Монастыри
Поиск


Монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы Николаевский Шмаковский (мужской)

  
Адрес : Россия, 692086, Приморский край, Кировский р-н, п. Горные Ключи, ул. Крестьянская, 1.
Телефон(ы): (42354) 2-54-98
  
Организация: [действующ.]
  
Дата учреждения:    1894 г. 19 век
  
  

Схема подчинения

Владивостокская епархия (Епархии)
Русская Православная Церковь (Церкви)

  
  

История

Трудно переоценить роль и значение Свято-Троицкого Николаевского Шмаковского мужского монастыря в истории Приморья. Это была первая иноческая обитель на Дальнем Востоке. Ее называли "Новым Валаамом" — наверное, потому, что из трех основателей монастыря двое были иноками с Валаама. Кроме того, Шмаковская обитель жила в точности по уставу Валаамского монастыря. Недолгая (около 30 лет), но яркая история монастыря неразрывно связана с историей освоения Приморья.
Обитель расположена на полпути между Хабаровском и Владивостоком на левом берегу р. Уссури. Идея об ее учреждении принадлежит архиепископу Иннокентию (Вениаминову). Она была высказана еще в 60-ые годы прошлого века, когда Владыка Иннокентий был епископом Камчатским.
Святитель Иннокентий вел переговоры об устройстве монастыря с архимандритом Доримедонтом и при личных встречах, и в письмах. Но, несмотря на искреннее и сильное желание первого Святителя Амура Иннокентия и архимандрита Доримедонта, устройство монастыря в те годы не состоялось.
Пожелание святителя было исполнено лишь в 1894 г., через шестнадцать лет после его смерти. Устройство обители было поручено иеромонаху Алексию (Осколкову), в миру — Григорий Афанасьевич Осколков. Григорий Осколков происходил из старинного дворянского рода Осколковых из Великого Новгорода, где еще в 1375 году они были "именитыми людьми". В старинном роду Осколковых были предприниматели, имевшие дело в Сибири и конкурировавшие там со знаменитыми Строгановыми. Один из предков Григория Афанасьевича совместно с иеромонахом Макарием в 1681 году учредил на Байкале Посольский монастырь. Григорий Осколков был достойным представителем своего рода. Он закончил кадетский корпус, был произведен в офицеры артиллерии, служил и сражался под Севастополем, где "обнаружил полную отвагу". По окончании войны служил в Главном артиллерийском управлении и в мастерской Технического института. Затем он оставляет военную службу и становится крупным железнодорожным подрядчиком. А в 1873 году, в 38-летнем возрасте, вследствие неизвестного душевного потрясения он ликвидирует все дела и подряды и уезжает в Америку, окуда совершает далекие путешествия. В 80-е годы он посетил Афон, где близко сошелся с настоятелем Русского Пантелеимоновского монастыря отцом Макарием и настоятелем Иерусалимской Миссии отцом Антонином (Капустиным). Здесь, на Афоне, Осколков, наконец, нашел душевный покой, коего искал по всему свету. Приняв монашеский постриг с именем Алексий, он несколько лет прожил отшельником. В 1892 году отец Антонин пригласил его расписать храм святого апостола Петра в Яффе — отец Алексий был отличным живописцем.
Вскоре после выполнения этой работы он перешел в Камчатскую епархию с поручением устроить иноческую общину. Иеромонах Алексий прибыл в Камчатскую епархию 27 сентября 1893 года и до открытия монастыря был зачислен в штат Архиерейского дома. В соответствии с Указом Святейшего Синода от 4 августа 1893 года (№ 3476) он был послан для изыскания места под предполагаемый монастырь и сбора средств для содержания его в будущем. Руководство по устройству обители бвло поручено местному Преосвященному епископу Макарию; к содействию в этом благом деле был приглашен также генерал-губернатор Приамурского края С.М. Духовской.
Сразу же по прибытии в Камчатскую епархию иеромонах Алексий активно взялся за исполнение своей миссии — он собирал добровольные пожертвования, подыскивая место для устройства монастыря. Всяческое содействие ему оказывали епископ Макарий и С.М. Духовской. Местом для основания обители отец Алексий выбрал берег озера Петропавловского, в сорока верстах от г. Хабаровска вниз по Амуру. Выбранный участок находился на мысу в северной части озера, глубокого и изобилующего рыбой.
Определив место для расположения будущего монастыря, отец Алексий с разрешения Святейшего Синода (Указ № 2295) выехал в Иерусалим и на Святую Афонскую Гору для приглашения иноков принять участие в устроении новой обители на берегах Амура. Но желавших поехать на Амур не оказалось. Поэтому отец Алексий обратился к архиепископу Финляндскому Антонию (Вадковскому) и Валаамскому игумену с просьбой прислать для Приамурского монастыря иноков с Валаама.
Официальное учреждение нового монастыря состоялось 1 ноября 1894 года постановлением Святейшего Синода, в котором говорилось: "1. Учредить в пределах Камчатской епархии, близ озера Петропавловского, в 40 верстах от г. Хабаровска, мужской монастырь с таким числом братии, какое обитель в состоянии будет содержать на свои средства. 2. Настоятелем вновь учрежденного монастыря назначить состоящего в штате Камчатского архиерейского дома иеромонаха Алексия (Осколкова) с возведением в сан игумена".
После вторичного посещения озера Петропавловского отец Алексий пришел к заключению, что первоначально выбранное для монастыря место не подходит, так как периодически подвергается наводнениям. Начались поиски нового места в Южно-Уссурийском крае, которые закончились выбором для будущей обители места на берегу реки Уссури, где вскоре и был устроен монастырь.
На это место отец Алексий прибыл в августе 1895 года. В первое время он жил в доме начальника телеграфной станции "Тихменево", который одиноко стоял в диком, необжитом месте уссурийской тайги. Затем он перевез сюда деревянный дом, который пожертвовал для нужд обители генерал-губернатор Приамурского края С.М. Духовской. В этом доме отец Алексий разместил домовую церковь, тапезную, кухню, келии для себя и будущей братии. Первыми насельниками монастыря стали прибывшие с Валаама иеромонах Сергий и иеродиакон Герман. Они совершали богослужения и исполняли все хозяйственные работы: рубили и вывозили лес для монастырских построек и на дрова, строили необходимые помещения, весной копали огородные гряды и сажали овощи, летом косили сено, осенью делали заготовки на зиму, готовили пищу себе, немногим рабочим, а также всем богомольцам, приходившим по воскресеньям и праздничным дням.
Первые годы существования монастыря были очень трудными. Остро ощущался недостаток пищевых запасов и предметов первой необходимости. Зимой иноки очень страдали от холода в помещениях, так как в них были только железные печи.
Источников дохода монастырь не имел, собранные ранее игуменом Алексием деньги закончились, поэтому инокам пришлось прибегнуть к крайней мере — взять деньги взаймы у торговых фирм г. Владивостока.
Преклонного возраста и слабый здоровьем, отец Алексий решением Святейшего Синода был уволен с должности настоятеля и строителя монастыря, 2 января 1897 года он отбыл на Афон. Теперь вместо трех труженников осталось только двое.
Настоятелем и строителем монастыря был назначен молодой и малоопытный иеромонах Сергий. Но валаамское воспитание, научившее его строгому и беспрекословному послушанию, помогло отцу Сергию взяться за дело устроения ввереной ему обители.
Самоотверженность и бескорыстный труд двух иноков вызвали со стороны местного населения желание помочь обители. В монастырь на послушание начали поступать крестьяне окрестных сел. Приходя в монастырь, каждый вносил на обзаведение обители свой посильный вклад: деньги, пчел, хлеб, волов, лошадей. Вскоре начали поступать пожертвования из ближайших сел и городов, а затем и из дальних мест. Увеличилось число насельников. В монастырскую братию вступили уволившиеся в запас из армии и флота, которые в большинстве своем были людьми грамотными и мастеровыми, что способствовало благоустроению монастыря.
Через несколько лет после основания монастырь стал дружной, сплоченной братской любовью семьей, в которую вошли люди всех сословий, возрастов, положений, состояний.
Определением Святейшего Синода 18 сентября 1903 года (№ 1723) отец Сергий был удостоен сана игумена. Посвящение во игумена торжественно совершил в монастырском храме в день Святой Троицы епископ Евсевий (Никольский). С именем игумена Сергия связаны самые замечательные страницы истории монастыря, который в 1897 году получил имя Свято-Троицкого Николаевского.
Монастырь располагался у подножия и по склону горы Преображенской, которая полукругом возвышалась над обителью, защищала ее от резких северных ветров. С западной и северо-западной сторон монастырская территория выходила к долине реки Уссури.
Все строения монастыря располагались тремя группами: первая — по южному склону горы, в непосредственной близости от храма; вторая — в южном направлении, между ближним и дальним скотными дворами; третья — к северу от храма, по берегу протоки реки Уссури.
Над всеми монастырскими постройками возвышался храм во имя святителя Иркутского Иннокентия с двенадцатью куполами, имеющий в плане форму креста. Храм вмещал около 400 человек молящихся. Он был построен в 1899 году из кедрового леса бригадой китайских строителей. Деньги на постройку этого храма были пожертвованы известным иркутским миллионером Иннокентием Михайловичем Сибиряковым, скончавшимся на Афоне в сане схимонаха.
Алтарь храма был просторным и светлым. Слева к алтарю примыкала пономарня с отдельным выходом на улицу, справа — ризница. Двухярусный иконостас был выполнен монастырской братией. В первом ярусе помещались иконы, писанные в Санкт-Петербургской мастерской Сидорского; иконы второго яруса были выполнены в Валаамском монастыре.
С увеличением числа братии и богомольцев размеры храма стали малы, особенно в посты и двунадесятые праздники, когда количество молящихся достигало 700-800 человек. Поэтому был построен новый, кирпичный храм на 1000 человек, освященный архиепископом Евсевием (Никольским) в 1908 году.
В 1902 году на склоне горы, в непосредственной близости от храма, была построена часовня в честь Казанской иконы Божией Матери и в память восшествия на престол Николая II. Особое почитание государя императора в монастыре было связано с тем, определение об учреждении монастыря состоялось в первые дни его царствования.
На территории обители не было строевого леса, поэтому монастырь возбудил ходатайство о выдаче отдельного лесного участка. Такой участок и был отведен по Высочайшему распоряжению в 1901 году. Самая первая прорубка дарованного государем императором леса была употреблена на постройку часовни, о которой священник Григорий Ваулин писал в 1903 году: "Наружный и внутренний вид часовни довольно красивый. Иконостас — резной работы братии. Икона Казанской Божией Матери получена с Афона, а иконы Святой Троицы, Святителей Христовых Николая Иннокентия — Небесных покровителей обители — исполнены в Санкт-Петербурге". В часовне служились молебны.
На горе Преображенской первоначально был установлен большой деревянный с иконою крест, покрашенный белой краской. А в 1907 году здесь была построена церковь-часовня с высоким шлемовидным куполом, который был виден издалека при подъезде к монастырю. Церковь-часовню построил купец Н. Чистяков в память о сыне Иннокентии.
Ближайшими к храму монастырскими постройками были корпус братских келлий, трапезная и дом настоятеля.
Корпус братских келлий первоначально был деревянным двухэтажным, просторным. В нижнем этаже по обе стороны коридора размещались 20 келлий для братии, каждая на одного-двух иноков. Две келлии нижнего этажа были приспособлены под иконописную мастерскую, переплетную и фотолабораторию.
В верхнем этаже братского корпуса размещались канцелярия, библиотека, две небольшие комнаты для настоятеля, а также покои на случай приезда архиепископа.
Монастырская трапезная первоначально представляла собой небольшое деревянное строение. В комнате стояли в три ряда длинные столы с лавками; здесь могли разместиться 70-80 человек. В празники и посты, когда монастырь принимал 500-600 человек богомольцев, столы в трапезной накрывали пять-шесть раз.
В 1906-1908 годах деревянные здания братского корпуса и трапезной были заменены на кирпичные, более просторные и благоустроенные.
В 1912 году был построен из кирпича двухэтажный дом для настоятеля, где, кроме покоев настоятеля, были библиотека и канцелярия.
Среди сооружений, расположенных поблизости от храма и часовни, кроме названных, были книжная лавка, где продавались иконы, кресты, книги религиозно-нравственного содержания, церковная утварь, ладан, лампадное масло, церковное вино; больница с аптекой; хлебопекарня; мастерские в трех деревянных зданиях; дом для рабочих, кухня, гостиница, школа.
Школьное здание было деревянным. Оно состояло из классной комнаты на 35-40 человек, спальни и трапезной. В школе изучали Закон Божий, учили чтению и арифметики, а такжк навыкам по ведению хозяйства. Большинство учеников находились на полном монастырском обеспечении.
К югу от основного монастырского комплекса располагались ближний и дальний скотные дворы, сад и огород, пасека, свечной завод, кладбище.
Монгастврская пасека была основана в 1897 году, когда один из поступивших в обитель послушников пожертвовал несколько колод пчел. В 1903 году пасека имела около 600 ульев, в основном это были простые липовые дуплянки, рамочных ульев разных систем было около 60.
Свечной завод монастыря считался епархиальным, он располагался в полутора верстах от монастыря, состоял из четырех зданий. В одном, деревянном, жили иноки, в каменном хранили свечи и воск. В двух деревянных строениях выделывали воск и восковые свечи. Кроме того, завод имел 19 сушилен для беления воска.
Неподалеку от свечного завода находилось монастырское кладбище. В 1903 году на нем были похоронены три послушника и старец-иеродиакон.
Третья группа монастырских строений располагалась вдоль берега протоки реки Уссури и включала рыбозасольный сарай, где солили, вялили, коптили и хранили рыбу; маслобойню, в которой вырабатывалось масло из семян льна и конопли; сушильню для зерна; кузнечно-слесарную мастерскую с двумя большими горнами; баню и прачечную с колодцем и поршнем для быстрого накачивания воды, а также с приспособлением для облегчения труда при стирке белья; корейскую и китайские фанзы, в которых жили работавшие в монастыре китайцы и корейцы.
Хозяйство монастыря было весьма обширным и хорошо налаженным. Кроме уже названных служб монастырь имел свой кирпичный завод, паровую мельницу, электростанцию, типографию. В последней печатались брошюры, листовки, открытки религиозного содержания. В 1910 году "Владивостокские епархиальные ведомости" сообщали, что в монастыре были отпечатаны особые солдатские письма, "в которых русский солдат шлет с Дальнего Востока своим родным поздравления с праздником Рождества Христова, причем описывает в общих чертах здешнюю жизнь, а в особенности говорит о процветании и значении для края, который он призван защищать, родной православной веры... Письма эти... имеют огромное значение для получающих их простых русских людей. Они невольно знакомятся с нашим Дальним Востоком и учатся любить его — не как чужую отдаленную колонию а как ту же Святую Русь".
Типография монастыря была широко известна в крае, ее услугами пользовались редакции газет. В 1920 году к настоятелю монастыря обратился генерал Хорват с просьбой: "Прошу не отказать в Вашем благословении отпустить в город для работы братьев-наборщиков, по возможности 14 человек; братья-наборщики будут помещены с удобствами и изолированы от мирских людей". Эти наборщики требовались для работы в газете "Приамурская жизнь".
Монастырское хозяйство своим процветанием было обязано одухотворенному труду иноков. Это отмечали все посетители монастыря: и светские лица, и люди духовного звания.
В монастырь был пожертвован большой деревянный крест, на котором распятый Господь был изображен в человеческий рост. В обители хранились святыни: частицы Животворящего Креста Господня и многих святых угодников Божиих. При монастыре было учреждено Уссурийское братство Пресвятой Богородицы для защиты в епархии веры, нравственности и установлений Православной Церкви.
Закрытый Советской властью монастырь вновь открыт по благословению Св. Синода от 22.02.1995 г.
  
  

Изменения названия

   Свято-Троицкий Николаевский Шмаковской монастырь
  
  

Служители

 Глава
  
   настоятель
   Алексий (Осколков)
01.11. 1894 г.   —  
1897 г.
  
  
   настоятель
   Антоний (Инюшин)
20 век   —  
20 век
   и. о.
  
   настоятель
   Феофан (Зибров)
28.12. 1999 г. 20 век   —  
21 век
  
  
   наместник
   Алексий (Несмеев)
    
  
 настоятель
  
   Сергий 1897 г. 19 век   —  
20 век
  
  
 духовник
  
   Варнава (Губорьков) 1994 г. 20 век   —  
18.01. 2000 г. 20 век
  
  

 
Библиография

   1   Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне... [1910]. (Репр. изд. СПб., 1994).. С.-Петербург. Сойкин П.П.. 1994 .
  
   2   Свято-Троицкий Николаевский Шмаковский монастырь. Журнал Московской Патриархии. Москва. 1995 . № 11. с. 51-54..
  
  
  

Состав

   Храмы
 

Храм во имя свт. Иннокентия Иркутского (монастырский)



Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–