Биография
Алексий (Молчанов Алексий), Экзарх Грузии, архиепископ Карталинский и Кахетинский.
Родился 5 октября 1853 г. в селе Люковском, Сарапульского уезда Вятской епархии. Отец Алексия имел большую семью и первые годы жизни будущего епископа протекали в довольно суровых условиях. Дальнейшую суровую школу жизни он прошел первоначально в Глазовском Духовном училище, а потом в Вятской Духовной семинарии.
Жизнь в холоде и голоде, при отсутствии какой-либо серьезной помощи со стороны бедного отца, была настолько трудной, что когда он на полдороге своей семинарской жизни попал в семинарскую бурсу, не отличавшуюся изысканными удобствами, бурсацкая жизнь для молодого богослова все-таки показалась "настоящим раем". Суровые условия жизни однако ж отнюдь не ослабили в Алексии ни любви к семинарской науке, ни энергии в изучении ее.
В 1876 году он окончил Вятскую Духовную семинарию в числе лучших студентов и мог бы без особых опасений отправиться в Академию, но отсутствие средств с одной стороны и желание испытать свои силы на поприще народного просвещения с другой, удержали его от этого шага. Первоначально он сделался учителем начальной земской школы в селе Сметанском, Яранского уезда, потом псаломщиком Николаевской церкви г. Царевосанчурска, затем заведующим двухклассного Кукарского сельского училища Министерства Народного Просвещения. Работа в вышеуказанных должностях обнимала собой период времени с сентября 1876 г. по август 1883 г.
Как и следовало ожидать, низшая школа с ее ограниченными запросами не могла удовлетворить любознательную натуру молодого человека, его потянуло в Академию.
В 1883 году он женился. Казалось, что женитьбой закрылись для него пути к высшему образованию, т.к. женатых студентов в то время в Духовные Академии не принимали. Но вот молодому учителю улыбнулся счастливый случай: в академической церкви освободилась должность диакона и эту должность предложили занять Алексию Молчанову с правом слушать лекции в Академии. В этом же году он поступил в число студентов Казанской Духовной Академии. Будучи студентом первого курса, он был рукоположен в сан диакона к академической церкви, а в 1885 году — в сан священника.
В 1887 году он окончил Академию в числе самых видных студентов, написавши ценную диссертацию на тему: "Св. Киприан Карфагенский и его учение о Церкви", за которую Советом Академии от 19 мая 1888 г. и был удостоен степени магистра богословия.
Известный патролог Д.В. Гусев писал о работе о. Алексия: "Сочинение священника А. Молчанова представляет собою труд, исполненный вполне добросовестно и с надлежащим знанием дела, обнаруживающий в его авторе основательное знакомство не только с личностью и церковно-общественной деятельностью св. Киприана, но и с той эпохой, к которой относится его деятельность. Он не только собрал и изучил весь доступный для него исторический материал о св. Киприане и об его эпохе, но и постарался надлежащим образом разобрать и осветить этот материал".
С этого времени начинается служение о. Алексия в качестве одного из самых видных законоучителей г. Казани.
С 1 сентября 1887 г. назначен законоучителем 3-й Казанской мужской гимназии.
С 9 ноября 1890 г. — законоучитель училища глухонемых детей.
С 12 августа 1892 г. — законоучитель Мариинской женской гимназии, а с 1 января 1895 г. — 1-й мужской гимназии.
Законоучительсвуя о. Алексий приобретает известность и, как умелый педагог-преподаватель, и как прекрасный выдающийся оратор — проповедник.
В 1897 году о. Алексию было суждено испытать тяжелый удар судьбы: он похоронил жену и остался с малолетним сыном. Это обстоятельство перевернуло весь строй жизни о. Алексия — его помыслы обращались к монашеству, но принять постриг никак не решался, не надеясь на свои силы, по его мнению, недостаточные для такого великого подвига. Но "на горе стоящии" знали лучше самого о. Алексия его годность к иноческому служению.
Как-то вечером он получил приглашение архиепископа Казанского немедленно явиться к нему. Архиепископ встретил меня, вспоминал о. Алексий, неожиданным приказанием: "завтра ты принимаешь пострижение". Постриг был совершен так быстро, что я не имел времени сделать себе монашескую мантию и клобук. И то, и другое подарил владыка".
4 сентября 1899 г. в крестовой церкви Вознесения Господня, что при загородном архиерейском доме, о. Алексий архиепископом Арсением был пострижен в иночество, и 7 сентября того же года был назначен ректором в Казанскую Духовную семинарию, крайне взбудораженную, после управления доброго и честного, но в то же время пылкого и неустойчивого бывшего в ней ректора. Достаточно было годичного тихого и ровного управления о. Алексия семинарией, чтобы в ней все успокоилось.
24 сентября 1899 г. назначен епархиальным цензором предполагаемых к печати брошюр и листков, а равно и проповедей.
Ректорствовать с семинарии о. Алексию пришлось очень недолго.
20 июля 1900 г. он был назначен Св. Синодом ректором Казанской Духовной Академии.
9 сентября 1900 г. хиротонисан во епископа Чистопольского, 1-го викария Казанской епархии.
Хиротонию совершали: Арсений, архиепископ Казанский и Свияжский; Владимир, епископ Нижегородский и Арзамасский; Гурий, епископ Самарский и Ставропольский; Никандр, епископ Симбирский и Сызранский; Василий, епископ Старицкий и Иоанн, епископ Чебоксарский в Казанском кафедральном Соборе.
Епископом Чистопольским Преосвященный Алексий прослужил до марта 1905 г.
Основные черты характера Преосв. Алексия обусловливаются всей предшествовавшей, в частности, юношеской жизнью. Бедная обстановка, в которой вырос и воспитывался еп. Алексий, делала для него вполне понятными все невзгоды окружающей жизни и обусловливала сочувственное отношение ко всем, для кого требовалась его как нравственная, так и материальная поддержка. Недаром около квартиры ректора-епископа каждый день можно было видеть обездоленных судьбой, которые выходили от него подкрепленными большей частью не только нравственно, но и материально. Бедная обстановка, постоянное обращение в простой среде обусловливали другую черту в характере преосвященного — его простоту, благодаря которой каждый без всякой боязни шел в его ректорскую квартиру, твердо уверенный в том, что здесь найдет он не строгую фигуру начальника заведения, а простого скромного сослуживца, который даст совет, ободрит, поддержит и проч. Вполне естественно, что Академия под управлением Преосв. Алексия представляла из себя дружественную семью, руководительным началом жизни которой являлся не начальственный режим, а взаимное доверие. Он не положил начало чтениям — беседы, которые проводили по церквам студенты академии.
С 1905 года, еще будучи ректором Казанской Духовной Академии, епископ Алексий был избран почетным членом Казанской Духовной Академии. С этого же времени состоял пожизненным членом попечительства при Михаило-Архангельской церкви Казанской Духовной Академии для вспомоществования всем служащим и служившим в ней. Кроме этого, Преосв. Алексий был председателем Совета миссионерских курсов, председателем комитета по устройству публичных чтений при библиотеке Св. Владимира и комиссии по наблюдению за преподаванием Закона Божия в учебных заведениях г. Казани, председателем общества вспомоществования недостаточным студентам Академии, членом Казанского Губернского Комитета, Попечительства о народной трезвости и почетным членом Казанского общества трезвости и общества книгопечатников. Управлял Спасским монастырем и заведывал делами Казанского и Чистопольского мужских духовных училищ.
В марте 1905 г. епископ Алексий назначается на самостоятельную Таврическую кафедру епископом Таврическим и Симферопольским. На этом новом поприще для своей деятельности он много способствовал умиротворению края в 1905 и 1906 гг. После издания манифеста 17 октября епископ Алексий произнес проповедь, в которой предостерегал, чтобы дарованные свободы не повлекли "свободу от совести".
В ноябре 1910 г. епископ Алексий был перемещен на кафедру Псковскую, епископом Псковским и Порховским.
Ввиду того, что деятельность епископа Алексия, как епископа Псковского, не отражена нигде в той периодической литературе, которой мы пользовались при составлении настоящего каталога, то мы почерпнули сведения по интересующему нас вопросу в книге Сергия Труфанова (бывш. иеромонаха Илиодора) под названием "святой черт" или "Записки о Распутине". Свободное печатание таких книг стало возможным только тогда, когда жестокая цензура значительно ослабла под влиянием нараставшей революционной волны и вековые устои самодержавия поколебались.
В этой книге Сергей Труфанов дает резкий обличающий материал на многих преосвященных и в числе их, на епископа Алексия.
Этот материал резко отличается от характеристик, помещенных в других источниках. Епископ Алексий Псковский рисуется человеком в высшей степени корыстолюбивым и любителем мзды неправедной, за деньги давшим возможность "черным воронам-иоаннитам" свить себе в Псковской епархии прочное гнездо. Это гнездо было устроено в Воронцовском Благовещенском монастыре.
"Русский Паломник" за 1912 год, в № 25, с. 331, говоря о переводе епископа Алексия на Тобольскую кафедру, причиной перевода выставляет обнаружение иоаннитского монастыря.
Синод тщательно рассмотрел все дело Воронцовского монастыря, находящегося в каком-то далеком углу Псковской губернии и после исследования сослал Алексия в Тобольскую губернию. (Сергей Труфанов, с. 116). В этой же книге на странице 160 мы находим еще несколько слов к характеристике епископа Алексия. Автор называет епископа "безобразным по телу, а еще более по душе" и называет его "жестоким, неверующим духовным лицом".
В захолустный сибирский город Тобольск епископ Алексий был переведен в апреле 1912 г. и пробыл на Тобольской кафедре только до октября 1913 г., т.е. всего полтора года, после чего он был назначен Экзархом Грузии и возведен в сан архиепископа Карталинского и Кахетинского со званием члена Святейшего Синода.
По толкованию Труфанова, будучи сослан в Тобольскую губернию, епископ Алексий сообразил, что едет в епархию, где подвизается "блаженный" старец (Распутин). Он хорошо знал все темные дела Григория, знал расположение к нему царствующего дома, и учтя все это, он на епархиальном съезде Тобольского духовенства провозгласил Распутина "Божьим человеком".
Григорий не замедлил вознаградить своего высокого защитника и через короткое время Алексий, опальный простой епископ, из захолустья получил высокое выдающееся положение.
Трудно сказать, как это было в действительности, но нам кажется, что Илиодор весьма и весьма преувеличивает ошибки епископа Алексия и передает сведения о нем в сильно искаженном виде.
Неоспорим тот факт, что епископ Алексий был удален с Псковской кафедры в Тобольск вследствие вскрытия в Пскове иоаннитов, но это вовсе не означает, что преосвященный ради корысти дал возможность развиваться иоаннитам в Воронцовском Благовещенском монастыре. Иоанниты сами по себе представляли секту, а сектанты, в большинстве случаев — люди скрытые и вполне возможно, что они не были замечены епископом Алексием именно потому, что держали свое учение в тайне.
Возможно, что епископ Алексий, как простодушный человек, принимал какие-нибудь подарки от иоаннитов, не замечая за последними худых намерений и сам не имел при этом никакой корыстной цели. А на благотворительность в целях прикрытия самих себя сектанты, как известно, очень способны.
Умозаключения Илиодора о корыстолюбии епископа Алексия не соответствуют действительности.
То же самое можно сказать и относительно утверждения Илиодора о тесной связи епископа Алексия с Распутиным. Еще неизвестно, действительно ли он назвал Распутина "Божьим старцем", а главной причиной его назначения на Карталинскую кафедру в качестве Экзарха, как нам кажется, была его преданность к "царствующему дому", которая особенно видна из его проповеди, произнесенной по случаю манифеста 1905 года.
Период, в который был назначен епископ Алексий Экзархом Грузии, был периодом революционного брожения в Грузии. Вот туда-то и нужно было, по мысли "царствующего дома", назначить такого иерарха, который отличался бы преданностью государственной власти и имел незаурядные способности. Таким то иерархом и явился епископ Алексий, который и был назначен в сане архиепископа на кафедру Карталинскую в качестве Экзарха Грузии.
Будучи епископом Тобольским, Преосв. Алексий, подобно своему предшественнику архиепископу Антонию, трудился для прославления святителя Иоанна Максимовича. Он всенародно молился, да сподобит Господь Тобольск и Россию петь не "Вечную память", а "Величаем тя, святителю отче Иоанн". Это предсказание Преосвященного Алексия через несколько лет исполнилось.
На жизнь епископа Алексия два раза делались покушения: один раз стреляли в окно его спальни, а другой раз пытались поджечь тот дом, где он остановился на ночлег во время объезда епархии.
На кафедре Экзарха Грузии архиепископ Алексий пробыл меньше года, в последнее время своей жизни он страдал болезнью почек и горловой чахоткой, которые и привели его к преждевременной смерти.
Скончался 20 мая 1914 г. Отпевание совершал Преосвященный Ереванский Пимен. Погребен на своей родине в Вятской губернии.
На всех местах своего архипастырского служения архиепископ Алексий привлекал сердца пасомых сердечностью, добротой и простотой обращения, истовым служением, неустанной проповедью слова Божия, которою сопровождал почти каждое свое служение и, наконец, заботливостью о воспитании в духе Православной Церкви подрастающих поколений. Особенная его внимательность и самая нежная заботливость и отеческая попечительность направлены были на духовно-учебные заведения. Отношения его к духовенству были всегда в полном смысле слова пастырские. Справедливость и настойчивость соединялись в этих отношениях с пастырской любовью и милосердием. Во всех своих отношениях к подчиненному духовенству архиепископ Алексий проявлял ясное и верное понимание всех сторон жизни духовенства и уменье выбирать и отличать работоспособных людей. За время своего архипастырского служения архиепископ Алексий дважды в 1908 и 1913 годах вызывался в С.-Петербург для участия в делах высшего церковного управления.
Среди трудов и забот сначала по управлению Академией, а затем по управлению епархиями, Преосвященный Алексий находил время и для своих ученых занятий, печатая статьи по разным богословским вопросам в "Православном Собеседнике", в "Известиях по Казанской епархии", в "Руководстве для сельских пастырей", в журнале "Деятель" и др.
Труды:
"Св. Киприан Карфагенский и его учение о Церкви". (Магистерская диссертация). Казань 1888 г., НЭС т. II, с. 11, "Прав. Собес." 1888 г., февраль-декабрь.
О необходимости религиозного знания. "Прав. Собес." 1888, ноябрь, с. 385-396.
Слово на день Архистратига Божия Михаила и прочих сил бесплотных. "Изв. Казан. епарх." 1888, № 24, с. 557-564.
Поучение в Неделю Крестопоклонную. "Изв. Казан. епарх." 1889, № 7, с. 144-148.
Слово на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. "Изв. Казан. епарх." 1889, № 9, с. 211-218.
Значение христианского храма в деле воспитания и образования юношества. Казань, 1891, НЭС, т. II, с. 11 (Казань, 1891).
Поучение на 6 декабря перед кружечным сбором пожертвований в пользу школ. "Изв. Казан. епарх." 1892, № 22, с. 650-654.
Христианский взгляд на бедствия и несчастия жизни. Казань, 1891.
Возможен ли истинно-христианский прогресс вне церкви. Казань, 1893, НЭС, т. II, с. 11.
Слово в Неделю Православия о прогрессе веры. "Изв. Казан. епарх." 1893, № 4, с. 147-154.
Слово, сказанное 19 октября 1899 г. Нравственные условия материального благосостояния людей. "Изв. Казан. епарх." 1899, № 23, с. 1029-1033.
Сила пастырского влияния. "Православный собеседник" 1900, декабрь, с. 596-598.
Мысли и думы о прощании с XIX веком. Поучение, сказанное 31 декабря 1900 г. за литургией в Спасском монастыре. "Прав. Собес." 1901, январь, с. 1.
Увещание по поводу бывших студенческих волнений и беспорядков. "Прав. Собес." 1901, май, с. 623-629.
Приветствие студентам по случаю начала нового учебного года. "Прав. Собес." 1901, октябрь, с. 582-585.
Речь, сказанная 8 января 1902 г. дворянам Казанской губернии перед дворянскими выборами. "Прав. Собес." 1902, февраль, с. 236-240.
Задачи питомцев духовной школы. Из поучения, сказанного 27 января 1902 г. в церкви Казанской духовной семинарии. "Изв. Казан. епарх." 1902, № 4, с. 149-153 (Казань, 1902).
Поучение на день Рождество Господа нашего Иисуса Христа. "Изв. Казан. епарх." 1902, № 1, с. 4-9.
Речь при пострижении в монашество Арсения Смоленца. "Прав. Собес." 1902, апрель, с. 602.
Речь при прощании с почившим профессором Волковым. "Прав. Собес." 1902, май, с. 728-729.
Поучение, сказанное в кафедральном соборе по случаю сбора пожертвований на казанских погорельцев 16 июня 1902 г. "Изв. Казан. епарх." 1902, № 13, с. 587-589.
Крещение черемис-язычников в селе Мушерни Казанской епарх. "Изв. Казан. епарх." 1902, № 16, с. 726-733.
Речь, сказанная перед собранием народных учителей и учительниц Казанского и Царево-Кокшайского уездов 29 августа 1902 г. "Изв. Казан. епарх." 1902, № 18, с. 808-811.
Поучение, сказанное 15 сентября 1902 г. в 4-х классном городском училище перед началом занятий в мужской воскресной школе. "Изв. Казан. епарх." 1902, № 19, с. 852-853.
Надгробная речь при отпевании Петра Михайловича Украинского. "Изв. Казан. епарх." 1903, № 1, с. 25-26.
Св. Киприан Карфагенский как поборник учения о единстве Церкви. // "Православный собеседник". 1903. № 3.
Поучение, сказанное в Казанском кафедральном соборе 4 февраля 1903 г. в день 35-летия священства Высокопреосвященнейшего Архиепископа Казанского Арсения. "Изв. Казан. Епарх." 1903, № 4, с. 114-118.
Поучение, сказанное Преосв. Алексием при освящении храма в окружной лечебнице. "Изв. Казан. епарх." 1903, № 5, с. 170-172.
Речь перед защитой диссертации: "св. Киприан Карфагенский и его учение о Церкви". "Изв. Казан. епарх." 1903, № 5, с. 339-354.
Приветственная речь новоприбывшему архиепископу Димитрию. "Изв. Казан. епарх." 1903, № 6, с. 198-199.
Речь над могилою Павла Ивановича Ложкина. "Изв. Казан. епарх." 1903, № 9, с. 357-359.
О новом пути. Речь на молебне перед началом занятий в Казанской духовной академии в 1903/1904 учебной году. "Изв. Казан. епарх." 1903, № 20, с. 605-612. "Прав. Собес." 1905, январь, с. 205.
Речь к окончившим курс студентам академии. Сказана при прощании со студентами 44 курса Казанской академии 1 мая 1903 г. "Изв. Казан. епарх." 1903, № 24, с. 837-839.
Жизнь без Бога: Публичное богословское чтение. Казань, 1903.
Первозванные кандидаты священства. Казань, 1904. "Изв. Казан. епарх." 1904, № 17, с. 544-557. "Православный собеседник" 1905, июль-август, с. 11.
Слово при проводах сестер милосердия на Дальний Восток. "Изв. Казан. епарх." 1904, № 7, с. 196-198.
Речь новопосвященному архимандриту Феодору (Поздеевскому). "Изв. Казан. епарх." 1904, № 9, с. 295-297.
Речь при прощании с преосв. Иоанном еп. Полтавским и Переяславским. "Изв. Казан. епарх." 1904, № 9, с. 297-299.
Речь, сказанная 25 февраля на молебне по случаю открытия земской школы сестер милосердия и сиделок. "Изв. Казан. епарх." 1904, № 10, с. 324-325.
Слово, сказанное в Казанском кафедральном соборе 4 апреля, в Неделю Антипасхии, после панихиды по вице-адмиралу С.О. Макарове. "Изв. Казан. епарх." 1904, № 15, с. 455-456.
Речь, сказанная 23 мая 1904 г. в Казанском Епархиальном женском училище к окончившим курс учения. "Изв. Казан. епарх." 1904, № 21, с. 665-667.
Речь, сказанная слушателям Казанских Миссионерских курсов после молебна перед началом занятий. "Изв. Казан. епарх." 1904, № 37, с. 1254-1261.
Речь, сказанная при открытии в г. Казани Речного училища 22 октября 1904 г. "Изв. Казан. епарх." 1904, № 42, с. 1422-1425.
К вопросу об упадке церковной проповеди. "Изв. Казан. епарх." 1904, № 47, с. 1565-1570.
Высота и важность пасторского служения. "Изв. Казан. епарх." 1904, № 48, с. 1597-1604.
Христианский пастырь у вифлеемских яслей. // "Православный собеседник". 1905, янв., с. 18.
Церковно-библейский образ женщины-христианки и действительность. Казань, 1904 год. "Прав. Собес." 1905, январь, с. 205. "Изв. Казан. епарх." 1904, № 4, с. 103-110.
Слабое ли существо женщина. "Прав. Собес." 1905, июль-август, с. 42. (Казань, 1904.).
Современные отцы и дети. // "Православный собеседник". 1905, июль-авг., с. 41.
Память смертная. Из получения, сказанного во Владимирском соборе 7-го февраля 1904 г. "Изв. Казан. епарх." 1904, № 8, с. 233-236. "Прав. Собес." 1905, июль-август, с. 41.
Бесплодная смоковница. Из поучения, сказанного в полночь на 1904 новый год. "Изв. Казан. епарх." 1904, № 2, с. 31-33. "Прав. Собес." 1905, июль-август, с. 41.
Безблагодатная жизнь. Из поучения на день Богоявления. "Изв. Казан. епарх." 1904, № 7, с. 208-212. "Прав. Собес." 1905, июль-август, с. 41.
Поучение, сказанное в Бердянском соборе 6 декабря 1907 г. в день освящения и открытия памятника гос. императору Александру II. "Приб. к "ЦВ" 1907, № 51-52, с. 2291-2294.
Поучение Преосвященного Таврического Алексия. "Приб. к "ЦВ" 1907, № 51-52, с. 2291-2294.
Поучение, произнесенное 30 января в храме Псковской Духовной семинарии. "Приб. к "ЦВ" 1911, № 10, с. 411.
Поучение, произнесенное 26 мая 1911 г. в Святогорском монастыре пред панихидой по А. С. Пушкине, в день открытия Пушкинской колонии. "Приб. к "ЦВ" 1911, № 25, с. 1055.
Речь, произнесенная окончившим курс учения воспитанникам Псковской Духовной семинарии 15 июня 1911 г. "Приб. к "ЦВ" 1911, № 28, с. 1199.
Тайна преподобной жизни. "Приб. к "ЦВ" 1911, № 51-52, с. 2234.
Слово, сказанное в день 100-летнего юбилея Отечественной войны 26 августа 1912 г. "Приб. к "ЦВ" 1912, № 35, с. 1385.
Слово над гробом почившего Экзарха Грузии архп. Иннокентия. "Приб. к "ЦВ" 1913, № 39, с. 1765. "Прав. Собес." 1918, с. 447-449.
Публичные богословские чтения. Тобольск, 1912 (1913?).
Хула на Духа Святого. "Православный собеседник" 1913, апрель, с. 535-549.
Сын Божий и Церковь Христова. "Православный собеседник" 1913, октябрь, с. 450-459.
О нравственных условиях научного образования. // Прибавления к "Церковным ведомостям". 1914. № 11, с. 577.
Антихрист. Москва, 1914 год.
Лекции: О значении доброй нравственности в жизни человека и нравственном законе.
О целомудрии.
О необходимости и важности религиозно-нравственных публичных чтений.
Простой ответ на вопрос, почему священнику не следует бывать на театральных представлениях. // "Руководство для сельских пастырей".
Прощальная речь к окончившим курс воспитанникам Казанской духовной семинарии в 1900 г. Казань, 1900.
Свидетельство о лице Иисуса Христа. // "Русский паломник". 1914. № 2.
Приготовление к миссионерству.
Отчего душа болит. Симферополь, 1905.
Послание пастырям Таврической епархии. Симферополь, 1905.
Отзывы его:
Отзыв епископа Алексия и профессоров Гусева, Терновского и Царевского о сочинениях заслуженного профессора протоиерея Ефимия Малова. "Прав. Собес." 1904, июнь, с. 1, приложение 4-е.
Литература:
"Церк. Вед." 1900, № 33, с. 302, 1905, № 14, с. 100, 1908, № 38, с. 291, 1910, № 46, с. 427, 1912, № 17, с. 101, 1913, № 41, с. 485.
"Приб. к "ЦВ" 1900, № 40, с. 1609-1611, 1905, № 14, с. 609, 1907, № 51-52, с. 2291-2294, 1912, № 17, с. 716, 1913, № 41, с. 1861, 1914, № 21, с. 972.
"Богосл. Вестн." 1910, февраль.
"Прав. Собес." 1900, сентябрь, с. 296, 1900, октябрь, с.437-455, 1900, декабрь, с. 596-598, 1901, январь, с. 1, 1901, март, с. 377-380, 1901, апрель, с. 603, 1901, май, с. 623-629, 1901, октябрь, с. 582-585, 1902, февраль, с. 236-240, 1902, март, с. 81, 1905, январь, с. 18, 205, 1905, май, с. 121-125, 169, 728-729, 1905, июль-август, с. 37, 41, 42, 1907, январь, с. 8, 1907, октябрь, с. 62, 68, 1909, март, с. 1, 1913, апрель, с. 535-549, 1913, октябрь, с. 447-449, 450-459, 1913, декабрь, с. 835, 1914, февраль, 1914, июль-август, с. 150, 1914, ноябрь, с. 8, 12-13.
"Русск. Паломн." 1912, № 25, с. 381, 1913, № 43, с. 687, 1914, № 27, с. 432, 436, 1916, № 37, с. 514.
"Церк. Вестн." 1908, № 12, с. 874.
"Симбирск. епарх. Вед." 1900, № 18, с. 331.
Булгаков, с. 1401, 1410, 1414.
БЭС т. I, стб. 121, т. II, стб. 1936, 2168.
БЭЛ т. VII, стб. 728.
НЭС т. II, стб. 11.
НЭС т. XXVII, стб. 7 и дополн. т., с. 79.
"Изв. Каз. епарх." 1888, № 21, с. 449, 1899, № , с. 804, 1900, с. 773-788, 1902, № 9, с. 386, 1902, № 22, с. 1006-1016, 1903, № 2, с. 138, 1903, № 17, с. 3, 1903, № 4, с. 294, 1905, № 17, с. 473, 1908, отчет попечительства 1907, с. 4, 1910, № 7-8, с. 22, 1912, № 16, с. 523, 1912, № 17, с. 558, 1913, № 39, с. 1166-1168, 1914, № 21, с. 629.
"Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1903 г., с. 46, 1905 г., с. 68, 1906 г., с. 186, 1910 г., с. 178.
"Русск. Инок." 1911, вып. 45-46, с. 79-80.
"Красный архив" 1928, т.26, с. 12.
Заметки и дополнения Е. М. № 17.
Мануил, архиеп. Каталог Русских архиереев. Ч. 1. Чебоксары, 1959. с. 113-115.
|