link2664 link2665 link2666 link2667 link2668 link2669 link2670 link2671 link2672 link2673 link2674 link2675 link2676 link2677 link2678 link2679 link2680 link2681 link2682 link2683 link2684 link2685 link2686 link2687 link2688 link2689 link2690 link2691 link2692 link2693 link2694 link2695 link2696 link2697 link2698 link2699 link2700 link2701 link2702 link2703 link2704 link2705 link2706 link2707 link2708 link2709 link2710 link2711 link2712 link2713 link2714 link2715 link2716 link2717 link2718 link2719 link2720 link2721 link2722 link2723 link2724 link2725 link2726 link2727 link2728 link2729 link2730 link2731 link2732 link2733 link2734 link2735 link2736 link2737 link2738 link2739 link2740 link2741 link2742 link2743 link2744 link2745 link2746 link2747 link2748 link2749 link2750 link2751 link2752 link2753 link2754 link2755 link2756 link2757 link2758 link2759 link2760 link2761 link2762 link2763 link2764 link2765 link2766 link2767 link2768 link2769 link2770 link2771 link2772 link2773 link2774 link2775 link2776 link2777 link2778 link2779 link2780 link2781 link2782 link2783 link2784 link2785 link2786 link2787 link2788 link2789 link2790 link2791 link2792 link2793 link2794 link2795 link2796 link2797 link2798 link2799 link2800 link2801 link2802 link2803 link2804 link2805 link2806 link2807 link2808 link2809 link2810 link2811
Монастыри
Поиск


Монастырь в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня Спасо-Прилуцкий Димитриев (мужской)

  
Адрес : Россия, 161030, Вологодская обл., г. Прилуки.
Телефон(ы): (817-22) 7-41-75, 7-41-31
  
Организация: [действующ.]
  
Дата учреждения:    1371 г. 14 век
  
  

Схема подчинения

Вологодская епархия (Епархии)
Русская Православная Церковь (Церкви)

  
  

История

В двух километрах северо-восточнее Вологды, в излучине, или в "луке", реки расположен Спасо-Прилуцкий монастырь, один из крупнейших монастырей Русского Севера. Опоясанная могучими крепостными стенами с высокими мощными башнями, обитель выглядит особенно живописно со стороны пологого берега Вологды и растилающихся заливных лугов. Яркая зелень низменной поймы еще более оттеняет торжественно-величавую суровость его архитектуры. Монастырь основан в 1371 году иноком Димитрием, уроженцем Переяславля Залесского, видным деятелем Русской Православной Церкви второй половины XIV века, другом и сподвижником Сергия Радонежского, таким же как и он убежденным сторонником объединения русских земель вокруг Москвы. Преподобный Димитрий в юности принял пострижение в Переяславской Горицкой обители и основал монастырь во имя св. Николая на берегу Переяславского озера. Впоследствии он покинул родные места и на берегу реки Вологды построил церковь Всемилостивого Спаса, а при ней монастырь. Покровителем обители стал великий князь Димитрий Донской, наградивший ее богатыми имениями и денежными вкладами. Значение монастыря как форпоста Московского княжества в борьбе, в первую очередь с Новгородом, за овладение Севером хорошо понимали и все последующие московские князья, а затем и цари, которые не оставляли его своими дарами, заботились о его благосостоянии, так что, несмотря на преследовавшие бедствия, пожары и вражеские набеги, монастырь оставался просветительским и религиозным центром, оплотом православия на севере России.
В XV-XVI веках Спасо-Прилуцкий монастырь являлся одним из крупнейших и наиболее известных на севере. Об этом свидетельствует использование государями в походах на Казань его прославленных святынь: в начале XVI века Иван III брал чудотворную икону Димитрия Прилуцкого, а в 1552 году Иван IV — Киликиевский крест. Великие князья и цари неоднократно ездили в монастырь на богомолье, а игумены его присутствовали на избирательных соборах, созываемых для утверждения на Московском престоле нового царя: в 1598 году — Бориса Годунова и в 1613 году — Михаила Федоровича.
Насколько высоко ценилось значение монастыря, его влияние и сила, ясно также показывает тот факт, что в 1812 году, перед нашествием французов, в обитель были перенесены на хранение драгоценности и святыни московских храмов и монастырей.
Спасо-Прилуцкий монастырь — важный военно-стратегический пункт, расположенный на дороге, ведущей из Вологды в Белозерск, Великий Устюг, Пермь и другие города. Первоначально все постройки обители и ограды были деревянными. С начала XVI века в нем начинают возводиться каменные здания. Сооружается большой соборный храм Всемилостивого Спаса, положивший начало новому архитектурному ансамблю. До конца XVI века создаются и другие крупные каменные здания: трапезная палата с храмом и главные ворота с надвратной церковью.
В начале XVII века, в Смутное временя, монастырь претерпел много бедствий, неоднократно подвергаясь нападениям и грабежам со стороны интервентов. Но, несмотря на тяжелые годы, он быстро оправился. В середине XVII века здесь вновь развернулось каменное строительство. Мощная каменная ограда с башнями надежно обезопасила монастырь от вражеских набегов.
Все последующее строительство на территории обители в XVIII-XIX веках было незначительным и ограничивалось лишь отдельными переделками и ремонтами.
В двухэтажном монастырском соборе Всемилостивого Спаса, в нижнем храме, почивали под спудом мощи преподобного Димитрия, а рядом — мощи преподобного инока Игнатия, в миру князя Ивана Андреевича Углицкого, 36 лет прожившего в монастырском заключении вместе со своим братом князем Дмитрием Андреевичем, который был погребен там же, у ног преподобного Игнатия. Святыней собора была местночтимая чудотворная икона преподобного Димитрия, написанная, по преданию, св. Дионисием Глушицким. Именно эта икона сопровождала великого князя Ивана III во время его похода на Казань. В храме Всемилостивого Спаса находилась Страстная икона Божией Матери, принесенная самим преподобным Димитрием, и чудотворная икона Корсунской Божией Матери. В монастыре хранились вериги преподобного Димитрия, фелон и его деревянный черный костыль.
На монастырском кладбище был погребен митрополит Сырский и Подонский Иона, Вологодский архиепископ Симон, знаменитый русский поэт К.Н. Батюшков.
При обители имелась гостиница для богомольцев и странноприимный дом.
Вновь открыт в 1991 г.

  
  

Служители

 Глава
  
   игумен
   Филарет
17 век   —  
17 век
  
  
   настоятель
   Амвросий (Рождественский-Вещезеров)
27.07. 1804 г. 19 век   —  
1810 г. 19 век
  
  
   настоятель
   Гавриил (Розанов)
11.09. 1814 г. 19 век   —  
1819 г. 19 век
  
  
   настоятель
   Полиевкт (Пясковский)
1864 г. 19 век   —  
1867 г. 19 век
  
  
   наместник
   Ефрем
20 век   —  
20 век
  
  
   настоятель
   Никита
20 век   —  
20 век
  
  
   настоятель
   Дионисий (Воздвиженский)
20 век     
  

 
Библиография

   1   Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне... [1910]. (Репр. изд. СПб., 1994).. С.-Петербург. Сойкин П.П.. 1994 .
  
   2   Бочаров Г., Выголов В.. Художественные памятники XII-XIX веков: Вологда. Кириллов. Ферапонтово. Белозерск.. Москва. Искусство. 1966 . с. 296..
  
  
  

Состав

   Храмы
 

Храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы (монастырский)

Храм в честь Вознесения Господня (надвратный)

Храм в честь Спаса Всемилостивого (монастырский)

Храм во имя Всех Святых (монастырский)

Храм во имя св. вмц. Екатерины (монастырский)



Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–