Биография
Феофилакт (Лопатинский), архиепископ Тверской и Кашинский.
Год рождения его точно неизвестен, но предполагают, что родился он в 70 годах XVII столения.
Происходил из волынских дворян.
Образование получил в Киевской академии и в заграничных училищах.
По окончании образования принял монашество и был наставником Киевской академии.
В 1704 г. перешел в Московскую академию и занимал здесь последовательно должности: наставника и префекта (1704-1706 гг.), затем ректора и преподавателя богословия (1706 г.) и архимандрита Спасского училищного монастыря.
С 21 января 1722 г. — советник Св. Синода.
С 9 марта того же года — архимандрит Чудова монастыря.
24 февраля 1723 г. хиротонисан во епископа Тверского и Кашинского.
9 марта 1725 г. возведен в сан архиепископа; 25 июня того же года назначен архиепископом Псковским, но по личной лвукратной просьбе оставлен императрицей в Твери. Второй вице-президент Св. Синода.
В 1735 г. взят в Петербург под стражу.
В 1738 г. переведен в Петропавловскую крепость, подвергался пыткам и, наконец, разбитый параличем, заточен в Выборгскую крепость.
В 1740 г. освобожден из крепости.
Скончался 5 мая 1741 г.
Царствование Петра Великого было богато замечательными людьми по всем отраслям администрации. Более чем когда-нибудь было в то время в России замечательных архиереев, в числе которых имя Феофилакта Лопатинского должно быть записано на страницах русской церковной истории. Это был премудрейший в школах, преострейший богослов, в епархии предобрейший пастырь, в Синоде правдивейший судия. Круг ученых людей уважал тверского епископа Феофилакта, как человека многостороннего образования, знатока греческой литературы. А его непоколебимая честность во всех отношениях и обстоятельствах жизни напоминает собою золотой век. Одним словом, если бы можно было изобразить добродетель, то он был бы ее портретом. Преосвящ. Феофилакт — истинно преподобный архипастырь, ибо согласовывал свою жизнь со словом и учением апостольским. Бывший митрополит Московский Макарий Булгаков называл Феофилакта незабвенным и знаменитым архипастырем, в полном смысле страдальцем за православную веру, бодроствовавшем на страже православия. (Самое имя Феофилакт в переводе с греческого означает страж Божий, воин и ратник Божий).
Преосвящ. Феофилакт был школьный товарищ и друг Феофана Прокоповича. Он входил во вторую группу архиереев Петровского времени, состоявшую из архиереев малорусского происхождения, воспитывавшихся в Киевской коллегии. Они сочувственно относились к католичеству, любили старый порядок, не любили новшеств в Церкви.
В Киевской академии главное направление богословского учения было схоластическое, его-то Феофилакт из Киева принес в Москву и строго держался его во все время своего ректорства. Феофан Прокопович ввел новый метод преподавания, выработанный протестантской богословской наукой. Этот метод послужил яблоком раздора между ними. Феофилакт говорил, что Феофан внес в свои лекции мнения лютеранские и склонность к кальвинизму. Феофилакт написал на книгу Феофана "Распря Павла и Петра об иге неудобоносимом" жестокое опровержение под заглавием: "Иго Господне благо и бремя Его легко".
Эти обвинения Феофана в неправомыслии стали известны Стефану Яворскому, и последний с сочувствием отнесся к обвинителю Феофилакту.
Распря между Феофилактом и Феофаном продолжала усиливаться. Когда Феофана намечали возвести в архиерейский сан, Феофилакт Лопатинский и Гедеон Вишневский подали протест против хиротонии Феофана Прокоповича, упрекая его в неправославии. Они выбрали из учения Феофана ложные мысли, показали их греческим ученым Лихудам, прося дать свое заключение. Те дали отзыв не в пользу Феофана. Далее они показали все это Рязанскому преосвящ. Стефану, убеждая его послать эти выписки в Петербург и тем воспрепятствовать Феофану получить епископство. Стефан сомневался в успехе. В конечном итоге всего этого дела Стефан и Феофан примирились, а Феофилакта и Гедеона заставили извиняться перед Феофаном как клеветников. Но этим дело не кончилось. Достигнув власти, Феофан Прокопович отомстил Феофилакту. Последний пал жертвой мести Феофана. Феофан обратился в "тайную канцелярию", куда подал книгу "Камень веры", которую называл вредным сочинением и защиту этого сочинения Феофилактом. И началась исповедническая страда Феофилакта. Его исключили из членов Св. Синода, "Камень веры" был запрещен, а Феофилакта сослали в Белозерский монастырь, где держали три месяца, потом отправили в Тверь, три раза подымали на дыбы, били батогами, подвергали и другим пыткам тайной канцелярии. Три года держали под тайным караулом на подворье. Его разбил паралич, и все же, по настоянию Бирона, его лишили монашеского сана и заточили в Петропавловскую крепость, где он находился два года.
После пятилетнего заключения (по смерти Анны Иоанновны), он попал под амнистию. По свержении Бирона был издан указ "снова признать Феофилакта архиепископом". Его выпустили и вернули все архиерейские знаки. Петербургский архиеп. Амвросий перевез его в свой дом, где вокруг него, неподвижно распростертого, собрались члены Св. Синода и был объявлен указ о восстановлении его в прежнем достоинстве. Все присутствовавшие рыдали. Да будет благословенно имя великого исповедника!
Т р у д ы:
Рассмотрение повести о Кирилле и Мефодии, 1716 г.
Наука священная, в богословских состязаниях, по ученью святой церкви восточной, на основании Св. Писания, соборов и отцов, умозрительно и с опровержением противных мнений, изложенная в Московской коллегии царя Петра Алексеевича в годы 1706-1710 (курс лекций по догматическому богословию).
Три пути Аристотеля, которые надо пройти в два года русскому Алкиду, иначе три вида философии: логика, физика и метафизика, которые преподаются под руководством Яворского с 9 сентября 1704 г. (курс лекций по философии).
Иго Господне благо и бремя Его легко, сие есть закон Божий с заповедьми своими от призрачных, новоизмышленных тяжестей и неудобств противнических свобожден... (Критика на соч. Феофана Прокоповича "Об иге неудобоносимом"). То соч. не издано, хранилось в рукоп. Моск. дух. акад. и в архиве Св. Синода.
Апокрисис, или "Возражение на письмо Буддея (не издано).
Увещание невеждам, 1725 г.
Неправда раскольническая, которую на себя объявили выгорецкие пустосвяты в ответах на вопросы, поданные им от честного иером. Неофита (рукопись этого соч. находилась в библ. Арханг. дух. сем., № 532).
Зерцало горячайшего ко Господу Богу духа, излиянного Феофилактом Лопатинским, блаженныя памяти архиеп. Тверским и Кашинским, им самим сочиненное на лат. яз. и своеручно писано. М., 1787. (посвящено кн. Гавриилу Петровичу Гагарину).
Великолепная Апеофеосис (описание торж. встречи Полтавскому победителю в Москве). М., 1709.
Комедия на ту же победу: "Божие уничижителей гордых уничижение". М., 1710.
Служба благодарственная Господу Богу о великой победе над шведским королем Карлом XII и воинством его, одержанной государем Петром Великим под Полтавою. М., 1709.
Внушение Феофилакта одному своевольному игумену (Прав. обозрен., 1860, кн. 2).
Доношение Феофилакта Синоду с просьбой определить его в Иркутск и доклад Синода (Прав. обозрен., 1862, № 2).
Литература:
Аскоченский В. Киев с его древнейшим училищем академией. Киев, 1856.
Архангельский А. Духовное образование и духовная литература в России при Петре Великом. Казань, 1883.
Чистович И.А. Решиловское дело. СПб, 1861.
Его же Феофан Прокопович и его время. СПб, 1868.
Его же Исправление текста славянской Библии пред изданием 1751 г. (Прав. обозрен., 1860, т. I).
Титлинов Правительство имп. Анны Иоанновны в его отношениях к делам прав. церкви. Вильна, 1905.
Морошкин И.Я. Феофилакт Лопатинский, архиеп. Тверской. (Рус. старина, 1886, январь, февраль).
Cкворцов Д. Знаменательные рукописи архиепископа Феофилакта Лопатинского в Тверской семинарской библиотеке / Издание Тверской ученой архивной комиссии.- Тверь: Тип. Губернского правления, 1891.- 30 с.
Чередеев Биография Тверских архиереев. Тверь, 1859.
Смирнов С. История Моск. слав.-греко-лат. академии. М., 1855.
Евгений, митр. Словарь дух. писателей, т. II. СПб, 1827.
Пекарский Наука и литература в России при Петре Великом, т. I. Спб, 1862.
Морев И., прот. Камень веры митр. Стефана Яворского. СПб, 1904.
Рункевич С.Г. История Рус. Церкви под управл. Св. Синода, т. I. СПб, 1900.
Его же Александро-Невская Лавра 1713-1913 гг. СПб, 1913.
Поселянин Е. Русск. Церковь и рус. подвижники 18 в. Спб, 1905, с. 78-81.
Терновский Ф.А. Моск. еретики в царств. Петра Великого (Прав. обозрен., 1863, т. X и XI.
Извеков Д. Проповедническая и противопротестанская литература на Руси в 1-й половине XVIII в. (Прав. обозрен., 1871 г.).
Лавровский А. Библиотека Феофилакта Лопатинского // Труды Библиотеки Академии наук СССР и фундаментальной библиотеки общественных наук АН СССР.- М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1961.- Т. 5. с. 157-166.
Гатцук Календарь на 1883 г., с. 136.
Булгаков, с. 1414.
Толстой Ю., № 29.
Церк. вопросы в России или рус. дух. вед. Браила, 1896, с. 64.
Летопись Е. А., с. 703, 704, 705.
Денисов, с. 292, 403, 427.
Списки архиереев, № 29.
Пр. Нкр., т. IV, с. 718.
Обзор рус. дух. лит., с. 303-306.
Соловьев С.М. История России, кн. IV, с. 233, 234, 257, 258, 259, 913, 917, 1034, 1046, 1103, 1191, 1503-1508, 1509; кн. V, с. 42, 264, 330, 331, 614, 615.
Каталог тверских архиереев (сост. в 1757 г. сослуживцем Лопатинского Евдокимовым — в рукописи Тверской д. сем.).
Истор. вестн., 1883, январь, с. 202; февраль, с. 279.
-"- 1884, декабрь, с. 560 п/с 1.
-"- 1892, февраль, с. 493, 497.
-"- 1896, апрель, с. 156-157, 176, 177, 181; июль, с. 75-76.
-"- 1905, июнь, с. 907.
Изв. Казан. еп., 1869, № 20, с. 605.
Рус. старина, 1876, февраль, с. 268, 169, 271; апрель, с. 442, 724.
-"- 1879, апрель, с. 748; май, с. 3, 18.
-"- 1886, январь, с. 1-38; февраль, с. 265-292.
-"- 1887, июль, с. 1, 3.
-"- 1888, август, с. 421; декабрь, с. 748.
Прав. обозрен., 1863, январь, с. 48-106.
Прав. собес., 1907, июль-август, с. 281; сентябрь, с. 430.
Труды К. Д. А., 1878, май, с. 298, 308-309.
Рус. архив, 1888, т. 3, с. 587-592.
-"- 1912, № 6, с. 300.
БЭС, т. II, с. 2149.
ЭС, т. доп. 4, с. 933-934.
РБС, т. XXV, с. 457-465.
Н.Д., с. 42.
|