Биография
Иоанн-Нектарий (Ковалевский Евграф Евграфович).
Родился 26 марта 1905 г. в Санкт-Петербурге.
Сын Е. П. Ковалевского.
Эмигрировал с семьей во Францию в 1920 г. Жил в г. Ницца, затем переехал в Париж. Окончил Сорбонну и Свято-Сергиевский православный богословский институт (поступил в 1925 г.) в Париже. Принимал активное участие в организации православного прихода в г. Нант (Франция).
Рукоположен в священники в 1937 г. Член братства св. Фотия в Париже.
Организовал православные общины западного ("галликанского") обряда.
25 августа 1945 г. на Трехсвятительском подворье митрополит Крутицкий Николай возвел о. Евграфа Ковалевского в сан протоиерея.
Доктор богословия "гонорис кауза" Московского Патриархата (вместе с В. Н. Лосским и В. Н. Ильиным).
Основал в 1947 г. основал Православный французский институт Св. Дионисия, оставаясь до последних своих дней его ректором.
В 1953 г. прот. Евграф Ковалевский вместе со значительной частью верующих общин западного обряда вышел из-под омофора Московской Патриархии и образуют "Французскую Кафолическую Православную Церковь" (ФКПЦ) ("Eglise catholique orthodoxe de France (ECOF)").
До 1956 г. прот. Евграф находился в юрисдикции Русского Западно-Европейского экзархата Константинопольского Патриархата, а затем в течение нескольких лет общины, подчинявшиеся прот. Евграфу оставались независимыми, пока в 1960 г. их не принял под свой омофор архиепископ Сан-Францискский Иоанн (Максимович) (Русская Православная Церковь Заграницей (РПЦЗ)).
11 ноября 1964 г. прот. Евграфа Ковалевского (с согласия синода РПЦЗ) рукополагают во епископа Сен-Денисского в Сан-Франциско с именем Иоанн.
После кончины архиепископа Иоанна (Максимовича) в 1966 году у еп. Иоанна (Ковалевского) возникает конфликт с РПЦЗ.
По докладу епископа Виталия (Устинова) "за несоответствующее поведение" был лишен сана. В результате французские общины, где служили древнюю литургию по западному обряду, ушли из РПЦЗ, "Французская католическая православная церковь" вновь становится независимой.
В 1967 г. перешел в юрисдикцию Московской Патриархии, затем — в юрисдикцию Румынского Патриархата.
Скончался в госпитале Бон Секур в Париже 30 января 1970 г.
Похоронен 3 февраля 1970 г. на кладбище Пер-Лашез в Париже.
Художник и иконописец. Работал в начале эмиграции в школе Шихарева и Яковлева. Позднее перешел на церковную фреску и иконопись. Расписал ряд церквей. Переводил богословские тексты. Автор трудов по экзегетике, канонике, литургике.
Литература:
Возрождение. Париж, 1970, № 219.
Русская мысль. Париж, 1970. № 2776 (05.02).
"Presence Orthodox". Paris, 1970. N 9-10.
"Jean de Saint Denis". Paris, 1970.
Приложение:
Проект, развивавшийся под омофором Русской Православной Церкви Зарубежом, связан с именем о. Евграфа (в иночестве — Иоанна) Ковалевского, бывшего некоторое время викарием у о. Дионисия (Шамбо) и удаленного с прихода по причине психологической несовместимоти с настоятелем и приходским активом. В 1959 г. он переходит под юрисдикцию архиеп. Иоанна (Максимовича). Латинские приходы, находящиеся в общении с РПЦЗ, именовались Французской Православной Церковью. В 1964 г. о. Евграф был пострижен архиеп. Иоанном (Максимовичем) с именем Иоанн, и тогда же он был поставлен викарным Епископом с согласия Синода РПЦЗ.
Вообще, для архиеп. Иоанна (Максимовича), прославленного РПЦЗ в лике святых, был характерен повышенный интерес к христианским древностям Запада. Он в 1952 г. на Конференции в Женеве настоял на необходимости почитания многих западных святых, преставившихся до 1054 г., но до этого чтимых только католиками. В 1954 г. архиеп. Иоанн (Максимович) устанавливает в г. Триесте (Италия) местное почитание свв. Иуста, Сергия и Фругифера, испросив у католического духовенства разрешение для православных паломников на допуск к поклонению честным мощам сих святых. С большой похвалой о "западнических" мероприятиях архиеп. Иоанна (Максимовича) отзывался ныне покойный иером. Серафим (Роуз).
После смерти архиеп. Иоанна (Максимовича) в 1966 г. Св. Синод РПЦЗ предъявил еп. Иоанну (Ковалевскому) требования перехода ФПЦ на восточный обряд, но поскольку еп. Иоанн счел их неприемлемыми, дело закончилось его "извержением из сана", которое он "вменил яко не бывшее".
После смерти еп. Иоанна (Ковалевского) ФПЦ перешла в 1970 г. под омофор Румынского Патриархата, после чего румынскими архиереями был рукоположен владыка Герман — епископ Сен-Денийский. Решением священноначалия Румынского Патриархата наименование "Французская Православная Церковь" было упразднено. Впоследствии данная юрисдикция сильно эволюционировала в сторону модернистско-протестантского влияния.
|