Биография
Иеромонаху Алексию (Осколкову), в миру — Григорий Афанасьевич Осколков, было поручено устройство Свято-Троицкой Никольской обители. Григорий Осколков происходил из старинного дворянского рода Осколковых из Великого Новгорода, где еще в 1375 году они были "именитыми людьми". В старинном роду Осколковых были предприниматели, имевшие дело в Сибири и конкурировавшие там со знаменитыми Строгановыми. Один из предков Григория Афанасьевича совместно с иеромонахом Макарием в 1681 году учредил на Байкале Посольский монастырь. Григорий Осколков был достойным представителем своего рода. Он закончил в 1853 г. кадетский корпус, был произведен в офицеры артиллерии, служил и сражался под Севастополем, где "обнаружил полную отвагу". По окончании войны служил в Главном артиллерийском управлении и в мастерской Технического института. Затем он оставляет военную службу и становится крупным железнодорожным подрядчиком. А в 1873 году, в 38-летнем возрасте, вследствие неизвестного душевного потрясения он ликвидирует все дела и подряды и уезжает в Америку, окуда совершает далекие путешествия. В 80-е годы он посетил Афон, где близко сошелся с настоятелем Русского Пантелеимоновского монастыря отцом Макарием и настоятелем Иерусалимской Миссии отцом Антонином (Капустиным). Здесь, на Афоне, Осколков, наконец, нашел душевный покой, коего искал по всему свету. Приняв монашеский постриг с именем Алексий, он несколько лет прожил отшельником. В 1892 году отец Антонин пригласил его расписать храм святого апостола Петра в Яффе — отец Алексий был отличным живописцем.
Вскоре после выполнения этой работы он перешел в Камчатскую епархию с поручением устроить иноческую общину. Иеромонах Алексий прибыл в Камчатскую епархию 27 сентября 1893 года и до открытия монастыря был зачислен в штат Архиерейского дома. В соответствии с Указом Святейшего Синода от 4 августа 1893 года (№ 3476) он был послан для изыскания места под предполагаемый монастырь и сбора средств для содержания его в будущем. Руководство по устройству обители бвло поручено местному Преосвященному епископу Макарию; к содействию в этом благом деле был приглашен также генерал-губернатор Приамурского края С.М. Духовской.
Сразу же по прибытии в Камчатскую епархию иеромонах Алексий активно взялся за исполнение своей миссии — он собирал добровольные пожертвования, подыскивая место для устройства монастыря. Всяческое содействие ему оказывали епископ Макарий и С.М. Духовской. Местом для основания обители отец Алексий выбрал берег озера Петропавловского, в сорока верстах от г. Хабаровска вниз по Амуру. Выбранный участок находился на мысу в северной части озера, глубокого и изобилующего рыбой.
Определив место для расположения будущего монастыря, отец Алексий с разрешения Святейшего Синода (Указ № 2295) выехал в Иерусалим и на Святую Афонскую Гору для приглашения иноков принять участие в устроении новой обители на берегах Амура. Но желавших поехать на Амур не оказалось. Поэтому отец Алексий обратился к архиепископу Финляндскому Антонию (Вадковскому) и Валаамскому игумену с просьбой прислать для Приамурского монастыря иноков с Валаама.
Официальное учреждение нового монастыря состоялось 1 ноября 1894 года постановлением Святейшего Синода, в котором говорилось: "1. Учредить в пределах Камчатской епархии, близ озера Петропавловского, в 40 верстах от г. Хабаровска, мужской монастырь с таким числом братии, какое обитель в состоянии будет содержать на свои средства. 2. Настоятелем вновь учрежденного монастыря назначить состоящего в штате Камчатского архиерейского дома иеромонаха Алексия (Осколкова) с возведением в сан игумена".
После вторичного посещения озера Петропавловского отец Алексий пришел к заключению, что первоначально выбранное для монастыря место не подходит, так как периодически подвергается наводнениям. Начались поиски нового места в Южно-Уссурийском крае, которые закончились выбором для будущей обители места на берегу реки Уссури, где вскоре и был устроен монастырь.
На это место отец Алексий прибыл в августе 1895 года. В первое время он жил в доме начальника телеграфной станции "Тихменево", который одиноко стоял в диком, необжитом месте уссурийской тайги. Затем он перевез сюда деревянный дом, который пожертвовал для нужд обители генерал-губернатор Приамурского края С.М. Духовской. В этом доме отец Алексий разместил домовую церковь, тапезную, кухню, келии для себя и будущей братии. Первыми насельниками монастыря стали прибывшие с Валаама иеромонах Сергий и иеродиакон Герман. Они совершали богослужения и исполняли все хозяйственные работы: рубили и вывозили лес для монастырских построек и на дрова, строили необходимые помещения, весной копали огородные гряды и сажали овощи, летом косили сено, осенью делали заготовки на зиму, готовили пищу себе, немногим рабочим, а также всем богомольцам, приходившим по воскресеньям и праздничным дням.
Первые годы существования монастыря были очень трудными. Остро ощущался недостаток пищевых запасов и предметов первой необходимости. Зимой иноки очень страдали от холода в помещениях, так как в них были только железные печи.
Источников дохода монастырь не имел, собранные ранее игуменом Алексием деньги закончились, поэтому инокам пришлось прибегнуть к крайней мере — взять деньги взаймы у торговых фирм г. Владивостока.
Преклонного возраста и слабый здоровьем, отец Алексий решением Святейшего Синода был уволен с должности настоятеля и строителя монастыря, 2 января 1897 года он отбыл на Афон.
|