link10005 link10006 link10007 link10008 link10009 link10010 link10011 link10012 link10013 link10014 link10015 link10016 link10017 link10018 link10019 link10020 link10021 link10022 link10023 link10024 link10025 link10026 link10027 link10028 link10029 link10030 link10031 link10032 link10033 link10034 link10035 link10036 link10037 link10038 link10039 link10040 link10041 link10042 link10043 link10044 link10045 link10046 link10047 link10048 link10049 link10050 link10051 link10052 link10053 link10054 link10055 link10056 link10057 link10058 link10059 link10060 link10061 link10062 link10063 link10064 link10065 link10066 link10067 link10068 link10069 link10070 link10071 link10072 link10073 link10074 link10075 link10076 link10077 link10078 link10079 link10080 link10081 link10082 link10083 link10084 link10085 link10086 link10087 link10088 link10089 link10090 link10091 link10092 link10093 link10094 link10095 link10096 link10097 link10098 link10099 link10100 link10101 link10102 link10103 link10104 link10105 link10106 link10107 link10108 link10109 link10110 link10111 link10112 link10113 link10114 link10115 link10116 link10117 link10118 link10119 link10120 link10121 link10122 link10123 link10124 link10125 link10126 link10127 link10128 link10129 link10130 link10131 link10132 link10133 link10134 link10135 link10136 link10137 link10138 link10139 link10140 link10141 link10142 link10143 link10144 link10145 link10146 link10147 link10148 link10149
Монастыри
Поиск


Монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы Санаксарский (мужской)

  
Адрес : Россия, 431220, Мордовия, г. Темников.
  
Организация: [действующ.]
  
Дата учреждения:    1659 г. 17 век
  
  

Схема подчинения

Саранская епархия (Епархии)
Русская Православная Церковь (Церкви)

  
  

История

Монастырь основан в 1659 году игуменом Феодосием по просьбе писца Луки Евсюкова на левом берегу р. Мокши. Лука Евсюков, писец и служилый дворянин, которого должность, как сказано в старой книге, была таковая: "летом служил на коне с саблею, а зимой писал в приказной избе". Человек он был молитвенный, имел любовь и особенное усердие к монашескому чину, а потому, владея землею в тихом и
живописнейшем месте у излучины реки Мокши, где сосновый бор подступает по некоторой возвышенности к небольшому озерцу Санаксар, решил основать здесь
монастырь, найдя место сие весьма удобным для уединенной жизни иноческой. Лука Евсюков пригласил из опустелого Старо-Кадомского монастыря игумена Феодосия, известного ему своей высокой духовной жизнью, и они, с присоединившимися к ним пустыннолюбцами, построили часовню для отправления в ней богослужебного
чина, а затем стали расчищать лес и устраивать место, приличное к монастырскому пребыванию. Собравшееся о Господе малое братство под руководством игумена
Феодосия прожило таким образом в убожестве около десяти лет. Феодосий же был послан в Сибирь на Селенгу для обращения идолопоклонников в христианство. В
1669 году городские темниковские и уездные разных чинов и звания боголюбивые люди, вместе со старцем игуменом Феодосием, били челом Святейшему Патриарху Иоасафу II о благословении построить им церковь во имя Пречистой Богородицы, Сретения чудотворной иконы Ее Владимирской, и быть тут пустынному для иноков
монастырю. Кроме насущной нужды для собравшихся пустынников в церкви, выставляли еще и ту причину, что поблизости к ним нет ни мужских, ни женских обителей и желающим пострижения негде сие желание исполнить. На таковое прошение дана была от Патриарха благословенная грамота: "...аз, смиренный великий господин Святейший Иоасаф, Патриарх Московский и всея Руси, города Темникова и уездных всяких чинов людей благословил и велел им на тое церковь лес ронить и с того лесу в Санаксарской пустыни церковь новую, во имя Пречистыя Богородицы иконы Ея Владимирския воздвигнуть, и монастырю быть..."
Двадцать один год своей подвижнической жизни отдал Санаксару старец Феодосий, а в 1681 году по именному повелению великого государя Феодора Алексеевича и с благословения Святейшего Патриарха Иоакима он, с несколькими санаксарскими братиями, был взят в Иркутское наместничество, где стал основателем двух монастырей у южных берегов Байкала, в Селенгинском уезде: Спасо-Преображенского и Свято-Троицкого, — завершив земной путь свой подвигом апостольского служения.
В последующие годы Санаксарская Сретенская пустынь продолжала жить уединенной монашеской жизнью, и среди немногочисленной братии бывали великие подвижники,
как, например, иеромонах Исаакий, в будущем иеросхимонах Иоанн, начинавший в Санаксаре свое священническое служение и ставший впоследствии основателем и первоначальником знаменитой Саровской пустыни.
В конце первого столетия своего существования Санаксарская обитель пришла в упадок и 1753 году была приписана под смотрение и управление к Саровской пустыни, как ближайшей к Санаксару и притом благоустроенной.
Но в 1764 году с определением сюда настоятелем иеромонаха Феодора из рода Ушаковых стала вновь самостоятельной.
Последующее столетие жизнь в Санаксарской обители была прочна и безмятежна: монастырь славился строгостью общежития, продолжительностью своих богослужений, нелицемерным благочестием и истинно монашеским духом; заветы преподобного Феодора свято хранились и укреплялись его учениками.
С 1879 по 1884 год настоятелем монастыря был игумен Тихон (Цыпляковский), составивший "Историческое описание монастыря" и "Жизнеописание старца иеромонаха Феодора". Он писал: "Все здания Санаксарского монастыря как бы носят на себе отпечаток аскетического характера его первоначальника, поражая посетителя своеобразностию построения своего. Между ними главный памятник о старце
Феодоре — пятиглавый соборный храм, в построении которого лично трудился сам старец. Внутреннее благоукрашение храма вполне благолепно: в верхнем этаже храм Рождества Богородицы производит на душу богомольца весьма отрадное впечатление своим величественным иконостасом, святыми иконами в сребропозлащенных ризах и убранством стен. В нижнем этаже храм Усекновения главы святого Предтечи удовлетворяет своею скромностию и аскетической простотой".
Паломники описывают обитель как уголок земного рая: "Окружающая Санаксар живописная местность влечет к себе красотою и безмятежием. С восточной стороны ее ограничивает серебряная лента красивой реки Мокши, задумчивой в своих песчаных берегах. Чистая прозрачная вода, тихое, совершенно незаметное течение реки зовут забыть тревоги и волнения жизни... С запада монастырь окружают дугой трехверстной ширины стены девственного соснового леса, в котором ближе к реке раскинулись могучие дубы. Один из них, стоящий близ монастыря, удивляет своими размерами. В дупло его свободно входит человек, и оно увешано иконами, как маленькая часовня".
Внешне монастырь похож на старинную крепость, окруженную кирпичными стенами-корпусами для братии, с сияющей желтым светом окон колокольней, с фигурным, словно точеным, пятиглавым храмом.
В монастыре покоится прах старца, иеромонаха Феодора, восстановителя Санаксарского монастыря, а также прах его племянника, известного российского флотоводца, адмирала Ушакова. После революции обе могилы были вскрыты. Гроб старца Феодора (Ушакова), крытый зеленым бархатом, оказался нетленным, хотя монах был похоронен сто лет назад — в 1817 году. Нетленными были и мощи старца. Кости адмирала тоже не истлели, и большевики порубили их саблями.
Последним настоятелем Санаксарского монастыря перед его разорением был игумен Александр (в миру Георгий Андреевич Орудов), начавший здесь свой исповеднический путь. В марте 1918 года, воспользовавшись приходом к власти в городе Темникове большевиков, часть монашествующей братии взбунтовалась и самочинно сместила настоятеля. Трагическую обстановку тех дней передает докладная благочинного церквей города Темникова протоиерея Димитрия Поспелова архиепископу Тамбовскому и Шацкому Кириллу (Смирнову)* от 18 марта 1918 года: "Беда в Санаксарском монастыре появилась вместе со вступлением во власть по городу Темникову и его уезду представителей большевизма. Игумен Александр не
приветствовал большевиков. Такое отношение его не понравилось большевистской власти. Этим и воспользовалась недовольная часть монашествующих, чтобы
освободиться от о. Александра, заручившись от большевиков согласием на избрание нового игумена. О. Александр сейчас находится в строгом одиночном заключении, в нетопленной келье и без горячей пищи. Сделано это по распоряжению о. Венедикта... Попытки сделать что-либо в пользу его разбиваются о те дары, которыми пользуется большевизм наш от новых распорядителей средствами монастыря. С 1 марта по 14-е,
как передано иеромонахами, эти дары выразились в сумме 14000 руб., помимо наложенной на монастырь контрибуции в нескольких десятках тысяч рублей. Положение Санаксарского монастыря сейчас можно охарактеризовать словами: беспорядок в управлении и разорение в материальной и нравственной областях..."
В 20-е годы в обители существовала коммуна. Монастырь грабился и разорялся. В октябре 1929 года он был закрыт. Наступил долгий период запустения. Мародеры разрушили и перекопали монастырское кладбище, сбили главы с церквей, изуродовали благолепие росписей и архитектуры... В притворе соборного храма устроили конюшню, навоз выкидывался через оконный проем на братские могилы у
соборной стены. Позже, когда монастырь передали школе сельских механизаторов, в нижнем храме Усекновения главы святого Иоанна Предтечи стояли трактора... Так
продолжалось до 70-х годов, когда началось восстановление Санаксара -- пока как памятника архитектуры.
Открытие Санаксарского Рождество-Богородичного монастыря в 1991 году совпало с двухсотлетием праведной кончины преподобного Феодора, старца и игумена
Санаксарского. 25 марта 1991 года по просьбе преосвященного Варсонофия, епископа Саранского и Мордовского, Святейший Патриарх Алексий II назначил наместником Санаксарского Рождество-Богородичного монастыря архимандрита Варнаву, который вспоминает: "Когда в мае 1991 года монастырь был возвращен вновь созданной Саранской епархии, то объем предстоящей работы был, конечно, очень велик. Внешне монастырь казался облагороженным реставраторами: восстановлены были купола храмов и колокольни, крыши покрыты жестью, частично выполнена покраска наружных стен... Но нормальных условий для жизни братии и отправления богослужебного чина не было: все здания требовали капитального ремонта, не было отопления, канализации, все ветшало и рушилось... Мы не унывали; с первых дней
чувствовалось над обителью особое благоволение Божие. Первую Литургию, после семидесяти лет поругания, мы совершили 26 мая, это был праздник Святой Троицы. В
жизни нет ничего случайного, все исполнено глубокого смысла. В праздничном кондаке читаем: "...в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа". То есть Господь, благословляя начало литургической жизни в этот именно день, как бы подтверждал наше сокровенное желание, чтобы сложилось здесь братство, согласно
славословящее Ему... Вспоминается, как через месяц после начала литургической
жизни обители, 23 июня, накануне празднования иконы Матери Божией "Достойно есть" ("Милующей"), сама сия икона, бывшая, по преданию, чудотворной в уничтоженном безбожниками Темниковском Рождество-Богородичном женском монастыре и хранившаяся все эти десятилетия у благочестивых мирян, пришла к нам в обитель крестным ходом. Ее встречало с колокольным звоном немногочисленное еще тогда братство. День был пасмурный, но звонари с колокольни видели, как во все
время, покуда икону несли от Темникова через примокшанские луга к Санаксарской обители, она сияла, буквально полыхала светом... Веруем, что Матерь Божия и впредь не оставит обитель, Ей посвященную, без Своего покровительства".
4 мая 1999 года у северной стены соборного храма были обретены мощи преподобного Феодора Санаксарского. Обретение сопровождалось многими случаями явного благоволения Божиего. Кирпичный саркофаг, внутри которого находились святые мощи, был обнаружен, окопан, очищен и подготовлен к скрытию... Два кирпича в западной части крышки саркофага, весьма слабо державшиеся, были аккуратно изъяты, дабы предотвратить их падение внутрь, и все работы были прекращены. Продолжалось чтение Евангелия. В половине девятого члены комиссии и участвовавшая в обретении братия вновь собрались внутри просторной армейской палатки, покрывавшей место раскопа. Утро было холодное, пасмурное... И вот, перед тем как спускаться в глубину раскопа и начать работу, собравшиеся увидели: луч солнца, прорвавшись сквозь облака и проникнув в небольшое окошко в крыше палатки, ярким пятном упал на саркофаг — точно на щель от изъятых кирпичей, — и осветил внутри честную главу преподобного Феодора... Это было как маленькое чудо, умилившее всех присутствовавших.
10-11 июля 1999 года состоялись торжества прославления в лике местночтимых святых Саранской епархии преподобного Феодора, старца Санаксарского.
Богослужение возглавили архиепископы Ульяновский и Мелекесский Прокл, Пензенский и Кузнецкий Серафим (2000) и епископ (ныне архиепископ) Саранский и
Мордовский Варсонофий.
День в обители начинается и заканчивается поклонением святым мощам преподобного Феодора — испрашиванием у него благословения; кто-то обращается с просьбами... Насельники монастыря и богомольцы могут поведать о помощи, которую они получают по молитвам преподобного Феодора.
4-5 августа 2001 года Господь прославил еще одного Своего угодника — воина-христианина, адмирала флота Российского Феодора Ушакова, окончившего свою земную жизнь близ Санаксарской обители.
Известны два монастырских старца: схиархимандрит Питирим и схиигумен Иероним.
  
  

Служители

 Глава
  
   настоятель
   Феодор Санаксарский
1762 г. 18 век   —  
18 век
  
  
   настоятель
   Тихон (Цепляковский)
1879 г. 19 век   —  
1884 г. 19 век
  
  
   наместник
   Варнава (Сафонов)
20 век     
  
   духовник
   Иероним (Верендякин)
20 век   —  
2001 г. 21 век
  
  
 схиархимандрит
  
   Питирим (Перегудов)     
  

 
Библиография

   1   Айдаров О.. Санаксарский монастырь.. Благовест.. . 1997 . №2(110). с. 5..
  
   2   Зверинский В.В.. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской Империи: Вып. 1-3.. С.-Петербург. 1890  - 1897.
  
   3   Варнава, архим.. В Санаксарском монастыре.. Саранские епархиальные ведомости.. Саранск. 1991 . № 7 (16.07). с. 2..
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–