|
Арсений (Жадановский)
|
Ф.И.О.: Жадановский Арсений Иванович |
|
|
Сан:
епископ
|
Место:
рождения: г. слобода Писаревка Волчанского у. Харьковской губ.
смерти и погребения: Московская обл., Бутовский полигон
|
Дата рождения:
06.03.
1874 г.
19 век
|
Дата смерти:
27.09.
1937 г.
20 век
|
Церковная принадлежность
|
Образование
|
Биография
Арсений (Жадановский Арсений Иванович), епископ б. Серпуховский, викарий Московской епархии, последний наместник Чудова Монастыря в Московском Кремле.
Родился в 1874 году в Харьковской епархии в семье священника.
10-летним отроком родители отдали его в Харьковское духовное училище. Среди своих товарищей он показался самым малым по росту. "Приехал, вспоминает он сам о себе, к нам однажды в училище приснопамятный Амвросий, архп. Харьковский. Нас — учеников в актовом зале выстроили в ряды. Владыка — архиеп., проходя по рядам, обратил внимание на меня, как самого между всеми другими маленького ученика, вывел меня на средину зала и, обратившись к сопровождавшим его лицам, сказал: "Смотрите, вот теперь самый маленький ученик, а будет архиереем". Конечно, на эти слова, как это всегда бывает в нашей жизни, никто тогда не обратил никакого внимания". После окончания училища он поступил в Харьковскую духовную семинарию, курс которой окончил в 1894 году и был определен на должность надзирателя-репетитора в духовном училище, а затем преподавателя Осиновской церковно-приходской школы. Вскорости заболел безнадежно его отец (старец-протоиерей) и он решил уже стать священником в своем родном крае. Но, Господь судил иначе. Арсений послал письмо о. Иоанну Кронштадскому с просьбой помолиться о болящем отце и о том, какой избрать ему жизненный путь.
Отец Иоанн ответил на его письмо благопожеланием о выздоровлении отца, а ему благословил избрать монашеский путь. После этого отец его вскоре поправился, а сам он принял монашество от архиепископа Амвросия (Ключарева) (пострижен в 1899 г. в мантию в Святогорской Успенской Пустыни в Харьковской епархии) и в 1899 году поступил в Московскую Духовную Академию. Когда он проезжал через Москву, то зашел в Чудов монастырь.
Здесь он приложился к раке святителя Алексия. Когда он подходил, то почувствовал необыкновенную отраду и утешение и показалось ему, что раку св. мощей окружает как бы некий лучезарный свет. С этого момента сердце его сроднилось со святителем. В трудные моменты жизни он прибегал к его помощи и всегда получал утешение.
О его епископстве предрекал еще старец Чудова монастыря игумен Герасим.
9 мая 1902 года рукоположен во иеромонаха.
В 1903 году он окончил Академию со степенью кандидата богословия. Был назначен казначеем Чудова монастыря в Московском Кремле, а в следующем году — наместником этой обители с возведением в сан архимандрита.
Митрополит Владимир скоро оценил духовные дарования и административные способности нового наместника. И, действительно, за время пребывания в этой должности архимандрит Арсений сделал много полезного для монастыря, обратив эту обитель в рассадник духовного просвещения для всей Москвы. Своим истовым служением он всегда привлекал большое число молящихся в Чудов монастырь. Идя навстречу духовным потребностям богомольцев, он предпринял издание "Духовных Дневников", которые ценились верующими людьми за свою содержательность. Помимо этого, архим. Арсений занимался изданием разных брошюр духовно-нравственного содержания. За последние три года пребывания в монастыре он при участии миссионера Айвазова начал издание для народа специальной религиозно-просветительной литературы под названием "Лепта обители Святителя Алексия". Эта "Лепта" вышла в десятках тысяч и разошлась по всему лицу Русской земли. Идя навстречу более серьезным духовным запросам русского народа, архим. Арсений, при участии того же миссионера, стал издавать с 1912 года журнал "Голос Церкви". Этот журнал считался одним из наиболее живых и содержательных богословских ежемесячников. Сам архимандрит принимал в нем не только редакционное, но и литературное участие. Дороги были сердцу будущего святителя нужды Русской православной миссии. Он открыл при Чудовом монастыре отдел Камчатского миссионерского братства и всегда откликался на нужды Московского братства Святителей Московских, не раз пригревая его собрания под кровлей Чудова монастыря.
Архимандрит Арсений проявил себя и как администратор. За немногие годы управления Чудовым монастырем он возвысил иноческую жизнь в обители и значительно улучшил материальное положение братии. С назначением его на пост епископа он сохранил связь с Чудовым монастырем, т.к. кроме пребывания в нем он сохранил и звание наместника.
8 июня 1914 г. в Алексеевском храме Чудова монастыря состоялась хиротония архм. Арсения во епископа Серпуховского, пятого викария Московской епархии. Хиротонию совершали: митр. Московский Макарий, управляющий Московским Донским монастырем архиепископ Алексий, епископ Пермский Палладий и другие епископы.
В ноябре 1916 г. переименовали в четвертого викария Московской епархии.
В 1918-19 гг. проживал в Серафимо-Знаменском скиту.
В декабре 1919 года выехал в епархию в Серпухов. С 1927 г. находился в оппозиции митр. Сергию (Страгородскому).
В 1923 году упоминается еще епископом Серпуховским.
С 1923 года епархией не управлял, но проживал в подмосковных монастырях, затем в Понетаевском и Дивеевском монастырях, а после из закрытия (1927 г.) снова под Москвой на даче.
В последние годы с 1927 года переехал на жительство в г. Арзамас.
Перед арестом проживал в с. Котельниково Ухтомского р-на Московской области. Арестован 13 апреля 1937 г. Был обвинен в руководстве и организации "контрреволюционной организации нелегальной монархической организации церковников — последователей "ИПЦ"
Расстрелян 27 сентября 1937 г.
Реабилитирован 21 мая 1956 г.
Состоял с 1927 года в скрытой оппозиции Московской Патриархии, не принимая назначений и не выступая на общественных богослужениях, примыкал всецело к одинаково с ним настроенному еп. Серафиму (Звездинскому). Много огорчений причинял этим покойному Патриарху (тогда митрополиту) Сергию.
Еще с первых лет своей жизни в Чудовом монастыре "старчествовал" приблизительно до 1927 года. Имел много почитателей в Москве и за Москвой. Проживая в Арзамасе и под Москвой, он постепенно сокращал круг своих активных почитателей, замыкаясь и изолируя себя от общения с широкими массами верующих. Духовный писатель. Помещал свои статьи в журнале "Голос Церкви" и др. церковно-богословских журналах. Оставил печатные дневники за целый ряд лет (оттиски из "Голос Церкви"), сборник рукописей: семь воспоминаний об известных в годы проживания его в Москве (1904-1923 гг.) церковных деятелях, лично ему известных. Сюда вошли следующие биографии: строителя Зосимовой пустыни схи-игумена Германа, великого старца той же пустыни слепца иеросхимонаха Алексия, воспоминания об о. Иоанне Кронштадском, черты из жизни четырех известных в Москве настоятелей московских церквей отцов протоиереев Алексия Мечева (о. Маросейки), Василия Постникова, Николая Смирнова (Калашевского) и Александра Стефановского. Сохранилась еще его интересная переписка с родными и вторая глава его автобиографии. Все эти рукописи отпечатаны и в настоящее время составляют в переплете объемистую книгу.
Труды:
"Преподобный Макарий Египетский". Москва, 1911.
"Гефсимания" (Краткие сведения о Гефсиманской женской общине). Москва, 1911.
Духовный дневник. "Голос Церкви" 1912-1916 гг. и отд. изд. М. 1910-1912 гг.
К годовщине прославления святителя Иоасафа Белгородского чудотворца. "Голос Церкви" 1912, сентябрь, с. 197.
Светоч Православной Церкви Христовой — преп. Макарий Египетский. "Голос Церкви" 1913, февраль-март.
Акафист преподобному Арсению.
Творения преп. Макария Египетского, в их систематическом изложении. "Голос Церкви", 1913, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь.
Духовная беседа. "Голос Церкви" 1914, январь, с. 30-37.
Доброе житие. "Голос Церкви" 1914, январь, с. 33-47. Отд. изд. М. 1914 г.
Древне-христианская практика причащения Св. Таин, в связи с современной — в Православной Церкви. "Голос Церкви" 1914, февраль, март, апрель.
О священстве. "Голос Церкви" 1914, с. 41-60.
Речь при наречении его во епископа Серпуховского, вик. Московской епархии. "Голос Церкви" 1914, сентябрь, с. 19-26.
Речь, сказанная в Московской Городской Думе 22 июля 1914 г. перед молебном о даровании победы. "Голос Церкви" 1914, октябрь, с. 22-23.
Речь, сказанная в Московском Политехническом музее 24 августа 1914 года, пред открытием чтений для рабочих. "Голос Церкви" 1914, октябрь, с. 24-27.
Речь на современные темы. "Голос Церкви" 1915, январь, с. 60-64.
"Воспоминания о семи церковных деятелях" (рукопись).
Письма к родным.
Автобиография.
Литература:
"Церк. Вед." 1914, № 22, с. 257, 261, 1916, № 50, с. 434.
"Приб. к "ЦВ" 1914, № 24, с. 1096.
"Голос Церкви" 1914, июнь, с. 213-215, сентябрь, с. 20-22.
ФПС I, № 58, с. 3, III, с. 2.
ФАМ I, № 30, с. 3.
"Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 г.", с. 22-23.
M. Pol'skij, Novye muceniki I, 150-152; 180; II, 279.
|
Должности и места служения
Библиография
1
|
Кровью мучеников созидалась святая церковь..
Православная Москва..
Москва.
1997
.
|
|
2
|
Фомин С., сост..
Соль земли.
Москва.
Паломник.
1998
.
333 с.: [8] л. ил..
|
|
Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–
|
|
|
|