Архиереи



Афанасий (Дроздов)

  
Ф.И.О.:  Дроздов Александр Васильевич
  
Сан:  архиепископ
Место:  рождения: с. Умриненково, Белевского уезда, Тульской губ.
смерти: г. Москва
Дата рождения:  1800 г. 18 век
Дата пострига:  18.12. 1823 г. 19 век
Дата хиротонии:  15.08. 1842 г. 19 век
Дата смерти:  07.12. 1876 г. 19 век

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

Образование

Семинария Тульская духовная

19 век   —  
19 век  

  

Академия Московская духовная

19 век   —  
20.10. 1824 г. 19 век  

  

 
Биография

Афанасий (Дроздов Александр Васильевич), архиепископ Астраханский и Енотаевский.
Родился в 1800 году в с. Умриненково Белевского уезда Тульской губернии в семье священника.
По окончании курса Тульской семинарии поступил в Московскую духовную академию.
18 декабря 1823 года пострижен в монашество.
20 октября 1824 года окончил курс академии со степенью магистра.
21 ноября того же года рукоположен во иеромонаха и оставлен при академии бакалавром.
23 августа 1828 года назначен ректором Пензенской духовной семинарии.
С 16 сентября 1828 года — архимандрит Краснослободского Крестовоздвиженского монастыря Пензенской епархии.
С 17 июля 1829 года — ректор Костромской духовной семинарии, а с 27 июля того же года — настоятель Костромского Богоявленского монастыря.
В декабре 1837 года утвержден ректором Рязанской духовной семинарии и настоятелем Рязанского Спасского монастыря.
С 4 апреля 1840 года — ректор Херсонской семинарии и архимандрит Одесского Успенского монастыря.
29 ноября того же года назначен настоятелем Одесского Успенского собора.
С 14 апреля 1841 года — ректор Петербургской духовной академии и управляющий Ростовским Богоявленским [Авраамиевым] монастырем.
15 августа 1842 года хиротонисан во епископа Винницкого, викария Подольской епархии.
С 13 января 1847 года — епископ Саратовский.
С 15 апреля 1856 года — епископ Астраханский.
23 марта 1858 года возведен в сан архиепископа.
6 апреля 1870 года уволен на покой в Астраханский Болдин монастырь, а впоследствии переведен в Московский Данилов монастырь.
Скончался 7 декабря 1876 года.
По выражению архиеп. Никанора (Бровковича), "этот иерарх был, если не чудо по учености, по громадности смысла, то явление феноменальное, в своем роде исключительное".
В период ректорско-преподавательской деятельности он отличался порывистостью в своих действиях, ум имел острый, способный врываться вглубь предметов, обладал небывалой памятью, без устали и перерывов занимался изучением классической светской и духовной литературы. Он в совершенстве знал несколько языков: еврейский, латинский, греческий, французский, немецкий, основательно английский, занимался изучением итальянского. Все произведения в основном Афанасий читал в первоисточниках. В последние 25 лет своей жизни на русском языке он почти ничего не читал.
Занятие классической литературой было направлено им специально к тому, чтобы глубже изучить Библию.
Помимо занятий духовной наукой преосв. Афанасий увлекался изучением естественных наук. Он в совершенстве знал физику, ботанику, геологию, минералогию, высшую математику, занимался астрономией, анатомией.
Об учености Афанасия стало известно обер-прокурору Протасову. При содействии последнего Афанасий был назначен ректором С.-Петербургской духовной академии. Его положение в С.-Петербурге архиеп. Никанор называет трагическим, так как, выполняя волю обер-прокурора, он невольно шел вразрез с мнениями митр. Московского Филарета.
Обер-прокурор, пользуясь слабостью немощного телесными силами митр. С.-Петербургского Серафима, стремился взять в свои руки всю духовную власть. Осуществить это желание обер-прокурору невольно помогал возвеличенный им епископ Афанасий. При содействии последнего Протасовым была проведена духовно-учебная реформа.
В тот период времени преосв. Афанасий служил очень редко, проповедей вообще не говорил, епархиальными делами Винницкой епархии почти не занимался.
Современники отрицательно отзывались о нем. Все его действия расценивались как стремление удовлетворить личному самолюбию и честолюбию.
Когда преосв. Афанасий стал не нужен обер-прокурору, последний постарался удалить его из Петербурга. Епископ Афанасий был назначен в Саратовскую епархию.
В саратовский период жизни преосв. Афанасий много писал, но труды свои почти все сжигал, не признавая их полезными. Епархиальными делами он занимался лишь настолько, чтобы не разрушить текущий порядок, а все остальное время посвящал науке.Книги для преосв. Афанасия были лучшими друзьями. "Когда я беседую с этими вот величинами, — говорил он, указывая на свои фолианты, — с этими мудрецами всех веков, я все в мире забываю... Мне ничего не нужно кроме моих книг, кроме этих моих высоких собеседников, кроме этого высшего в мире общества".
Личная жизнь преосв. Афанасия в Саратове отличалась скромностью и строгостью. Он крайне боялся (до болезненности) подать собою какой-либо соблазн другим. Жил в совершенном одиночестве. Без крайности сам не выезжал к другим и у себя не принимал никого. Не допускал никаких развлечений. В архиерейском священнодействии он был величественен и великолепен. Богослужебный устав в его кафедральном соборе соблюдался очень строго.
У него был самый лучший хор из провинциальных, о котором он прилагал самое горячее отеческое попечение. Знаменитый композитор прот. Турчанинов не один раз приезжал из Петербурга в Саратов послушать его хор и поруководить им.
В Саратове преосв. Афанасий имел столкновение с гражданской властью, что послужило причиной его перевода в Астрахань, где он по-прежнему продолжал заниматься наукой, поставив себя выше всех житейских огорчений.

Труды:
Две студенческие работы, помещенные в "Опытах сочинений воспитанников Московской духовной академии", М., 1824.
Исторические сведения о Костромском Богоявленском монастыре с XV по XIX век. СПб., 1837 (без имени автора).
Слово приготовительное к покаянию и причащению Пречистых Тайн Христовых, говоренное в пяток первой недели поста. М., 1833.
Слово на день св. Пасхи, архимандрита ректора СПб. академии Афанасия (Дроздова). СПб., 1842.
Слово на день Воздвижения Креста Господня и рассуждение на слово "Испытывайте духов от Бога ли они".

Литература:
Никанор (Бровкович), архиеп. Биографические материалы. Одесса, 1900. т. I. с. 27-38.
Он же. Минувшая жизнь. Одесса, 1913. т. I. с. 27-44, 107, 178, 281.
Смирнов С. История МДА. с. 237-420.
Языков Д.Д. Библиограф. 1885. №. 2.
Родосский А. с. XVI.
Чистович И.А. Руководящие деятели духовного просвещения в России в 1-й половине текущего столетия. СПб., 1894.
Венгеров. т. I. с. 833-834.
Булгаков. с. 1395, 1412.
Толстой Ю. № 308.
Денисов. с. 40-42.
Строев. стб. 312, 341, 420, 491, 550, 855, 964, 1023.
Н.Д. с. 53, 68, 73.
Рус. ист. сб. М., 1838. т. III. с. 407.
Астраханские епархиальные ведомости. 1887.
Юбилейный сборник. с. 38, 258, 301, 563.
Письма Филарета митр. Московского и Коломенского к лицам духовного звания. Тверь, 1888. ч. II. с. 242.
Странник. 1872. т. I. с. 12.
Приб. к "ЦВ". 1903. № 45. с. 1741, 1742.
Русская старина. 1879. март. с. 558-560.
-"- -"- 1880. янв. с. 2; нояб. с. 686, 687.
-"- -"- 1881. янв. с. 82, 83, 90; март. с. 552, 564.
Православное обозрение. 1865. нояб. с. 83-84.
-"- -"- 1866. дек. с. 175.
Русский архив. 1903. кн. 2. № 6. с. 282.
-"- -"- 1910. кн. 1. № 1. с. 101.

 
Должности и места служения

ректор
Семинария Пензенская духовная

23.08. 1828 г. 19 век   —  
19 век
  
  

ректор
Семинария Костромская духовная

17.07. 1829 г. 19 век   —  
19 век
  
  

настоятель
Монастырь в честь Богоявления (мужской)

27.07. 1829 г. 19 век   —  
1837 г. 19 век
  
  

ректор
Семинария Рязанская духовная

1837 г. 19 век   —  
19 век
  
  

ректор
Семинария Одесская духовная

04.04. 1840 г. 19 век   —  
19 век
  
  

ректор
Академия Санкт-Петербургская духовная

14.04. 1841 г. 19 век   —  
1842 г. 19 век
  
  

Винницкая епархия

15/27.08. 1842 г. 19 век   —  
13/25.01. 1847 г. 19 век
  
  

Астраханская епархия

15/27.04. 1856 г. 19 век   —  
06/18.04. 1870 г. 19 век
  
  

 
Сан

иеромонах

21.11. 1824 г. 19 век   —  
16.09. 1828 г. 19 век
  
  

архимандрит

16.09. 1828 г. 19 век   —  
15.08. 1856 г. 19 век
  
  

епископ

15.08. 1842 г. 19 век   —  
23.03. 1858 г. 19 век
  
  

архиепископ

23.03. 1858 г. 19 век   —  
07.12.
  
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–