Храмы
Поиск


Храм во имя св. равноап. Марии Магдалины в г. Дармштадте

  
Адрес : Kirche d. Hl. Maria Magdalena, Mathildenhoehe, 64287 Darmstadt.
Телефон(ы): 06151-42 42 35
  
Организация: [действующ.]
  
Дата учреждения:    26.09. 1899 г. 19 век
  
  

Схема подчинения

Германская епархия (Епархии)
Русская Православная Церковь Заграницей (Церкви)
Русская Православная Церковь (Церкви)

  
  

История

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ СВЯТОЙ МАРИИ МАГДАЛИНЫ В ДАРМШТАДТЕ

ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА. Русская церковь на Матильденхёэ -"Холме Матильды" — построена на личные средства последнего русского Императора Николая 11 и Императрицы Александры (Принцессы Аликс Гессен-Дармштадтской). Глубоко религиозная правящая чета хотела, чтобы во время пребывания в Дармштадте у их семьи была возможность присутствовать на русском православном Богослужении. Поэтому Император пожертвовал средства на строительство церкви на Матильденхёэ, которая, естественно, была частной собственностью царской семьи.
Церковь стала первой постройкой на Матильденхёэ. Уже позднее возник ансамбль в стиле модерна, внедрению которого содействовал Эрнст Людвиг. Церковь построена в раннем ярославском стиле. Она стоит на земле, привезённой в Дармштадт из России и собранной со всех губерний. Позолоченные купола-луковицы и богато украшенные золоченые своды храма являют собой сокровище русского церковного искусства в Германии. Мрамор цокольного этажа также из России, с Кавказа. Строительные планы разработал профессор Бенуа — ректор Петербургской Академии Искусств, который также построил церковь в курортном городке Бад-Гомбург.
Фирма "Виллеруа и Бох" изготовила специальную плитку в форме луковицы для отделки наружного фасада и башен куполов церкви. На этой плитке, как и на богато украшенных сводах, стилизованное изображение царского орла. Образа для иконостаса написал известный русский иконописец Карл Тимолеон Нефф.
Церковь в Дармштадте является для русской эмиграции одновременно музеем и местом паломничества: в день убиения царской семьи (4/17 июля) в церкви ежегодно служат панихиду. С 1981 года, когда члены царской семьи были причислены к лику Новомучеников и Исповедников Российских, в день их смерти в храме проводится архиерейское служение с молебном Царственным Новомученикам — "Святому Царю-Мученику Николаю, Мученице Царице Александре, Мученику Царевичу Алексею и Мученицам — царевнам Ольге, Татьяне, Марии и Анастасии". В конце службы совершается крестный ход с иконами и портретами царской семьи.
Первый камень церкви был заложен 16 октября 1897 года (в день памяти св. мученика Лонгина сотника, иже при Кресте Господни) в присутствии российской императорской четы. В Дармштадтской летописи от 18.10.1897 г. имеется следующее описание этой церемонии: "На участке земли, отведённом под строительство, был устроен великолепный, богатого убранства павильон. Павильон представлял собой круглое строение с четырьмя выступающими нишами.
Западная и южная стороны павильона, драпированные дорогостоящими тканями, предназначались для входа; в восточной стороне находился закладочный камень, а в северной — чертежи часовни и образцы доставленных для строительства камней. Павильон венчал балдахин из зеленой ткани, над которым возвышалась российская императорская корона. Высшая элита государства вошла в павильон, и торжество началось... Вел его протопресвитер И.Л. Янышев, заведующий придворным духовенством, специально для этого прибывший из Петербурга, в сослужении приглашённого из Висбадена священника Протопопова... Вся церемония проходила на русском языке и, в сущности, была непонятна для тех, кто его не знал, но все же произвела в высшей степени неизгладимое торжественное впечатление".
Церковь была освящена 26 сентября 1899 года (в день преставления Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова). Для участия в освящении в Дармштадт снова приехали Царь Николай 11 и Царица Александра с семьёй.
Иконостас, антиминс и хоругви были привезены из Лондона, из домовой церкви Великой Княгини Марии Александровны (дочери Александра 11), Герцогини Саксонской-Кобургской-Готтской. Помимо этого, лондонская церковь подарила храму в Дармштадте резной дубовый ковчежец с плащаницей (для правого придела). Специально для храма была изготовлена необходимая богослужебная утварь. Мозаичная отделка (внутренних стен апсиды и наружных стен храма) была завершена лишь в 1903 году.
С началом I-й мировой войны храм был закрыт, все драгоценные металлы, колокола, а также привезённые в самом начале семь крестов с крыш были конфискованы как "имущество врага". Общее количество конфискованного становится ясно из страховых документов 1926 года, в которых говорится: "Конфисковано: позолота куполов, позолота крестов, медная кровля с медными водостоками, медные рамы, 5 колоколов, 4 оконных витража в железном и свинцовом обрамлении, золоченая алтарная дверь из кованого железа".
Снятие кровли и водостоков привело к значительным повреждениям из-за попадания воды внутрь здания. Повреждения на поверхностях были устранены в 20-е годы. Затем значительный ущерб был нанесён храму бомбардировками в 1944 году. Была украдена часть золотых и серебряных богослужебных сосудов, пожертвованных царской семьёй. Сохранившаяся утварь хранилась в Дармштадтском музее вплоть до восстановления храма в 1946 году.
Повреждения, нанесённые войной, в 1945-1946 годах были устранены лишь поверхностно. Чтобы не допустить дальнейших разрушений, в 50-е -70-е годы в храме несколько раз производился капитальный ремонт, что потребовало значительных затрат. В начале 1955 года реставрационные работы были закончены, и 27 апреля / 7 мая 1955 года храм был заново освящен Архиепископом Александром. В 70-е годы была продолжена реконструкция крыши и кирпичной кладки. Стоимость только этих работ составила 300.000 немецких марок. Затраты покрывали щедрые пожертвования Евангелической церкви города Дармштадта и земли Гессен, а также значительные частные пожертвования. Епархия предоставила в общей сложности 50.000 марок. Восстановительные работы в 70-х годах — золочение куполов и коньков крыш удалось завершить осенью 1976 года. А 23 октября 1976 года церковь снова освятили епископы Павел (Русская Православная Церковь) и Лаврентий (Сербская Православная Церковь). В настоящее время требует ремонта колокольня. Из-за повреждений колокола несколько лет не звонили, и потому их сняли.
ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ. Первоначально храм был построен как домовая церковь царской семьи на ее собственные средства. Императорским Указом от 14 февраля 1904 года храм был передан Министерству иностранных дел с условием, "что духовенство из Висбадена будет периодически отправлять богослужение в Дармштадте". (Указ по Духовной Консистории, Ст. Петербург, № 1159 от 8 марта 1904 г.). При этом церковь со всем её имуществом становилась собственностью Министерства иностранных дел.
Когда началась Первая мировая война, храм, как и другая российская собственность в Германии, перешел под "принудительное управление". В 1935 году Советский Союз в Ноте посольству Германии в Москве отказался от церковного имущества в Германии, и храм в Дармштадте в 1938 году (Закон о Землевладении Русской Церкви) был передан "Епархии Православных Епископов Берлина и Германии". Епархия существует с 1926 года и входит в состав "Русской Православной Церкви Заграницей", которая с 1920 года помогает русской эмиграции во всем мире.
ИКОНОСТАС И ФРЕСКИ ЦЕРКВИ. Попав в русскую церковь, место Богослужения, посетитель сразу видит Иконостас ("стена из икон"). Иконостас разделяет и объединяет среднюю часть храма и алтарь. Во всех Православных храмах действует единый принцип устройства иконостаса: в центре находятся "Царские Врата". В эти врата входит Христос, "Царь Царей". Господь символически входит во врата во время Литургии: под видом слова Евангелия, ибо только через Евангелие можно войти в Царство Божье, и под видом Святых Даров Евхаристии. На Царских вратах чаще всего бывают изображены Евангелисты и образ Благовещения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Часто над Царскими вратами находятся иконы Двунадесятых праздников, икона Тайной Вечери или простой крест. Слева от Царских врат всегда находится образ Пресвятой Богородицы с младенцем Иисусом (как символ Воплощения Божьего), а справа — образ Господа нашего Иисуса Христа. Рядом с этими двумя главными иконами находятся две другие двери, через которые проходят священнослужители. На этих дверях всегда изображаются архангелы: справа архангел Гавриил, слева архангел Михаил. Рядом с правой дверью находится икона святого покровителя или церковного праздника, в честь которого освящен данный храм. Рядом с левой дверью расположена икона Св. Иоанна Крестителя. В зависимости от размера и высоты церкви иконостас дополняется боковыми иконами и расположенными выше ярусами икон, на которых изображаются Богородица, Господь, Апостолы или святые.
Иконостас церкви в Дармштадте следует этому основному принципу. Правда, здесь нет иконы святого покровителя храма с правой стороны и иконы Предтечи с левой, так как пространство маленькой церкви слишком узко, чтобы расположить весь иконостас по ее ширине. Поэтому икона, изображающая святую покровительницу храма — Святую Равноапостольную Марию Магдалину — находится на стене над входом в церковь.
С правой стороны перед иконостасом на аналое выложена для поклонения верующих икона святых угодников. На втором аналое, слева перед иконостасом, находится икона Божьей Матери Казанская.
Выполненный из тёмного дуба, искусно вырезанный иконостас, был расписан известным русским иконописцем Карлом Т. Неффом. Нефф писал в западно-итальянском ("назарейском") стиле. В России Нефф и его ученики, среди прочих церквей, расписывали Храм Христа Спасителя (это был самый большойхрам в Москве, взорванный по приказу Сталина в 1932 году; восстановление этого храма началось в 1995 году) и огромный Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге (он использовался коммунистами в качестве музея атеизма). В Германии, куда Нефф несколько раз приезжал на лечение в летние месяцы, он расписал иконостасы русской церкви в Бад-Эмс, Висбадене и Шлос-фон-Ремплин (Замке Ремплин). Эти иконостасы с 1935 года находятся в русской церкви Воскресения Христова в Брюсселе. Написанные Неффом иконы не соответствуют русской иконографии с её строгим византийским образцом, но следуют вкусу 19-го столетия. Они написаны в стиле, который встречается во многих русских церквях, построенных в Западной Европе в 19-м веке. Правда, для русской иконописи этот стиль нетипичен, однако он является явным свидетельством "западной ориентации" русского церковного искусства 19-го столетия. Несомненно, Нефф является самым ярким представителем этой церковной живописи. После того, как захватившие власть в России коммунисты разрушили большую часть церквей 19-го века, данный стиль живописи и иконостасы упомянутых церквей в Германии стали редким, а потому ценным с точки зрения искусства памятником этой эпохи русской церковной живописи, просуществовавшей лишь около полувека.
Эскизы для мозаики апсиды и наружных стен, а также богатые орнаменты на стенах и сводах, равно как и обе хоругви возле иконостаса были изготовлены Виктором Васнецовым (1848-1926). Его роль в русской церковной живописи состоит, прежде всего, в том, что он отказался от упомянутого выше стиля живописи и снова обратился к старорусской иконописи с её строгими формами. Знаменитой работой художника является роспись монументального Собора Святого Князя Владимира в Киеве. Мозаичные картины по эскизам Васнецова были воплощены художником Фроловым в Санкт-Петербурге и привезены в церковь в Дармштадте. Орнаменты были выполнены петербургскими художниками — профессором Перминовым и Кузиком.
Мозаика в апсиде алтаря представляет Богоматерь, восседающую с младенцем Христом на Небесном престоле в окружении ангелов. В алтарном своде находится текст хвалебной песни из Евангелия от Луки (1,46): "Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем".
На обратной стороне хоругвей с образами Господа и Пресвятой Богородицы — изображения святых покровителей царской четы: Николая Чудотворца (на хоругви с ликом Христа) и Святой Мученицы Александры (на хоругви с образом Богородицы).
Икона Казанской Божьей Матери, выложенная для почитания верующими на левом аналое, первоначально принадлежала Великой Княгине Елизавете, старшей сестре Царицы. Великая Княгиня Елизавета подарила эту икону одному русскому монаху, Отцу Серафиму, Отец Серафим распорядился в 1918 году, чтобы прах Великой Княгини и убиенной вместе с ней монахини Варвары был перевезен из Сибири через Китай в Святую Землю, где обе мученицы нашли свое последнее пристанище в склепе русской церкви в Гефсимании. После канонизации новомучениц их мощи поместили для почитания перед иконостасом. Незадолго перед смертью отец Серафим подарил икону шведской Королеве Луизе, урожденной фон Баттенберг, которая завещала ее церкви в Дармштадте, где в 1903 году венчались ее родители.
В правом приделе храма находится ковчежец с плащаницей, на которой изображен лежащий во гробе Христос. По краю написано: "Благообразный Иосиф, с древа снем пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями, во гробе нове покрыв положи".
На наружных стенах храма находятся изображения святых: над входом — Святая Равноапостольная Мария Магдалина, защитница и покровительница храма, ниже — Святая Равноапостольная Великая Княгиня Ольга. На левой стене (по часовой стрелке) — Святая Великомученица Александра (защитница и покровительница последней русской императрицы), Святой Захария (на лбу у него повязка с надписью "Святи Господа") и Святая Елисавета, — родители Иоанна Крестителя. В верхней части апсиды изображена икона Божией Матери Курская (Путеводительница (Одигитрия) русской Православной Церкви Заграницей); ниже, среди пилястров, изображен Господь с Евангелием на Престоле (надпись: "Аз есмь свет миру"). В верхней части колокольни изображен Святой Александр Невский (надпись: "Благоверный великий князь"), а внизу над боковым входом — преподобный Сергий Радонежский, просветитель Земли Русской (надпись: "Любите друг друга"). Слева от колокольни мозаика, изображающая Святого Николая Чудотворца, защитника и покровителя Царя Николая II.
ЖИЗНЬ ОБЩИНЫ. До Первой мировой войны в Дармштадте проходили Богослужения, связанные с визитами царской семьи, духовенство из Висбадена совершало службы святым покровителям Царской семьи и отправляло храмовые праздники. Особым событием было бракосочетание Принца Андреаса Греческого и Принцессы Алисы фон Баттенберг (родителей британского Принца Филиппа, супруга Елизаветы II) в 1903 году, которые венчались в русской церкви в Дармштадте. Это венчание стало "семейным торжеством" Европейской знати. Среди прочих в церемонии бракосочетания принимала участие русская императорская чета, Великий Князь Сергей и Великая Княгиня Елизавета (Новомученица Елизавета) из России, греческая королевская чета, принц Генрих (брат немецкого Кайзера Вильгельма II), Ирэн Прусская (урожденная принцесса Гессенская), английская королева Александра (урожденная принцесса Датская, сестра Императрицы Марии Федоровны, матери Николая II), английская принцесса Беатрис (младшая дочь королевы Виктории), принцесса Эна (будущая королева Испании), а также принц и принцесса Гессенские, а также многочисленные представители высшего света Европы. Несомненно, эта свадьба, ставшая последним большим семейным торжеством европейской знати перед Первой мировой войной, была важным событием для церкви в Дармштадте. Царская семья снова побывала здесь в 1910 году. Богослужение, приуроченное к этому визиту, стало последним "частным Богослужением" в храме.
После Первой мировой войны в храме изредка проходили Богослужения, посвящённые некоторым торжественным событиям. С 30-х годов в день убиения Царской семьи в храме служится Панихида (поминание усопших).
Новый виток в жизни общины начался в августе 1945 года, когда в Дармштадт, где тогда находился лагерь, в котором содержались 3000 сербов и 200 православных поляков, прибыл протоиерей Тихон Киричук. В лагерном бараке существовала церковь, в которой совершалось регулярное Богослужение. Отец Тихон делал всё возможное, чтобы снова открыть храм Матильденхёэ, но сначала нужно было устранить нанесённые войной повреждения. Крышу смогли подремонтировать к октябрю 1945 года, остальные повреждения к тому времени уже были устранены, и в конце 1945 года в церкви прошло первое Богослужение.
К концу войны в 1945 году в Германии, в западной зоне оккупации, проживало более двух миллионов беженцев и бывших "остарбайтеров" из Советского Союза. В 1945-1947 годах беженцы образовали более 200 общин и церквей, в большинстве своем — простых барачных церквей в лагерях. В предместье Дармштадта проживало много беженцев. На Рождество 1945 года (6 января 1946 года по новому стилю) в церковь пришло около 200 русских верующих. В первые послевоенные годы община насчитывала около 300-400 православных христиан различных национальностей. Многие беженцы жили за городом в лагерях и должны были пройти большой путь до церкви и обратно. В 1946 году на престольный праздник храма в Дармштадт прибыл Архиепископ Филофей (с 1971 по 1982 год возглавлявший германскую Епархию). Это было первое большое архиерейское Богослужение за много лет: сослужили 10 священников, пел хор из Висбадена с участием певцов из Дармштадта.
До середины 50-х годов общиной руководил один священник, позднее появились священники из Мюнхена, Франкфурта, Висбадена. Большинство членов общины к 50-м годам уехало из Германии "за океан", к 1955 году были закрыты основные лагеря для беженцев. В то время в Богослужении участвовало много сербов, поскольку во главе общины стоял сербский священник.
Храм в Дармштадте с конца 50-х годов стал церковным центром для областей Маннхайм-Хайдельберг, Майнц-Вормс и Мильтенберг-Ашафенбург (нижняя область Майна), где было много верующих и общин (без храма). В ближайших окрестностях Дармштадта проживало приблизительно 250-300 верующих, но на Богослужение по большим церковным праздникам в Дармштадт стекались верующие со всей округи.
С 1987 года общину возглавил русский священник о. Славомир Иванюк. С этого времени Богослужения стали проводиться каждые две недели и по праздникам.
В общину вошли русские, сербы, греки и немцы из Дармштадта и окрестностей. Важным событием в жизни общины стало устройство под церковью общинной комнаты. Верующие приходят сюда после Богослужения, чтобы побеседовать со священником или просто поговорить друг с другом.
В 1956-1988 годах в Дармштадте существовала вторая русская церковь в честь иконы Казанской Божьей Матери. Церковь находилась в русском доме престарелых (Унтере Ландкронстрштрассе 115) Рюдесхаймерштрассе, 115. Дом престарелых, где проживало 80 эмигрантов, был построен при помощи Евангелической церкви. Иконостас и другая церковная утварь были привезены из русской часовни в Вареле, закрытой осенью 1957 года. Более 10 лет настоятелем был священник Никодим Кофанов, также живший в доме престарелых. Несмотря на свой преклонный возраст, по Воскресным дням и праздникам он совершал Богослужения с всенощной накануне. Многие жители дома престарелых также посещали Богослужения в храме на Матильденхёэ. Для двух общин стало традицией совместное празднование Рождества.
В 1988 году церковь в доме престарелых закрылась, так как среди его жильцов эмигрантов осталось немного.
ЦАРСТВЕННЫЕ МУЧЕНИКИ И ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ ЕЛИЗАВЕТА. В 1981 году исповедники веры и мученики, погибшие от рук коммунистической власти после октябрьской революции, были причислены к лику Новомучеником и Исповедникам Российских. Кроме тысяч архиереев, проповедников, монахов и монахинь к этим мученикам относятся десятки тысяч жертв, не принадлежавших духовенству: Царская семья, государственные служащие, простые крестьяне и рабочие. На иконе Святых Новомучеников и Исповедников Российских, в нижней части изображается Царская семья, народ и представители духовенства; над ними (в середине) — архиереи с Патриархом Тихоном, а в верхней части — Господь Иисус Христос в окружении Пресвятой Богородицы, Иоанна Крестителя и Святых Церкви. Среди Святых Новомучеников и Исповедников Российских — принцессы Дармштадтского дома: Царица-Мученица Александра и её старшая сестра Елизавета, которая была замужем за Великим Князем Сергеем Александровичем. Царственные мученики — Царь Николай 11, Царица Александра, престолонаследник Алексей и дочери — Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия, были расстреляны вместе со своими слугами 17 июля 1918 года в Екатеринбурге. Великая Княгиня Елизавета, после гибели своего мужа (в 1905 году) основавшая монастырь, была зверски убита вместе с монахиней Варварой и другими членами царского дома днём позже, 18 июля 1918 года, в нескольких километрах от Екатеринбурга. Жертвы были загнаны в угольную шахту и забросаны ручными гранатами.
Каждый год Русская Православная Церковь вспоминает Царственных мучеников -строителей храма в Дармштадте — в день их кончины и просит: "Святые Мученики, молите Бога о нас!"

Богослужение:
Литургия в 10.00, накануне Всенощное бдение — в 17.00.

Литература:
Кнодт М. Русская церковь Святой Марии Магдалины, Дармштадт: Краткий
искусствоведческий обзор. Мюнхен; Цюрих, 1988.
Православная церковь и русское учреждение за границей. // Братский Ежегодник, Берлин, 1906.
Архив немецкой Епархии, Мюнхен (Общие Акты: Дармштадт) // Новомученики России, Монреаль, 1972.
Ссылки:
Архив: Священник Василий Фонченков, с. 2,6: Томас Ван Россум, с.7, 12,20. Архив. Русская церковь, Дармштадт с. 4,5. Архив Великого Герцога, Вольфсгартен, с.15, все остальное — Монастырь Святого Хиоба, Мюнхен.


  
  

Служители

 Глава
  
   настоятель
   Гринчук Иван
    
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–