|
Каледа Глеб Александрович
|
|
|
Сан:
протоиерей
|
Место:
рождения: г. Санкт-Петербург
смерти.: г. Москва
|
Генеалогия:
отец — Каледа Александр Васильевич
мать — Сульменева
|
Дата рождения:
02.12.
1921 г.
20 век
|
Дата принятия сана:
1973 г.
20 век
|
Дата смерти:
01.11.
1994 г.
20 век
|
Церковная принадлежность
|
Образование
|
Биография
Родился 2 декабря 1921 года в Петрограде. Отец его, Александр Васильевич, был крупным экономистом, окончил Минскую духовную семинарию и Петроградский политехнический институт. Мать происходила из дворянского рода Сульменевых. Отец Глеб считал себя обязанным ей своим церковным воспитанием.
По переезде в Москву в 1927 году у семьи установились тесные духовные связи с бывшими членами Христианского студенческого движения. В это время массовых гонений на Церковь небольшая квартира семьи превращается во временное пристанище для репрессированных священнослужителей и членов их семей, скрывающихся от властей или едущих в ссылки из ссылок. Первый духовный отец Глеба Каледы — иерей Владимир Амбарцумов, настоятель храмов Святого князя Владимира в Старых Садах и Святого Николая у Соломенной Сторожки, был расстрелян 5 ноября 1937 года. Отец Владимир оказал большое влияние на формирование духовной личности Глеба Каледы, который уже подростком включился в служение Церкви гонимой. Он разыскивал по Подмосковью скрывавшихся православных клириков, доставлял материальную помощь семьям репрессированных священников.
В 1933 году умирает его мать, и дальнейшее духовное просвещение будущего отца Глеба происходит в нелегальных христианских кружках, которыми руководила А.В. Филинова, бывшая активистка Христианского студенческого движения. В школе у него появляется интерес к естественным наукам и он мечтает поступить в геологоразведочный институт. Однако окончание школы совпало с началом Великой Отечественной войны. Глеба призвали армию. С декабря 1941 года и до конца войны он находился в действующих частях и в качестве радиста в дивизиона гвардейских минометов «катюш» участвовал в битвах под Волховом, Сталинградом, Курском, в Белоруссии и под Кенигсбергом. На передовой, в разведках, в самой тяжелой обстановке Господь хранил Своего раба. Его товарищи считали, что он остался жив только чудом. С фронта он вернулся с орденами и медалями, был награжден орденами Красного Знамени и Отечественной Войны.
Осенью 1945 года Глеб Каледа поступает в Московский геологоразведочный институт. Вскоре знакомится с тайным священником отцом Сергием Никитиным, будущим Владыкой Стефаном, епископом Калужским. После открытия Троице-Сергиевой Лавры состоялось его знакомство с наместником Лавры архимандритом Гурием (Егоровым), впоследствии митрополитом Симферопольским и Крымским. Отец Гурий познакомил его с отцом Иоанном Вендландом, будущим митрополитом Ярославским и Ростовским, который до церковного служения был ученым-геологом. Духовное руководство Гурия и Иоанна в значительной степени определило дальнейший жизненный путь отца Глеба. После окончания института будущий отец Глеб получил благословение заниматься научной деятельностью, хотя тогда уже у него возникло стремление целиком посвятить себя служению Церкви. В своей научной деятельности он руководствовался заветом апостола Павла: «И все, что вы делаете словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца» (Кол. 3, 17). По Промыслу Божию его научная деятельность оказалась связанной со Средней Азией, куда он ежегодно ездил в экспедиции. Это позволило ему регулярно общаться с Владыкой Гурием, который был тогда уже епископом Среднеазиатским и Ташкентским. Успешно занимаясь научными исследованиями, Глеб Каледа защитил кандидатскую, а затем докторскую диссертацию, став крупным специалистом в области литологии.
Он видел свой долг в защите православного вероучения от псевдонаучной критики. Любимыми его святыми были Василий Великий — богослов и ученый, и защитник Православия — Афанасий Александрийский. В период хрущевского гонения будущий священник пишет работу «Библия и наука о сотворении мира», в которой показывает отсутствие принципиальных противоречий между библейским и научным представлениями о возникновении Вселенной. Отец Глеб всегда считал, что поверхностное научное знание (полузнание) отдаляет людей от Бога, тогда как полное знание приближает к Творцу. Следуя традициям Христианского студенческого движения, он организовал нелегальный христианский кружок. В нем занимались дети его знакомых. Этот кружок просуществовал до 90-х годов; подобные кружки стали прообразом воскресных школ, возникших впоследствии при храмах.
В 1972 году возвратившийся из-за границы Владыка Иоанн (Вендланд) тайно рукополагает Глеба Каледу во диакона, а затем во пресвитера. С этого времени отец Глеб регулярно совершает Евхаристию в своей домовой церкви. Он ведет большую духовническую работу, и у него появляется много духовных детей, которые находят опору в его любви и мудрости. В этот период он пишет большую богословскую работу «Домашняя Церковь», в которой рассматривает семью как особое церковное служение. В конце 80-х годов отец Глеб принимает активное участие в создании воскресной школы при храме пророка Илии Обыденного, прихожанином которого он был с послевоенного времени. Здесь же в 1990 году по благословению Святейшего Патриарха он выходит на открытое служение. В дальнейшем его определяют в Отдел Московской Патриархии по религиозному образованию и катехизации. При его активном участии в Москве создаются Катехизаторские курсы, и он становится их первым ректором. Под его руководством ведется большая учебно-методическая работа по православному образованию и обличению появившихся сект и еретических лжеучений. Христианское просветительство отец Глеб сочетал с пресвитерским служением в храме Преподобного Сергия Радонежского в Высоко-Петровском монастыре. Его трудами воссоздан храм Покрова Богородицы в Бутырской тюрьме, он стал настоятелем этого храма и духовно окормлял заключенных. В своей деятельной любви отец Глеб был неутомим и следовал словам святого Максима Исповедника: «Христианство относится к миру не чувственно и не бесчувственно, а сочувственно». Протоиерей Глеб Каледа скончался в Москве после тяжелой болезни 1 ноября 1994 года.
Чин отпевания отца Глеба в Сергиевском храме Высоко-Петровского монастыря совершил архиепископ Солнечногорский Сергий в сослужении сонма духовенства. Любимого пастыря провожала не только вся церковная Москва, но и коллеги по научной работе и даже освободившиеся заключенные.
Труды:
Остановитесь на путях ваших...: Записки тюремного священника.- Москва: Зачатьевский монастырь, 1995.- 137 с.: портр.
|
Должности и места служения
Библиография
1
|
Каледа Глеб, прот..
Задачи, принципы и формы православного образования в современных условиях..
Журнал Московской Патриархии..
Москва.
1994
.
№ 7/8, с. 29-49..
|
|
2
|
Гоманьков В.И..
Протоиерей Глеб Каледа: [Некролог].
Журнал Московской Патриархии.
Москва.
1995
.
№ 5, с. 60-61.
|
|
3
|
Дворкин А..
Протоиерей Глеб Каледа.
Московский Церковный вестник.
Москва.
1994
.
№ 9 (106).
|
|
Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–
|
|
|
|