиепископ Тверской и Кашинский Дмитрий и др. архиереи.
В 1901 году был назначен председателем училищного Совета при Свят. Синоде и членом Синода.
В сентябре — почетный член С.-Петербургской Духовной Академии. 18 ноября 1901 года епископ Борис скончался от острых приступов астмы в Крыму. Погребен в Симферополе.
Это был выдающийся человек. Глубокий знаток слова Божия, умевший своим красноречием привлекать к себе слушателей. Он обладал феноменальной памятью, даром слова убеждения. По жизни был аскет и молитвенник. Он был, по выражению современников его, "украшением Церкви".

Труды:
О сравнительной мифологии Макса Мюллера. Изложение и критика новейшей лингвистической теории мифов. Воронеж, 1880
Среднеболгарский Служебник 1532 года Палеографико-глоттологическиое исследование. Воронеж, 1880.
Из церковно-общественной жизни в Сибири. Сборник статей. Томск, 1884.
Вопрос о классиках. Взгляд на историю, его современное состояние и значение. Введение в историю христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности. Казань, 1884.
История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности. Первый период — От начала христианства до Константина Великого. Казань, 1885.
См. "Прав. Собес." 1886, июнь.
Период второй — От торжества христова при Константине Великом до окончательного падения греко-римского язычества при Юстиниане (313-529 г.г.). Казань, 1890.
Период третий — Византийский — От Юстиниана до падения Константинополя (529-1459 г.г.).
Опыт объяснения XIX главы книги Бытия с обращением особого внимания на апологетическое ее значение. Москва, 1888.
О значении и пользе образования. Речь к учащимся. Киев, 1888.
Космология или метафизическое учение о мире. Выпуск первый. О пространстве времени. Москва, 1888.
Выпуск второй. О движении материи и силе. Харьков, 1889.
Основные принципы научной теории литературы. Методологическое исследование. Воронеж, 1888.
Задачи метафизики. Введение в курс метафизики. Харьков, 1889.
В каких отношениях особенно важно для пастырей Церкви обладать научным знанием богословия? Киев, 1889.
Общее введение в круг богословских наук. Киев, 1890.
К учащимся. О побуждениях к усердным занятиям науками, по учению слова Божия. Беседа, Изд. 2-е, СПб., 1893.
Об изучении истории просвещения вообще и истории литературы в особенности. Воронеж, 1890.
Главные черты арийской доисторической культуры по данным сравнительного языкознания. Воронеж, 1890.
О невозможности чисто-физиологического объяснения душевной жизни человека. Апологетическое исследование. Харьков, 1890.
"О начале мира". Апологетическое исследование. Киев, 1891.
Записки по пастырскому богословию. Вып. I-IV. Киев, 1892.
Речь, напечатанная в "Церк. Вестн." № 46, 1892.
"О свете духовном". Прощальная напутственная беседа окончившим курс студентам СПБ Духовной Академии. Изд. СПб., 1893.
В чем искать счастья в жизни. Изд. 2-е, СПб., 1893.
Очерки по истории просвещения в период Византийский. Вып. I, Киев, 1893.
К учащимся. "О значении и пользе образования". Беседа. Изд. 2-е, СПб., 1893.
Слово, сказанное в церкви С.-Петербургского клинического военного госпиталя. СПб., 1899.
"Об употреблении времени". Речь студентам СПБ Духовной Академии пред молебствием в начале учебного года. СПб., 1900.
Прощальная речь профессорам и студентам СПБ Духовной Академии, сказанная перед последним служением в Академической церкви. II. П. 1901 года. СПБ.
Записки по Пастырскому богословию, сделано к английскому сочинению Hopins'a "Pasteral Theology".

Свои статьи епископ Борис помещал в разных духовных и светских журналах и периодических изданиях, как-то:

"Томские Епархиальные Ведомости",
"Филологические записки",
"Руководство для сельских пастырей",
"Вера и Разум",
"Прибавление к творениям св. отцов",
"Православное Обозрение",
"Чтение Общ. Любит. Дух. Просвещ.",
"Православный собеседник",
"Труды Киевской Духовной Академии" и др.
Отзыв проф. Ф.А. Курганова на книгу ректора Киевской Духовной Семинарии архимандрита Бориса: "История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности". Период второй. "Прав. Собес." 1912, ноябрь.

Литература:

"Церк. Ведом." 1890, № 20, с. 183.
- " - 1901, № 4, с. 21.
"Приб. к "ЦВ" 1899, № 20, с. 786-789.
- " - 1901, № 39, с. 1426-1430.
"Прав. Собес." 1897, декабрь, с. 22.
- " - 1899, январь, с. 26, отчет.
- " - 1900, февраль, с. 215.
- " - 1900, март, с. 28, отчет.
- " - 1901, ноябрь, с. 733-742
"Церк. Вестн." 1892, № 46.
- " - 1893, № 50.
- " - 1891, № 1, с. 11.
- " - 1899, № 17.
- " - 1901, № 7 и 8.
"Истор. Вестн" 1890, сентябрь, с. 685.
"Мис. обозр." 1901, март, с. 297.
"Изв. каз. еп." 1886, № 18, с. 479.
"Христ. Чтение" 1900, март, с. 487, 497- 498.
- " - 1901, апрель-июнь, с. 56, 97.
- " - 1902, март, с. 351- 354.
"Красный Архив" 1930, т. 40, с. 104-105.
Булгаков с. 1412.
БЭС т. 1, с. 390.
БЭС т. II, с. 1816.
БЭЛ т. II, с. 968-971.
Наречение и хиротония Преосвященного Бориса, и епископа Ембургского и первое архиерейское служение его преосвященства в Церкви СПБ Духовной Академии. СПб., 1899.
Брадович И. "Прощание ректора Киевской Духовной Академии, преосвящ. Бориса, с Академией и духовенством в г. Киеве." Киев, 1902.
Венгеров С.А. Критич.- библиогр. словарь русских писателей и ученых. т. V, с. 328-337.
Терновский. Историч. записка о состоянии Казанской духовной академии после ее преобразования (1870-1892 г. г.), с. 328-361.
Булашев Г.О. "Десятилетие учено-литературной деятельности епископа Бориса". Киев, 1890, авг., с. 39. (Оттиск из "Рук. для сельских пастырей" 1890).
"Состав Свят. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1901 год", с. 212-213.

 
Должности и места служения

инспектор
Академия Московская духовная

10. 1886 г. 19 век   —  
1888 г. 19 век
  
  

ректор
Семинария Киевская духовная

1888 г. 19 век   —  
19 век
  
  

ректор
Академия Санкт-Петербургская духовная

19 век   —  
12. 1893 г. 19 век
  
  

ректор
Академия Санкт-Петербургская духовная

17.02. 1899 г. 19 век   —  
20.01. 1901 г. 20 век
  
  

председатель
Совет Училищный Святейшего Синода

1901 г. 20 век   —  
1901 г. 20 век
  
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–