Архиереи



Иннокентий (Борисов)

  
Ф.И.О.:  Борисов Иоанн Алексеевич
  
Сан:  архиепископ

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Биография

Иннокентий (Борисов Иоанн Алексеевич), архиепископ Херсонский и Таврический.
Родился 15 декабря 1800 г. в городе Ельце, Орловской губернии в семье священника.
Первоначальное образование получил в Воронежском уездном училище, по окончании которого поступил в Орловскую духовную семинарию.
Среди своих сверстников он отличался необыкновенными способностями, которыми восхищал своих воспитателей.
В 1819 г. он окончил семинарию и как один из лучших выпускников ее был направлен для продолжения образования в Киевскую духовную академию. Здесь с новой силой проявились его выдающиеся способности. Помимо слушания лекций он очень много занимался самообразованием и иногда излагал перед своими товарищами учение того или иного философа с такою ясностью и простотой, что превосходил лекции профессорские. Все науки ему давались легко. Он единогласно был признан первым студентом академии.
В высшем отделении академии Иоанн Борисов много занимался составлением проповедей, и уже в это время в нем обнаружилось высокое самобытное дарование, как отличного церковного проповедника, прославившее его затем по всей России и даже за ее пределами.
В 1823 г. Иоанн Алексеевич Борисов окончил академию со степенью магистра. Сразу же после окончания академии, 28 августа 1823 г., он был назначен инспектором и профессором церковной истории и греческого языка С.-Петербургской духовной семинарии, а через три месяца — еще и ректором С.-Петербургского Александро-Невского училища.
10 декабря 1823 г. Иоанн Борисов был пострижен в монашество с именем Иннокентия и в этот же день рукоположен во иеродиакона, а 29 декабря 1823 г. — во иеромонаха.
10 декабря 1824 г. иеромонах Иннокентий был переведен бакалавром богословия в С.-Петербургскую духовную академию, а 2 сентября 1825 г. был назначен инспектором этой академии.
За образцовое преподавание богословских наук 6 января 1826 г. он был возведен в степень экстра-ординарного профессора богословия. Повышение его по службе шло очень быстро.
16 марта 1826 г. иеромонах Иннокентий был возведен в сан архимандрита.
Архм. Иннокентий вскоре затмил своими лекциями всех профессоров академии. Он читал обличительное затем основное богословие, где в полной мере раскрылись замечательные стороны таланта и образования молодого профессора. Он был всесторонне развит, интересуясь не только духовными, но и светскими науками и часто своими суждениями о различных предметах поражал даже специалистов.
За 6-летний период службы в С.-Петербургской академии архимандрит Иннокентий оставил о себе неизгладимое впечатление.
Он в это время прославился и как отличный духовный проповедник. Своими вдохновенными речами он пробуждал, увлекал, восторгал умы слушателей.
Кроме преподавательской деятельности архм. Иннокентий с успехом выполнял целый ряд поручений Комиссии Духовных Училищ, за что был несколько раз удостоен наград и различных поощрений. Активно занимался молодой профессор и научной деятельностью. За различные сочинения историко-богословского характера 3 сентября 1829 г. профессору-архимандриту Иннокентию была присвоена высшая ученая степень — доктора богословия.
Однако, можно сказать, что не наука была его истинным призванием, а искусство человеческого слова. Он был не только отличный знаток, но и гениальный художник отечественного слова. Светлый ум, обширная память, творческое воображение, всесторонняя ученость, увлекательное красноречие, величественный и благолепный вид — вот черты, которыми характеризовали современники прославленного Иннокентия.
27 августа 1830 г. архим. Иннокентий был переведен в Киевскую духовную академию на должность ректора и профессора богословия.
Период ректорства архим. Иннокентия был периодом подъема Киевской академии. Он совершенствовал учебный процесс, тщательно подбирал преподавательский состав, улучшил материальное и бытовое положение воспитанников академии. Он умел угадывать таланты и всегда старался развивать их и поощрять. Со всеми студентами он всегда обходился ласково, вежливо и благородно, к недостаткам и проступкам их был снисходителен. В нем мудро сочетались строгость и благость. Он обычно вразумлял и исправлял виновных более устрашая, чем наказывая. Иногда он был вспыльчив и раздражителен, но непамятозлобив и если на кого гневался, то сам первый и раскаивался в этом. Отличаясь необычайной работоспособностью, он читал массу книг и своих воспитанников приучал дорожить временем, любить труд.
К отличительным чертам его относились щедрость и даже расточительность в денежных вопросах, он был милостив ко всем, ищущим помощи, но особенно к лицам духовного сословия.
3 октября 1836 г. в С.-Петербурге архим. Иннокентий был хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии с управлением Киево-Михайловским монастырем, оставаясь в то же время ректором Киевской академии.
В связи с занятостью делами епархиального управления преосвящ. Иннокентий вынужден был сложить с себя должность профессора богословия.
В это время еп. Иннокентий во главе группы профессоров академии занимался составлением "Догматического сборника", который явился настоящим памятником православной веры, характеризуя ее в течение всех столетий от возникновения православной церкви, а также богатым духовным учебным пособием для студентов.
1 марта 1840 г. последовало назначение преосвящ. Иннокентия епископом Вологодским, где он прослужил менее года. Но и за это короткое время он успел обратить заботливое внимание на дела местной консистории, на улучшение состояния духовных училищ, на обновление архиерейского дома и соборного храма, успел заняться обозрением и отчасти собранием вологодских древностей, составлением своих слов к вологодской пастве, за что получил признательность Св. Синода.
31 декабря 1840 г. преосвящ. Иннокентий был переведен в Харьковскую епархию, которой управлял в течение 7 лет. Правил он епархией с исключительным благоразумием. Все боялись его, все говорили: "с этим Владыкою не шути!". Но вместе с тем, все его любили, глубоко уважали и гордились тем, что преосвящ. Иннокентий — Харьковский епископ.
В Харьковской епархии наряду с епархиальными делами по воспитанию паствы в духе благочестия, попечительства о монастырях и о духовных училищах, он не оставлял и своих литературно-научных трудов. Много занимался самообразованием, читал массу книг. Вот как вспоминает о нем его современник и близкий к нему протоиерей Г.: "Он не только ходил и сидел с книгою, но и засыпал не с книгою только, а на книгах. Помню однажды, позвал он меня к себе на самый верхний этаж, называемый антресолями, где были главные его библиотечные комнаты, большие три или четыре. Смотрю, лежит он на широком диване, а принимал он, царство ему божие, всех, но особенно людей к нему близких, очень просто, можно сказать, дружески или отечески. "А, здравствуйте, отец! — был его привет, — садитесь около меня". Со всею скромностью я ему отвечал: "негде, Вы сами Владыка, на книгах". Он улыбнулся и сказал: "Правда! Но сказать ли Вам — тут-то, вот в них-то и покой на. Я никогда так не засну сладко и никогда не сплю так мирно, как с книгою в руках и в головах, особенно меня вразумляет чтение Св. Евангелие, возвышают послания ап. Павла, услаждают послания ап. Иоанна Богослова, проникнутые и дышащие любовию, а когда какое-либо облако находит, помрачается светлость души, я обыкновенно читаю 14, 15, 16 и 17 главы Евангелия Иоанна Богослова, где описываются прощальная беседа Господа нашего Иисуса Христа с возлюбленными его учениками. Советую и Вам то же делать" — и прибавил — "читайте, читайте и Вы, отче, серьезные книги, ничем так не питается и не возвышает дух наш и не приводится в гармонию, как чтением серьезным! Признаюсь у меня есть в обыкновении, если мысли не в порядке — я тотчас беру книгу и чтением их упорядочиваю. От того у меня, как Вы видите, столько и везде книг разложено".
В харьковский период преосвященным были изданы отдельными книжками целый ряд его бесед. Тогда же он занимался составлением и изданием акафистов: Страстям Господним, Покрову Пресвятыя Богородицы, Живоносному гробу и других.
15 апреля 1845 г. "за отличное управление Харьковской епархией" епископ Иннокентий был возведен в сан архиепископа.
1 апреля 1847 г. он был вызван в С.-Петербург для присутствия в Св. Синоде и прямо отсюда 24 февраля 1848 г. был назначен в епархию Херсоно-Таврическую.
По-прежнему, стремясь воспитывать в своей пастве дух религиозного благочестия, высокопреосвящ. Иннокентий учредил в Одессе два новых торжественных крестных хода, открыл в Крыму несколько монашеских скитов, восстановил монастыри: Тотемский, Ахтырский, Святогорский и Георгиевский-Балаклавский, собрал в Одессе и поместил в особой часовне копии со всех чудотворных икон России. Жители Одессы с благоговением и жадным вниманием слушали проповеди своего знаменитого архипастыря. Источником его проповеднического таланта были его сердце, полное высокой и искренней любви ко Христу и ближним, к истине, ко всему доброму и прекрасному.
В новой своей епархии архиепископ Иннокентий заложил и обновил множество храмов, занимался благоустройством семинарии. Крымский период архипастырской деятельности высокопреосвящ. Иннокентия протекал в обстановке тяжелых испытаний для нашей страны. В 1853 г. началась Крымская война. В это-то время проявилась еще одна замечательная черта его характера — истинного патриота. В период обороны Севастополя и Одессы он, несмотря на опасность приезжал прямо к местам боев, воодушевляя солдат своими замечательными проповедями, сам совершал богослужения в походных храмах, проявил исключительную заботу о раненых воинах.
За доблестное служение Церкви и отечеству в тяжелое для России время архиеп. Иннокентий был удостоен ряда правительственных наград и поощрений.
Несмотря на такое напряженное и тревожное время, он не оставлял и литературной деятельности. Помимо издания двух томов слов и речей, он в это время составил еще несколько акафистов: Пресвятой Троице, Воскресению Христову, Архангелу Михаилу и другие.
Вскоре после прекращения войны архиеп. Иннокентий поехал с обзором своей епархии, останавливаясь на местах боев, совершал богослужения в разрушенных городах, приветствуя жителей с окончанием бедствия, осматривал поврежденные войной храмы и изыскивал средства для их восстановления.
В дороге он сильно заболел и вынужден был вернуться в Одессу. Болезнь его усиливалась с каждым днем. До самого момента кончины она находился в полном сознании. В день кончины, 26 мая 1857 г., именно на праздник Святой Троицы, т. е. в тот день, в который он отслужил свою первую литургию в Крымской епархии, архиеп. Иннокентий, как по обыкновению в этот день, попросил сделать ему постель из свежего сена. На рассвете в 5-м часу утра он встал, поддерживаемый келейником несколько раз тихо прошелся по комнате, тревожно и внимательно оглядывая окружающие предметы, затем умильно произнес: "Господи, какой день!". После этого попросил положить себя на приготовленное свежее сено, но через несколько времени поспешно сказал: "Скорее поднимите меня". И на руках келейников коленопреклоненный незаметно скончался.

Труды:
Сочинения (полное собрание). Шесть томов. СПб, 1908.
т. I — Слова и беседы на Рождество Христово. Слова и беседы на праздники Господни. Слова и беседы на воскресные дни.
т. II. Слова и беседы на праздники Богородичные. Слова и беседы на дни святых. Слова при посещении паств. Поучения на крестные ходы. Слова и речи к отдельным лицам.
т. III. Слова на высокоторжественные дни. Слова и речи при избрании в общественные должности и при открытии общественных учреждений. Слова надгробные. Слова по случаю общественных бедствий. Падение Адамово. О грехе и его последствиях. Беседы о смерти. Мысли о бессмертии. Заметки.
т. IV. Великий пост. Молитва св. Ефрема Сирина. Первая Седмица Великого поста. Страстная седмица. Светлая седмица.
т. V. Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Жизнь ап. Павла. Жизнь св. Киприана. Беседы о природе. Акафисты.
т. VI. О религии вообще. О человеке. О последней судьбе человека и мира.
Письма к Гавриилу, архп. Рязанскому и Зарайскому. М., 1869.
Слова к пастве Вологодской. Вологда, 1860.
Слово по прочтении высоч. манифеста 14 марта 1848 г. Спб.
Памятник веры.
История соборов вселенских и поместных в их подлинных деяниях.
Вертоград духовный.
Церковный архив.
Памятник Унии.
Палинодий, изд. Захарии Копыстенского.
Подробный Богословский словарь.
История русской церкви в связи с историей церквей славянских.
Не унывай (стихотворение) // Душеп. соб., 1905, с. 148-151.
О великих Господских и Богородичных праздниках. СПб.: Русская симфония, 2005. 112 с.
Русский Златоуст: Жизнеописание, слова и проповеди святителя Иннокентия, архиепископа Херсонского. Единецко-Бричанская епархия, 2005. 780 с.

Литература:
Погодин М. Венок на могилу высокопреосвящ. Иннокентия, архиеп. Таврического. М., 1867.
Буткевич. Иннокентий, архиеп. Херсонский, 1887.
Заведеев П. История русского проповедничества. Тула, 1879, с. 210.
Барсов Иннокентий Борисов, архиеп. Херсонский, по новым материалам, 1884.
Его же Материалы для биографии Иннокентия, архиеп. Херсонского, 2 т.
Тузов Каталог, с. 104-105.
Макарий Биограф. записки об Иннокентии в V томе Ученых зап. II отд. Акад. наук, XXXVIII-IV.
Архангельский Н. Иннокентий архиеп. Херсонский, как учитель христианской нравственности. Казань, 1889.
Полимпсестов И. Мои воспоминания. СПб, 1888.
Нилус Сергий. Служка Божией Матери и Серафимов.
Савва, архиеп. Хроника моей жизни. Серг. Посад., 1902, т. IV, с. 67, пр. 1, 261, 801; 1904, т. V, с. 12, 58, 110 до 704.
Толстой Ю., № 293.
Булгаков, с. 1397, 1403, 1416.
Строев П., с. 10, 20, 489, 733, 966.
Родосский А. Слов. восп. дух. акад., с. 20.
Гатцук Календарь на 1883 г., с. 131.
Денисов, с. 300, 788, 792, 793, 794, 795, 796, 797, 888.
Списки архиереев, № 293.
Юбилейный сборник, с. 17, 96, 249-252.
Письма Филарета митр. Московского к высоч. особ. Тверь, 1888, ч. I, с. 128 пр. I; ч. II, с. 36.
Ист.-стат. опис. Харьк. еп., отд. I. М., 1812, с. 27.
Летопись Е. А., с. 826, 827.
Киево-Златоверх. Михаил. м-рь. Киев, 1889, с. 136.
Афонская летопись. (Душеп. собес., 1898, октябрь, с. 303, 304).
Труды К. Д. А., 1884, июнь, с. 258; август, с. 583, 593; сентябрь, с. 132.
-"- 1885, июнь, с. 314; июль, с. 472; август, с. 671; сентябрь, с. 156, 311.
-"- 1886, январь, с. 119; февраль, с. 261; апрель, с. 603; май, с. 142; август, с. 640; сентябрь, с. 178; октябрь, с. 32; ноябрь, с. 542; декабрь, с. 732.
-"- 1888, ноябрь, с. 118-127.
-"- 1889, август, с. 632-646.
Изв. Казан. еп., 1887, № 17, с. 429.
-"- 1907, № 24, с. 721-722 п/с.
-"- 1903, № 3, с. 21; № 9, с. 652 п/с.
Самар. еп. вед., 1886, № 11, с. 226; № 12, с. 250.
-"- 1901, № 2, с. 99.
Прав. обозрен., 1888, май, июнь, с. 498, 499.
Миссион. обозр., 1901, с. 146.
Странник, 1887, май, с. 3.
-"- 1888, сентябрь, с. 113.
Христ. чтен., 1872, июнь, с. 183-229.
-"- 1884, январь-февраль, с. 188-220; март, апрель, с. 489; июль, август, с. 99-161.
-"- 1885, май, июнь, с. 732-740, 798.
Истор. вестн., 1884, февраль, с. 336, 342; ноябрь, с. 454.
-"- 1885, май, с. 3, 75; декабрь, с. 35.
-"- 1888, январь, с. 1; март, с. 726; ноябрь, с. 10.
-"- 1890, август, с. 408.
-"- 1895, февраль, с. 650.
-"- 1896, апрель, с. 182.
-"- 1900, июнь, с. 795.
Русск. старина, 1874, январь, с. 137, 138.
-"- 1876, октябрь, с. 309.
-"- 1878, февраль, с. 203 п/с. 203; апрель, с. 547-549 п/с. 552, 562; ноябрь, с. 373-376 п/с, с. 396, 367-398.
-"- 1879, апрель, с. 651-708, 795; май, с. 189-204; июнь, с. 367-370; сентябрь, с. 137-150, 161, 350.
-"- 1880, январь, с. 112, 123, 126; февраль, с. 434; июнь, с. 225; ноябрь, с. 789; сентябрь, с. 215.
-"- 1881, июнь, с. 204, 205, 318; апрель, с. 781, 791, 794; октябрь, с. 346; ноябрь, с. 575-581.
-"- 1882, апрель, с. 187.
-"- 1883, июнь, с. 671, 673; июль, с. 191-194.
-"- 1886, январь, с. 183, 184.
-"- 1887, апрель, с. 139 п/с. 1.
-"- 1910, июль, с. 86.
Прав. обозрен., 1871, т. 3, I-XII, с. 614.
-"- 1872, т. I, I-VI, с. 262.
Церковн. вестн., 1891, № 25, с. 392.
-"- 1908, № 31, с. 970.
Душеп. чтение, 1900, ч. 3, с. 4, 6, 607-623.
Воскресный День, 1900, № 52, с. 618.
Ж. М. П., 1945, № 4, с. 70.
-"- 1957, № 4, с. 61-67.
-"- 1958, № 2, с. 38; № 4, с. 29-31; № 9, с. 52, 54.
-"- 1959, № 4, с. 61; № 11, с. 39.
Ж. П. Б., т. доп. II, с. 364-403, 1908, май, с. 241-257.
Приб. к Ц. В., 1889, № 17, с. 464 прим.
-"- 1897, № 8, с. 299.
-"- 1900, № 31, с. 1223-1236; № 52, с. 2167-2173; № 50, с. 2072-2076.
-"- 1903, № 37, с. 1421.
Прав. собес., 1874, январь, с. 119.
-"- 1885, февраль, с. 201-214.
-"- 1897, июль, с. 6-13.
-"- 1898, май, с. 192.
-"- 1899, февраль, с. 334; апрель, с. 425-442; май, с. 701.
-"- 1902, сентябрь, с. 125, 312.
-"- 1913, апрель, с. 184.
Рус. палом., 1900, № 50, с. 842-844; 862-866.
Рус. инок, 1911, февраль, вып. 4, с. 65; сентябрь, вып. 41-42, с. 24.
-"- 1912, вып. 49, с. 46-51.
Рус. архив, 1871, № 7 и 8, с. 1136, 1307.
-"- 1887, кн. 3-я, с. 245, 246, 249, 282 п/с. 2, с. 287, 362, 369, 374, 381 (Филарет архиепископ Черниговский).
Рус. архив, 1888, кн. 2-я, с. 365 (Из записок сенатора К.Н. Лебедева, 1854); кн. 3-я, с. 592-597 (Рассказы митр. Филарета, записанные А.В. Горским).
Рус. архив, 1889, кн. 1-я, с. 149, 521 (Из записок сенатора К.Н. Лебедева); кн. 3-я, с. 425 (Из бумаги Н.П. Гилярова-Платонова).
Рус. архив, 1893, кн. 1-я, с. 144 п/с. 1, с. 216 п/с. 2 (Письма митр. Филарета к С.Д. Нечаеву); кн. 2-я, с. 177-182 (Несколько слов о преосвящ. Иннокентии Херсонском).
Рус. архив, 1895, кн. 2-я, № 6, с. 178; № 7, с. 277-278.
-"- 1897, кн. 2-я, с. 176, 596 (Записки гр. М.Д. Бутурлина).
-"- 1898, кн. 1-я, с. 303-304 (Два письма архим. Виталия к архим. Филадельфу Пузыне); кн. 2-я, с. 116, 117, 121 (Граф Остен-Сакен — его письма).
Рус. архив, 1899, кн. 1-я, с. 662 (Воспоминания Н.Д. Богатинова).
-"- 1900, кн. 1-я, № 1, с. 25.
-"- 1903, кн. 1-я, № 2, с. 220, 246; № 3, с. 372; кн. 3-я, с. 91 (Дневник И.М. Снегирева).
Рус. архив, 1904, кн. 2-я, № 5, с. 50.
-"- 1912, № 7, с. 444.
БЭЛ, т. III, с. 713; т. V, с. 954; т. X, с. 619.
БЭС, т. I, с. 241, 944, 945; т. II, с. 2271, 2275.
БЭЮ, т. X, с. 723; т. XI, с. 162.
Н. Д., с. 17, 48, 71, 74.
РБС, т. VIII, с. 110-115.

 
Должности и места служения

ректор
Академия Киевская духовная

27.08. 1830 г. 19 век   —  
10.10. 1839 г. 19 век
  
  

Вологодская епархия

01/13.03. 1841 г. 19 век   —  
31.12. 1841 г. 19 век
  
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–