Биография
Родился 18 февраля 1912 года в семье диакона Андрея Трофимовича Чуба, служившего в храме в честь Божией Матери "Всех скорбящих Радость", в Царском селе, ныне г. Пушкин Ленинградской обл. Впоследствии отец его был рукоположен во пресвитера к Константино-Елененскому храму в Царском селе, в котором прослужил около 20 лет.
Все детские воспоминания архиеп. Михаила связаны с этим храмом, который он полюбил с первых лет своей жизни. Воспитание в духовной атмосфере определило и дальнейшее направление жизни и деятельности будущего святителя. У него рано появилась любовь к молитве (с детства он наизусть знал акафист Божией Матери), любовь к уединению, к чтению святоотеческих творений, которые стали постоянными спутниками его жизни.
Среднее образование получил в первой трудовой школе Царского (позднее Детского) Села.
С 1930 года обучался в заочном гидрометеорологическом институте, а затем в заочном институте иностранных языков, который окончил в 1940 году. Способности к языкам Владыка Михаил унаследовал от своих родителей и особенно от матери, которая знала несколько европейских языков. Сам архиеп. Михаил в совершенстве владел французским, немецким и английским, знал другие европейские языки, а также древнееврейский.
В годы Великой Отечественной войны Михаил Андреевич преподавал иностранный язык в танковом училище в г. Рыбинске.
В 1947 году поступил в Ленинградскую духовную академию, где сблизился с профессором, известным патрологом А.И. Сагардой, который оказал большое влияние на формирование его богословских интересов.
В 1950 году окончил Ленинградскую духовную академию со степенью кандидата богословия. По окончании академии был оставлен в ней преподавателем общей церковной истории. Впоследствии он преподавал различные предметы, но особым признанием коллег и студентов пользовались его академические лекции по истории Древней Церкви.
11 июня 1950 года епископом Лужским Симеоном (Бычковым) рукоположен во диакона целибатом, а 12 июня того же года — во пресвитера к академическому храму во имя ап. и евангелиста Иоанна Богослова.
4 декабря 1953 года митр. Григорием (Чуковым) пострижен в монашество с тем же именем, только теперь в честь Архистратига Михаила и возведен в сан архимандрита.
13 декабря того же года хиротонисан во епископа Лужского, викария Ленинградской епархии. Ему же было поручено управление Патриаршими приходами в Финляндии. Хиротонию совершали: митр. Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков), архиепископ Херсонский и Одесский Никон (Петин); епископы: Таллинский и Эстонский Роман (Танг), Костромской и Галичский Иоанн (Разумов).
11 ноября 1954 года освобожден от управления приходами в Финляндии и назначен епископом Старорусским, викарием Ленинградской епархии.
1 февр. 1955 года освобожден от преподавания в академии и назначен епископом Вяземским с временным управлением Смоленской епархией.
5 апр. 1955 года назначен епископом Смоленским и Дорогобужским.
С 15 авг. 1957 года — епископ Берлинский и Германский и управляющий Смоленской епархией.
5 марта 1959 года назначен епископом Ижевским и Удмуртским.
С 29 марта 1961 года временно управлял Тамбовской епархией, а 8 августа того же года утвержден епископом Тамбовским и Мичуринским.
С 16 нояб. 1962 года — епископ Ставропольский и Бакинский.
25 февр. 1965 года возведен в сан архиепископа.
20 авг. 1966 года поручено временное управление Краснодарской епархией, а 8 октября того же года освобожден от временного управления данной епархией.
С 27 февр. 1968 года — архиепископ Воронежский и Липецкий.
11 окт. 1972 года назначен архиепископом Вологодским и Великоустюжским.
9 марта 1974 года присуждена ученая степень магистра богословия.
С 3 сент. 1974 года — архиепископ Тамбовский и Мичуринский. Этой епархией он управлял до конца своих дней.
Скончался 25 апреля 1985 года.
Архиепископ Михаил был всесторонне развитым человеком. Он отличался любовью к занятиям литературной деятельностью. Со времени основания сборника "Богословские труды" (1959 г.) он был бессменным членом его редакционной коллегии. Делом все его жизни было исследование и богословское осмысление творений священномученика Мефодия Олимпского (Патарского). Его работы публиковались как в России, так и за границей в журналах Московской Патриархии, в "Богословских трудах", "Голосе Православия", "Вестнике Русского Западно-Европейского Экзархата". Они отличаются глубиной богословских исследований. Он писал и историко-агиографические работы, посвященные отечественным святым и подвижникам благочестия (свят. Тихону Задонскому, преп. Герману Аляскинскому, еп. Игнатию (Брянчанинову), афонскому старцу Силуану. Эти его работы получили положительную оценку читателей.
Следя за развитием инославной богословской мысли, архиеп. Михаил нередко выступал в церковной печати с рецензиями на наиболее интересные работы.
Занимался Владыка Михаил и проповеднической деятельностью. Его проповеди отличались глубиной богословской мысли и вместе с тем были понятны и назидательны для слушающих.
Значительное участие принимал преосв. Михаил и во внешней деятельности Русской Православной Церкви.
В августе 1957 года он был назначен зам. председателя ОВЦС и в этом же году с делегацией РПЦ посетил Болгарию. Он был участником многих собеседований с представителями различных христианских конфессий.
В августе 1958 года участвовал в официальной встрече представителей ВСЦ и Русской Православной Церкви в Утрехте, Нидерланды; в сентябре 1967 года — участник заседания Консультации по подготовке 3-го Всехристианского Мирного Конгресса в Бухаресте; 3 марта 1976 года избран в состав Комиссии Св. Синода по вопросам христианского единства и межцерковных сношений.
С усердием он исполнял и свои архипастырские обязанности. Еще будучи епископом Лужским, он много сделал для престарелых старцев Валаамского монастыря. За проявленную заботу старцы в знак благодарности преподнесли ему образ преп. Серафима Саровского, написанный на части камня, освященного тысячедневной молитвой Преподобного. Этот образ святитель хранил как великую святыню. В связи с этим можно отметить, что Бог судил ему потрудиться и завершить свой жизненный путь на Тамбовской кафедре — родине и месте подвигов преп. Серафима.
В последний год жизни Владыка Михаил часто болел, но в летние месяцы в каждый воскресный день посещал городские и сельские приходы своей епархии. Превозмогая недуги, он служил в пасхальные дни 1985 года, доставив большую радость своим прихожанам. А в четверг Фоминой недели около полудня Владыка Михаил скончался. (+25 апреля 1985г.).
До последних дней жизни он не оставлял своих занятий. После его кончины на письменном столе, рядом с одром почившего, были найдены выписки из Добротолюбия, сделанные, очевидно, незадолго до кончины.
Чин отпевания архиеп. Михаила был совершен 27 апреля в Покровском кафедральном соборе епископом Воронежским и Липецким Мефодием в сослужении духовенства Тамбовской епархии. Погребен он на городском кладбище близ алтарной абсиды кладбищенского Петропавловского храма, рядом с могилой одного из своих предшественников по Тамбовской кафедре архиеп. Иоасафа (Журманова).
Архиеп. Михаил имел несколько наград, в том числе правительственных: медали "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." и церковных: орден св. равноап. князя Владимира 2-й степени, орден св. ап. и евангелиста Марка 2-й степени (Александрийская Православная Церковь), а также и другие церковные награды.
Т р у д ы:
"Пребывание делегации Русской Православной Церкви в Болгарии".
ЖМП. 1953, № 7, с.16.
"Из Афонской старины". ЖМП. 1953, № 9, с. 31-35.
Речь при наречении во епископа Лужского 12 дек. 1953 г.
ЖМП. 1954, № 1, с.26-28.
"Аграфы в творениях св. муч. Мефодия".
ЖМП. 1954, № 6, с. 43-50.
Библиография. ЖМП. 1955, № 7, с. 68-76.
"Библиография на книгу Курта Аланда". "Церковная история в жизнеописаниях".
ЖМП. 1955, № 12, с. 71-73.
"Памятники древне-христианской письменности".
ЖМП. 1955, № 12, с. 56-63.
"Славный путь служения Церкви" (к 80-летию митрополита Ленинградского и Новгородского Григория).
ЖМП. 1955, № 3, с. 21-28.
"Старец Силуан". ЖМП. 1956, № 1, с. 48.
Из поучений старца Силуана.
ЖМП. 1956, № 2, с. 54-58; № 3, с. 42-49.
"Четвероевангелие 891 года".
ЖМП. 1956, № 4, с. 43-49.
"Знамение времени". ЖМП. 1956, № 4, с. 71-74.
"Успенский кафедральный собор в Смоленске".
ЖМП. 1956, № 7, с. 28-33.
"Делегация богословов Англиканской Церкви в Советском Союзе".
ЖМП. 1956, № 9, с. 24.
"Из истории взаимоотношений Русской и Англиканской Церквей".
ЖМП. 1956, № 10, с. 38.
"Никольский храм и приход в Хельсинки".
ЖМП. 1957, № 3, с. 34-36.
"К 10-летию открытий на берегу Мертвого моря".
ЖМП. 1957, № 12, с. 54-64.
"Патриаршая Покровская община в Хельсинки".
ЖМП. 1954, № 11, с. 41-47.
"Еще раз о договоре 1466 года".
ЖМП. 1955, № 4, с. 64.
Лекции по Патрологии, читанные студентам IV курса Ленинградской дух. академии в 1954-55 уч. г. (машинопись).
"История восточного монашества IV века: (Лекции) (машинопись).
"Плащаница Смоленского Успенского собора".
ЖМП. 1958, № 4, с. 44-50.
"Значение восстановления Патриаршества в РПЦ". (Речь на торжественном акте в Моск. дух. академии 13 мая 1958 года).
ЖМП. 1958, № 6, с. 73-79.
"Иоанн Креститель и община Кумрана".
ЖМП. 1958, № 8, с. 65.
"Отношение Русской Православной Церкви к социально-политической жизни": (Доклад на встрече с представителями ВСЦ в Амстердаме).
ЖМП. 1958, № 9, с. 34.
Слово на праздник Вознесения Господня.
ЖМП. 1962, № 5, с. ?
Слово перед Плащаницей. ЖМП. 1963, № 3, с.16-18.
Слово в неделю 25-ю по Пятидесятнице.
ЖМП. 1963, № 11, с. 27.
"Конституция о Церкви": (Разбор конституции о Церкви, принятой 2-м Ватиканским Собором).
ЖМП. 1966, № 5, с. 65; № 6, с. 71.
"Епископ Игнатий (Брянчанинов)".
ЖМП. 1967, № 5, с. 75; № 6, с. 58.
Доклад на 3-м Всехристианском Мирном Конгрессе. (Прага, 31 марта 1968 г.).
ЖМП. 1968, № 5, с. 35-46.
Слово в неделю 25-ю по Пятидесятнице.
ЖМП. 1969, № 12, с. 32-35.
"Преподобный Герман Аляскинский чудотворец".
ЖМП. 1970, № 11, с. 60-72.
"Проповеди архиеп. Луки Симферопольского и Крымского".
ЖМП. 1971, № 6, с. 69-75.
"Учение святителя Тихона Задонского об истинном христианстве".
ЖМП. 1971, № 10, с. 60-75.
"Святой священномученик Мефодий и его богословие".
(Магистерская диссертация).
"Богословские труды", сб. 10, 11; ЖМП. 1974, № 7, с. 7.
"Пир десяти дев священномученика Мефодия".
ЖМП. 1974, № 9, с. 67-68.
"Христологические проблемы в западном богословии".
"Богословские труды", 1968, сб. 4, с. 281.
"Духовность Православия в выдающихся его представителях".
"Богословские труды", сб. 10, с. 117-120.
"Предание Церкви в богословии св. Мефодия".
"Греческая философия и литература в творениях св. Мефодия".
"Богословские труды", 1975, сб. 14, с. 126.
Литература:
Журнал засед. Св. Синода № 11 от 16/XI-1953 г.
-"- -"- -"- № 16 от 11/XI-1954 г.
-"- -"- -"- № 1 от 31/1-1955 г.
-"- -"- -"- № 9 от 4/1V-1955 г.
-"- -"- -"- № 2 от 14/III-1957 г.
"Русская Православная Церковь", с. 201, 242.
ЖМП. 1954, № 1, с. 18, 26, 29; № 12, с. 6.
-"-, 1955, № 3, с. 8, 21-28; № 4, с. 6.
-"-, 1957, № 9, с. 3-4; № 12, с. 65.
-"-, 1958, № 2, с. 15-16; № 5, с. 19, 77; № 6, с. 10; № 8, с. 19; № 9, с. 22, 24, 26-28; № 10, с. 6.
-"-, 1959, № 2, с. 1, 29; № 3, с. 17; № 4, с. 6, 23; № 7, с. 12; № 12, с. 7.
-"-, 1961, № 3, с. 70; № 4, с. 6; № 8, с. 26-27; 32; № 9, с. 4.
-"-, 1962, № 12, с. 11.
-"-, 1963, № 1, с. 29; № 2, с. 46; № 3, с. 12; № 6, с. 10, 29-30; № 7, с. 29-30.
-"-, 1965, № 4, с. 3.
-"-, 1966, № 1, с. 37; № 2, с. 34; № 4, с. 20; № 5, с. 65-77; № 6, с. 71-79; № 7, с. 32; № 11, с. 12, 27; № 12, с. 34.
-"-, 1967, № 2, с. 36; № 3, с. 38; № 5, с. 75-77; № 6, с. 58-73; № 8, с. 39; № 9, с. 7; № 11, с. 6; № 12, с. 3.
-"-, 1968, № 1, с. 27; № 2, с. 29; № 3, с. 3; № 5, с. 3, 18, 23-25, 35-46; № 7, с. 22; № 8, с. 1.
-"-, 1969, № 1, с. 30; № 4, с. 6; № 12, с. 21, 32-35.
-"-, 1970, № 11, с. 4, 60-72.
-"-, 1971, № 1, с. 21; № 6, с. 2, 69-75; № 8, с. 46; № 10, с. 21, 60-75.
-"-, 1972, № 2, с. 24; № 5, с. 32; № 7, с. 24; № 11, с. 2; № 12, с. 12.
-"-, 1973, № 1, с. 26, 27; № 4, с. 25; № 8, с. 15.
-"-, 1974, № 1, с. 20; № 5, с. 17; № 7, с. 7-10; № 9, с. 67-68, № 11, с. 3.
-"-, 1975, № 2, с. 24; № 5, с. 8; № 6, с. 14; № 10, с. 2; № 11, с. 32.
-"-, 1976, № 1, с. 15, 17, 32; № 4, с. 5; № 5, с. 19.
-"-, 1979, № 10, с. 2.
-"-, 1982, № 4, с. 3.
-"-, 1985, № 5, с. 10; № 8, с. 36; № 11, с. 48.
|