|
Агафангел (Соловьев)
|
Ф.И.О.: Соловьев Алексей Федорович |
|
|
Сан:
архиепископ
|
Место:
рождения: с. Ильинское, Шуйского уезда, Владимирской губ.
смерти: г. Житомир
|
Дата рождения:
08.02.
1812 г.
19 век
|
Дата пострига:
02.06.
1835 г.
19 век
|
Дата хиротонии:
31.03.
19 век
|
Дата смерти:
08.03.
1876 г.
19 век
|
Церковная принадлежность
|
Биография
Агафангел (Соловьев Алексей Федорович), архиепископ Волынский и Житомирский.
Родился 8 февраля 1812 года в с. Ильинском Шуйского уезда Владимирской губернии в семье священника.
Окончил Владимирскую духовную семинарию и поступил в Московскую академию.
2 июня 1835 года, будучи еще студентом, принял монашество и 20 июня 1836 года рукоположен во иеромонаха.
20 августа 1836 года окончил курс Московской духовной академии со степенью магистра богословия и определен бакалавром той же академии на кафедре толкования Св. Писания. Вскоре был назначен библиотекарем академии.
С 10 марта 1842 года — инспектор Московской духовной академии.
21 сентября 1842 года переведен и назначен ректором Харьковской семинарии и настоятелем Старо-Харьковского Куряжского монастыря.
22 октября 1842 года возведен в сан архимандрита.
С 21 сентября 1845 года — ректор Костромской семинарии и настоятель Костромского Богоявленского монастыря.
19 февраля 1849 года в связи с упразднением Богоявленского монастыря переведен настоятелем Игрицкого Богородицкого монастыря.
20 января 1854 года назначен ректором Казанской духовной академии с присвоением ему звания настоятеля первоклассного монастыря. В этот период был председателем учрежденного при Казанской духовной академии редакционного комитета по изданию журнала "Православный собеседник".
31 марта хиротонисан во епископа Ревельского, викария С.-Петербургской епархии.
С 6 февраля 1860 года — епископ Вятский и Слободской.
С 17 июня 1866 года — епископ Волынский, священноархимандрит Почаевской Успенской Лавры.
31 марта 1868 года возведен в сан архиепископа.
Скончался 8 марта 1876 года в г. Житомире.
Личность преосв. Агафангела и его деятельность характеризуется двумя периодами: преподавательско-административным и архипастырского служения.
В первый период он характеризовался в несколько сатирическом тоне. Знавшие его так о нем говорили: недалекий и односторонний по образованию, он умел подделаться к архиеп. Казанскому Григорию, закупая раскольничьи рукописи и прикидываясь необычайным любителем русских древностей. Желая оправдать недостаток и односторонность своего образования, он постоянно твердил студентам: "Светская наука и литература — это обширная пустота". Эта бессодержательная фраза всегда возбуждала смех между студентами, которые относили ее (фразу) прямо к ректору.
Не имея понятия об истории русского раскола, он читая ее по кратким запискам архиеп. Григория и любил уснащать речь самыми плоскими фразами, вроде следующих: "Диких монголов прогнал кнутом дьявол на русскую землю из глубины Азии... Распространяли раскол на севере все дьячки, а кому не известно, что дьячки — последний народ в мире...". Он любил представлять из себя аристократа и постоянно держал в руках лорнетку. Перед приходом его на лекцию сначала несли часы с репититором репетиром и ставили на кафедру, потом являлись книги и — шел сам с шиком и велелепием. Когда Агафангел был ректором духовной академии, среди студентов разошлась складная сатирическая картинка с его изображением, под которой была смиренная подпись: "Виждь труд мой и прилежание мое...". Он слыл человеком недалеким на взгляд студентов. Между тем, сам о себе он был высокого мнения и всякую нелепость готов был до упаду защищать. На этот счет в академии ходило несколько смешных рассказов между студентами, как профессора академии рассуждали, нельзя ли ухитриться смягчить и улучшить ректора. Курьезный был человек этот Агафангел. Как-то зимой он заметил, что студенты мало гуляют после обеда. Он приказал принести эконому в сад лопаты, которые были куплены специально, вышел сам и пригласил студентов делать из снега гору для катанья. Пошла работа, но некоторые стали поджимать ноги от холода под шинель. "Что с вами?"- спрашивает ректор. Разумеется, отвечали, что озябли ноги, потому что носки нитяные. Агафангел велел купить на свои деньги шерстяные чулки для всех студентов и раздать их. По обычаю, в субботу являлись вечером все старшие, разговор повел ректор о нуждах студентов и захотел вызвать благодарность за купленные им шерстяные чулки. Он обращается к студенту: "Г. Соколов, что у вас на ногах?" "Сапоги, ваше высокопреподобие", — отвечает тот. "А в сапогах что?" -"Ноги, ваше высокопреподобие". Разумеется кончилось все общим смехом.
Будучи инспектором Московской академии, Агафангел составил донос на профессора академии Павского, усмотрев в его переводах Библии на русский язык некоторые неправославные мысли. Он написал письма трем митрополитам и отправил их без подписи с Владимирской почты.
Этот поступок Агафангела некоторые рассматривали, как зависть к славе Павского и стремление унизить последнего в глазах начальства.
Но близко знавшие его люди объясняли этот случай по-другому. Земляк Агафангела писал: "Я пользовался большим вниманием и расположением о. Агафангела, и перед посылкой доноса своего он посвятил меня в эту тайну. Я упоминаю об этой печальной истории с той целью, чтобы снять с о. Агафангела густую тень, какую налагают на него некоторые исследователи доноса на Павского. По словам Агафангела, Павский написал перевод пророческих книг с объяснениями, возмущающими чувство православного христианина. Поэтому он, после разбора перевода, счел необходимым обратить на него внимание высшей духовной власти, о чем и написал письма к трем митрополитам".
О своем решении он советовался с бакалавром о. Платоном, который одобрил и благословил его на это дело.
Совершенно в другом свете предстает перед нами Агафангел в период своей архипастырской деятельности.
Преосв. Агафангел был ревнитель просвещения. Он устраивал училища, библиотеки, участвовал в издании журналов. В Вятке им было основано училище для девиц духовного звания. Здесь же он создал епархиальную библиотеку, пожертвовав в нее много книг.
Преосв. Агафангел был большим знатоком древних и новейших языков, любил музыку и естественные науки. Он строго распределял свое время.
Он был хорошим проповедником. В его проповедях отражался светлый взгляд его на нравственную жизнь христианина. Он имел чистую, любящую, всепрощающую душу. Главной его заботой было водворение мира среди пастырей и пасомых. Добрую память оставил он о себе в Почаевской Лавре, как искренний попечитель ее благолепия.
В своих взглядах на положение епископа в епархии преосв. Агафангел допускал некоторые неправости. По его мнению, архиерей должен был иметь неограниченную власть над подчиненным духовенством, вследствие чего он выступил противником преобразования суда в России, признавая проект духовно-судебной реформы антиканоническим.
Труды:
Книга Иова в русском переводе с еврейского с подстрочными примечаниями. Вятка, 1861.
Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова: Перевод с греческого. СПб., 1860.
Толкование Послания св. ап. Павла к Галатам. СПб., 1854.
Объяснение экзегетического характера первых семи глав Евангелия от Матфея, напеч. в "Волынских епархиальных ведомостях".
Перевод "Книги правил".
Слова поучительные Агафангела еп. Ревельского, вик. СПб. М., 1848; 2-е изд. СПб., 1859; Вятка, 1860. № 1860.
Слова Агафангела еп. Вятского и Слободского.
Последнее "Слово" напеч. в "Волын. Еп. Вед." в 1876 г. № 11.
Пленение Русской церкви. / (Записка преосвященного Агафангела Волынского). М., 1906.
Литература:
Собрание мнений и отзывов митр. Филарета. т. III. с. 62, 68.
Чистович И.А. "История перевода Библии" и Письма Филарета к Антонию.
Знаменский П. История Казанской духовной академии (1842-1870). Казань, 1891. с. 104-136.
Барсов Н. Герасим Петр. Павский. // Русская старина. 1880. № 5.
Чтен. общ. истории и древностей. 1869. кн. 4. смесь. с. 184 (Некрологи и вопоминания).
Хойнацкий А.Ф. Волыно-Почаевский патерик. 1888.
К.Х. Агафангел (Соловьев), архиеп. Волынский: Биографический и критико-библиографический очерк. Почаевская Лавра, 1893.
Никанор (Бровкович), архиеп. Минувшая жизнь. Одесса, 1913. т. 1. с. 120.
Смирнов С. История МДА.
С.-Петербургские епархиальные ведомости, 1876. № 77.
Московские ведомости. 1870. № 49; 1876. № 11.
Вятские епархиальные ведомости. 1869. № 20.
-"- -"- 1876. № 9. с. 262-266.
Волынские епархиальные ведомости. 1872. № 9.
-"- -"- 1875. № 8. с. 287-318.
Кавказские епархиальные ведомости. 1876. № 7. с. 249-250; № 11. с. 395-398.
Курские епархиальные ведомости. 1876. № 5. с. 219-220.
Самарские епархиальные ведомости. 1868. № 10. с. 214-215.
-"- -"- 1892. № 2. с. 84.
Донские епархиальные ведомости. 1876. № 7.
Голос. 1876. № 71.
Гражданин. 1876. № 11.
Домашняя беседа. 1876. № 11.
Духовная беседа. 1876. № 11, 23.
Православный собеседник. 1902. нояб. с. 633; 1915. янв.
Русская старина. 1879. апр. с. 657.
-"- -"- 1880. май. с. 116-117.
-"- -"- 1881. июль. с. 479, 486 п/с. 2.
Юбилейный сборник. с. 59-60, 84, 90, 307, 328, 580.
Русский архив. 1893. кн. 3. с. 48-52, 398.
-"- -"- 1910. кн. 1. с. 107. № 1.
Исторический вестник. 1881. февр. с. 387-388.
-"- -"- 1882. сент. с. 10; окт. с. 18-19.
Православное обозрение. 1865. апр. с. 216, 218.
-"- -"- 1866. дек. с. 174.
-"- -"- 1870. март. с. 68.
-"- -"- 1876, янв-апр. с. 569-570.
Христианское чтение. 1868. май. с. 729.
-"- -"- 1871. дек. с. 85.
-"- -"- 1872. май. с. 184.
-"- -"- 1874. авг. с. 889.
-"- -"- 1875, июль-дек. с. 525.
Труды КДА. 1873. янв. с. 140.
-"- 1874. март. с. 122.
Толстой Ю. № 344.
Булгаков. с. 1397, 1398.
БЭС. т. I. с. 50, 547, 593.
БЭЛ. т. I. с. 255; т. III. с. 775.
ЭС. т. I. с. 378; т. I, доп. с. 36.
РБС. т. I. с. 53.
ЖПБ. т. III. с. 185.
Н.Д. с. 56, 69, 78.
Библиографический указатель русских духовных писателей из монашествующих за 18-й, 19-й века и половину 20-го столетия. / Составил В. Волков… Загорск, 1961. Ч. 1.
|
Должности и места служения
Библиография
1
|
Мануил (Лемешевский), митр., Иоанн (Снычев), еп..
Русские православные иерархи периода с 992 по 1892 годы (включительно). (Машинопись)..
Куйбышев.
1971
.
5 ч..
|
|
Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–
|
|
|
|