Биография
Назарий (Кириллов Николай), митрополит Курский и Обоянский.
Родился 4 декабря 1850 г. в семье священника Донской епархии.
В 1873 году окончил Донскую духовную семинарию.
19 мая 1874 г. рукоположен во священника к Николаевской церкви Богаевской станицы и 4 июня назначен законоучителем Богаевского приходского училища.
В 1876 году овдовел и поступил в Киевскую духовную академию, курс которой окончил со степенью кандидата богословия в 1880 году.
С 31 августа 1880 г. — учитель Екатеринодарского духовного училища.
С 26 июня 1881 г. законоучительствовал в Ростове на Дону в реальном училище.
С 1 января 1883 г. — законоучитель Новочеркасской мужской гимназии.
В 1892 году пострижен в монашество и назначен ректором Ставропольской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита.
24 октября 1893 г. хиротонисан во епископа Кирилловского, викария Новгородской епархии. Хиротония состоялась в СПБ Александро-Невской Лавре. Чин хиротонии совершали: митр. СПБ Палладий и другие.
13 ноября 1893 г. — епископ Гдовский, викарий С.-Петербургской епархии.
С 21 октября 1897 г. — епископ Олонецкий и Петрозаводский.
С 20 января 1901 г. — епископ Нижегородский и Арзамасский.
Участвовал в освидетельствовании мощей преп. Серафима Саровского.
6 мая 1909 г. возведен в сан архиепископа.
С 909 г. — почетный член Казанской духовной академии.
С 13 августа 1910 г. — архиепископ Полтавский и Переяславский.
С 8 марта 1913 г. — архиепископ Херсонский и Одесский.
28 сентября 1917 г. уволен на покой с назначением настоятелем Симонова монастыря г. Москвы.
В 1919 году управлял Курской епархией.
С 1920 года — митрополит Курский и Обоянский.
В 1923 году уволен на покой.
С 1925 по 1928 г. управлял Курской епархией.
В журнале "Вестник Св. Синода" приводится интересный случай, характеризующий отношение митр. Назария к обновленчеству.
Готовясь к собору 1925 года и стремясь привлечь к участию на нем и митрополита Назария, обновленцы написали ему "трогательное" обращение и для вручения его отправили особую делегацию.
Митрополит встретил делегацию словами:
"Грядущего ко мне не иждену вон. Чем могу служить?".
Глава делегации, протоиерей Мусатов, объяснив цель своего посещения, начал читать обращение, которое митр. Назарий комментировал своими репликами. По рассказу Мусатова, происходило так: "Священный Синод"... начинается чтение...
- "А разве такой существует? — прерывает митр. Назарий, — я этого не знаю".
"Курское Епархиальное Управление", — читаю я.
- "А разве такое есть", — возражает митр. Назарий.
"Под председательством архп. Константина"...
- "Я, — прерывает митр. Назарий, — такого не знаю, я знаю только Константина Константиновича".
Выслушав молча продолжение обращения, митрополит "при видимом спокойствии заговорил довольно резким тоном о событиях и лицах недавнего прошлого" (по-видимому, излив все то, что наболело в его душе), и в заключение сказал:
"Передайте преосвященному епископу Константину, если он хочет соединиться с нами, пусть приходит в нашу Ильинскую церковь, откажется от всего, что связано с собором 1923 г. — это будет зафиксировано известным официальным актом, который и будет препровожден к митрополиту Петру Крутицкому".
На этом переговоры и закончились.
В 1926 году митр. Назарий отслужил панихиду по скончавшемся обновленческом митр. Воронежском Тихоне, б. Курском, но потом по настоянию епископов Павлина и Афанасия покаялся в этом перед народом. ("Вестник Св. Синода" за 1926 г., № 7, с. 8 и № 12-13, с. 5).
По сообщению обновленческого журнала "Уральские Церковные Ведомости", когда начался григорианский раскол, митрополит Назарий через своего помощника еп. Серафима твердо держал единство с Патриаршей Церковью.
Потом его помощник, епископ Серафим (Игнатенко) Новооскольский перешел в григорианство, а митрополит Назарий сначала запретил его за это в священнослужении, а затем "ласково" отменил свое распоряжение, заявив, что не хочет влиять ни на чью совесть. ("Уральск. Церковные Ведомости" 1928 г., № 5-6, с. 8).
Скончался 2 июля 1928 г.
Труды:
Речь при наречении его во епископа. "Приб. к "ЦВ" 1893 г., № 44, с.1586-1587.
Речь, произнесенная в Одесском кафедральном соборе при вручении жезла новохиротонисанному епископу Прокопию. Приб. к "ЦВ" 1914, № 41, с. 1743.
Литература:
"Церк. Вед." 1893, № 41, с. 315, № 47, с. 353, 1897, № 44, с. 401, 1901, № 4, с. 21, 1909, № 18-19, с. 121, 1910, № 34, с. 344, 1913, № 11, с. 119, 1917, № 30, с. 236, № 42, с. 379.
"Приб. к "ЦВ" 1893, № 44, с. 1585, 1897, № 7, с. 257, № 9, с. 324, 1899, № 24, с. 948-950, 1911, № 28, с. 1230.
"Русск. Паломн." 1911, № 40, с. 636, 1913, № 13, с. 203.
"Мисс. Календ." 1907, с. 135.
"Прав. Собес." 1908, май, с. 656, 1910, декабрь, с. 6, 781, 1914, ноябрь, с. 6 (отчет).
"Церк. Вестн." 1908, № 31, с. 956, 957, № 50, № 50, с. 1572.
"Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год", с. 86-87.
"Списки архиереев Иерархии Всерос.". СПБ, 1896, № 545, с. 83.
"Истор. сведения о г. Арзамасе" 1911, с. 45, 279.
"Мисс. Обозрен." 1901, II, с. 282, 1903, № 14, с. 728.
"Отд. Христиан." 1908, август-сентябрь, с. 59.
"Изв. Каз. Еп." 1913, № 7, с. 249, № 11, с. 375, № 42, с. 1256-1257.
"Урал. Церк. Вед." 1928, № 5-6, с. 8.
"Вестн. Свящ. Син. Р. П. Ц." за 1916 г., № 7, с. 8, № 12-13, с. 5.
Булгаков, с. 1406, 1407, 1410, 1412.
БЭС т. II, стб. 1614, 1699.
ФАМ I, № 165, с. 13.
Regel'son 266: Auszug aus dem Brief des Patriarchen ichon an ihn (1920).
F. Heyer, Die orthodoxe Kirche 15.
A. Levitin — V. Savrov, Ocerki po istorii III, 131.
|