Биография
Сергий (Королев Аркадий Дмитриевич), архиепископ Казанский и Чистопольский
Родился 18 января ст./ст. 1881 года в Москве в религиозной семье.
Детство провел он с матерью в селе около Влахернского монастыря Дмитровского уезда, Московской губернии. Там он учился в сельской школе, принимал участие в полевых работах. По окончании начальной школы был отвезен матерью в духовное училище в гор. Дмитров, так как другой средней школы в городе не было.
В виду хороших успехов Аркадий Королев по окончании училища был принят с Вифанскую духовную семинарию (около Троице-Сергиевой Лавры), по окончании которой поступил в Московскую духовную академию.
В 1905 году А.Д. Королев окончил академию, не предполагал принимать сан священника, думая, что будет преподавателем где-нибудь в семинарии. Но, Господь решил иначе. Один знакомый Королева пригласил его погостить в Яблочинском монастыре Холмской епархии. Там он был представлен епископу Холмскому Евлогию и под его влиянием решился вступить на путь монашеский.
7 июня 1907 года Королев был пострижен во монашество с именем Сергия , а в 1908 году рукоположен во иеромонаха.
Яблочинский монастырь вел тогда большую миссионерскую работу среди населения, недавно перешедшего из унии в Православие. При монастыре была школа псаломщиков и сельскохозяйственное училище. Кроме того, в монастыре собирали из разных церквей старинные церковные напевы и чрез своих питомцев- псаломщиков распространяли их по приходам. Бывали случаи, что жители Австро-Венгрии, получали в монастыре духовное образование, достойные из них рукополагались в сан священника и возвращались на родину как подготовленные борцы за православие. Во всем этом молодой иеромонах Сергий принимал горячее участие; его также интересовали особенности местной жизни, крестные ходы, "отпусты", пение богогласников (народные духовные песни) и прочее.
В 1914 году был возведен в сан архимандрита назначен настоятелем монастыря, но в следующем году, ввиду приближения линии фронта, пришлось эвакуировать монастырь во внутренние губернии. Только в 1920 году архимандрит митрополита Сергий вернулся в Яблочное, которое уже находилось в пределах новообразованной Польской республики. Монастырь был сильно разрушен пришлось все восстанавливать.
17 апреля 1920 года хиротонисан в соборе Виленского Духовского монастыря в г. Вильно во епископа Бельского.
Ввиду того, что Холмская кафедра пустовала, новому епископу было поручено временно управлять епархией, и православное население Холмщины радовались, что опять имеет своего епископа.
Иначе смотрело польское правительство Пилсудского. В 1922 году епископ Сергий был арестован и ему предстояло быть высланным из пределов Польской республики. При этом его спросили, в какую страну он желает выехать, но епископ Сергий не дал ответа , предоставив свою судьбу всецело воле Божьей. Он был вывезен на границу Чехословакии узнав, в Праге есть православный храм, епископ Сергий переезжает в столицу республики. В храме Святого Николая в старом городе Праге тогда уже начали вновь после войны устраивать православные богослужения, но определенного священника не было. Узнав о приезде в Прагу епископа Сергия, находившиеся в Праге Владыка Евлогий — тогда митрополит Западно-Европейских Православных Русских Церквей назначил его своим викарием и в тоже время настоятелем храма Св. Николая в Праге. В этом положении епископ Сергий и прожил 24 года в Праге, находясь в ведении митрополита Евлогия и не имея общения с Московской Патриархией.
Здесь выявились все его дарования: его твердая вера, молитвенность, доброта, простота и смирение. Он очень любил православное богослужение и церковное пение. Умел каждому празднику, каждой службе придать свой особый характер, переживал в душе их духовное содержание. Этим он привлекал в храм много молящихся и заражал их своим любовным отношением к богослужению. Многие люди, давно отошедшие от церковной жизни, под у=его влиянием стали посещать храм, молиться, говеть.
Епископ Сергий в Праге занимал небольшую комнату в квартире старушки Черноглавковой. Здесь епископ принимал многочисленных просителей, бывали там митрополиты и архиереи, бывали и простые люди, даже неграмотные, которые всей душой были ему преданы. Каждый четверг в этой комнате собирались люди разного образования. Положения и возраста; епископ сам поил всех чаем с варением для каждого находил слово ласки и утешения. Владыку ценили и уважали не только русские, но и многие чехи, иногда даже люди почти неверующие. Епископ хорошо знал свою паству, характер, положение и семейную обстановку каждого. Любил посещать своих прихожан, вел с ними сердечную беседу, входя во все их домашние дела. В дни именин и семейных праздников саам приходил и служил молебны. Как духовник , владыка приобрел много духовных чад, из которых иные , уехав в другие страны , продолжали поддерживать с ним связь, и к нему приходила масса писем со всех концов света в которых его духовные дети изливали свою душу, просили совета, духовной помощи и молитв.
Долгое время епископ Сергий был единственным священнослужителем в храме, сам совершал все требы: похороны, крестины, свадьбы, посещал больницы, причащал больных. Только в 1929 году ему прислали в помощь иеромонаха Исаакия, который стал его ближайшими помощником и другом.
Кроме Праги в ведении епископа Сергия были православные общины в Брно и Братиславе; ему также было поручено наблюдение за курортными храмами в Карловых Варах, Марианских и Франтищковых Лазнях, где богослужение совершалось только в летний сезон. Приезд епископа в православную общину был всегда для нее праздником, каждый прихожанин желал принять у себя дорогого гостя.
Стараниями епископа Сергия в 1924-1925 гг. Был построен русскими Успенский храм на Ольшанском кладбище. Одно время этот храм был предоставлен для богослужения епископу Пражскому Горазду. Благодаря авторитету владыки удалось собрать на это дело значительные средства.
Недалеко от храма Св. Николая , в старом народе Праге, была снята квартира , так называемое "Подворье". После богослужений там собирались прихожане для общения с духовенством. По вечерам епископ Сергий читал там акафисты и вел духовные беседы. В них владыка прежде всего проводил ту мысль, сто исполнение заповедей Христовых не только открывают путь к спасению, но и здесь на земле, делает жизнь радостной и бодрой. Несколько раз епископ Сергий выезжал и за пределы Чехословакии: во Францию, Германию, Италию, один раз предпринял путешествие в Швецию и Финляндию. В каждой поездке он приобретал новые знакомства и связи, расширяя круг своего окружения.
17 апреля 1946 года возведен в сан архиепископа. 7 июня 1946 года — архиепископ Венский, викарий Западно-Европейского Экзархата, с местопребыванием в гор. Вене.
В октябре этого же года утвержден Экзархом Среднеевропейских Православных Церквей Московской Патриархии на правах самостоятельного епархиального архиерея.
С 8 по 18 июля 1948 года был участником торжеств в Москве по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. Соучаствовал в совещаниях патриархов и представителей автокефальных Православных Церквей по предложенным Московской Патриархией вопросам:
а) Ватикан и Православная Церковь,
б) Экуменическое движение и Православная Церковь,
в) об англикансккой церковной иерархии,
г) о церковном календаре.
С 16 ноября 1948 года — архиепископ Берлинский и Германский.
С 20 сентября 1950 года — архиепископ Казанский и Чистопольский.
Скончался 18 декабря 1952 года в Казани.
Похоронен около кладбищенской церкви (на Арсовом поле) рядом с могилой епископа Иустина (Мальцева).
Хочется добавить к характеристике архиепископа митрополита Сергия несколько эпизодов, сообщенных очевидцами.
1. Об его приезде в Вену один из работников нашего посольства в Вене рассказывал так:
Все члены посольства встречали его на вокзале в парадной форме и подходили к нему под благословение. На вопрос. Как его называть. Архиепископ ответил "Владыка".
2. Во время его служения в Казани, архиепископ митрополита Сергий был направлен в Чебоксары для проведения юбилейных торжеств. Встречая его в церкви, епископ Чебоксарский Иов сказал большую речь, в которой восхвалял достоинства архиепископа митрополита Сергия. Архиепископ слушал его некоторое время, по ом вдруг сделал ему земной поклон. Епископ Иов смутился и спросил:
"Что это Вы, Владыка?"
"Я кланяюсь твоему дару красноречия, я такого не имею", — ответил архиепископ митрополита Сергий.
3. Будучи в Казани он много помогал бедным. Для этого он выбрал такой способ: ходил в церковь пешком, каждый день разными дорогами, и по пути вступал в разговоры с бедно одетыми детьми и заходил к ним в дом. Поговорив с матерью, узнав их нужды , оставлял крупные суммы денег — на дрова, на лечение, на приобретение теплой одежды для детей и т.п. когда это узнали, люди сами стали ходить к нему на дом с просьбами, которые он удовлетворял.
Труды:
"О благобытии".
"Духовная жизнь в миру".
"Христианство в отношении внутреннего и внешнего устроения людей".
"Жизнь в миру по епископу Феофану".
"О кресте и о посте".
"Крест (радость всему миру".
"О воспитании".
"Механическая и творческая жизнь в миру".
"Праздник иконы Казанской".
"Посещение приходов Казанской епархии".
(Примечание: Все перечисленные труды находятся в виде рукописей, отпечатанные на машинке).
О благодати, из бесед епископа Пражского Сергия, в: Печера (изд. Путь жизни, издано до 1939 г.) ЖМП" 1983, № 4, с.61-67.
О подвиге общения, ebda. ; ЖМП" 1983, № 3, с. 64-67.
Духовная жизнь в мире, ebda. ; ЖМП" 1983, № 1, с. 69-74.
Irdisches Leben im Lichte Gottes, in: CtdO 1983, 8, 42-48.
Wegweisung zu einem heilen menschlichen Leben, ebda., 10, 35-39.
Опять на родине, в: "ЖМП" 1951, № 1, с. 28-29.
Из бесед владыки Сергия (Пражского) : Записи, Париж, 1957, 20 с.
"Казанская икона Божьей Матери". "ЖМП" 1952, № 7, с. 47-49.
Я возлюбил вас…: Автобиография. Свидетельства современников. Духовное наследие / Сост. А.В. Окунева. М.: Паломник, 2003. 415 с.: ил.
Литература:
"Церк. Ведом." 1914, № 12 с. 97.
"Русск. Православ. Церковь", с. 159.
"Журнал Засед. Св. Синода" № 23 от 16 ноября 1948 г. с. 49.
"Журнал Засед. Св. Синода" № 9 от 20 июля 1950 г. с. 66.
"Журнал Засед. Св. Синода" № 5 от 20 июля 1951 г. с. 13.
"Журнал Засед. Св. Синода" № 11 от 25 декабря 1951 г. с. 28.
"Журнал Засед. Св. Синода" № 2 от 28 января 1953 г. с. 196.
"ЖМП" 1945, № 11, с. 16.
"ЖМП" 1946, № 6, с. 3.
"ЖМП" 1950, № 10, с. 3.
"ЖМП" 1952, № 2, с. 5.
"ЖМП" 1953, № 2, с. 9.
"ЖМП" 1953, № 12, с. 4-6.
"ЖМП" 1957, № 9, с.68.
ФПС I, № 112, с. 5.
ФПС III, с. 6.
"Списки архиереев 1897-1944гг. Патриарха Алексия", с. 19.
N.A. Архиепископ Казанский и Чистопольский Сергий (некролог), в: "ЖМП" 1953, № 2, с. 9-11.
М. Васнецов, Светлой памяти архиепископа Сергия, ebda., 12, 4-6.
Митр. Евлогий, Путь моей жизни. Воспоминания. Париж, 1947. С. 428-431.
Деяния совещания Глав и представителей Автокефальных Православных Церквей в связи с празднованием 500-летия Автокеф. Русской Православ. Церкви 8-18 июля 1948 г. т. 2.
Ведерников А., Блюститель канонической истины. Памяти митрополита Литовского и Виленского Елевферрия, в: "ЖМП" 1957, № 9, с. 65-766.
Русская Православная Церковь. Устройство. Положение. Деятельность. Москва 1958 г.
А. Дубровский, Православная Церковь в Польше, в: "ЖМП" 1971, № 1, 45-49.
Ю. Фейзак, Православная Церковь в Чехословакии: Путь к автокефалии, в: "ЖМП" 1981, № 12, с. 48-53.
В. Никитин, Жизнь и пастырское служение архиепископа Сергия (Королева), в: "ЖМП" 1983, № 3, с. 15-19.
V. Nikitin, Dinamische Hierarchenpersonlichkeit, in: CtdO 1983, 6 ,2-8.
G. Seide, Geschichte der ROK im Ausland 424, passim, bes. 427.
Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte III, 143. (История Церкви России в новое время. В 3-х томах Мюнхен. Зальцбург 1965-1968 гг).
Н. Рклитский, Жизнеописание VII, 235.
А. Свитич, Православная Церковь в Польше, 15, 20.
R. Urban, Die orthodoxe Kirche des Ostens in der Tschechoslowakei in: Kyrios 3(1938) hier 97.
R. Urban, Die slavisch-nationalkirchlichen des Jstens in der Tschechoslowakei (Leipzig 1938) 188.
Вест. Экзархата 13(1953) 16.
Церковный Западно-европ. Экзархата 1953 , 42, 16.
А. Попов, Гонение на православных и русских в Польше в XX веке (Белград) с. 36, 37, 39.
"Vest. russ. chr. dv. (Вестник русского христианск движения) 155 (1987) 229, 249.
F. Heyer, Die orthodoxe Kirche, 133f, 143f.
|