Архиереи



Гавриил (Бандулеску-Бодони)

  
Ф.И.О.:  Банулеско-Бодони Григорий Григорьевич
  
Сан:  митрополит
Место:  рождения: г. Быстрица, Трансильвания
захоронения: Киприановский монастырь
Дата рождения:  1746 г. 18 век
Дата пострига:  31.08. 1781 г. 18 век
Дата хиротонии:  26.12. 1791 г. 18 век
Дата смерти:  30.03. 1821 г. 19 век

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

Образование

Академия Киевская духовная

1771 г. 18 век   —  
1773 г. 18 век  

  

 
Биография

Гавриил (Банулеско-Бодони Григорий Григорьевич), митрополит Кишиневский и Хотинский.
Родился в 1746 году в г. Быстрице в Трансильвании.
Происходил из древней почетной молдавской фамилии, по национальности — румын.
Отец его был дворянином.
Первоначальное образование Григорий получил в Быстрицком училище, затем в Седмиградской нормальной школе, где изучил латинский и славянский языки.
Для усовершенствования образования он посетил училища разных венгерских городов.
В 1771 году Григорий поступил в Киевскую духовную академию, где в течение двух лет изучал богословские науки.
Получив образование, он снова отправился в Молдавию, чтобы послужить своему народу. Но чувствуя недостаточное знание греческого языка, который был в то время господствующим в Молдавии, Григорий отправился в Грецию. Здесь он пробыл три года, посетил высшие греческие школы и в 1776 году возвратился на родину.
По возвращении он был определен учителем в город Носауде. С этого времени началась его педагогическая деятельность.
Через год Григорий переехал в Яссы, где был назначен на должность учителя латинского языка в княжеском училище.
Спустя два года с рекомендацией митрополита Гавриила (Калимаха) Григорий отправился в Константинополь. Здесь он принял монашество с именем Гавриила и поступил в Училище на острове Патмос, где в совершенстве овладел греческим, а также французским языками.
По возвращении в Яссы был назначен учителем греческого языка в княжеском училище.
31 августа 1781 года митрополит Гавриил (Калимах) рукоположил монаха Гавриила во иеродиакона, а 1 сентября — во иеромонаха и назначил его проповедником слова Божия на греческом и молдавском языках в Ясской митрополии. Должность эту он занимал недолго.
По приглашению архиепископа Славяно-Херсонского Никифора (Феотоки) иером. Гавриил отправился в Полтаву, где в 1782 году ему, как человеку всесторонне образованному, была предоставлена должность учителя греческого языка в Славянской семинарии. В 1783 году его назначили инспектором этой же семинарии и учителем философии.
Через год иером. Гавриил снова уехал в Яссы, где в 1784 году митрополитом Гавриилом (Калимах[ом ?]) был возведен в сан архимандрита, а в 1786 году его кандидатура была выдвинута на Романскую епископскую кафедру. Но это предложение не было принято, поэтому в 1787 году архим. Гавриил приехал в Россию. Он обратился к епископу Екатеринославской епархии Амвросию с просьбой предоставить ему (Гавриилу) любую должность в семинарии.
17 января 1788 года, по разрешению Св. Синода, еп. Амвросий предоставил архим. Гавриилу должность ректора Екатеринославской семинарии и преподавателя греческого языка.
26 декабря 1791 года архим. Гавриил был хиротонисан в Яссах во епископа Бендерского и Белградского, викария Молдовлахийской митрополии архиепископом Амвросием вместе с другими иерархами.
В 1792 году в связи со сложившейся в Молдавии политической обстановкой, когда по заключенному соглашению между Турцией и Россией Молдавия и Валахия должны были [подчиниться ?] в церковном отношении Константинопольскому патриарху, целесообразно было иметь во главе Молдовлахийской митрополии человека, хорошо известного и преданного. Таким явился еп. Гавриил (Банулеско).
11 февраля 1792 года он был возведен в сан митрополита Молдо-Валахии. Но это служение продолжалось недолго.
19 июня 1792 года за отказ отречься от Молдовлахийской кафедры митр. Гавриил был арестован и отправлен в Константинополь, где находился под стражей в течение четырех месяцев. Затем, по требованию русского правительства, был освобожден и прибыл в Россию.
10 мая 1793 года митр. Гавриил был назначен Екатеринославским и Херсоно-Таврическим с местопребыванием в г. Полтаве.
В 1798 году, в связи с изменением административного деления и переименованием города Екатеринославля в Новороссийск, Екатеринославский митрополит стал именоваться Новороссийским и Днепропетровским с местопребыванием в городе Новомиргороде.
В период управления Екатеринославской (Новороссийской) епархией митр. Гавриил заботился о построении церквей в своей епархии, о благоустройстве семинарии, о повышении умственного и нравственного уровня духовенства, стремился к поднятию духа монашеской жизни в монастырях, организовал сбор пожертвований в пользу детей, обучающихся в семинарии.
Ко времени пребывания митр. Гавриила на Екатеринославской кафедре относится основание города Одессы (по его благословению) и закладка в новом городе четырех церквей.
29 сентября 1799 года митр. Гавриил был назначен на Киевскую кафедру.
7 апреля 1801 года он определен членом Св. Синода и награжден орденом Андрея Первозванного.
Киевской митрополией Гавриил управлял в течение четырех лет, а затем 21 августа 1803 года, согласно его прошению, был уволен на покой с местопребыванием в г. Одессе. Истинные причины увольнения неизвестны.
В 1805 году митрополит из Одессы перехал в Дубосары, где прожил еще четыре года на покое.
В 1808 году он был назначен вновь членом Св. Синода и экзархом Молдавии, Валахии и Бессарабии с местопребыванием в г. Яссах.
Видя несовершенство и неустройство церковной жизни во вверенной ему митрополии, митр. Гавриил стал заводить порядки, существовавшие в русских православных церквах.
По его предложению в духовных училищах стали изучать русский язык.
Он добился от правительства распоряжения местным гражданским властям не вмешиваться в дела церковного управления.
Одной из важных забот митр. Гавриила в это время было упорядочение управления местными монастырями. На основании Указа Св. Синода все монастыри были подчинены экзарху, и он занялся наведением в них законных порядков.
Для доклада о проделанной работе митрополиту Гавриилу, по его просьбе, было разрешено в 1811 году прибыть в С.-Петербург. Здесь ему было оказано особое внимание.
Он изложил Св. Синоду все нужды Молдовлахийской Церкви и внес на рассмотрение свой план дальнейшего церковного благоустройства. Большинство из его предложений были приняты, часть — отклонены или изменены.
Но осуществить эти мероприятия митрополиту Гавриилу не удалось, так как по заключенному 16 мая 1812 года миру России с Турцией Молдавия и Валахия отошли к Турции, Бессарабия присоединилась к России.
Митр. Гавриил со всем своим штатом выехал в Бессарабию и поселился в г. Кишиневе. Здесь ему было поручено составить план образования новой Заднестровской епархии.
Новая епархия, по его предложению, стала называться Кишиневской и Хотинской и ей был присвоен титул митрополии и экзархии.
21 августа 1813 года Св. Синод утвердил новую епархию, и митр. Гавриил со свойственной ему энергией принялся за строительство церквей, митрополичьего дома и здания для семинарии. Причем недостающую сумму для окончания строительства семинарии он восполнил своими собственными средствами.
Вместе со строительством митрополит занимался наведением порядка в административном управлении епархией, уделял внимание образованию духовенства, наставляя его достойно проходить свое служение.
Для подготовки служащих гражданских учреждений в 1816 году митр. Гавриилом при семинарии был открыт "благородный пансион", который до 1834 года заменял областную гимназию.
Не забывал митрополит и о религиозно-нравственном воспитании своей паствы. Первым средством к просвещению паствы было строительство храмов. При митр. Гаврииле в Кишиневской епархии было начато и большей частью окончено строительство около двухсот церквей. Во все церкви были разосланы краткие катехизические поучения на молдавском языке, которые должны были читаться во все воскресные и праздничные дни. Кроме этих поучений священники, окончившие семинарию, должны были произносить проповеди собственного сочинения.
Митрополит принял серьезные меры к поднятию нравственного и умственного уровня священнослужителей, повел борьбу против бродяжничества, пьянства и других пороков, господствовавших среди молдавского духовенства.
Решительно выступил митр. Гавриил за то, чтобы в воскресные дни были прекращены ярмарки, стремясь тем самым устранить одно из важных препятствий к религиозно-нравственному просвещению бессарабской паствы.
По ходатайству митр. Гавриила в 1814 году была открыта бессарабская типография, в которой печатались книги, необходимые для богослужений, а также для поучения и наставления как духовенства, так и всего православного народа.
Занимаясь благоустройством церковным, митр. Гавриил принимал участие и в гражданских делах.
В то время различные злонамеренные люди смущали жителей Бессарабии ложными слухами; настраивая их против России, они убеждали народ переселяться из России за реки Прут и Дунай. Митрополит своим обращением к народу опроверг смущавшие людей слухи, а у русского правительства получил подтверждение о том, что Бессарабия имеет свое гражданское самоуправление, чем сохранил и укрепил союз России с Бессарабией.
За семь с половиной лет управления Кишиневской епархией митрополит Гавриил достиг больших успехов. Ни одна сторона жизни Бессарабской Церкви не оставлена им без внимания. Все намеченные планы к благоустроению паствы приводились им в исполнение, несмотря на встречавшиеся препятствия.
Успеху его деятельности способствовало то, что он умел подбирать себе помощников, которых располагал к себе своей ласковостью, простотой и прямотой в обращении.
На 75 году жизни митр. Гавриил почувствовал физическую слабость и почти все управление епархией передал своему викарию епископу Димитрию. Сам же с 1819 года начал готовиться к отшествию в другой мир. Он поспешил закончить в Киприановском монастыре постройку храма в честь Успения Божией Матери, сам присутствовал при его освящении и указал место своего погребения.
Чувствуя приближение кончины, митрополит вызвал к себе своих родных.
26 марта 1821 года митр. Гавриил сильно заболел, а уже 30 марта в 8 часов утра скончался.
Тело почившего митрополита, по его завещанию, было погребено в Киприановском монастыре.
Как передают современники, митр. Гавриил в обращении с подчиненными своими руководствовался "терпением", и если случалось нарушить его, сейчас же раскаивался и просил прощения у самого последнего из своих подчиненных. Он сам говорил приближенным своим: "Я во всю мою жизнь старался всегда делать добро более тем, кои наносили мне какую-либо обиду или оскорбление". Причем сам признавался, что иногда мог не спать целую ночь, если ему казалось, что каким-то словом он обидел человека, и не успокаивался до тех пор, пока на деле не доказывал ему своей любви и расположения.

Литература:
Пархомович И. Краткий очерк жизни и деятельности высокопр. Гавриила Банулеско-Бодони, экзарха Св. Синода, митр. Кишиневского и Хотинского. Кишинев, 1910.
Стадницкий А. Гавриил Банулеско-Бодони, экзарх Молдовлахийский и митр. Кишиневский. Кишинев, 1894.
Чеховский В. Киевский митр. Гавриил Банулеско-Бодони. Киев, 1905.
Стадницкий А. О деятельности митр. Гавриила по управлению Молдаво-Влахийским экзархатом. // Кишиневские епархиальные ведомости. 1890. № 10-12.
Его же. Бессараб. экзарх. типография. // Кишиневские епархиальные ведомости. 1892. № 1.
Зыков Г. Очерк деятельности митр. Гавриила по улучшению положения Церкви и православного духовенства в княжествах Молдавии, Валахии и Бессарабии с 1808 по 1812 гг. // Кишиневские епархиальные ведомости. 1879. № 14.
Щеглов Д.В. Новые данные о митр. Гаврииле. // Кишиневские епархиальные ведомости. 1899. № 18 и 19.
Пархомович А.М. Сведения о митр. Гаврииле. // Кишиневские епархиальные ведомости. 1871. № 4.
Гурий (Гроссу), иером. Главнейшие моменты в истории молдавского книгопечатания в Бессарабии. // Кишиневские епархиальные ведомости. 1907. № 2-5.
Петровский С., прот. Одесский Преображенский, ныне кафедральный собор. Одесса, 1908.
Ганицкий М.А. Сведения о Кишиневской епархии, собранные и редактированные архиеп. Димитрием. // Кишиневские епархиальные ведомости. 1883. № 15.

Литература:
Балцатеско А.В. Бессарабское отделение Российского Библейского общества. // Кишиневские епархиальные ведомости. 1872. № 7, 8, 11.
Булгаков. с. 1400, 1402, 1403.
Толстой Ю. № 163.
Строев. стб. 8, 487, 553.
Денисов. с. 58, 676.
Летопись Е.А. с. 762, 763, 766, 776.
Труды Бессарабского церковного историко-археологического общества. вып. V. Кишинев, 1916. с. IX, 1, 2, 14, 19, 22, 24, 30, 33, 40, 51; прим. с. 5, 7, 21.
Исторический вестник. 1882. апр. с. 35.
-"- -"- 1894. июль. с. 140-142.
-"- -"- 1895. июнь. с. 891-892.
-"- -"- 1890. дек. с. 790.
Русская старина. 1872. нояб. с. 582.
-"- -"- 1879. дек. с. 714.
Русский архив. 1870. № 4 и 5. с. 797, п/с. 6, с. 801, 833-834 п/с. 1.
-"- -"- 1895. кн. 1. № 3. с. 311.
-"- -"- 1904. кн. 2. № 1. с. 428.
Н.Д. с. 16, 72.
БЭЛ. т. IV. с. 8; т. V. с. 357; т. X. с. 526, 607.
БЭС. т. I. с. 600, 851; т. II. с. 1320, 1329.
РБС. т. IV. с. 25-28.
Кишиневские епархиальные ведомости. 1907. № 14, 16, 17.

 
Должности и места служения

ректор
Семинария Екатеринославская духовная

17.01. 1788 г. 18 век   —  
26.12. 1791 г. 18 век
  
  

ректор
Белгород-Днестровская

26.12. 1791 г. 18 век   —  
11/22.02. 1792 г. 18 век
  
  

член Св. Синода
Синод Святейший Правительствующий

07.04. 1801 г. 19 век   —  
1803 г. 19 век
  
  

член Св. Синода
Синод Святейший Правительствующий

1808 г. 19 век   —  
19 век
  
  

 
Сан

иеродиакон

31.08. 1781 г. 18 век   —  
01.09. 1781 г. 18 век
  
  

иеромонах

01.09. 1781 г. 18 век   —  
1784 г. 18 век
  
  

архимандрит

1784 г. 18 век   —  
26.12. 1791 г. 18 век
  
  

епископ

26.12. 1791 г. 18 век   —  
11.02. 1792 г. 18 век
  
  

митрополит

11.02. 1792 г. 18 век   —  
30.03.
  
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–