Биография
Феодосий (Яновский Феодор Михайлович), архиепископ Новгородский и Великолуцкий.
Год рождения неизвестен, но время его учения дает возможность отнести его рождение к 50-м годам XVII столетия.
Родился в Смоленской губернии. Происходил из польской шляхты.
По мнению П. Петрова, Феодосий обучался в Московской Заиконоспасской академии, а по мнению историка Аскоченского и других, учился в Киево-Могилянской академии.
Периодом его обучения считаются 1663-1676 годы. Насколько обширно было образование Феодосия, неизвестно, неизвестно также, продолжал ли он образование за границей по примеру своих сверстников. Он не обнаруживал особой учености, но считался человеком образованным. По словам Феофана Прокоповича, Феодосий, любя ученых, предпочитал простых, и от него не осталось ни одного литературного труда.
Был рясофорным послушником Симонова монастыря. Неизвестно также, как попал он в Симонов монастырь и по каким побуждениям принял монашество.
За клевету на Симоновского архимандрита Варфоломея (это была простая жалоба на суровость Варфоломея) Феодосий попал в число нарушителей монашеской дисциплины, был послан в оковах в Троицкий монастырь. Но архим. Троицкого монастыря [Иов] принял в нем участие, освободил от оков и приблизил к себе, а в 1697 году, став митрополитом Новгородским, взял его с собой.
Митрополит [Иов] умел ценить людей образованных, отличавшихся деловыми качествами, и потому Феодосий сразу пошел в гору.
С 1701 года [он] — игумен одного из новгородских монастырей.
В 1704 году он стал архимандритом Хутынского монастыря — ближайшим помощником Новгородского архиерея. Он сделался известным царю Петру I, часто проезжавшему мимо Новгорода; между ними установились близкие отношения. 27 октября 1704 года Феодосий, минуя Иова, писал прямо к царю, жалуясь на келаря Венедикта. Этот поступок говорил о недобром отношении Феодосия к своему благодетелю и показывал, что он уже не боялся своего Владыки, опираясь на высшую власть. Особенно это проявилось в 1708 году, когда митр. Иов послал архим. Феодосия в Москву за типографией Симеона Полоцкого. В Москве Феодосий увиделся с царем и был назначен "духовным судьей" в Петербург для заведывания церковными делами вновь завоеванных городов: Ямбурга, Нарвы, Копорья, Шлиссельбурга. Митр. Иов был только уведомлен о новом назначении своего архимандрита и должен был благословить его на новое служение. Иов дал ему инструкцию относительно его практической деятельности. По-видимому и Иов, и Петр ценили в Феодосии административные таланты, любовь к просвещению. Феодосий был человек энергичный, обладавший практическим умом, умевший приспосабливаться к требованиям времени. Такие люди были нужны Петру I.
Главным делом архим. Феодосия было построение церквей и снабжение их всем необходимым, а также организация церковного надзора за причтами и паствой. Кроме того, Феодосий предпринял строительство Александро-Невского монастыря, стремясь как можно крепче связать себя с Петербургом. Строительство началось в 1710 году. В 1712 году Феодосий был назначен архимандритом будущей Лавры. Теперь уже он не нуждался более в поддержке Иова и вел себя совершенно независимо, хотя формально оставался в его подчинении, так как Петербург в то время относился к Новгородской епархии. Отношения Феодосия с прежним благодетелем окончательно испортились. До какой степени обострились их отношения, можно судить по одному резкому письму Иова к Феодосию, написанному, видимо, около 1710-1712 гг. Трудно, кажется, найти более мрачные краски, какими изображал теперь Иов своего прежнего любимца. Но Феодосию не страшны были громы Иова, который больше уже не мог влиять на его судьбу.
В начале 1721 года он был хиротонисан во епископа Новгородского и Великолуцкого с возведением в сан архиепископа.
В качестве церковного администратора вверенной ему области Феодосий отличался энергичной деятельностью. При нем было построено много новых церквей. Он заботился о материальном благосостоянии духовенства своей епархии. Обращал особое внимание на искоренение разных недостатков в церковной жизни. Ревностно боролся против раскола в епархии, участвовал в заседаниях Тайной Канцелярии.
Но, как отмечают историки, добившись высокого положения, Феодосий уклонился от монашеских идеалов, повел невоздержанную светскую жизнь и даже решил завести ассамблеи, наподобие Петровых. Все это требовало много денег, и Феодосий стал прибегать к незаконным источникам. С приобретением власти возросла в нем и гордость, он меньше стал считаться с людьми.
Феодосий допустил какие-то резкости против императрицы Екатерины, за что 27 апреля 1725 года по ее приказу был арестован. 11 мая 1725 года ему был вынесен приговор, по которому он ссылался в далекий Корельский монастырь в заключение. 21 июня того же года он был уже на месте. Его заточили в подземную келию под церковью. Но в скором времени участь его еще ухудшилась. Следствие по его делу не было еще закончено в момент объявления приговора. С выявлением новых фактов преступления 8 сентября 1725 года объявлен новый указ, по которому с Феодосия сняли сан; "чернец" Феодосий был переведен в худшую тюрьму в этом же монастыре, холодную, сырую. Сраженный всем происшедшим, Феодосий прожил недолго. 5 февраля 1726 года он скончался в своем заточении. Тело его особым распоряжением погребено в Кирилловом монастыре.
Никто решительно не жалел несчастного Феодосия. Ему выпала печальная участь погибнуть без соучастия к своему несчастью. "Пожал то, что посеял".
Литература:
Рункевич С.Г. Александро-Невская Лавра 1713-1913 гг. СПб., 1913. с. 17-347, 560, 807.
Морошкин И.Я. Феодосий Яновский, архиеп. Новгородский. // Русская старина. 1887. № 7, 10, 11.
Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. СПб., 1868.
Он же. Новгородский митр. Иов, жизнь его и переписка. // Странник. 1861. февр.
Прилежаев Е. Новгородские епархиальные школы в Петровскую эпоху. // Христианское чтение. 1887. № 6.
Толстой М.В. Рассказы из истории Р.Ц. с. 629.
Рункевич С.Г. История Русской Церкви под управлением Св. Синода. т. I. СПб., 1900.
Тихонравов Н. Московские вольнодумцы начала XVIII века. // Русский вестник. 1870. кн. 9 и др.
Терновский Ф. Стефан Яворский. // Труды КДА. 1864. т. I.
Есипов Г.В. Раскольничьи дела XVIII столетия.
Он же. Чернец Феодосий. // Отечественные записки. 1862. № 6.
Соловьев С.М. История России. кн. IV. с. 257, 277, 427, 803, 804, 806, 809, 810, 817, 863, 910-917, 1190.
Устрялов Н. История [царствования ?] Петра Великого. т. IV, VI.
Павлов. Описание Александро-Невской Лавры.
Здравомыслов. Иерархи Новгородской епархии.
Аскоченский. Киев.
Строев. стб. 37, 51, 269.
Булгаков. с. 1407.
Толстой Ю. № 21.
Григорьевский М. Николаевский Корельский монастырь. Архангельск, 1898. с. 18, 19.
Краткое историч. описание монастырей Архангельской епархии. Архангельск, 1902. с. 296-297.
Церковные вопросы в России или рус. дух. вед. Браила. 1896. с. 40, 47.
Ист.-стат. описание СПб. епархии. вып. 1. СПб., 1896.
Ссыльные XVIII в. в Архангельском крае. // Архангельские губ. вед. 1875. № 24-26.
Списки архиереев. № 21.
Денисов. с. 6.
Амвросий. История Российской иерархии. ч. I. с. 81.
Макарий, митр. История Киевской академии.
Дела архива Александро-Невской Лавры и вышедшие два тома описания их.
Письма Феодосия к Петру Великому, Екатерине и др., хранящ. в Госуд. Архиве.
Летопись рус. лит. и древн., изд. Н.С. Тихонравовым. 1859. кн. 2 (письмо Иова к Феодосию).
Записка гр. Бассевича. // Русский архив. 1865.
Дневник Берхгольца. ч. II. М., 1858.
Православный собеседник. 1897. дек. с. 730-733.
-"- 1907. янв. с. 106; апр. с. 551-556; июль-авг. с. 290.
-"- 1908. апр. с. 505, примеч.
Исторический вестник. 1896. апр. с. 156, 159.
Православное обозрение. 1863. янв. с. 56-72.
-"- 1868. июль. с. 402.
Русская старина. 1877. т. 18. с. 719.
-"- 1879. т. 24. с. 746; т. 26. с. 14, 22, 23, 195.
-"- 1882. окт. с. 304 п/с.
-"- 1886. янв. с. 19, 20, 34.
-"- 1888. февр. с. 419.
-"- 1901, янв.
-"- 1904. окт. с. 114.
-"- 1910. май. с. 404-422.
Русский архив. 1864. вып. 2 (Подлинное дело Новгородского архиеп. Феодосия).
-"- 1901. кн. 1. № 3. с. 359.
БЭС. т. II. с. 1675.
РБС. т. XXV. с. 346-356.
Н.Д. с.19.
|