История
Коварская С. Рака с мощами святых в Благовещенском соборе Московского Кремля.
Благовещенский собор Московского Кремля — уникальное творение русских зодчих конца XV века, издавна славившееся многочисленными святынями. Как известно, ХУ-ХУ1 века были временем оживленных сношений Греческих и Русской Церквей. Приезды греческих епископов. Патриархов всегда сопровождались подарками в виде икон, мощей и других святынь, самые значимые из которых передавались на хранение в Благовещенский собор — домовый храм московских государей. Особое место в соборе занимали святые мощи, хранящиеся в серебряных позолоченных ковчегах, изготовленных по заказу Бориса Годунова Михаила Романова в 1598-1633 годах. В 1816 году были изготовлены специальные бархатные подушечки, на которые поставили 28 ковчегов с мощами святых:архимандрита Комниноса;пророка Даниила, священномученика Афиногена, священномученика Иакова Персидского;Иоанна Милостивого, мученика Елевферия, преподобного Феодосия; великомученика Иакова Персиянина; архидиакона Стефана; апостола Тита, святого Спиридона, святого Космы, мученика Маманта;святого Марка, преподобного Григория Декаполита;святой Анны, великомученицы Варвары;мученика Киприана, епископа Акепсима;мученика Меркурия;Иоанна Предтечи, Иоанна Златоуста, преподобного Пимена;великомученика Меркурия; Игнатия Богоносца, мученика Меркурия, святого Феодора Сикеота;преподобного Михаила Малеина;преподобномученицы Анастасии Римляныни;великомученика Пантелеимона;великомученика Евстафия Плакиды;апостола Андрея Первозванного;равноапостольного императора Константина, мученика Лукиана;великомученика Пантелеимона;великомученика Феодора Стратилата;великомученика Прокопия;великомученика Иакова Персиянина;апостола Варнавы, мученика Анфима, великомученика Меркурия;преподобного Василия, преподобномученика Стефана Нового;мученика Кира Бессребреника;преподобномученика Анастасия Персиянина;преподобного Иоанна Дамаскина, великомученика Георгия;преподобного Ефрема Сирина, священномученика Иакова Персидского.В течение всего XIX века проходили реставрационно-ремонтные работы. 12 октября 1882 года была учреждена Комиссия по реставрации Благовещенского собора под председательством обер-гофмейстера В. А. Орлова-Давыдова. К началу 90-х годов встал вопрос о замене главного иконостаса и, возможно, тогда же — о месте почитаемых святынь — ковчегов-мощевиков, находившихся в алтаре. В 1891 году Московская Дворцовая контора, которая осуществляла общее руководство придворными учреждениями Москвы, входившими в ведение Министерства Императорского Двора, предложила фабрике А. М. Постникова разработать проект новой раки для святынь. Работать в Кремле всегда считалось большой честью, и ее удостаивались ведущие компании, фабрики и мастера России, в число которых входил и московский купец Первой гильдии Андрей Михайлович Постников. Его фабрика неоднократно выполняла заказы Дворцовой конторы на изготовление церковной утвари, чинила, поновляла и серебрила древние памятники в домовой церкви Московских государей. Изделия А. М. Постникова пользовались спросом у Великого князя Владимира Александровича и его супруги Марии Павловны, и даже у английской королевы, которая коллекционировала произведения прикладного искусства выдающихся мастеров золотого и серебряного дела конца XIX века. Изделия фабрики экспонировались как на российских, так и на международных выставках и были отмечены медалями и почетными дипломами. В 1891 году А. М. Постниковым был разработан проект предполагаемой раки и решетки и представлен Комиссии по реставрации для рассмотрения и утверждения. Членами Комиссии являлись знаменитый историк И.Б. Забелил; академик архитектуры, хранитель Оружейной палаты А.М. Павлинов и гражданский инженер Н.В. Султанов, позднее принимавший участие в создании памятника императору Александру 11 в Кремле. Сохранившиеся архивные документы свидетельствуют, что мнения членов Комиссии разделились. И.Е. Забелин и Н.В. Султанов одобрили проект А.М. Постникова, а А.М. Павлинов признал невозможным его осуществление ввиду чрезмерной длины раки и предложил свой, совершенно новый вариант. Его акварель с изображением раки сохраняется в архиве Музеев Кремля. Комиссия отправила оба проекта в канцелярию Кабинета императора для рассмотрения и Высочайшего утверждения. В декабре 1892 года император Александр III одобрил рисунки А. М. Постникова. Это подтверждается и записью на одном из его рисунков: "Высочайше утверждено. 12 января 1893 года. Граф И. Воронцов-Дашков". В архиве Музеев Кремля хранятся рисунки с винами раки, подсвечников и решетки, датированные 1891 годом, выполненные Димитрием Анфеевичем, сыном А. М. Постникова, в технике акварели с использованием также туши, бронзы и темперы. Он принимал деятельное участие в работе над проектом и его осуществлением. В 1894 году московской фабрикой А. М. Постникова была изготовлена из бронзы большая рака для размещения в ней 28 ковчегов с мощами, а также два напольных подсвечника и прорезная решетка, исполненные в древнерусском стиле. Все предметы прекрасно вписались в интерьер дворцового храма, не нарушив его целостности и в то же время подчеркнув единство всего ансамбля. Массивная рака помещена на постамент из серого мрамора и имеет форму древнерусской каменной гробницы (параллелепипеда) с усеченными углами. На двух покатых ее сторонах сделано 28 углублений, расположенных симметрично одно против другого и предназначенных для хранения древних ковчегов с мощами. Все ковчеги находятся под двумя тяжелыми, сделанными из того же металла, что и рака, рамами со вставленными в них стеклами. В описи Благовещенского собора отмечено, что вся поверхность раки была покрыта чеканным рельефным орнаментом в стиле XVI века. В круглые мишени (любимый декоративный элемент русских мастеров), расположенные по всей поверхности раки, помещены многолепестковые цветы, пышные бутоны, а вокруг них — сказочный мир растительных побегов, "дынек", плетенок, искусно сочетающихся с восточным орнаментом. Дополнительный эффект создает высокорельефная чеканка, контрастирующая с полированным и матовым фоном. Как указывалось, одновременно с ракой были изготовлены и пятнадцатисвечовые напольные подсвечники, которые стояли по обеим ее сторонам. Центральную свечную трубку каждого подсвечника украшает чаша, выполненная в виде пышного цветка. Основание подсвечника — полусферическое, на трех ножках-шариках, Вся матовая поверхность подсвечника расчеканена мишенями и шишечками со сложными стилизованными спиралевидными побегами и цветами на концах. Первоначально рака была помещена в пристройке к южной паперти, между "двумя окнами и алтарем придела Святителя Николая, откуда в 19бО-х годах ее перенесли в диаконник собора, где она находится и по сей день. Это монументальное произведение декоративно-прикладного искусства работы выдающегося мастера А. М. Постникова живет рядом с замечательными творениями русских зодчих, живописцев, мастеров-серебряников Древней Руси. Хотелось бы обратить внимание и на такой интересный факт, что рака была "сооружена на средства... старосты московских придворных соборов и церквей коммерции советника П. А. Смирнова". Известно, что с 1830 по 1895 год на должность старост избирали представителей именитого московского купечества, часто по их собственному желанию и инициативе. Они должны были изыскивать средства на украшение храмов, на их содержание и производство реставрационных работ. 16 октября 1894 года в Благовещенском соборе состоялось освящение раки. Вот что сообщала об этом событии газета "Московские церковные ведомости"; "...в присутствии духовенства рака была освящена, по окроплении ее святой водой ковчеги с частицами мощей были перенесены из алтаря в раку. Хор исполнил стихиры святым мученикам. По окончании молебна начались благодарные речи ктитору (дарителю) московских церквей Петру (Смирнову. — Ред.) с супругой, чадами и сродниками". Благодарные потомки навечно занесли в Опись 1916 года Благовещенского собора имена двух замечательных москвичей — Андрея Михайловича Постникова, мастера- серебряника, и Петра Арсеньевича Смирнова, старосты соборов Московского Кремля.
ЖМП. 1996. № 10. с. 64-67.
|