Биография
Михаил (Десницкий Матфей Михайлович), митрополит Петербургский и Новгородский.
Родился 8 ноября 1762 г. в с. Топорково, Богородицкого уезда, Московской губернии в семье пономаря. В день крещения своего он лишился отца.
При поддержке митр. Платона (Левшина) окончил Троицкую семинарию, изучал языки в Филологической семинарии, слушал курс в Университете и изучал богословские науки в Московской академии.
В 1785 г. рукоположен во священника к церкви Иоанна Воина в Москве.
В 1796 г. переведен в придворную церковь Зимнего Дворца.
В 1799 г. пострижен в монашество и назначен придворным иеромонахом.
6 декабря 1799 г. возведен в сан архимандрита Юрьева монастыря и назначен законоучителем в сухопутный шляхетский корпус.
20 июня 1802 г. хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии.
18 декабря 1803 г. переведен епископом Черниговским и Нежинским.
18 ноября 1806 г. возведен в сан архиепископа.
В 1813 г. вызван в С.-Петербург.
С 30 августа 1814 г. — член Св. Синода.
С 15 февраля 1815 г. по 7 февраля 1816 г. управлял Псковской епархией, оставаясь архиеп. Черниговским.
С 26 марта 1818 г. — митрополит С.-Петербургский, а с 25 июня того же года — митрополит Новгородский и С.-Петербургский, архимандрит Александро-Невской Лавры.
Скончался 24 марта 1821 г. Погребен в Александро-Невской Лавре, в церкви Св. Духа.
Преосвящ. Михаил начал свой путь с деятельности приходского священника. Уже тогда он был известен как человек благочестивый. Он заботился о своем приходе, о своей пастве, отличался особой ревностью к проповедыванию слова Божия. Проповеди говорил языком, доступным для прихожан. Причем, надо сказать, что речь его отличалась силой слова, он был наделен даром импровизации. Он сам рассказывал, что этот дар слова, как река, тек в период его священства в Москве. Однажды его проповедь слышал император Павел, который затем и способствовал возведению Михаила в архиерейский сан. Однако с назначением его на Черниговскую кафедру преосвящ. Михаил лишился своего богатого дара и уже не мог говорить проповеди так свободно и без приготовления, как прежде. Но Господь для пользы его паствы, а может и для него самого отверз уста его. При первом же служении в Петербурге он почувствовал в себе желание сказать поучение к пастве и духовенству и, открыв уста свои, начал говорить. И снова слова потекли рекой, дар импровизации был возвращен святителю. С тех пор он каждое воскресенье без всякой подготовки говорил глубокие проповеди. Он был в эту эпоху, как труба — слово Божие через него сообщалось для питания и просвещения душ алчущих. Однако, когда об этих же истинах пытались говорить с ним вне церкви, то он как бы не понимал их.
Все проповеднические труды митр. Михаила можно разделить на 3 больших отдела. К первому принадлежит пространное Катехизическое учение, которое он предлагал своим слушателям в течение трех лет. Оно издано в 3-х частях в 50 отделениях.
Второй отдел составляют проповеди на воскресные и праздничные дни и на особые случаи, в числе 226 бесед, изданные в 6 частях, а также беседы, не приуроченные к известному времени, в трех томах, в числе 70 бесед. Третий состоит из проповедей о разных предметах христианской веры и нравственности, под названием "Труд, пища и покой человеческого духа", в семи книгах в числе 165 бесед. Кроме того, известен его неоконченный труд в количестве 30 бесед, в которых проповедник объясняет церковное богослужение для простого народа.
Митр. Михаил был во всех отношениях достойный пастырь. Его особенностью было нежелание входить в столкновение с духовенством инославных исповеданий. Однако, как первенствующий член Синода, он прежде других должен был вступаться за интересы Церкви и сделался жертвой ревности по чистоте православной веры.
Высшему духовенству (да и не ему одному) не нравилось направление, которого твердо держался министр духовных дел князь А. Н. Голицын, склонный к протестанству. Незадолго до своей смерти преосвящ. Михаил писал имп. Александру, обвиняя Голицына в пренебрежении делами православной церкви, чем вызвал неудовольствие влиятельного министра. Однажды митр. Михаил по представлению начальства Новгородских поселений разрешил по случаю неблагоприятной погоды совершать там молебствия. Князь Голицын, узнав об этом разрешении, отправил митрополиту официальную бумагу, требуя объяснить, почему он без ведома его, как министра духовных дел, разрешил отправление этих молебствий. Эта, можно сказать, грубая бумага сильно оскорбила митр. Михаила, и он со слезами сказал: "Какой же я святитель, когда во вверенных мне епархиях не имею власти разрешать служение самых обыкновенных молебствий? Притом, если уж Голицын хочет лишить меня этой власти, что зачем писать это так публично, он мог бы предупредить меня об этом келейно, тогда бы мы двое только знали, что я митрополит лишь по имени, а не по власти; теперь же последний монастырский служка знает об уничижении моего сана". Эта мысль очень сильно огорчила митрополита. Вскоре после этого случая он заболел и умер. Кончина митрополита была мирной. Во время вечерни, когда в домовой церкви пропели: "Ныне отпущаещи раба Твоего..." — он предал дух.
Свидетель его кончины митр. Филарет Московский писал о нем: "...за несколько дней до его кончины некто видел во сне, что высокий столп с венцами на верху, разрушился с громом. Сон, по моему мнению, очень справедливый... Впрочем, твердое основание Божие, конечно, не людьми поддерживается".
Труды:
Пространное катехизическое учение в 3-х частях.
Прроповеди на воскресные и праздничные дни и на особые случаи, изд. в 6-ти частях.
Беседы, не приуроченные к известному времени, в 3-х томах.
Труд, пища и покой человеческого духа (проповеди о разных предметах христанской веры и нравственности), в семи книгах.
Беседы, объясняющие церковное богослужение для простого народа (неизданный труд).
Литература:
Григорий, архим. Сборн. для любит. дух. чтен. М., 1889, с. 7-10, 23.
Рункевич С. Г. Алекс.-Невская Лавра 1713-1913 гг. СПб, 1913, с. 847, 848, 849.
Чистович И. А. Руковод. деятели дух. просв. в России в 1-й половине XIX в., с. 114-116, 189, 211.
Здравомыслов К. Новгородская иерархия, с. 151-159.
Родосский А. Слов. восп. СПб дух. акад., с. 11.
Поторжинский М. А. История рус. церк. проповеди. Киев, 1891, с. 565-609.
Булгаков, с. 1407, 1410, 1411, 1417.
Толстой Ю., № 191.
Денисов, с. 570.
Гатцук Календарь на 1883 год, с. 133.
Списки архиереев, № 191.
Летопись Е. А., с. 776.
Строев П., с. 38, 40, 48, 266, 381, 511.
Пб. Нкр., т. 3, с. 138.
Ист.-стат. опис. Черниговской еп. Чернигов, 1873, с. 104, 105, 106, 109, 111.
Ист. христ. церкви в XIX в., изд. А. П. Лопухина, т. II, ч. II. Петроград, 1901, с. 555-557.
Н. Д., с. 19, 20, 21, 26.
Письма митр. Филарета к высоч. особ., изд. Саввы, архиеп. Тверь, 1888, с. 32, 36 прим. 1; 40, прим. 1.
Прав. собес., 1897, июнь, с. 203; февраль, с. 185, 1899, январь, с. 113, 1910, март, с. 343.
Ж. М. П., 1958, № 9, с. 12.
Истор. вестн., 1881, июль, с. 538-539, 1882, апрель, с. 26, 27, 28, 1895, февраль, с. 639, 1913, март, с. 988-1015.
Рус. старина, 1874, январь, с. 6, 7; февраль, с. 216, 1875, август, с. 468, 1876, февраль, с. 273; октябрь, с. 305, 1878, август, с. 563, 565, 1879, март, с. 551 п/с. 1, 1883, июнь, с. 564, 1885, июль, с. 575-577, 1886, март, с. 595.
Христ. чтен., 1872, апрель, с. 651, 652, 1890, январь-февраль, с. 112.
Рус. архив, 1870, № 4 и 5, с. 783 п/с. 4; с. 790 п/с. 2; с. 834 п/с. 2; № 7, с. 1223, 1888, кн. III, с. 593 (Рассказы митр. Филарета), 1889, кн. II, с. 185 (Письма митр. Евгения Болховитянова к Анастасевичу), 1893, кн. 1-я, с. 420-421 (Из бумаг С. Д. Нечаева), 1895, кн. 2-я, № 6, с. 189, 492, 1901, кн. 1-я, с. 77 (Письма Булгакова к брату), 1903, кн. 1-я, № 1, с. 59; кн. 2-я, № 6, с. 290, 291, 1912, № 7, с. 355, 375.
БЭС, т. II, с. 1578, 1676, 2108, 2364.
ЭС, т. XIX-а (кн. 38), с. 478, 479.
|