История
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь основан в 1429 году. Первыми поселенцами острова и основателями одной из знаменитейших русских обителей были соловецкие чудотворцы преподобные Герман и Савватий, шесть лет проведшие здесь в суровых испытаниях и лишениях. Незадолго до кончины преподобного Савватия (1435 г.) отшельники покинули остров, но в 1436 году преподобный Герман вместе с преподобным Зосимой вернулся на Соловки. Скоро к ним стали стекаться из разных мест иноки и миряне, прося принять их в сожительство с собою по иноческому образу. Образовавшаяся таким образом братия построила деревянную церковь в честь Преображения Господня и Чудотворца Николая на том месте, где однажды преподобный Зосима видел над собою в воздухе сияющую обитель. Новгородский архиепископ Иона благословил новую обитель, отправил все необходимое для храма и назначил ее игуменом Феодосия. Вскоре по ходатайству преподобного Зосимы и всей братии на имя третьего по счету соловецкого игумена Ионы монастырю была дана грамота на вечное и исключительное владение всеми соловецкими островами.
После Ионы игуменом обители назначается преподобный Зосима, который вводит определенный устав и дает окончательное устройство всем сторонам иноческой жизни. В 1465 году за алтарем церкви Успения Пресвятой Богородицы были погребены нетленные мощи преподобного Савватия.
Монастырь, будучи колонизационным центром на севере и опорным пунктом русских владений на Беломорском побережье против набегов шведов, датчан и финнов, пользовался покровительством московских царей. В 1651 году царь Алексей Михайлович, по грамоте Новгородского митрополита Никона, учредил в монастыре архимандрию вместо прежних игуменов, даровав соловецким архимандритам особенные преимущества в церковном служении, подтвержденные в 1702 году во время своего посещения обители Петром Великим.
Вся история Соловецкого монастыря связана с историей русского государства. Два исторических факта заслуживают быть отмеченными особенно. Во времена исправления богослужебных книг патриархом Никоном иноки Соловецкой обители, видя в реформе извращение древнего чистого православия, решительно отказались принять новоисправленные книги, твердо решив защищать истину, хотя и понимали ее узко и односторонне, и оказали правительственной власти, поддержавшей дело Никона, упорное сопротивление. Царь Алексей Михайлович, испытав все мирные средства воздействия на непокорных соловецких иноков, решил усмирить их силой и послал против бунтующих отряды стрельцов. Началось знаменитое "Соловецкое сидение". Осада монастыря продолжалась семь лет, с 1669 по 1676 год.
В 1854 году, во времена тяжелой Крымской войны, монастырь подвергся бомбардировке со стороны английского флота, причинившей значительные повреждения монастырским зданиям и храмам. (По милости Божией, убитых и раненых не было). Монастырь мужественно защищался и на требования сдаться ответил решительным отказом.
Можно только догадываться, сколь же велики были духовные достижения соловецких иноков, если даже внешнее их воплощение поражает ум. Здесь, на Севере, монахи выращивали яюлоки, розы и шиповник. Петра I они угощали парниковыми арбузами. Была построена сложная система каналов, которая соединяла массу озер, возведена уникальная дамба на острове Большая Муксалма и многое другое.
В 1558-66 годы по благословению игумена Филиппа (Колычева), был построен пятиглавый Преображенский собор.
Святынями монастыря были: древняя икона "Одигитрия", принесенная в дар монастырю митрополитом Филиппом; древняя икона Знамения Божией Матери; серебряная рака с тремя частями мощей митрополита Филиппа; мощи прпп. Зосимы и Савватия; каменный крест прп. Савватия и икона прпп. Зосимы и Савватия, писанная учеником прп. Зосимы, игуменом Досифеем; икона Успения Божией Матери, устроенная по образцу такой же в Киево-Печерской Лавре, дар царевны Марии Алексеевны; запрестольный крест, сделанный из моржевой кости с резным изображением Распятия; икона Запечной Божией Матери (эта икона явилась св. Филиппу на том месте, где впоследствии был построен храм Рождества Пресвятой Богородицы, рядом с хлебопекарней, за печью); мощи св. Германа — в храме его имени; мощи Маркелла, архиепископа Вологодского, бывшего игуменом в Соловецком монастыре — в храме св. Германа; мощи прп. Иринарха, соловецкого игумена — в часовне рядом с церковью прп. Германа. Ризница Соловецкого монастыря, находящаяся под церковью св. Николая, была одним из богатейших хранилищ различных святынь и вещей, замечательных в историческом отношении.
Соловки известны как место ссылки неугодных правительству лиц и религиозных преступников. Одним из первых соловецких узников был последователь известного публициста и философа Максима Грека, сторонник нестяжательного движения Сильван (умер в монастыре в конце 20-х гг. XVI столетия). В середине XVI — бывший игумен Троице-Сергиевой Лавры нестяжатель Артемий, активно ратовавший за небогатую Церковь и сознательное постижение религиозного учения. В начале XVII века в обители провел шесть лет крещеный татарский царевич, слуга Ивана Грозного, а одно время даже его соправитель, князь Симеон Бекбулатович. Некоторое время в качестве заключенного здесь находился автор известного "Сказания" о событиях Смутного времени Авраамий Палицын. Прощенный, он с почетом был захоронен у собора Преображения Господня. Во второй половине столетия за несогласие с никоновскими реформами сюда были сосланы управляющий печатным двором князь Львов и бывший царский любимец архимандрит подмосковного Саввино-Сторожевского монастыря Никанор, принявшие активное участие в том самом соловецком восстании.
С XVIII веке в обитель стали поступать заключенные по решению Синода и Тайной канцелярии. Из титулованных лиц здесь закончил свою жизнь соратник Петра I, дипломат, управляющий Тайной канцелярией Петр Андреевич Толстой. Девять лет ссылки здесь провел член Верховного тайного совета Василий Лукич Долгорукий.
В 1903 году соловецкая тюрьма была упразднена. И все же спустя 20 лет, уже в советские годы, история соловецкой тюрьмы приобрела новое, еще более трагическое продолжение. В 1920 году на территории монастыря располагается лагерь принудительных работ, который вместе с конвоем насчитывал 350 человек. В 1923 году организуется новое карательное учреждение значительно большего масштаба — Соловецкие лагеря особого назначения (СЛОН). На протяжении почти двух десятилетий, до 1939 года, сотни тысяч заключенных плотно заполняли помещения кремля и отдаленных скитов. Осужденные жили в старых землянках, душных бараках, едва отапливаемых монастырских помещениях. В лагере томился выдающийся философ, математик, химик, инженер П.А. Флоренский; историки — В.П. Никольский, Н.П. Анциферов, В.В. Бахтин, М.О. Гордон; поэты и писатели — Б.Н. Ширяев, Л.М. Могилянский, В. Камецкой, О.В. Волков; художники — О.Э. Браза, К.Н. Половцев; профессор Московской консерватории Н.Я. Выгодский; крупнейший исследователь древнерусской литературы Д.С. Лихачев и др.
В период Великой Отечественной войны в стенах монастыря располагается учебный отряд Северного флота.
В 1961 году государственными учреждениями была начата реставрация "храмов, хозяйственных и других строений Соловецкого монастыря". В 1974 году организуется Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник.
С первых лет "перестройки", особенно после празднования 1000-летия Крещения Руси, началось общественное движение за передачу Соловков Русской Православной Церкви. Уже в 1989 году об этой проблеме заговорило и церковное Священноначалие. Архиерейский Собор, посвященный 400-летию введения партиаршества на Руси, обратился к руководству страны с просьбой передать Соловецкий архипелаг Церкви.
Широкая общественность, среди них были С. Ямщиков, Д. Лихачев, А. Солженицын, также требовала отдать Соловки. Одновременно появился ряд публичных выступлений музейных работников которые были категорически против любого присутствия "церковников" на островах.
Возрождение Соловков началось в декабре 1988 года, когда на островах был создан церковный приход. Служить там был поставлен иеромонах (ныне игумен) Герман (Чеботарь). 4 июля 1989 года он освятил находящуюся за монастырской оградой часовню святителя Филиппа — первый возрожденный храм Соловков. 25 октября 1990 года Синод постановил открыть на Соловках Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь и назначить временно исполняющим обязанности наместника игумена Германа. Осенью того же года на Соловках появились и первые послушники. Первые богослужения в обители проходили во вновь устроенном домовом храме, освященном в честь Собора Соловецких чудотворцев и расположенном в северном дворике монастыря, на втором этаже в корпусе справа от входа в Никольские ворота. Ранее переданный обители собор святителя Филиппа находился в плачевном состоянии и для богослужений был непригоден.
Не все обстояло гладко и в отношениях с местными жителями. Отлучились монахи на материк, чтобы пополнить запасы провизии, а когда вернулись застали пепелище. Спалил кельи человек из местных, нанятый на работу, но вскоре изгнанный за прогулы. Нелюбовь к монахам за 70 лет безбожия население впитало основательно. По словам нынешнего наместника монастыря архимандрита Иосифа (Братищева), его предшественник очень много потрудился, чтобы пробудить веру местного населения.
Монастырь постепенно начинает обзаводиться своим хозяйсвом. В москве, в храме Великомученика Георгия, что рядом с гостиницей "Балчуг", было открыто подворье монастыря. Его настоятелем стал отец Мефодий.
В 1992 г., спустя два года после своего избрания на первосвятительский престол, Патриах Московский и всея Руси Алексий II решил посетить Соловки. Монастырская жизнь на островах только зарождалась, хотя и венчала долгую борьбу за передачу монастыря Церкви. К своему паломническому визиту Его Святейшество приготовил достойный подарок. Церкви были возвращены святыни — мощи основателей Соловецкой обители Савватия, Германа и Зосимы, сопровождая которые Патриарх и прибыл на остров.
Обычно, если группа православных верующих собирается съездить в монастырь, она должна обратиться с просьбой принять ее в обители. Здесь есть человек, который занимается паломниками, он и рассматривает письма, определяя время посещения Соловков. Ответное письмо служит приглашением. Вместе с ним высылается специальная памятка. По древней традиции, паломника в течение трех дней будут бесплатно кормить, разместят на ночлег, ознакомят с историческими и духовными святынями. Если он намерен прожить на острове длительное время, то должен по благословению потрудиться на нужды обители. Соловки — не закрытая зона, и все желающие могут посетить острова, помолиться вместе с братией на богослужениях перед святыми мощами Савватия, Германа и Зосимы.
Благословением Святейшего Патриарха от 7 апреля 1995 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, восстановлен исторический титул обители: "Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь".
Монастырь имеет подворья: в Москве, в Архангельске и в г. Кемь (Карелия)
The Solovki Transfiguration stavropegial monastery.
The Solovki Transfiguration monastery was founded in 1429. Saints Herman and Savvatius were the first residents of the island and the founders of one of the most famous Russian cloisters. They spent here 6 years of hard labour and privations. Shortly before the demise of St. Savvatius (1435) the hermits left the island, but in 1436 St. Herman returned to the Solovki with St. Zosima. Soon monks and laymen from other places began to join them asking to accept them into their monastic community. The brotherhood formed in this way built a wooden church in honor of the Transfiguration and St. Nicholas the Wonderworker on the place where St. Zosima had a vision of cloister hanging in the air. Archbishop Jona of Novgorod blessed the new cloister, sent out everything necessary for the new church and appointed the monk Feodosy Hegumen of the monastery. Soon, on the petition of St. Zosima and all the brethren, a certificate was given to Jona, the third Solovky Hegumen, granting to the monastery the right for the perpetual and exclusive possession of the whole archipelago of Solovky.
Jona was succeeded by St. Zosima, who introduced firm monastic rules and regulated all the aspects of the monastic life. In 1465, behind the altar of the Assumption of the Holy Theotokos church, the undecayed relics of St. Savvatius were buried.
The center for the colonization of the North and a Russian fortified station on the White Sea coast protecting the country against the raids of the Swedes, Danes and Finns, the monastery was under a special patronage of Moscow tsars. In 1651, on the petition of Metropolitan Nikon of Novgorod, Tsar Alexey Mikhailovich granted the fathers superiors of the monastery the title of Archimandrite, giving them special ptivileges reconfirmed in 1702, during the visit of Peter the Great to the cloister.
The entire history of the Solovky monastery is closely connected with the history of the Russian state. Two historical facts are worth special mentioning. The correction of liturgical books undertaken by Patriarch Nikon was regarded by the monks of the Solovky cloister as the perversion of the ancient and pure Orthodox teaching. They resolutely refused to accept the newly corrected books, firmly decided to defend the truth and put up a stubborn resistance to the government that supported Nikon's initiative. Tsar Alexey Mikhailovich, after trying out all peaceful means to influence the refractory Solovky monks, decided to suppress them with force and sent the regular troops against the mutineers. Thus the famous "Solovky seating" began. The siege of the monastery lasted seven years, from 1669 to 1676.
In 1854, during the hard Crimean war, the monastery was bombarded by the English fleet that caused much damage to the monastery buildings and churches (by God's grace there were no casualties at all). The monastery defended itself bravely, and resolutely rejected the proposal to surrender.
We may only guess how great the spiritual achievements of the Solovky monks were, but in the cultivation of the land they were immensely successful. Here, in the North, the monks cultivated apples, roses and dog-roses. They treated Peter I with hothouse watermelons. A complicated channel system, connecting a multitude of lakes, was constructed, a unique dam was erected on Bolshaya Muksalma island.
In 1558-66 Hegumen Philip (Kolychev) built the five-dome Transfiguration Cathedral.
The monastery treasured an ancient "Odigitria" icon donated to the monastery by Metropolitan Philip; an ancient "Sign of the Mother of God" icon; a silver shrine with three pieces of relics of Metropolitan Philip; the relics of Sts. Zosima and Savvatius; a stone cross of St. Savvatius and Sts. Zosima and a Savvatius icon painted by disciple of St. Zosima Hegumen Dosipheus; the Assumption of the Theotokos icon painted after the same image in the Kiev Caves Laura — a gift of Tsarevna Maria Alexeevna; an alter cross made of walrus fangs with a carved crucifixion; the "Zapechnaya" ("Behind the stove") icon of the Mother of God (this icon was revealed to St. Philip on the place where later the Nativity of the Holy Theotokos church was built — near the bakery behind the stove); the relics of St. Herman — in the church named in his honor; the relics of Markel, Archbishop of Vologda, Hegumen in the Solovky monastery — in the chapel near St. Herman church. The monastery vestry located under St. Nicholas church was one of the richest depositories of relics and works of art.
The Solovky monastery is known as a place of exile for dissidents and religious offenders. Among the first prisoners of the Solovky were the follower of the famous publicist and philosopher Maximus the Greek and an advocate of the non-acquisition movement Silvan (died in the monastery in late 1520s). Another — in the middle of the 16th century — was the former abbot of The Holy Trinity St. Sergius Laura Artemius, who actively struggled against the church property. In the beginning of the 17th century the cloister was ruled by Simeon Bekbulatovich, a baptized Tatar prince, servant of Ivan the Terrible and, for a time, his co-ruler. Abramius Palitsyn, the author of a famous chronicle of the Time of Troubles, was also a prisoner here. Later, however, he was forgiven and buried with honors beside the Lord's Transfiguration cathedral. In the second half of the 17th century Prince Lvov, the Printing House manager, and former Tsar favorite Archimandrite of the Storozhevsky St. Savvas monastery Nikanor, active participants of the Solovky mutiny, were exiled here.
In the 18th century prisoners were sent here on the decision of the Holy Synod and the Privy chancellery. Among other titled persons Petr Andreevich Tosltoy, companion of Peter I, diplomat, the head of the Privy chancellery, finished his life here. Vasily Lukich Dolgoruky, a member of the Supreme privy council, spent here nine years in exile.
In 1903 the Solovky jail was closed. However, 20 years later, in the Soviet time, the history of the Solovky jail took an even more tragic turn. In 1920 a penal servitude camp was arranged on the territory of the monastery. It numbered, including the escort, 350 people. In 1923 a new punitive institution of a mach larger scale was organized — the Solovky special camps. During two decades till 1939 hundreds of thousands of convicts filled the premises of the fortress and the distant sketes. The convicts lived in old dugouts, stuffy barracks, scarcely heated monastery cells. Among the prisoners were the philosopher, mathematician, chemist and engineer P.A.Florensky; historians V.P.Nikolsky, N.P.Antsyferov, V.V.Bakhtin, M.O.Gordon; poets and writers B.N.Shyriaev, L.M.Mogiliansky, V.Kametskoy, O.V.Volkov; painters O.E.Braza, K.N.Polovtsev; professor of Moscow conservatoire N.Ya.Vygodsky; the greatest researcher of ancient Russian literature D.S.Likhachev and others.
During the World War II a training detachment of the Nordic fleet was quartered within the verge of the monastery.
In 1961 the state started the restoration of "the churches, utilities and other structures of Solovetsky monastery". In 1974 the Solovetsky State Area Museum of History, Architecture and Nature was organized.
In the first years of the Perestroika, after the celebrations dedicated to the 1000th anniversary of the Baptism of Russia, a public movement was initiated for handing over the Solovky to the Russian Orthodox Church. As soon as in 1989, the Church Authorities also raised this issue. The council of bishops assembled on the occasion of the 400th anniversary the Patriarchate in Russia addressed the government asking to restore the Solovky archipelago to the Church.
Wide public circles, including such eminent figures as Y. Yamschikov, D.Likhachev, A.Solzhenitsyn, supported this claim. At the same time there appeared a series of publications whose authors were strongly against the presence of the Church on the islands.
In October 1990, Father Herman, the newly appointed father superior of the monastery, and monk Zosima came to the Solovky. But things did not run smooth. One day the monks went to the mainland to replenish the food stock, and when they returned they found only the ashes. The cells were set on fire by a local man who had been hired by the monastery and later dismissed for regular truancies. The population was strongly prejudiced against the monks. According to the words of the present monastery abbot Archimandrite Josef (Bratischev), his predecessor had to work a lot to revive the faith in the local population.
Gradually the monastery acquired its own household. In Moscow, in the church of St. George the martyr, a representation of the monastery was opened. Father Methodius was appointed its Father Superior.
In 1992, only two years after his election, Patriarch Alexy II of Moscow and all Russia visited the Solovky, bringing with him the relics of the founders of the Solovky cloister Sts. Savvatius, Herman and Zosima.
A group of Orthodox pilgrims wishing to visit the monastery should normally address it in written form asking the permission for a stay. The reply letter serves as an invitation. With this letter a special paper with instructions is sent. According to an ancient tradition a pilgrim will be accomodated for three days. If he intends to stay on the island for a longer period, he will have to work for the needs of the cloister. The Solovky is not a closed zone, everyone who wishes can visit the islands and pray with the brethren before the holy relics of Sts. Savvatius, Herman and Zosima.
The monastery has three representations: in Moscow, Arkhangelsk and Kem' (Karelia).
|