Монашество



Анастасия (Платонова)

  
Ф.И.О.:  Платонова Александра Федоровна
  
Сан:  монахиня
Дата пострига:  1921 г. 20 век

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Биография

Анастасия (Платонова Александра Федоровна), известная духовная писательница, автор более десяти книг стихов и прозы. Родилась в Петербурге. Дочь художника Ф.К. Платонова, написавшего иконы в храме-усыпальнице св. прав. Иоанна Кронштадтского и в храме Двенадцати Апостолов, с юных лет была связана с Иоанновским монастырем. Окончив 8 классов Введенской гимназии и Императорский педагогический институт, до 1918 г. работала преподавательницей истории и педагогики в женском училище принцессы Терезии Ольденбургской и Петровской женской гимназии. Редактировала церковный детский журнал "Незабудка". С 1912 по 1917 гг. являлась постоянным автором журнала "Кронштадтский пастырь", выходившего под редакцией свящ. Иоанна Орнатского. В 1919 г. Александра Федоровна становится насельницей Иоанновского монастыря, а в 1921 г. пострижена митрополитом Петроградским Вениамином (Казанским) в монахини, с именем Анастасия.
Ее младший брат, свящ. Николай Платонов, в 1923 г. уклонился в обновленчество и начал сотрудничать с ГПУ. Позднее он стал обновленческим митрополитом Ленинградским, а в 1938 г. снял сан и отрекся от Бога. Скончался Н.Ф. Платонов в марте 1942 г. в блокадном Ленинграде и перед смертью покаялся в своих грехах и преступлениях в Николо-Богоявленском соборе. Анастасия (Платонова) в 1923 г. разорвала отношения с братом, которого горячо любила.
Монахиня Анастасия пользовалась большим авторитетом и известностью.
Вот как о ней отзывался знавший ее А. Краснов-Левитин:
"Александра Федоровна Платонова начала писать в церковных журналах еще гимназисткой, в начале века, и впоследствии стала (несмотря на свою молодость) известной церковной писательницей. Ее очерки, статьи, разбросанные по церковным журналам, выходившим в Петербурге в предреволюционные годы, перечитываешь с живым интересом. Овеянные живым религиозным чувством, они трогают читателя и теперь, а ее очерк об архиепископе Николае Японском, изданный отдельной брошюрой в 1914 г., остается пока лучшей на русском языке биографией знаменитого миссионера. Читая эти очерки, угадываешь ее дальнейшую судьбу. Основные этапы ее жизни: после революции — монахиня Иоанновского монастыря (была пострижена в 1919 г. с именем Анастасия), 1925 г. — разрыв с горячо любимым братом, закрытие монастыря. В 1926 году она избирается игуменией общины разогнанного монастыря, которая продолжает свое существование при храме Алексия Человека Божия. Многочисленные аресты, в которых молва обвиняет ее брата. Высылка из Ленинграда в 1929 г., нелегальный приезд в родной город в 1930 г., случается встреча в трамвае с братом. Обмен репликами. — Что ж ты не подходишь, Шура; или брата не узнаешь? — И ты меня еще спрашиваешь, Коля? Ведь папа и мама в могиле переворачиваются. Ты диаволу служишь. И загадочная реплика в ответ: "Может быть, я сам диавол и есть!".
После закрытия Иоанновского монастыря мон. Анастасия вместе с несколькими сестрами (7-8 человек) образовала общину при церкви Алексия Человека Божия, расположенной недалеко от обители на Геслеровском (Чкаловском) пр., д. 50. В 1926 г. ее избрали старшей монахиней.
Алексеевскую церковь, как и Скорбященскую, в 1927 г. передали обновленцам. Власти опасались огромной известности и популярности этих храмов. Членов причта и приходского совета Алексеевской церкви обвинили в принудительном взимании членских взносов с прихожан. Дело передали в суд, и, хотя обвиняемые были оправданы, 5 августа 1927 г. храм передали новой обновленческой двадцатке.
Монашеская община, возглавляемая монахиней Анастасией, была вынуждена покинуть Алексеевскую церковь и поселиться на частных квартирах. К концу 1933 г. она значительно выросла — с 8 до 25 человек. Монахиня Анастасия (Платонова) написала в начале 1930-х гг. ряд церковных произведений: "О Кресте", "О Голгофе", "Одиннадцать воскресных Евангелий", несколько стихотворений. В одном из них — "За церковь" — содержался призыв к борьбе за веру "не страшась смерти и страданий". Все эти произведения распространялись членами общины во многих храмах города. Была даже выпущена целая брошюра с изображением на обложке ангела, держащего крест и меч, и надписью "сим победиши, с нами Бог". На квартире тайной монахини Анны (Усс) существовала нелегальная домовая церковь, хранились предметы церковной утвари, облачения. Службы совершал протоиерей Феодор.
Аресты по делу "евлогиевцев", самому известному из церковных следственных дел, начались 22 декабря 1933 г. Его сутью была целиком надуманная концепция ОГПУ — якобы в 1932-1933 гг. в Русской Православной Церкви произошел новый раскол, по тактическим соображениям не имевший открытого выражения. После того как проживавший во Франции митрополит Евлогий (Георгиевский) разорвал отношения с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским), "наиболее контрреволюционная часть" духовенства и мирян будто бы вступила на путь антисоветской борьбы, ориентируясь на митр. Евлогия, белую эмиграцию и Англиканскую церковь. Их целью, по версии ОГПУ, было свержение советской власти и установление конституционной монархии, подобной английской.
Монахиню Анастасию и 8 сестер из ее общины арестовали 22 декабря. Их обвинили в принадлежности к тайной монашеской ячейке "Братство Евлогия", или "Союз евлогиевцев". ОГПУ пыталось доказать, что А. Ф. Платонова через бывшую настоятельницу Холмского монастыря игумению Афанасию (Громеко) получала какие-то директивы от митрополита Евлогия, хотя никаких реальных подтверждений этому не существовало. На допросе обвиняемая монахиня говорила, что сам митр. Вениамин указывал ей на необходимость организации при советском строе тайных монашеских общин. Тройкой Полномочного Представительства ОГПУ в Ленинградском военном округе 25 февраля 1934 г. монахиня Анастасия была приговорена к 5 годам лагерей и, вероятно, погибла в лагере в 1937 г.


(См.: http://orth.narod.ru/articles/platonova/info.htm)

 
Должности и места служения

редактор
Незабудка

1914 г. 20 век   —  
1917 г. 20 век
  
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–2025