Биография
Димитрий (Муретов Климент Иванович), архиепископ Херсонский и Одесский.
Родился 11 февраля 1811 г. в с. Лучинске Пронского уезда Рязанской губернии в семье диакона.
В 1820 г. поступил в Сапожковское духовное училище, затем обучался в Рязанской семинарии.
В 1831 г. поступил в Киевскую духовную академию, которую окончил первым учеником.
11 сентября 1834 г. пострижен в монашество; 27 октября рукоположен во иеродиакона, а 24 июля 1835 г. — во иеромонаха.
7 октября 1835 г. удостоен степени магистра и определен бакалавром Киевской духовной академии на кафедру Св. Писания и герменевтики.
6 сентября 1837 г. утвержден в звании профессора богословских наук.
С 14 февраля 1838 г. — инспектор академии.
25 марта 1838 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Киево-Выдубицкого монастыря.
С 24 апреля 1841 г. — ректор Киевской духовной академии.
4 марта 1851 г. хиротонисан во епископа Тульского.
С 11 июня 1857 г. — епископ Херсонский.
3 апреля 1860 г. возведен в сан архиепископа.
Со 2 октября 1874 г. — архиепископ Ярославский.
С 26 апреля 1876 г. — архиепископ Волынский.
С 1882 г. — архиепископ Херсонский и Одесский.
Скончался 14 ноября 1883 г.
Общественно-полезная деятельность Димитрия началась в стенах Киевской духовной академии. Десятилетний период его управления Киевской академией замечателен как по высоте научного уровня преподавания, так и по прекрасному внутреннему строю академической жизни. В это время имя Димитрия стало широко известным. По многочисленным отзывам его сослуживцев и воспитанников, он представлял из себя в высшей степени гуманного и заботливого начальника, вникавшего во все подробности академической жизни и уже тогда прославившегося своей благотворительностью и другими добрыми качествами.
При первом взгляде на Димитрия имп. Николай увидел в нем особенного человека. Вот как описывается этот случай. При посещении имп. Николаем Киева митр. Филарет представил ему ученую корпорацию, в числе коих был и Димитрий, тогда еще архимандрит и ректор академии. Во время представления император неоднократно оборачивался в сторону Димитрия и смотрел ему прямо в глаза. Все это заметили. Прибыв в Петербург, имп. Николай сказал жене: "Вот я видел монаха в Киеве! Я желаю, чтобы он непременно благословил наших детей". Вскоре Димитрий был вызван в Петербург. Когда он был введен в кабинет, то увидел там царствующую чету со всеми детьми. Смиренно исполнив желание правителя, Димитрий возвратился в Киев. Говорят: глаза — зеркало души. В глазах Димитрия отражались высокие свойства души его: смирение, незлобие, доброта и под покровом их — глубокий ум.
Его замечательные духовно-нравственные качества проявились и в период архипастырского служения. Димитрия нельзя назвать искусным епархиальным администратором в обыденном смысле этого слова. В нем было много другой высшей администрации, созидающей души, дающей им возможность чувствовать и воочию видеть силу и значение Церкви Христовой, истинную, а не мнимую власть представителей этой святой Церкви, этого наивысшего учреждения на земле.
На преосвящ. Димитрии с отрадой и умилением останавливался взор всякого православного христианина. В своей жизни он стремился осуществить идеал евангельского Пастыря — кроткого, учительного не только словом, но и жизнью, исполненного любви и снисходительности к людям, особенно падшим, скорбящим и озлобленным, милости Божией и помощи требующим. Других стремлений он не имел, не искал он ни стяжаний, ни карьеры. Это был совершенный инок — благоговейный, добрый, смиренный, нестяжательный и крайне нищелюбивый. О его доброте существует много рассказов. Вот один из них.
Когда Димитрий был архиепископом Волынским, к нему пришла одна дама в слезах, прося помочь ей в крайней нужде. "Верьте, — сказала она, — ни копейки не имею". "А вот что, — ответил Димитрий, — я приглашен завтра на погребение, потружусь на Ваше счастье, что дадут — то Ваше, а Вы в 4 часа приходите".
В 4 часа дама получила от Владыки нераспечатанный пакет, в котором оказалось 1000 рублей. Дама снова пришла к Владыке и взволнованно сказала ему об этом. Но он ответил: "А мне какое дело? Ведь я сказал Вам, что потружусь на Ваше счастье. Ну Господь Вам послал, Его и благодарить Вам следует".
Везде преосвященный был известен своим огромным влиянием на паству и редким расположением к нему последней. Такой тесной духовной связи он достигал своими "общественными богослужениями" и замечательными поучениями, заботой о благолепии храмов, благотворительностью и нищелюбием.
Он постоянно заботился и о подведомственном духовенстве и особенно о духовных учебных заведениях. В Одессе он улучшил преподавание и быт духовного училища и семинарии, выстроил дом для общежития, основал попечительство о бедных, деятельно боролся со штундой и провел реставрацию храмов.
Вызванный в 1859 г. в С.-Петербург как лучший устроитель духовных учебных заведений, преосвящ. Димитрий председательствовал в комиссиях: 1) по сокращению переписки по духовному ведомству; 2) по улучшению быта сельского духовенства; 3) по преобразованию духовных семинарий и училищ. Работа его в комиссиях была весьма плодотворной.
Деятельность по епархии он совмещал с общественной. Период управления Херсонской епархией совпал со временем освобождения крестьян, и преосвящ. Димитрий оказал неоценимую услугу отечеству своими правильными действиями в предупреждении крестьянских волнений.
В 1860 г., когда на него было возложено звание попечителя болгарского настоятельства, преосвящ. Димитрий установил самые близкие отношения с сербами, далматинцами и особенно болгарами, оказывая им щедрую и разнообразную помощь.
Его ревностное и многополезное служение было отмечено наградами и знаками отличия.
До возведения в сан епископа Димитрий вел большую литературную работу. С принятием архиерейского сана он совсем оставил науку и полностью посвятил себя делу благотворительности и проповедничества. Его проповеди отличались простотой и задушевностью и в то же время были "исполнены высокого и сильного красноречия". Особенно в последние годы жизни преосвященный Димитрий усиленно проповедывал слово Божие и с архиерейской кафедры, и со страниц печати. Он чувствовал, что недолго ему осталось жить и торопился как можно лучше выполнить свою пастырскую миссию — миссию церковного учителя.
Личность архиеп. Димитрия — это такая светлая личность, которая служила и будет служить постоянно славой и украшением Русской Церкви.
С кончиной архиеп. Димитрия отошел в вечность последний представитель того блестящего триумвирата (Иннокентий Борисов, Димитрий Муретов, Макарий Булгаков), который подарила Русской Церкви Киевская духовная академия в так называемый "иннокентиевский" период.
Труды:
О путях промысла Божия в обращении грешников и о путях покаяния для обращенных. (Собр. соч. студентов К. Д. А. Киев, 1839).
Первое собрание слов, бесед и речей преосвященного. Одесса, 1859.
Собрание слов, бесед и речей. СПб, 1885.
Полное собрание творений Димитрия (в шести томах), 1899.
Цветы из сада, изд. Афон. рус. Пантелеим. м-ря. М., 1889, с. 103.
Слово об уважении к местам христианского погребения. Приб. к Ц. В., 1890, № 47, с. 1577.
Отдельные слова и речи Димитрия напечатаны в Православном обозрении за 1875-1884 гг.
Литература:
Смирнов Н. Высокопреосвящ. Димитрий (Муретов), архиеп. Херсонский и Одесский. М., 1898.
Ястребов М. Высокопреосвящ. Димитрий (Муретов), архиеп. Херсонский и Одесский. Труды К. Д. А., 1899, № 5.
Никанор, архиеп. Минувшая жизнь. Одесса, т. 1, с. 120.
Хойнацкий А. Волыно-Почаевский патерик. М., 1888.
Ливанский И. На смерть Димитрия, архиеп. Херсонского (стихотворение).
Флоринский Н. Высокопреосвящ. Димитрий, архиеп. Херсонский (Душеп. чтен., 1886, кн. 6).
Гавриленков Воспоминание о преосвящ. Димитрии, архиеп. Херсонском. (Полтав. еп. вед., 1884, № 1).
К. Б. Памяти архиеп. Димитрия Одесского (истор. вестн., 1884, № 2).
Лебединцев Ф. Высокопреосвящ. Димитрий (Муретов), архиеп. Херсонский (Киев. старина, 1883, № 12.).
Булгаков, с. 1397, 1415, 1416, 1418.
Строев, с. 335, 489, 783.
Денисов, с. 300.
Списки архиереев, № 327.
Н. Д., с. 24, 69, 70, 74.
Юбилейный сборник, с. 301, 471.
Пятидесятилетний юбилей К. Д. А. Киев, 1869.
Современные известия, 1883, № 319, 320, 322, 341.
Ярослав. еп. вед., 1876, № 21, 23, 28, 47, 52.
Московские ведомости за 1883 г., № 320-330, 345, 359.
Самар. еп. вед., 1897, № 3, с. 137; № 7, с. 177.
Изв. Казан. еп., 1882, № 8, с. 161.
-"- 1893, № 19, с. 622, 623.
Приб. к Ц. В., 1897, № 8, с. 299; № 14, с. 548.
-"- 1905, № 37, с. 1569-1574; № 38, с. 1608-1613.
Прав. собес., 1899, июнь, с. 354.
-"- 1902, декабрь, с. 784.
-"- 1904, апрель, с. 8.
-"- 1908, декабрь, с. 743.
Рус. палом., 1893, № 8, с. 126.
Русская старина, 1910, ноябрь, с. 422, 450.
Кормчий, 1890, № 31, № 49, с. 595.
-"- 1912, № 7, с. 81.
Труды К. Д. А., 1870, апрель, с. 1-31; июнь, с. 1-30.
-"- 1872, ноябрь, с. 6.
-"- 1873, ноябрь, с. 508-509.
-"- 1874, август, с. 425-427.
-"- 1877, март, с. 635.
-"- 1884, август, с. 593-600.
-"- 1886, май, с. 8.
-"- 1887, сентябрь, с. 146-155.
-"- 1890, ноябрь, с. 364-438.
Истор. вестн., 1884, февраль, с. 341-345.
-"- 1886, т. 26, с. 29-30.
-"- 1887, декабрь, с. 8.
-"- 1888, ноябрь, с. 9.
-"- 1892, т. 49, с. 723.
-"- 1895, февраль, с. 650.
Христ. чтен., 1871, декабрь, с. 82-83, 109-110.
-"- 1875, июль, с. 507-509.
Прав. обозрен., 1863, февраль, с. 96.
-"- 1864, март, с. 153; апрель, с. 232-233; июнь, с. 109-110.
-"- 1871, т. 3, с. 614-615.
-"- 1873, т. 3, с. 593-594.
-"- 1884, январь, с. 186; апрель, с. 813.
Рус. архив, 1895, кн. 2-я, № 5, с. 77.
-"- 1899, кн. 1-я, № 3, с. 427, 428, 668.
-"- 1900, кн. 3-я, № 10, с. 236-237.
-"- 1904, кн. 1-я, № 1, с. 109; кн. 2-я, № 8, с. 570.
Ж. П. Б., доп. том II, с. 359, 369-469.
Ж. М. П., 1945, № 11, с. 49.
БЭЛ, т. III, с. 775; т. IV, с. 1054.
БЭС, т. I, с. 735-736, 547; т. II, с. 2195, 2275, 2404.
БЭЮ, т. 8, с. 466.
РБС, т. VI, с. 396-398.
|