Архиереи



Михаил (Постников)

  
Ф.И.О.:  Постников Михаил Степанович
  
Сан:  епископ
Место:  рождения: г. Воронеж
Дата рождения:  30.09. 1878 г. 19 век

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

Обновленческая церковь

1922 г. 20 век    
  

Русская Православная Церковь

1943 г. 20 век    
  

 
Биография

Михаил (Постников Михаил Степанович), епископ Ивановский и Шуйский.
Родился 30 сентября 1878 года.
В 1900 году окончил Воронежскую духовную семинарию, затем прослушал два курса Томского университета по медицинскому факультету и перешел в Ярославский (Демидовский) лицей, каковой окончил в 1904 году с присвоением степени кандидата прав.
В 1911 году окончил Московский университет по историко-филологическому факультету с присвоением ученой степени магистр исторических наук. Полное образование закончил за границей. Вдов. Пострижен в рясофор.
До 1920 года служил в системе Министерств, а затем Наркомата Народного Просвещения.
С 1920 года священник Казанской церкви с. Усмани, Воронежской епархии.
В 1922 году уклонился в обновленческий раскол и назначен уполномоченным ВЦУ по Воронежской епархии в сане протоиерея.
13 октября 1922 года хиротонисан обновленческими архиереями во епископа Вольского, викария Саратовской епархии.
С декабря 1924 года — временно управляющий Псковской епархией.
С 20 февраля 1925 года — правящий Велико-Устюжской епархией.
10 марта 1925 года назначен правящим епископом Уральской епархии с присоединением к последней Вольского викариатства.
14 мая 1927 года возведен в сан архиепископа в честь 5-летнего юбилея обновленчества.
В 1928 году — архиепископ Касимовский, викарий Рязанской епархии.
В 1929 году — архиепископ Рязанский.
В 1930 году формально уволен за штат.
С 27 ноября 1931 года — архиепископ Калининский.
26 декабря того же года уволен на покой.
В 1942 году — юрисконсульт Московского Епархиального Управления.
В октябре 1943 года он обратился к Святейшему Патриарху Сергию с покаянной докладной запиской, на которой была положена резолюция следующего содержания:
"К сожалению, докладная записка просителя не обнаруживает достаточной серьезности в понимании просителем своего канонического проступка, а потому и покаяние просителя недостаточно. Он уходит от обновленцев лишь только потому, что многие из них оказываются небезупречными в своем поведении. Но Апостол советует смотреть больше за собой и не судить чужого раба: он пред своим Господом стоит или падает. Восстанет же, силен бо Господь воставити его (Гим. 14, 4). Основной грех обновленчества не в том, что не всего его представители оказались безупречными в жизни, а в том, что обновленчество, как корпорация или, выражаясь языком канонов, как самочинное сборище, откололось от святой Церкви "и иный алтарь водрузило" (св. Ап. Прав. 31). И не только водрузило алтарь для себя, но и всячески воевало против св. Церкви, стараясь отторгнуть за собой церковных овец. Это — грех, который не омывается, по учению святых отцов, даже мученической кровью. Между тем проситель (допустим, по некоторому неразумению) пребывал в этом сборище чуть ли не двадцать лет, находясь с обновленцами в евхаристическом общении.
Характерно, что в докладной записке об этом умалчивается, а со слов просителя мы знаем, что даже в Пасху этого года он причащался у обновленцев. Да и теперь нельзя с уверенностью утверждать, что с обновленчеством у просителя уже все порвано. Обновленческое начальство наградило просителя (конечно, за заслуги пред своим сборищем, а не пред Церковью) саном архиепископа, и проситель не стесняется носить этот сан и в настоящее время. По общепринятому порядку, награды, полученные во враждебном лагере, не носятся служителями Церкви. Например, обновленческий митрополит Ювеналий Машковский, вступая в общение с Церковью, сам заявил, что ему неудобно сохранять теперь за собой митрополитство, и с тех пор именовал себя просто епископом. Пусть пример епископа Ювеналия будет предметом подражания и для просителя.
Ознакомившись с этой моей резолюцией, проситель может усмотреть, в чем должен он покаяться, чтобы просить себе общения со Святой Православной Церковью".
Учитывая все сказанное в резолюции, он 5 ноября 1943 года принес покаяние по следующей формуле:
"Я, нижеподписавшийся обновленческий архиепископ Михаил Постников, рожд. 1878 г., исповедую Господу Иисусу Христу и Пречистой Его Матери и всем святым, и Тебе, Святейший Владыко, и здесь присутствующим архипастырям мой великий грех уклонения от Единой Святой Православной Церкви в раскол обновленческий. По окончании Воронежской духовной семинарии я в недрах Св. Церкви получил хиротонию во диакона и пресвитера, но в 1922 году я среди других уклонился в обновленчество, и не только уклонился, но и принял в обновленчестве архиерейскую хиротонию и потом — возведение в сан архиепископа. Вскоре же я в обновленчестве разочаровался и всячески старался не участвовать в противоцерковной деятельности обновленцев. Однако лишь только в 1930 году формально был уволен за штат, а в евхаристическом общении с обновленцами оставался до настоящего времени. Последний раз я с ними приобщался на Пасху текущего года. Теперь, придя к сознанию всего совершенного мною, я глубоко сожалею, что находился с обновленческой корпорацией и искренно в этом раскаиваюсь. Ни на какие чины, полученные как награда, я не претендую, я только смиренно прошу принять меня в общение со Святой Православной Церковью, причем заявляю, что всякое сношение с обновленчеством я порываю. Прости меня, Святейший Владыко, и благослови и, вкупе с прочими архипастырями, помолитеся о мне грешном".
После этого принят в общение с Московской Патриархией в сущем сане епископа, но оставлен на покое.
12 февраля 1944 года назначен епископом Архангельским, но от назначения отказался и остался на покое.
В июле 1944 года назначен епископом Пензенским и Саранским.
27 января 1947 года — епископ Ивановский и Шуйский. В этом же году 19 июня уволен на покой.
25 июня 1947 г. арестован в Иваново.
Оосбым совещанием при МГБ СССР приговорен к пяти годам заключения. Срок заключения отбыл полностью.
Дальнейшая судьба неизвестна.
В Пензе рассказывают, что еп. Михаил имел прекрасный голос и очень выразительно читал, особенно акафисты, так что некоторые приходили в собор специально для того, чтобы послушать его. Возможно, что в этом чтении было нечто артистическое, театральное; восторженные отзывы о нем давали именно такие люди, которые приходили только слушать, а более религиозные отзывались сдержаннее. Они оттеняли заслуги еп. Михаила в хозяйственном отношении — его заботами в соборе: устроено паровое отопление, проведен основательный ремонт и т.д.
Еще одно дополнение к характеристике еп. Михаила идет от человека, совершенно чуждого Церкви, еврея, руководителя одной из городских организаций. Во время войны и вскоре после нее эта организация, также как и другие, оказывала материальную помощь нуждающимся семьям фронтовиков. Подшефных семей было много, а средств для этого мало, и вот один из членов комиссии по оказанию помощи надумал обратиться в собор и попросить там дополнительную сумму для этой цели. Епископ Михаил тотчас же откликнулся на эту просьбу и выдал 10.000 рублей, причем представителей организации удивил не только размер этой помощи, они обратили внимание на то, что еп. Михаил выдал ее без всякого оформления и спросили, не нужно ли ему для отчета составить какой-нибудь документ. Он ответил:
"Я отчитываюсь только перед Господом Богом".
Эта фраза произвела такое впечатление на присутствующих, что они вспоминали его много лет.
По слухам, в Иванове еп. Михаил попал под суд и был осужден на 15 лет.

Литература:

"ЖМП" 1943, № 3, с. 7-9.
-"- 1944, № 2, с. 9.
-"- 1944, № 8, с. 3.
"Вестн. Свящ. Син. Прав. Рус. Церкви" 1926, № 12-13, с. 7. 1927, № 5-6, с. 7.
"Церк. Обновлен." 1925, № 2, с. 15.
-"- 1925, № 5, 6, 7, с. 59.
-"- 1925, № 9, с. 76.
"Журнал Засед. Свящ. Синода" № 2 от 27.I.1947 г.
-"- № 7 от 16.V.1947 г.
-"- № 9 от 19.VI.1947 г.
ФПС I, с. 13.
ФАОС дело № 127.
Кат-АМ № 212.
Кат-ЯВ № 173, с. 82, 83.
Кат-ЕС № 2, с. 2, п/№ 5.
Regel'son 514.
Vest. russ. chr. dv. 45 (1957) 44: in Haft.
Joh. Chrysostomus, Kirchengeachichte III, 59f.

 
Должности и места служения

Великоустюжская

07/20.02. 1925 г. 20 век   —  
1925 г. 20 век
  
  

Витебская епархия

1928 г. 20 век   —  
1929 г. 20 век
   в/у
  

Архангельская епархия

30.01/12.02. 1944 г. 20 век   —  
1944 г. 20 век
  
  

Пензенская епархия

07. 1944 г. 20 век   —  
14/27.01. 1947 г. 20 век
  
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–