link15660 link15661 link15662 link15663 link15664 link15665 link15666 link15667 link15668 link15669 link15670 link15671 link15672 link15673 link15674 link15675 link15676 link15677 link15678 link15679 link15680 link15681 link15682 link15683 link15684 link15685 link15686 link15687 link15688 link15689 link15690 link15691 link15692 link15693 link15694 link15695 link15696 link15697 link15698 link15699 link15700 link15701 link15702 link15703 link15704 link15705 link15706 link15707 link15708 link15709 link15710 link15711 link15712 link15713 link15714 link15715 link15716 link15717 link15718 link15719 link15720 link15721 link15722 link15723 link15724 link15725 link15726 link15727 link15728 link15729 link15730 link15731 link15732 link15733 link15734 link15735 link15736 link15737 link15738 link15739 link15740 link15741 link15742 link15743 link15744 link15745 link15746 link15747 link15748 link15749 link15750 link15751 link15752 link15753 link15754 link15755 link15756 link15757 link15758 link15759 link15760 link15761 link15762 link15763 link15764 link15765 link15766 link15767 link15768 link15769 link15770 link15771 link15772 link15773 link15774 link15775 link15776 link15777 link15778 link15779 link15780 link15781 link15782 link15783 link15784 link15785 link15786 link15787 link15788 link15789 link15790 link15791 link15792 link15793 link15794 link15795 link15796 link15797 link15798 link15799 link15800 link15801 link15802 link15803 link15804
Монастыри
Поиск


Монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы Кирилло-Белозерский

  
Адрес : Россия, Вологодская обл., г. Кириллов.
  
Организация: [действующ.]
  
Дата учреждения:    1397 г. 14 век
  
  

Схема подчинения

Вологодская епархия (Епархии)
Русская Православная Церковь (Церкви)

  
  

История

Монастырь основан в 1397 году 60-летним старцем московского Симонова монастыря преподобным Кириллом, уклонившимся от настоятельства в нем и искавшим строгой подвижнической жизни, вместе со своим сподвижником, иноком того же Симонова монастыря Ферапонтом. Старец пришел на то самое место, которое было открыто ему в видении Самой Пресвятой Богородицей. Монахи водрузили крест, пропели благодарственную молитву приведшей их сюда Матери Божией и начали копать земляную келью в крутом обвале горы со стороны озера ( это место можно видеть в монастыре в наши дни). Так было положено начало Кирилло-Белозерской обители, ставшей впоследствии одним из крупнейших русских монастырей. В годы своего расцвета это был богатейший город-крепость, владевший крупными земельными наделами, соляными и рыбными промыслами; в его стенах находилась одна из наиболее значительных на Руси библиотек, складывались свои распевы духовных песнопений, работали талантливые иконописцы, резчики и другие мастера. Монастырь имел свое подворье в Московском Кремле, а также в ряде других русских городов. Он не раз помогал государству денежными средствами и имуществом. Размах хозяйственной деятельности был так велик, что монастырь даже вошел в народную поговорку: "расход Кириллова монастыря, а приход — репной пустыни" (В.И. Даль). Само название Белоозеро стало ассоциироваться именно с Кирилловым монастырем, ставшим центром монашеской жизни на землях Русского Севера.
За шесть веков существования монастырь повидал немало; его история неразрывно связана с историей всей России, нередко он оказывал влияние на судьбы страны самым непосредственным способом. Начало такому влиянию было положено самим преподобным Кириллом, наставлявшим по праву своего духовного авторитета через свои послания князей земли Русской. Традиции святого подвижника продолжали его ученики. В 15-16 веках монастырь стал излюбленным центром паломничества "сильных мира сего". С историей монастыря связаны имена Василия Темного и Иоанна Грозного, многих именитых бояр и князей. Был он известен и как место ссылки опальных представителей русской знати. Здесь провел в заточении последние пять лет своей жизни Патриарх Никон. После того как в 1612 году монастырь выдержал осаду поляков и литовцев, было осознано его важное стратегическое значение. Тогда же были возведены крепостные стены и башни, и доныне поражающие своими размерами.
Промыслительно Кирилло-Белозерский монастырь тесно связан со многими русскими обителями, органично вплетен в общерусскую монашескую жизнь. Выходцами из него были Савватий Соловецкий, Нил Сорский, Корнилий Комельский и многие другие, ставшие светильниками русского монашества. Многие из будущих основателей монастырей приходили в знаменитую обитель, чтобы увидеть, а затем самим продолжить ее традиции. Таким человеком был, в частности, преподобный Иосиф Волоцкий, который жил в Кирилловом монастыре в 1478 году. Он изучил его устав, который ему понравился более всех других известных монастырских установлений, а в следующем, 1479 году основал свой, Волоколамский монастырь. Славная страница истории Белозерского монастыря связана и с Валаамом. После того как в 1611 году Валаамом овладели шведы, около ста лет он пребывал в совершенном разорении и лишь в 1710 году был возвращен России в результате победы русских в Северной войне. Именно по инициативе тогдашнего настоятеля Кирилло-Белозерского монастыря архимандрита Иринарха в 1715 году Петр I издал указ о возобновлении Валаамского монастыря. С 1716 по 1736 год обитель была приписана к Кирилло-Белозерскому монастырю и возрождалась на его средства, трудами и заботами его братии во главе с настоятелем.
Но самой глубокой была и остается связь Кириллова монастыря с преподобным Сергием Радонежским. Московский Симонов монастырь, выходцем из которого был преподобный Кирилл, был основан племянником Преподобного Сергия Радонежского святым Феодором. Сам преподобный, бывая в этой обители, подолгу беседовал с полюбившимся ему иноком Кириллом, обнаруживая тем самым глубокое духовное родство с ним. Впоследствии преподобный Кирилл, полагая начало своему монастырю, несомненно, опирался на заветы Радонежского чудотворца, на его молитвенное заступничество.
Преподобный Ферапонт, с которым преподобный Кирилл пришел на Белоозеро, вскоре основал невдалеке свой монастырь — Ферапонтов. После него настоятелем этой обители стал любимый ученик белозерского старца преподобный Мартиниан, оттуда по Промыслу Божию он был призван в настоятели Троице-Сергиевой Лавры и оставался игуменом с 1447 по 1455 год.
Монастырь разделяется на Большой и Малый. В самой древней части обители расположен храм преподобного Сергия Радонежского, Несколько лет назад в нем возобновлены богослужения, и по данным на 1997 год он являлся пока единственным действующим храмом монастыря. Основную часть территории монастыря занимает историко-архитектурный музей-заповедник, размещающийся здесь с 1924 года, когда монастырь был закрыт. В то время епископом Кирилловским был епископ Тихон (Тихомиров), сын известного публициста, историка и общественного деятеля Льва Тихомирова. Владыка Тихон был человеком высокой духовной жизни, на его долю выпали поистине крестные страдания.
В преддверии 600-летия монастыря, епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан и директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника Г.О. Иванова подписали договор, в соответствии с которым Иоанновский монастырь (самая древняя часть Кириллова монастыря) передан Церкви в бессрочное и безвозмездное пользование. Правда, для возобновления монашеской жизни необходимо вывести за стены монастыря общежитие культпросветучилища. Будет возвращен Церкви и храм преподобного Кирилла, где под спудом покоятся его мощи. В нем ежедневно будет служиться молебен преподобному, пока же здесь идут реставрационные работы.
21-22 июня 1897 года Кирилло-Белозерский монастырь праздновал свое 500-летие. К этому юбилею все в монастыре было практически отремонтировано. Множество богомольцев прибыли в Кириллов. Торжественные архиерейские богослужения (служили два архиерея, духовенства было более 50 человек) в присутствии губернатора и многочисленных гостей прошли с невиданным благолепием и подъемом. В этот день монастырь накормил праздничным обедом около трех тысяч гостей. Для богомольцев столы были устроены под открытым небом.
В 1997 году юбилейные торжества были скромнее. Богослужение совершалось не в соборе, а в небольшом храме во имя преподобного Сергия Радонежского. И как столетие назад, служили два архиерея: правящий епископ Максимилиан (Лазаренко) и его предшественник по Вологодской кафедре архиепископ Михаил (Мудьюгин), ныне находящийся на покое.
06.10.1998 Св. Синод благословил открытие монастыря и возрождение в нем монашеской жизни.
  
  

Служители

 Глава
  
   игумен
   Кирилл Белоезерский, преподобный
14 век   —  
09.06. 15 век
  
  
   игумен
   Нифонт
1476 г. 15 век   —  
1482 г. 15 век
  
  
   игумен
   Иоанн
14.07. 1506 г. 16 век   —  
1514 г. 16 век
  
  
   игумен
   Тихон
1515 г. 16 век   —  
1517 г. 16 век
  
  
   игумен
   Алексий
16 век   —  
16 век
  
  
   игумен
   Досифей
1533 г. 16 век   —  
1539 г. 16 век
  
  
   игумен
   Афанасий (Палецкий, кн.)
1539 г. 16 век   —  
16 век
  
  
   игумен
   Пимен (Черный)
16 век   —  
16 век
  
  
   игумен
   Симеон III
1551 г. 16 век   —  
1555 г. 16 век
  
  
   игумен
   Варлаам (Рогов)
16 век   —  
1564 г. 16 век
  
  
   архимандрит
   Варлаам (Рогов)
1584 г. 16 век   —  
1587 г. 16 век
  
  
   игумен
   Иоасаф II
26.01. 1600 г. 16 век   —  
1603 г. 17 век
  
  
   настоятель
   Иакинф (Карпинский)
1774 г. 18 век   —  
1792 г. 18 век
  
  
   настоятель
   Арсений (Тодорский)
16.12. 1792 г. 18 век   —  
21.06. 1796 г. 18 век
  
  
   настоятель
   Варлаам (Денисов)
31.01. 1852 г. 19 век   —  
22.03. 1857 г. 19 век
  
  
   настоятель
   Иаков (Поспелов)
19 век   —  
19 век
  
  
 инок
  
   Ферапонт Белоезерский, Можайский, преподобный 1397 г. 14 век   —  
1398 г. 14 век
  
  

 
Библиография

   1   Аксенов С.. Празднование в древнем городе.. Журнал Московской Патриархии. Москва. 1997 . №8, с. 56-59.
  
  
  

Состав

   Храмы
 

Храм во имя прп. Кирилла Белозерского (монастырский)

Храм во имя прп. Сергия Радонежского (монастырский)



Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–