Биография
Виктор, архиепископ Даугавпилсский и Латвийский, Предстоятель Латвийской Автономной Православной Церкви.
В миру Контурозов Виктор Петрович. Родился в 1944 г. В 1988 принял монашеский постриг. Занимал видное положение в Латвийской епархии МП. В начале 1990-х покинул Московскую патриархию. 19 августа 1994 г. игумен Виктор подал прошение с просьбой принять его под омофор Российской Православной Свободной Церкви, а 15 октября был принят в лоно РПСЦ. 21 июня 1995 был рукоположен Архиепископом Валентином во Епископа Даугавпилсского и Латвийского. В ноябре 2000 г. возведен в сан Архиепископа.
В Латвийскую Автономную Православную Церковь, получившую в 1919 свой статус от св. Патриарха Тихона и возглавлявшуюся сщмч. Иоанном (Поммером) (+1934), входят 10 приходов в Даугавпилсе, Риге, Юрмале и Тукумсе. Строится Свято-Владимирский собор в Даугавпилсе и Покровский монастырь в Тукумсе. Еп. Виктор мужественно переносит многочисленные гонения со стороны латвийских расистских властей, пытающихся уничтожить Русскую Церковь в Латвии, передав ее приходы и имущество в ведение экуменического Константинопольского патриархата. Верующие ЛАПЦ неоднократно задерживались полицией, а от еп. Виктора требовали снятия крестов с собора.
Собор Латвийской Православной Церкви Московского Патриархата, состоявшийсвя 10 ноября 1997 года, совершая Духовный Суд, на основании Святых Канонов Вселенской Православной Церкви отлучил В. Контузорова от Православной Церкви.
(См.: http://www.church.ru/ROAC/bishops/index.htm)
Приложение:
Деятельность мирянина Виктора Контузорова с точки зрения канонического права
(доклад прот. Н.Тихомирова на Соборе ЛПЦ 10 ноября 1997 года)
Архимандрит Виктор Контузоров совершал служение в Богисоглебском соборе Даугавпилса, за совершение ряда проступков был переведен на другое место служения в Тукумс. Это наказание, наложенное волей Правящего Архипастыря, есть решение первой судебной инстанции — Архиерейского суда.
Архимандрит Виктор Контузоров не подчинился указу Архиерея.
Приверженцы архимандрита Виктора Контузорова произвели беспорядки в гор. Даугавпилсе, и, поскольку архимандрит Виктор Контузоров не исполнил указ, а прихожане не были им научены покорности Архиерею, на основании 36 Апостольского правила ему была назначена епитимия — временное запрещение в священнослужении, то есть следующее судебное решение первой судебной инстанции — Архиерейского суда.
Аппеляция на запрещение не была подана высшему Собору, следовательно, прещение было обоснованным, аппеляция безнадежна и решение вступило в законную силу.
Архимандрит Виктор Контузоров, не вняв запрещению, совершал священнослужения, за таковое нарушение на основании 17 канона VI Вселенского Собора, 5 канона Антиохийского Собора, 10 канона Карфагенского Собора, 13 канона Двукратного Собора, 88 правила св. Василия Великого был лишен сана 27 июня 1996 года решением Собора Латвийской Православной Церкви.
Аппеляция на извержение из сана высшему Собору (Архиерейскому или Поместному) не была подана.
В течение года после извержения не поданы оправдательные доказательства, поэтому на основании 90 канона Карфагенского Собора решение вступило в силу и обжалованию не подлежит. Это влечет за собой вычеркивание из списка духовенства и причисление к мирянам.
Несмотря на это мирянин Виктор Контузоров продолжал совершать богослужение и даже дерзнул присвоить себе название епископа, приняв незаконное и несовершившее поставление от запрещенного в священнослужении епископа Русанцова, который был лишен сана Архиерейским Собором.
По православной терминологии мирянин Виктор Контузоров является лжеепископом.
По этой причине он не только потерял надежду на восстановление в прежнем чине, но и не может быть допущен к оправданию по вопросу лишения сана на основании 4 канона Антиохийского Собора.
На основании 28 Апостольского правила мирянин Виктор Контузоров подлежит отсечению от Церкви. За подобное же нарушение 10 канон Карфагенского Собора определяет наказание в виде предания анафеме, такого же наказания требует для лиц, запрещенных в священнослужении и продолжающих его совершать, 88 правило святого Василия Великого .
Особую озабоченность вызывает тот факт, что мирянин Виктор Контузоров, незаконно присвоив название епископа совершает публичные богослужения, на которых присутствуют миряне, желающие исповедовать православие. Они не только намеренно введены в заблуждение, но и за то, что сообщаются с лжеепископом, совершающим безблагодатные священнодействия, находящимся вне общения с Вселенской Православной (Ортодоксальной) Церковью подлежат отлучению от Церкви на основании 10 и 31 Апостольскогих правил, 4 канона Антиохийского Собора и клятве на основании 6 правила Гангрского Собора.
Наша обязанность проявить заботу об этих людях и указать им на неканоничность их положения.
Причиной способствующей такому положению является отсутствие постановления, которое ясно констатировало бы факт нахождения мирянина Виктора Контузорова вне Вселенской Православной (Ортодоксальной) Церкви отделяло бы его от общества православных христиан.
Он не внял голосу Церкви, призывавшей его к покаянию, а ведь Христос сказал: “аще же и Церковь преслушаетъ, буди тебе якоже язычник и мытарь.” (Мф. XVIII гл. 17)
Считаю своим долгом обратиться к Священному Собору с просьбой применить к мирянину Виктору Контузорову каноническое наказание предусмотренное 28 правилом Святых Апостолов, 10 каноном Карфагенского Собора и 88 правилом св. Василия Великого.
Это наказание может быть сформулировано следующим образом:
Отлучить монаха Виктора Контузорова от Святой Православной Церкви Христовой.
Да будет он отлучен пред всем народом (Мф. 18, 15 — 17).
Долг каждого из присутствующих, являющихся членами церковного суда и лично принимающими решение, правильно оценить всю глубину собственной ответственности: — необходимо ясно отделить мирянина Виктора Контузорова от Церкви.
Он уже давно своими делами поставил себя вне Церкви. Судебное решение сделает явным то, что тщательно скрывается и положит конец намеренному обману мирян. Те священнодействия, которые он совершает кощунственны и ведут состоящих с ним в общении к погибели души.
Он непрестанно хулит Святую Церковь. Чадо Церкви не может хулить свою Мать.
Не отделив мирянина Виктора Контузорова от Святого Православия мы станем пособниками его безчинств и дадим ответ Богу за его деяния.
Считаю своим долгом особо отметить, что главной причиной, побуждающей к принятию этого решение является забота о спасении душ мирян и о чистоте православия.
АКТ
ОБ ОТЛУЧЕНИИ ВИКТОРА КОНТУЗОРОВА
ОТ ПРАВОСЛАВНОЙ (ОТРОДОКСАЛЬНОЙ) ЦЕРКВИ
1.Собор духовенства и мирян Латвийской Православной Церкви имел суждение об антицерковной и богоборческой деятельности монаха Виктора (Контузорова), лишенного священства Собором ЛПЦ в июне 1996 года.
2.Призванный к покаянию в своем богохульстве и антиправославной деятельности, он не внял голосу Матери-Церкви, на Собор не явился.
3.Собор Латвийской Православной Церкви, расследовав антицерковную деятельность и бесчинства Виктора (Контузорова), на основании 28 правила Святых Апостолов, гласящего: “Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, праведно за явныя вины изверженный, дерзнет коснутися служения, некогда ему порученного, таковый совсем да отсечется от Церкви”, — а так же 10-го правила Карфагенского Собора, 14 правила Сардикийского Собора, 4 правила Антиохийского Собора, 13 правила Двукратного Собора и 88 правила святого Василия Великого единогласно определяет:
Отлучить монаха Виктора Контузорова от Святой Православной Церкви Христовой.
Да будет он отлучен пред всем народом (Мф. 18, 15 — 17).
Собор Латвийской Православной Церкви, радея о вовлеченных в соблазн бывшим клириком Православной Церкви, напоминает всем, дерзающим иметь с ним общение слова святителя Василия Великого: “Аще же, не исправив себя, дерзнешь коснутися священнодействия: то будешь анафема пред всем народом, и приемлющие тебя будут отлучены от всея Церкви.”
Собор Латвийской Православной Церкви извещает все Поместные Православные Церкви о состоявшемся отлучении от Святой Православной Церкви бывшего монаха Виктора Контузорова.
Рига 10 ноября 1997 года.
Постановление Собора Латвийской Православной Церкви
Собор Латвийской Православной Церкви, состоявшийсвя 10 ноября 1997 года, совершая Духовный Суд, на основании Святых Канонов Вселенской Православной Церкви отлучил В.Контузорова от Православной Церкви (исключил из Православной Церкви).
С того времени В.Контузоров не только не принадлежит к Латвийской Православной Церкви, или к одной из Православный Церквей в мире, но вообще не принадлежит к православию — он не является православным человеком.
Каноны Православной Церкви носят юридический характер и определяют порядок аппеляции на Решения Духовного Суда.
В.Контузоров аппеляцию не подал. В связи с этим Решение Духовного Суда Собора Латвийской Православной Церкви от 10 ноября 1997 года вступило в каноническую силу и более не подлежит ни обжалованию, ни отмене.
Актом Собора ЛПЦ от 10 ноября 1997 года об отлучении (исключении) реализована свобода православных в Латвии и во всем мире объединяться по религиозному принципу.
В.Контузоров организовал свою новую религиозную организацию, не принадлежащую к Святой Православной Церкви (так называемая Русская свободная церковь не принадлежит к православию), он клевещет и оскорбляет Латвийскую Православную Церковь, исполнительную власть Латвийского Государства, Его Высокопреосвященство Высокопреосвященнейшего Митрополита Рижского и всея Латвии Александра, духовенство и православных людей, стремится сформировать религиозный центр вне Риги, что внесет дезинтеграцию в общество Латвийского Государства.
В.Контузоров задумал обратиться в Конституционный Суд Латвийской Республики, Бюро по правам человека и в иные Государственные и международные правоохранительные организации с требованием зарегистрировать его новообразованную религиозную организацию, непринадлежащую к православию, со словом “православная” в названии.
Латвийская Православная Церковь протестует против включения слова “православная” в регистрируемое название новообразованной религиозной организации В.Контузорова, так как будут нарушены требования пактов и конвенций о правах человека, а также нарушены права Латвийской Православной Церкви, всех Православных Церквей в мире и каждого православного человека в мире в области:
свободы получения информации;
свободы исповедовать свою религию и менять ее;
свободы организовываться по религиозному принципу;
прав на интеллектульную собственность.
Латвийская Православная Церковь не возражает против регистрации религиозной организации В.Контузорова без слова “православная” в названии. Такая регистрация никоим образом не ограничит свободу исповедовать религию.
Рига, 18 июля 2003 года.
|