Биография
Филофей (Успенский Тимофей Григорьевич), митрополит Киевский и Галицкий.
Родился 15 января 1808 г. в с. Закобякине Любинского уезда Ярославской губернии в семье причетника.
Первоначально учился в Ярославской семинарии.
В 1828 г. поступил в Московскую духовную академию.
19 августа 1832 г. окончил академию первым магистром и как лучший ученик оставлен в ней бакалавром по предмету церковной словесности.
В том же году 13 ноября пострижен в монашество; 19 ноября рукоположен во иеродиакона; 20 ноября — во иеромонаха.
В 1833 г. переведен в класс богословских наук. Получил звание соборного иеромонаха и действительного члена академической конференции.
18 августа 1838 г. переведен бакалавром в Петербургскую академию по предмету нравственного и пастырского богословия и исполняющим должность инспектора.
30 мая 1839 г. возведен в сан архимандрита и 30 октября назначен инспектором Петербургской академии.
С 24 мая 1842 г. — ординарный профессор академии.
1 июля 1842 г. переведен ректором Харьковской семинарии и управляющим Куряжским Старо-Харьковским монастырем.
Но, по рекомендации митр. Московского Филарета, 28 сентября назначен ректором Вифанской духовной семинарии.
С 24 декабря 1845 г. — управляющий Московским Златоустовским монастырем.
С 14 марта 1847 г. — ректор Московской семинарии, а с 22 мая того же года — настоятель Московского Высокопетровского монастыря.
18 декабря 1849 г. хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской митрополии.
19 августа 1853 г. назначен епископом Костромским.
В 1856 г. вместе с другими иерархами принимал участие в свящ. коронации имп. Александра Николаевича и императрицы Марии Александровны, при этом получил украшенную драгоценными камнями панагию.
15 февраля 1857 г. переведен на старейшую кафедру в Тверь.
В 1859 г. вызван в С.-Петербург для присутствования в Св. Синоде, где был почти непрерывно до 1868 г., за исключением нескольких летних месяцев, когда был увольняем для устроения дел епархии.
23 апреля 1861 г. возведен в сан архиепископа.
5 мая 1876 г., по смерти митр. Арсения, за высоки личные и архипастырские достоинства и особенно строгую подвижническую жизнь возведен в сан митрополита Киевского и Галицкого со званием священноархимандрита Киево-Печерской Лавры. Избран в почетные члены СПб Академии.
В этом сане за ревностное служение удостоен многих высочайших наград.
Скончался 29 января 1882 г., вследствие крайнего потрясения нервной системы и всего организма при известии о страшном событии цареубийства 1 марта 1881 г.
Погребен в склепе перед Казанской иконой Божией Матери в церкви во имя Воздвижения Животворящего Креста, в ближних пещерах Лавры.
Наместник Киево-Печерской Лавры сообщил А.Ф. Ковалевскому, что "...никакого разложения не было заметно в теле святители ни до, ни после погребения. Склеп не заделывали до 40 дней. Наместник ходил поклоняться телу святителя в 9, 20 и 40 дней и находил его в прежнем нетленном состоянии. В 40-й день цело и светло было лицо святители, как у новопочившего".
В течение 10 лет носил вериги.
Митр. Филофей не был научно-литературным деятелем, хотя бесспорно был человеком большого ума и всестороннего образования. Он не любил, по глубокому смирению, высказываться печатно, а потому и не печатал своих проповедей, как и вообще не любил много говорить.
Святитель строго соблюдал среду и пятницу даже в дни своей болезни. Раз в среду ему подали суп на рыбьем бульоне, уверив, что рыбы тут нет. Он взял немного супу в ложку, понюхал, посмаковал и, отодвинул тарелку, сказал своему послушнику: "не греши и меня в грех не вводи". Обед его ограничился несколькими ягодами отваренного чернослива.
Совершеннейший аскет по жизни, он отнюдь не вменял другим строгого аскетизма в непременную обязанность, считая это делом добровольного избрания и подвига. Всегда сосредоточенный и замкнутый в себе, он был доступен всем желавшим видеть его; никогда и никого не заставлял себя ждать, никогда не видно было раздражения или гнева на его лице, а всегда спокойный взор и готовность служить другим. Но всего выше была в нем его святая жизнь. Везде и всегда он жил келейно, уединенною жизнью, преимущественно сосредоточенною на подвиге молитвы, внутреннего самоиспытания и духовного совершенствования. Об этом благостном святителе с полным основанием можно сказать словами св. ап. Павла: "В простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благости Божией жил он в мире". Архипастырь воистину "благостный", воистину светильник церкви.
Труды:
О достоинстве человека, раскрытом и утвержденном христианскою религией (магистерская диссертация). М., 1832.
Литература:
Смирнов С.К. История Моск. дух. академии". М., 1879.
Ковалевский А. Воспоминания в "Твер. еп. вед.", за 1882 г., № 16 и 19 и в Душеп. чтен., 1883, ч. II, кн. 6, с. 154-191.
Языков Д.Д. Писатели, умершие в 1882 г.
Захарченко М.М. Киев теперь и прежде. Киев, 1888, с. 118.
Токмаков И. Истор.-археолог. опис. церкви с. Оховец, Останкинского уезда, Твер. губ., 3-е изд. М., 1889, с. 68.
Поселянин Е. На молитве. Петроград, 1916, с. 470.
Родосский А. Слов. восп. СПб дух. акад., с. 20.
Никонор, архиеп. (Бровкович) Минувшая жизнь, т. I. Одесса, 1913, с. 26, 27.
Савва, архиеп. Хроника моей жизни, Св.-Тр.-Серг. Лавра, 1901, т. II и III; 1902, т. IV; 1905, т. V; 1904, т. V; 1906, т. VI; 1911, т. IX.
Булгаков, с. 1403, 1405, 1414.
Толстой Ю., № 323.
Гатцук Календарь на 1883 г., с. 458.
Денисов, с. 295, 414, 479.
Дмитриевский А. Еп. Порфирий Успенский. СПб, 1906, с. 111.
Владиславский В. Из воспоминаний о почившем в Бозе митрополите Киевском Филофее. Тверь, 1882.
Списки архиереев, № 323.
Памяти в Бозе почившего высокопреосвящ. Филофея, митр. Киевского. Киев, 1882.
Письма Филарета, митр. Московского к высоч. особ. и др. лицам. Изд. Саввы, архиеп. Тверь, 1888, с. 138-159, 212, пр. 2, 281, пр. 2.
Ж. П. Б., январь, с. 164-174, 181, 225.
Юбилейный сборник, с. 262, 319, 565, 588.
Труды К. Д. А., 1876, сентябрь, с. 339-340.
-"- 1877, февраль, с. 2, 42-43, 46; март, с. 61, 73, 78-79, 633; июль, с. 177-178, 190-192; август, с. 227; сентябрь, с. 259-260, 290.
Труды К. Д. А., 1878, май, с. 106-107; июнь, с. 143-148, 155, 175.
-"- 1879, январь, с. 5-6; февраль, с. 34, 36-37, 51, 62-67, 69-80, 275; апрель, с. 83, 116; май, с. 133; июль, с. 162, 173-174; август, с. 179, 185-186, 189-190.
Труды К. Д. А., 1881, май, с. 115-118, 130, 132, 137-141, 154-155; июнь, с. 167-169, 173-174; июль, с. 186-187, 197; октябрь, с. 233.
Труды К. Д. А., 1882, июнь, с. 156-157, 159-161.
Приб. к Ц. В., 1904, № 7, с. 244.
Душеп. размышл., 1884, с. 361, 366, 375.
-"- 1885, с. 328-329.
-"- 1888, II, с. 477-479.
Рус. палом., 1909, № 21, с. 397.
Истор. вестн., 1885, сентябрь, с. 541.
-"- 1888, ноябрь, с. 8.
Изв. Казан. еп., 1868, № 2, с. 33.
-"- 1876, № 14, с. 409,410.
-"- 1870, № 3, с. 71.
-"- 1880, № 11, с. 271; № 23, с. 598.
-"- 1882, № 4, с. 65-66.
Христ. чтен., 1868, май, с. 728.
-"- 1869, июнь, с. 980.
-"- 1872, май, с. 184; июнь, с. 207.
-"- 1875, июнь-декабрь, с. 530.
-"- 1876, ноябрь-декабрь, с. 529.
-"- 1881, июль-декабрь, с. 92-95.
Прав. собес., 1875, апрель, с. 334-461.
Самар. еп. вед., 1867, № 17, с. 57.
-"- 1868, № 19, с. 417.
Твер. еп. вед., 1882, № 5-8, с. 16, 17, 19, 20, 22.
-"- 1883, № 13 и 14.
-"- 1884, № 13, 14 и 18.
Киев. еп. вед., 1882, № 3.
Твер. губ. вед., 1876, № 52.
Церк. вестн., 1876, № 54.
Дух. беседа, 1876, № 21.
Моск. ведом., 1876, № 130.
-"- 1882, № 35.
Моск. церк. вед., 1882, № 6 и 8.
Яросл. еп. вед., 1882, кн. XXIII, с. 70, 158.
-"- 1883, кн. XXIV, с. 192.
Душеп. чтен., 1882, ч. I, кн. 4.
Прав. обозрен., 1876, май, с. 203; июнь, с. 384.
-"- 1880, ноябрь, с. 707.
-"- 1882, февраль, с. 392-394.
Рус. старина, 1888, март, с. 715.
Рус. архив, 1889, кн. 3-я, с. 491-492 (Рассказы из недал. старины).
-"- 1893, кн. 3-я, с. 45 и 47 (Московская дух. академия 1838-1842 гг.).
-"- 1900, кн. 3-я, № 10, с. 239.
-"- 1904, кн. 1-я, № 1, с. 99, 100.
Ж. М. П., 1945, № 1, с. 43.
БЭЛ, т. X, с. 609-610.
БЭС, т. II, с. 1330, 2150, 2247.
ЭС, т. 35-а (кн. 70), с. 857.
РБС, т. XXI, с. 133-134.
|