Архиереи



Геннадий (Левицкий)

  
Ф.И.О.:  Левицкий Иоанн Львович
  
Сан:  епископ

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Биография

Геннадий (Левицкий Иоанн Львович), епископ Сумский, викарий Харьковской епархии.
Родился 25 мая 1818 года в военном поселении Губовке, Елисаветградского уезда, Херсонской губернии. Сын священника. Отец его — болгарин, мать — молдаванка.
Окончил Херсонскую духовную семинарию и 17 декабря 1839 года рукоположен во священника и назначен во Владимирскую церковь г. Елисаветграда.
Овдовев, в 1841 году он отправился на богомолье в Киев, где его киевский митрополит Филарет убедил поступить вольнослушателем в Киевскую духовную академию, а затем зачислил его в студенты.
12 февраля пострижен в монашество.
Академию закончил со степенью магистра богословия.
1845 г. — назначен преподавателем, а в 1846 г. — инспектором Херсонской духовной семинарии.
6 августа 1852 г. возведен в сан архимандрита.
13 июля 1858 г. назначен ректором Самарской духовной семинарии.
22 августа 1859 г. — настоятель Богородицкого Задонского монастыря.
С 10 октября 1860 г. — ректор Тамбовской семинарии.
Протоирей Певницкий, бывший в то время преподавателем в Тамбовской семинарии, дает о Геннадии отзыв, как о человеке уже "помятом жизнью", но с "альтруистическими свойствами", на которые "ученое монашество не успело наложить своих сухих печатей", умевшем вести дело управления "в порядке и целесообразно", обращавшемся с наставниками "по-товарищески", а с учениками "по-отечески".
21 августа 1868 г. определен епископом Сарапульским, викарий Вятской епархии.
22 сентября 1868 года состоялась его хиротония.
24 июля 1872 года переведен на Кинешемское викариатство в Кострому, а 9 апреля 1883 года на Сумское викариатство в Харьков.
В Харькове, по отзыву А.Ф. Ковалевского, Геннадия "очень полюбили" и "начинания его по Куряжскому монастырю (управляемому им) заслуживали похвал"; в нем было видно "ревнование поправить положение обители".
29 ноября 1886 года уволен на покой и назначен управляющим Тверским Желтиковым монастырем. Назначение его в Желтиков монастырь привело в сильное беспокойство Тверского архиеп. Савву. Официально Геннадий был уволен на покой " по преклонности лет и слабости здоровья", но Тверской владыка обратился ко всем лицам, так или иначе знающим Геннадия, с просьбой сообщить "Бога ради, какая истинная причина увольнения Геннадия с третьей уже викариатской кафедры.
Одни корреспонденты называли архиеп. Геннадия "простым", "препростым" и даже "незлобивым", другие находили в нем "мнимую" или "неприличную для архиерея простоту". Оказалось, что Полтавский архиеп. Иоанн "без конвульсий не мог слышать имени Геннадия", управляющего когда-то епархией во время болезни Иоанна. Один священник подчеркнул, что Геннадий "по природе малоросс, а потому упорен". Все сходились на том, что Геннадий "много, очень много имеет странностей", что "эти странности обостряются по временам и проявляются в такой форме, что однажды доктор Геннадия Денисов объяснил эти проявления душевной болезнью".
Ближайшим поводом к увольнению на покой Геннадия было посещение Харькова Киевским митрополитом Платоном, ибо Харьковский викарий "так неудачно держал себя, что митрополит сделал ему замечание", после этого "сильному" в то время Харьковскому архиеп. Амвросию уже ничего не стоило "сбросить" бестактного викария. У Геннадия, по мнению знавших его, было "сердце, не чуждо стремлений к высшим почестям", и уже ранее он "смущался своим положением" вечного викария. Тем не менее он был доволен увольнением в Желтиков монастырь, где ему было "предоставлено только право делать распоряжения к приведению в исполнение предписаний епархиального начальства".
16 декабря 1886 года Геннадий прибыл в Желтиков монастырь и тотчас заболел, так что в день Рождества Христова не выходил в церковь. Геннадий именовал себя "всепочтительнейшим" и "всепокорнейшим послушником" Тверского архиепископа, но Савва "сильно тяготился пребыванием в Твери Геннадия, позволявшего себе иногда поступки, соблазнявшие духовных и мирских лиц".
В 1887 году Геннадий весьма удивил архиепископа, прислав ему записку следующего содержания: "Ни в Библии, ни в Уставе Церковном не указано как просить пенсии на ордена. Благоволите редактировать мой проект (прошения в Капитул о пенсии на орден Св. Анны). Простите: старе, яко мале".
В 1889 году он еще более удивил всех, когда отправился на богомолье в Иерусалим и через шесть дней возвратился из Одессы в Тверь, "убоялся шума и волнения морского". Архиепископ Савва списался с высшими сферами и получил приглашение в С-Петербург для личных объяснений по Желтиковскому делу.
Весной 1891 года Савва лично представил митр. Исидору "конфиденциальную" записку об усмотренных им действий Геннадия "странностях и несообразностях с здравомыслием и правилами благопристойности". Савва считал пребывание Геннадия в Желтикове "для обители неполезным", прежде всего потому, что Геннадий отчасти распустил свою братию своей снисходительностью, отчасти вооружил против себя своей бестактностью, забросил монастырское хозяйство, находившееся в монастыре "царские чертоги" обратил "в хранилище овощей и жилище птиц", богослужение (и даже царские молебны) совершал сокращенно и не по уставу, во время богослужения "ходил по церкви и заводил с богомольцами разговоры". "Удивление и соблазн" производили и любимые Геннадием прогулки, когда он "иногда даже в часы богослужения", гулял по рощам "с полуоткрытой грудью" и при встречах с дачниками вступал с ними "в продолжительные, большей частью бессвязные и малоназидательные разговоры", которыми "до того наскучил им, что они старались избегать встречи с ним". Савва не забыл упомянуть и о странном паломничестве Геннадия в Иерусалим и о "неприличных и даже кощунственных выражениях" в письмах к архиепископу, причем была целиком приведена указанная выше записка о пенсии.
Вследствие доклада Саввы 21 мая 1891 года состоялся указ Синода о переводе Геннадия "по болезненному состоянию" в Высокогорскую пустынь Арзамасского уезда, но непосредственно за этим члены Синода, движимые "благостью" назначили управляющим Козловским Троицким монастырем, которым он уже настоятельствовал, будучи ректором Тамбовской семинарии.
Последние годы Геннадий был разбит параличом, но упорно отказывался от медицинского пособия.
Умер он 10 февраля 1893 в 4 часа утра. Последние его слова были: "А когда я умру, то за меня, наверное, помолятся мои ученики — ведь их у меня в Тамбовской семинарии было очень много". Он был погребен в монастырской Троицкой церкви.

Труды:
Речь при наречении его во епископа.
Странник, 1868, № 10.

Литература:
"ЦВ" (прибав. 1893, № 11, с. 453).
"Русск. Старина" С. XXIII, 547-548.
"Рус. Биогр. Словарь" 1914, т. IV, c. 409-411.
"Русск. Архив." 1910, кн. 1-я, № 1, с. 103-104.
"Изв. Каз. Еп." 1870, № 3, с. 72.
- " - 1883, № 10, с. 294.
- " - 1886, № 24, с. 624.
"Прав. Обозр." 1877, май-август, с. 725.
"Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1893 год", с. 40.
"Списки архиереев Иерархии Всероссийской"
СПб, 1896, № 406, с. 58.
Савва, архиеп. Тверской, "Хроника моей жизни".
т. V, 659; т. VII, 7, 53; т. VIII, 80, 144, 149-156, 167, 175-189, 227-239, 601, 644, 666;
т. IX, 41, 58-61, 84-85.
Титов А. "По поводу записок архиеп. Саввы".

 
Должности и места служения

инспектор
Семинария Одесская духовная

1846 г. 19 век   —  
1858 г. 19 век
  
  

ректор
Семинария Самарская духовная

13.07. 1858 г. 19 век   —  
19 век
  
  

ректор
Семинария Тамбовская духовная

10.10. 1860 г. 19 век   —  
1868 г. 19 век
  
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–