Архиереи



Павел (Конюскевич / Конюшкевич), св.

  
Ф.И.О.:  Конюскевич / Конюшкевич Петр
  
Сан:  митрополит

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Биография

Св. Павел (Конюскевич или Конюшкевич Петр), митрополит Тобольский и Сибирский.
Родился в 1705 г. в г. Самборе, в Галиции, в семье богатого мещанина.
Начальное образование получил в Самборском училище, затем в Киевской духовной академии.
По окончании академии оставлен в ней учителем пиитики.
В 1733 г. пострижен в монашество.
В 1740 г. в сане иеромонаха назначен проповедником Московской Славяно-Греко-Латинской академии.
В 1744 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Новгородского Юрьева монастыря.
23 мая 1758 г. хиротонисан во епископа Тобольского и Сибирского с возведением в сан митрополита.
11 января 1768 г. уволен на покой в Киево-Печерскую Лавру.
Скончался 4 ноября 1770 г. в Лавре.
Погребен в Великой церкви в усыпальнице под Стефановым приделом лаврского собора, где тело его сохранилось нетленным.
Митр. Павел — великий архипастырь, явивший собою высокий пример истинного святоподвижничества, неуклонно шествующего по пути к высшему духовному совершенству.
Он имел глубокие знания высших истин христианского вероучения. Обладал замечательным даром поучения, редкими административными способностями, глубоким умом, всесторонней ученостью и крепостью воли. Отличался сверх того необыкновенной кротостью нрава и высоко-христианским смирением. Был утешителем вдов и сирот.
Но при всех положительных качествах святитель был очень строг и взыскателен к проступкам духовенства; для вразумления виновных он не пренебрегал ни черными работами по монастырям и в архиерейском доме, ни телесными наказаниями, ни даже отлучением от церкви.
Высказывается и такое мнение, что он "был ожесточенным фанатиком по своим религиозным убеждениям", но в то же время "человеком высокого ума" и что "в борьбе с расколом высказал себя неугомонным пастырем".
Принимая во внимание предыдущие характеристики, как человека кроткого и в то же время с крепкой волей и редкого администратора, можно думать, что его "негуманные" поступки были продиктованы необходимостью, а, может быть, в высшем смысле, были очень гуманными. А фанатизмом наши либералы обыкновенно называли несгибаемую убежденность.
Митр. Павел заботился о просвещении народа через пастырей, а потому, прибыв в Тобольск, прежде всего обратил внимание на усовершенствование семинарии. Семинария существовала в Тобольске уже 20 лет, но классов в ней было немного. Преосвященный не замедлил открыть богословский класс, и сам непосредственно наблюдал за преподаванием.
При митр. Павле было построено 20 каменных храмов в Тобольске и других городах и открыто несколько приходов.
Он был стойким противником отчуждения монастырских земель и за непоколебимое отстаивание своего мнения был присужден Синодом к лишению архиерейского сана, но приговор не был приведен в исполнение. Согласно указу Екатерины II митрополит Павел ушел на покой в Киево-Печерскую Лавру.
Существует и такое мнение, что причиной увольнения митрополита Павла на покой явилась клевета Савватия Исаиевича.
На покое святитель жил с великим смирением и простотой. Спал на деревянных нарах, имел кирпич под головой. Двери его жилища, как и двери его сердца, были открыты для всех и каждого.
Повествуют, что в ночь накануне синодального суда подсудимый святитель во сне явился синодальному члену митрополиту Димитрию (Сеченову) и сказал ему: "Некогда отцы наши, в числе коих некоторые святые, даровали церкви разные земные удобства и неприкосновенность тех пожертвований утвердили заклятиями, и я, человек грешный, недостойный епископ Церкви Христовой не своими, поистине, устами, но устами отцов моих, предсказываю тебе, попечителю церковных имуществ, позорную и нечаянную смерть".
При отъезде из Петербурга митрополиту, по воле императрицы, давали какие-то деньги, несколько тысяч рублей. Преосвященный Павел не принял их, говоря, что это огонь. Послали их с надежным человеком, сопровождающим митрополита. Наместник Лавры предложил святителю: "Примите этот дар, по крайней мере, для святой Лавры; мы устроим на них что-нибудь богоугодное". Павел спросил: "А що ты устроищь, отче, на сей огонь?", — Наместник ответил: "Позолотим чрез огонь церковные главы". — "Се добре", — отвечал Павел. Деньги были приняты.
Скончался митр. Павел тихо и мирно, до последней минуты осеняя посещавших его святительским благословением и наставляя теплым словом.
У гроба святителя совершаются многие чудеса: получают исцеление недужные разными душевными и телесными болезнями. Нередко бывало, что св. Павел сам являлся страждущим, иногда с другими подвижниками. Сохранилась собственноручная запись митр. Евгения Болховитянова о явлении ему митр. Павла в то время, когда устроен был новый склеп под великою церковью Лавры и приказано перенести туда во вновь устроенные могилы все гробы как погребенные в земле, так и поставленные в склепе под собором.
12 июня 1827 г. доложили мне, пишет митр. Евгений, что в усыпальнице под Стефановским приделом тело Тобольского архиерея Павла, почивающее во гробе, поверх земли, и назначенное к погребению на новом месте, оказалось нетленным. Почему и велел я оставить посмотреть мне самому, но в тот день не успел сделать осмотра. В следующую же ночь, когда я заснул, представилась мне буря, колебавшая здание, от коей я проснулся и услышал, что по залам мерно и весьма твердо шествует некто в мою спальню. Двери растворились и вошел неизвестный муж светом озаренный, в архиерейском облачении с гневом на лице. Приподнявшись на постельке, я хотел встать и поклониться ему, но не мог, потому что ноги и особенно колена у меня сильно дрожали. Явившийся сказал мне: "Чи дасы нам почываты, чи ни? Не дасы нам почываты, не дам тебе и я николы почываты!". Затем он вышел мерными шагами из спальни. Наутро я пришел ко гробу архиерея, коего накануне преположил осмотреть, и по снятии крыши увидел того самого святителя Божия Павла, который явился мне ночью, и в том же облачении. Со слезами лобзал я руки его, отслужил панихиду и велел оставить гроб на прежнем месте.

Труды:
Записки (веденные по дороге в Петербург в 1740 г.).

Литература:
Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII в. СПб, 1905, ч. II, с. 172-181.
Его же Идеалы христианской жизни, с. 202.
Его же На молитве. Петроград, 1916, с. 470.
Его же Стоятель за правду (Рус. палом., 1915, № 8, с. 118-122).
Козырев А. Краткие сведения о Павле, митр. Тобольском. Киев, 1880, 2-е изд.
Сулоцкий Тобольские и Томские архипастыри. Омск, 1881.
Его же Краткая История Тобольской и Томской еп. (Ирк. еп. вед., 1881, с. 435, 436).
Соловцов Истор. опис. Сибири, 1844, т. 2.
Щеглов Н. В. Хронолог. перечень важнейших данных из истории Сибири. Иркутск, 1883.
Андреевич Сибирь в царств. имп. Екатерины II. Одесса, 1889, ч. II.
Макарий, архим. Описание Новгород. Юрьева м-ря, 1858, с. 97.
Савва, архиеп. Хроника моей жизни. Серг. Посад, т. IV, 1906, с. 351.
Германов На Афон и св. Землю. М., 1912, ч. I, с. 37.
Недосеков А. Последний Тобольский митр. Павел Конюшкевич (Тобольск. еп. вед., 1882, ч. неоф. № 23-24, с. 475-489).
Касаткин А., прот. Монастыри Владимирской еп., с. 41.
Зиоско В., свящ. Жизнь и чудеса св. Павла Конюскевича, митр. Тобольского и Сибирского, нетленно почивающего в усыпальнице Великой Церкви Киево-Печерской Лавры. Киев, 1908.
Сырцов И. Самосожигательство сибирских старообрядцев в XVII и XVIII стол. (Тобол. еп. вед., 1888, № 7 и 8).
Аскоченский А. Киев с древнейшим его училищем Академией. Киев, 1856, т. II, с. 59-62.
Амвросий Ист. Рос. Иерархии, т. I, с. 112.
Толстой Ю., № 97.
Строев П., с. 47, 318.
Мамаев Список духовн. и светских нач. Тобольской губ. (Тобол. губ. вед., 1890, с. 57).
Пекарский Бумаги имп. Екатерины II (т. II, с. 275, 276. Записки Екатерины II к Новгор. митр. Димитрию о митр. Павле).
Парфений, инок Сказание о странствовании и путешествии по России, Молдавии, Турции и святой Земле. М., 1855, ч. I, с. 187.
Смирнов С. История Моск. Славяно-Греко-Латинской академии. М., 1855, с. 213.
Абрамов Н. Павел II Конюшкевич, митр. Тобольский и Сибирский (Странник, 1868, IV, с. 59-78).
Толстой М. В. Святитель Павел, митр. Тобольский и Сибирский (Чтен. в Моск. общ. истор. и древн., 1870, № 2, с. 158-168).
Бочаров Две могилы, с. 172.
Булгаков, с. 1415.
Денисов, с. 290, 570.
Списки архиереев, № 97.
Летопись Е. А., с. 723.
Обзор рус. дух. лит., ч. II, № 41.
Краткое показание о бывших в Сибири воеводах. Тобольск, 1792.
Памятная книжка Тобольской губернии. Тобольск, 1884.
О заказных латинских и славяно-русских школах в Тобольской губернии с 1759-1818 гг. (Иркутс. еп. вед., 1885, № 20).
Енисейск. еп. вед., 1887, № 18, с. 222-226.
Черниг. еп. вед., 1868, № 8.
Киев. еп. вед., 1868, № 12.
Рус. старина, 1876, июнь, с. 292, 1879, май, с. 32; сентябрь, с. 30-34.
Истор. вестн., 1888, январь, с. 180-186.
Прав. собес., 1875, апрель, с. 392-418.
Ж. П. Б., XI, с. 50-59; доп. ч. II, с. 324-356.
Монастырь, 1908, № 4, с. 31.
Рус. инок, 1914, № 9, с. 553-555; № 17, с. 995-1002; № 19-20, с. 1060-1065, № 21-22, с. 1172-1178; № 23-24, с. 1252-1272.
Душеп. размышл., 1884, с. 358-362.
Прав. собес., 1911, март, с. 86.
Церк. вестн., 1891, № 33, с. 517.
Пр. Нкр., с. 651.
БЭС, т. II, с. 1729, 2167.
РБС, т. XIII, с. 66-68.
Соловьев С. М. История России, кн. VI, с. 413.
ЭС, т. XXII-а (кн. 44), с. 546.
Н. Д., с. 54.
Сементовский Н. Киев и его святыни, древности и достопам. СПб, Киев, 1881, с. 191.

 
Должности и места служения

архимандрит
Монастырь во имя св. вмч. Георгия Победоносца (Юрьев) (мужской)

1744 г. 18 век   —  
1758 г. 18 век
  
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–