Биография
Ириней (Орда Харисим Михайлович), епископ Орловский и Севский.
Родился в 1837 году в семье священника Полтавской епархии в с. Самовице.
Обучался в Полтавской духовной семинарии.
В 1861 году окончил Киевскую духовную академию и назначен преподавателем в Екатеринославскую духовную семинарию.
26 апреля 1864 года утвержден в степени магистра богословия и переведен в Киевскую духовную семинарию преподавателем Св. Писания.
25 сентября 1877 года рукоположен в сан иерея и назначен законоучителем в Киевскую III-ю гимназию с оставлением преподавателем в духовной семинарии.
С 1880 года — благочинный Киево-Подольских церквей.
4 августа 1883 года пострижен в монашество и был назначен ректором Киевской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита.
9 мая 1888 года хиротонисан во епископа Уманского, вик. Киевской митрополии. Хиротония состоялась в Киево-Печерской Лавре.
С 12 июля 1890 года — епископ Чигиринский, вик. Киевской епархии.
С 19 декабря 1892 года — епископ Могилевский и Мстиславский, вик. Киевской епархии.
С 17 июля 1893 года — епископ Тульский и Белевский.
С 2 ноября 1896 года — епископ Подольский и Брацлавский (в БЭС т. II, в стб. 1824 ошибочно указан год пребывания его на Подольской кафедре 1899. См. Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1903 г., с. 106-107).
С 1898 г. почетный член Казанской духовной академии.
С 29 марта 1900 года — епископ Екатеринбургский и Ирбитский.
С 28 марта 1902 года — епископ Орловский и Севский.
Скончался 10 апреля 1904 года внезапно от разрыва сердца.
Талантливый проповедник. Духовный писатель и лингвист. Обладал знанием греческого, английского, французского и немецкого языков. В Киевском Академическом органе он вел отдел иностранной библиографии и помещал свои статьи.
Издавал и редактировал журнал "Воскресное чтение", редактировал журнал "Руководство для сельских пастырей". В этих журналах помещено множество его статей и заметок. Энергичный администратор, плодовитый автор, исследователь Священного Писания.
Заботясь о благе своей паствы, он особенно ревностно следил за правильным ходом учебно-воспитательного дела в духовно-учебных заведениях, вникал во все подробности их жизни, порядка и строя, в духовенстве воспитывал дух церковности, в своих беседах призывал паству к Святой Церкви, ее учению, молитве, пению, к ее благодати и единству во Христе. Школа это родное дитя Церкви и ее естественная союзница в деле учительства была любимым духовным чадом владыки, особенно церковная школа, как ближайшая к Церкви по своему духу и назначению. При поступлении своем на Тульскую архиерейскую кафедру Преосвященный Ириней начал "усовершенствовать по Киевским образцам" богослужебные порядки, обращая наибольшее внимание на церковное чтение и по преимуществу пение. К участию в этом деле он призвал и духовно-учебные и церковноприходские школы, вменив им в обязанность приготовлять хороших чтецов и певцов в храме. При обозрении приходов владыка обращал преимущественно внимание на учительность пастырей в церкви и школе, давая нередко образцы живого пастырского слова. Интересовался он всеми сторонами жизни священно-церковнослужителей, расспрашивая их не только о трудах их по религиозно-нравственному состоянию прихожан, но и о их материальном быте — приходах и расходах, всегда и везде внушая родителям приучать детей к церкви с юных лет.
Заботливость владыки направлялась также к благоустроению прихода вообще, как первоначальной основы церковно-епархиальной жизни. Ему хотелось восстановить основы церковно-епархиальной жизни. Ему хотелось восстановить приход по старине, когда жизнь приходская возбуждается преимущественно церковными интересами, возле храма и его школы. Он заботился о возрождении церковных братств, развитии церковных попечительств. Был членом комиссии по организации "Общества ревнителей православия и благочестивой жизни". В заботах об образовании народа в духе церковности владыка обращал особое внимание на церковные школы. Им было заведено много церковных школ женских, ввиду важного значения в крестьянском быту образования жены и матери, как распорядительницы народного просвещения. Заботился он и о духовно-учебных заведениях, о развитии церковно-свечного дела, о правильной постановке епархиальной благотворительности, о миссионерском деле.
В Екатеринбурге владыка обращал особое внимание начальствующих лиц в духовно-учебных заведениях на надлежащую постановку церковного пения, на ознакомление учащихся с древними церковными напевами, с церковным уставом. При нем преобразована школа, открытая с 1897 года при архиерейском доме для псаломщиков во второклассную церковно-приходскую с трехгодичным курсом и с специальными курсами церковного устава и церковного пения. С особенной любовью в Екатеринбурге владыка насаждал и умножал рассадники народного просвещения, особенно школы для девочек — будущих матерей семейств и воспитательниц грядущих поколений.
Труды:
"История Церковной истории".
"Труды Киев. Д.А." 1891, № 6, 8, 11.
"Руководство к последовательному чтению пророческих и учительных книг Ветхого Завета". Поучения Иринея, епископа Екатеринбургского и Ирбитского. Екатеринбург, 1901.
Отзыв о поучениях см. "Приб. к "Церк. Вед." 1901 г., № 4, с. 1671-1674.
Отдельные поучения см. "Приб. к "ЦВ" 1902 г., № 8, с. 263.
Отдельные поучения см. "Приб. к "ЦВ" 1902 г., № 22, с. 695.
"Руководствующее пособие к пониманию Псалтири".
"Руководитель к толковому чтению Библии".
"Разбор сочинения Ренана — "Жизнь Иисуса".
"За веру и против неверия". "Подол. Еп. Вед." Киев, 1899.
"Речь при пострижении в монашество инспектора Могилевской духовной семинарии о. Аркадия Константиновича".
"Приб. к "ЦВ" 1893, № 17, с. 680-681.
Переводы:
"Земная жизнь Господа Спасителя" (перевод с немецкого). Киев, 1874-1882 гг. и др.
"Толковая Псалтирь Загабена" (перевод с греческого).
"Мученики Колизея" (перевод с английского).
"Пастырские послания Св. Ап. Павла" (перевод с французского и многие другие).
О воспитании детей. Новосибирск: Сибирская Благозвонница, 2007. 128 с.
Литература:
"Церк. Вед." 1890, № 31, с. 351.
-"- 1893, № 31, с. 253.
-"- 1896, № 19-20, с. 163.
-"- 1896, № 45, с. 397.
-"- 1900, № 17, с. 131.
-"- 1902, № 14, с. 71.
"Приб. к "ЦВ" 1899, № 13, с. 535, 537.
-"- 1901, № 45, с. 1671.
-"- 1904, № 16, с. 585-589.
"Русск. Паломн." 1888, № 16, с. 195.
-"- 1904, № 18, с. 311, 312.
"Церк. Вестн." 1891, № 1, с. 11.
-"- 1891, № 33, с. 523.
-"- 1891, № 41, с. 651.
-"- 1891, № 51-52, с. 817.
"Изв. Каз. Еп." 1883, № 22, с. 710.
-"- 1884, № 22, с. после 722, 14-15.
-"- 1884, № 8, с. 188.
"Воскр. день" 1900, № 28, с. 710.
"Моск. Ведом." 1902, № 139-140.
-"- 1904, № 100, Некролог.
"Новое время" 1904, № 100, Некролог.
"Труды Киев. Д.А." 1888, сентябрь, с. 13, 14.
"Мии. Обозрение" 1901, декабрь, с. 877.
-"- 1904, август, с. 312.
"Прав. Собес." 1899, ноябрь, с. 180.
-"- 1904, май, с. 839-841.
"Подол. Еп. Вед." 1896, № 50.
"Екатеринб. Еп. Вед." 1900, № 7-9.
"Историч. Вестн." 1904, июль.
-"- 1904, май, с. 760 (некролог).
"Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1904 год", с. 104-105.
"Списки архиереев Иерархии Всерос." СПБ, 1896, № 511, с. 77.
Булгаков, с. 1400, 1403, 1405, 1408, 1415.
БЭС т.I, с. 860
БЭС т.II, с. 1582, 1709, 1824, 2195.
БЭЛ т. V, с. 348-349.
БЭЛ, т.X, с. 622.
НЭС, т. XIX, с. 625, дополн. т. Iа, с. 837.
O religioznom nevezstve, in: Prav. Zizn' 1984, 5, 1-4.
|