Биография
Андрей (Ухтомский Александр), епископ б. Уфимский и Мензелинский.
Родился 26 декабря 1872 г. в с. Вослома Арефинской волости Рыбинского уезда Ярославской губернии. Из древнего княжеского рода.
Окончив пять классов гимназии, поступил в 1887 г. в Нижегородский имени гр. Аракчеева кадетский корпус, по окончании которого в 1891 г. принят в Московскую духовную академию.
Окончил Московскую Духовную Академию в 1895 году со степенью кандидата богословия.
В этом же году 9 ноября назначен преподавателем Казанского духовного училища, пострижен в монашество 2 декабря, а 6 декабря рукоположен во иеромонаха.
В 1897 году — инспектор Александровской миссионерской семинарии.
1899 год — наблюдатель Казанских миссионерских курсов в сане архимандрита.
4 октября 1907 г. хиротонисан во епископа Мамадышского, викария Казанской епархии и назначен заведующим Казанскими миссионерскими курсами.
Хиротонию совершали: архиепископ Димитрий, Назарий, епископ Нижегородский; Митрофан, епископ Пензенский и др. Состоялась хиротония в Благовещенском кафедральном соборе г. Казани.
С 25 июля 1911 г. — епископ Сухумский.
С 22 декабря 1913 г. — епископ Уфимский и Мензелинский.
В 1918 году отлучил от Причастия грабителей чужих имений, написав послание следующего содержания:
"Я не могу и не имею права, как епископ молчать и оставлять грабителей без церковного наказания. Всякий грабитель есть оскорбитель свято Церкви, и Церковь на два года отлучает его от святого своего общения, по свящ. канонам. Поэтому и я, как епископ Церкви Уфимский, по данной мне от Господа Иисуса Христа власти вязать и решить грехи человеческие, настоящим посланием своим определяю и объявляю: все воры и грабители, носящие христианское имя и участвовавшие в погроме г. Уфы, отлучаются от св. Причастия на два года; в случае искреннего раскаяния, по усмотрению духовника, отлучаются на один год. Только в случае смертельной болезни эта эпитимия может быть снята духовником. Пусть за эти два года все эти грешники, допустившие великий соблазн для всех и позор своему христианскому званию, усердно молятся Богу о прощении греха своего, да отвратить Господь от нас всех гнев свой, праведно на нас движимый". ("ЦВ" за 1918 г., № 5, с. 211). Прибавление.
Был членом созданного осенью 1918 Сибирского Временного Высшего церковного управления, руководил духовенством 3-й армии А.В. Колчака. После разгрома белых арестован в феврале 1920 г. в Новониколаевске. Осенью выступил с заявлением о лояльности к Советской власти и просьбой об освобождении, вскоре освобожден и уехал в Уфу. Неоднократно подвергался арестам и ссылке.
В 1921 году назначен епископом Томским, но в Управление епархией не вступил.
Арестован в феврале 1922 г. "за произнесение проповеди, в которой призывал крестьян организовываться в крестьянские союзы"; этапирован в Москву на Лубянку, где был выпущен на свободу для лечения. В том же году Московский ревтрибунал постановил прекратить дело "за недостатком улик".
В 1923 г. сослан в Среднюю Азию (Ташкент, Педжент, Ашхабад).
28 августа 1925 г. в молитвенном доме ашхабадской старообрядческой общины во имя Святителя Николая принял миропомазание от старообрядцев, перейдя таким образом в раскол, за что 13/26 апреля 1926 г. Патриаршим Местоблюстителем Петром (Полянским), митрополитом Крутицким, запрещен в священнослужении.
С 1922 года, после ареста Свят. Патриарха Тихона, по 1928 год и в последующие годы явно и тайно ставил целый ряд архиереев. Неизвестно с кем совершал он первую хиротонию и кого поставил первым. Из рукоположенных им архиереев остались верными Православной Церкви: Кирилл (Васильев) в схиме Макарий, Николай (Парфенов) "Горбатенький", Трофим (Яковчук), Антоний (Миловидов), Марк (Боголюбов) и Серафим (Афанасьев), остальные, поставленные им, считаются отошедшими в так называемый Андреевский раскол: 1) Аввакум (Боровков); 2) Вениамин (Фролов); 3) Иов; 4) Иринарх; 5) Питирим (Ладыгин); 6) Руфим (Троицкий) и другие, о которых сведениями в настоящее время не располагаем.
Осенью 1927 г. арестован в Москве и выслан в Казахстан, в Кзыл-Орду. Вновь арестован 4 октября 1928 г. и препровожден в Ярославль, где в местном изоляторе отсидел в одиночной камере три года (до 7 октября 1931 г.
После освобождения уехал в Москву, где находился в молитвенном общении со старообрядцами. Вновь арестован и сослан 1 апреля 1932 г. в Алма-Ату.
19 сентября 1932 г. получил Святые Дары и Миро от старообрядческого архиепископа Московского и всея Руси Мелетия.
Расстрелян 4 сентября 1937 года в Ярославской тюрьме по решению "тройки" Управления НКВД Ярославской области.
Реабилитирован в 1989 году.
Был большой ревнитель церковной старины, церковного устава, старинных церковных песнопений, благолепного служения, знал замечательно церковный устав. Редактор и основатель журнала "Заволжский Летописец", в котором помещал свои статьи. Духовный писатель.
Брат академика АН СССР Алексея Алексеевича Ухтомского.
Труды:
Речь, произнесенная 3 октября 1907 г. при наречении его во епископа. "Изв. Каз. еп." 1907, № 42, с. 1304-1309.
"О смысле жизни". Казань, 1902.
"Из православно-церковного учения забытые мысли". Казань, 1903.
Речь пред отпеванием Высокопреосв. Никанора, архиепископа Казанского. "Изв. Каз. еп." 1910, № 46-47, с. 1314-1316.
"Как понимать человекообразные представления Св. Писания о Боге". Казань, 1904.
"О любви Божией на Страшном Суде Христовом". Казань, 1904.
"О нормальном положении православия в православном Русском царстве". Казань, 1908.
"Мнения Уфимских земцев о церковных делах". Уфа, 1915.
"О сознательной уставности в богослужении". "Прих. Чтение" 1914, № 9, с. 292-294.
И разные другие статьи и заметки в церковно-общественной периодической печати.
Литература:
"Церк. Вед." 1907, № 38, с. 345, 1911, № 41, с. 323, 1914, № 2, с. 5.
"Приб. к "ЦВ" 1907, № 49, с. 2194-2197, 1913, № 24, с. 1167, 1918, № 5, с. 211.
"Прав. Собес." 1907, декабрь, с. 865, 1910, март, с. 399, ноябрь, с. 1.
"Русск. Паломн." 1911, № 41, с. 655, 1914, № 7, с. 111.
"Мис. Кален." 1907, с. 128, 129.
"ЖМП" 1932, № 11-12, с. 4, 1935, № 23-24, с. 11.
"Церк. Вестн." 1908, № 1, стб. 21, № 25, стб. 758, № 31, стб. 951.
"Изв. Каз. еп." 1899, № 17, с. 737-740, 1903, № 17, с. 14, 1905, прил. к № 43 и 44, с. 12, № 44, с. 1319-1321, 1907, № 41, с. 1271-1273, № 47, с. 1493-1494, № 43, с. 1345-1347; 1353-1354, 1908, отчет попеч.-ва за 1907, с. 5, № 5, с. 139, № 6, с. 193-196, № 12, с. 390, № 37, с. 1074, 1909, № 7, с. 216-217, № 11, с. 329-330, № 15, с. 423-425, № 41, с. 1175-1176, № 44, с. 1279-1280, № 47, с. 1366-1368, 1910, № 4, с. 137-139, № 40, с. 1115-1116, 1911, № 34, с. 967, № 36-37, с. 1029-1060, 1912, № 45, с. 1359, № 48, с. 1465, 1914, № 7, с. 212, № 19-20, с. 625-626.
"Красная Башкирия" от 16 октября 1926 г., № 237 (2157).
"Правда" от 10 августа 1922 г., № 178.
Булгаков, с. 1401, 1413.
БЭС т. I, стб. 167, 168, т. II, стб. 2135.
НЭС т. II, стб. 827.
ФПС I, № 23, с. 2.
"Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 г.", с. 272-273.
Er wurde im Isolator von Jaroslavl' erschossen
M. Pol'skij, Novye muceniki 11, 129.
M. Popovskij, Zizn' i zitie Vojno-Jaseneskogo, archiepiskopa i chirurga (Paris 1979) S. 133-135.
|