|
Афанасий (Соколов)
|
Ф.И.О.: Соколов Андрей Григорьевич |
|
|
Сан:
архиепископ
|
Место:
рождения: г. Буй, Костромской губ.
смерти: Кизический Введенский монастырь
погребения: Казанский собор
|
Дата рождения:
27.06.
1801 г.
19 век
|
Дата пострига:
22.08.
1825 г.
19 век
|
Дата хиротонии:
25.06.
1841 г.
19 век
|
Дата смерти:
01.01.
1868 г.
19 век
|
Церковная принадлежность
|
Образование
|
Биография
Афанасий (Соколов Андрей Григорьевич), архиепископ Казанский.
Родился 27 июня 1801 года в г. Буе Костромской губернии в семье бедного причетника.
Окончил Костромскую духовную семинарию и в июле 1821 года поступил в Петербургскую духовную академию.
22 августа 1825 года по окончании курса академии пострижен в монашество; 29 августа назначен бакалавром академии; 8 сентября посвящен во иеромонаха; 17 декабря получил степень кандидата богословия.
30 января 1826 года определен инспектором Псковской семинарии; 23 октября удостоен звания магистра.
3 апреля 1827 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Спасо-Мирожского монастыря.
28 августа 1828 года определен ректором и профессором Харьковского коллегиума.
С апреля 1830 года — ректор Черниговской семинарии; 11 июня того же года назначен настоятелем Успенского Елецкого монастыря.
С 29 апреля 1832 года — ректор Тверской семинарии и настоятель Троицкого Калязина монастыря.
С 7 марта 1838 года — ректор С.-Петербургской семинарии и архимандрит Толгского монастыря, а с 5 августа — член духовно-цензурного комитета.
25 июня 1841 года хиротонисан во епископа Томского и Енисейского.
С 24 декабря 1853 года — архиепископ Иркутский.
С 3 ноября 1856 года — архиепископ Казанский.
9 ноября 1866 года уволен на покой в Кизический Введенский монастырь.
Скончался 1 января 1868 года. Погребен под главным алтарем Казанского собора.
Преосв. Афанасий — ревностный и просвещенный архипастырь своего времени. Любовь к науке, жажда знаний были его отличительными чертами с ранней юности и до конца жизни. С особой любовью он занимался изучением и переводом отеческих творений. В его квартире не только на столах, но и на стульях, на окнах, даже на полу, везде лежали книги и журналы. Любовь к научным занятиям он стремился возбудить и в своих учениках. Самых способных и прилежных из воспитанников за хорошие ответы он всегда поощрял, и они, в свою очередь, относились к своему ректору, как к доброму и любящему отцу. Возведенный в сан епископа, преосв. Афанасий явил собою образец доброго пастыря, обладавшего большими дарованиями и редкими душевными качествами. Везде он оставил о себе добрую память. Особенно много потрудился преосв. Афанасий в Томской и Иркутской епархиях по искоренению раскола и по обращению в православие разноплеменных инородцев Сибирского края. Он был неутомимым проповедником слова Божия. Несмотря ни на какие трудности, преосвященный объезжал огромные пространства Сибири со своей походной церковью, неся радость и свет христианского учения во все самые отдаленные уголки Сибири. Его труды не были тщетны, многих раскольников он обратил к православию.
Во время управления Томской епархией преосв. Афанасий принимал участие в крестных ходах, совершавшихся из села Семилужного в Томск. Это расстояние составляло 29 верст. Вспоминая эти события, еп. Никодим говорил: "Удивительная ревность! Еще удивительнее крепость телесная. Он это делал отслуживши литургию в Томске, и прямо из церкви сюда. Приходили уже в 8 часов вечера".
В Казанской епархии деятельность преосв. Афанасия была направлена на обращение в православие татарского населения края. Во весь период архипастырского служения преосв. Афанасий каждую литургию произносил к пастве слово назидания. Говорил без всяких записей, с чувством душевной теплоты и сердечности, часто со слезами.
Личная жизнь его была истинно иноческая. Роскоши он никакой не допускал. Был самоотверженным бессребренником, забывавшим о себе и о своих потребностях. Все, что получал преосвященный раздавал то беднякам, обращавшимся к нему за помощью, то бедным семинаристам, оставаясь часто сам без копейки. О нем шла слава как о неутомимо-ревностном, милостивом и прозорливом архипастыре.
До последних дней жизни преосв. Афанасий не оставлял научных занятий. Он переложил со славянского языка на русский Четьи-Минеи свт. Димитрия Ростовского, перевел все сочинения св. Иринея Лионского и свт.Григория Нисского и принимал участие в составлении критических замечаний на сочинение Стурдзы:
в рукоп. С.-Петербургской духовной академии. № А 1/270.
Труды:
Слово в день восшествия на престол Александра I.
Рассуждение о вечности мучений в будущей жизни. // Некоторые упражнения студентов С.-Петербургской духовной академии VI уч. курса. СПб., 1825. с. 22, 188, 333-354.
Литература:
Ефимов А., свящ. Черниговский Елецкий Успенский монастырь. Чернигов, 1903. с. 138-139.
Добровольский П.М. Черниговский Елецкий Успенский монастырь, историческое описание. Чернигов. с. 90.
Горталов. Биографии Казанских иерархов. с. 986.
Венгеров. т. I. с. 859-860.
Родосский А. с. 25-27.
Сергий, архим. Высокопреосв. Афанасий, архиеп. б. Казанский и Свияжский. Казань, 1888.
Денисов. с. 904.
Булгаков. с. 1401, 1415.
Толстой Ю. № 302.
Строев. стб. 290, 346, 390, 451, 516, 556, 1017.
Записки сельского священника. с. 83.
Минуты пастырского досуга Гермогена, еп. Ладожского. СПб., 1882. т. II. с. 286, 288, 293.
Краткий исторический очерк Казанской епархии. с. 94-96.
Самарские епархиальные ведомости. 1868. № 4. с. 79.
Приб. к ЦВ. 1892. № 7. с. 269.
-"- -"- 1900. № 50. с. 2064 п/с.
-"- -"- 1901. № 26. с. 907-914.
Известия Казанской епархии. 1868. № 1. с. 32; № 5, 6, 24.
-"- -"- 1870. № 3. с. 72.
-"- -"- 1886. № 7. с. 173-174.
-"- -"- 1897. № 18. с. 489.
-"- -"- 1907. № 42. с. 1312-1313 п/с.
Казанские губернские ведомости. 1868. № 4.
Душеполезное чтение. 1868. ч. II. с. 25-49, 200-215, 322-341; ч. III. с. 82-90.
-"- -"- 1870. окт. с. 50-60.
-"- -"- 1898, май-июнь. с. 17-31, 193-218.
Русская старина. 1910. авг. с. 237-239 прим.; дек. с. 501-517.
-"- -"- 1911. янв. с. 88-89 прим.
Саратовский листок. 1877. № 1 и № 4.
Православный собеседник. 1866. март. с. 236 п/с.
-"- -"- 1867. янв. с. 3-5.
-"- -"- 1868. янв.
-"- -"- 1914, июль-авг. с. 59.
Православное обозрение. 1865. нояб. с. 91-93.
-"- -"- 1866. дек. с. 174.
-"- -"- 1868. апр. с. 192.
Краткие сведения о русских писателях. // Русский архив. 1870. № 11. с. 2015-2016.
Из писем А.Н. Муравьева к С.Д. Нечаеву. // Русский архив. 1893. кн. 2. с. 147.
Два письма архим. Виталия Щепетова к архим. Филадельфу. // Русский архив. 1898. кн. 1. с. 300 п/с. 6.
Русский архив. 1903. кн. 1. № 2. с. 243; кн. 1. № 4. с. 606.
-"- -"- 1904. кн. 2. № 6. с. 227.
БЭЛ. т. V. с. 1030; т. VII. с. 719, 721.
БЭС. т. I. с. 955; т. II. с. 1139, 2170.
РБС. т. II. с. 374.
Н.Д. с. 50, 63, 74.
|
Должности и места служения
Сан
иеромонах
|
08.09.
1825 г.
19 век
—
03.04.
1827 г.
19 век
|
|
|
архимандрит
|
03.04.
1827 г.
19 век
—
25.06.
1841 г.
19 век
|
|
|
епископ
|
25.06.
1841 г.
19 век
—
24.12.
1853 г.
19 век
|
|
|
архиепископ
|
24.12.
1853 г.
19 век
—
01.01.
|
|
|
Библиография
1
|
Мануил (Лемешевский), митр., Иоанн (Снычев), еп..
Русские православные иерархи периода с 992 по 1892 годы (включительно). (Машинопись)..
Куйбышев.
1971
.
5 ч..
|
|
Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–
|
|
|
|