Епархии
Поиск


Витебская епархия

  
  
Организация: [раскол] [недействующ.] [самостоятельн.]
  
Дата учреждения:    08. 1922 г. 20 век
Дата закрытия:    20 век
  
  

Схема подчинения

Обновленческая церковь (Церкви)
Церкви, церковные группы и общины, отделившиеся от Русской Православной Церкви (Церкви)

  
  

История

Учреждена в августе 1922 г.
Именовалась и Полоцкая, и Витебская (точнее: Полоцко-Витебская).

  
  

Изменения названия

   Полоцкая и Витебская (Полоцко-Витебская)
  
  

Служители

 Глава
  
   Константин (Запрудский) 28.08/10.09. 1922 г. 20 век   —  
03. 1923 г. 20 век
     1
  
   Гавриил (Свидерский) 01/14.01. 1923 г. 20 век   —  
1925 г. 20 век
  
  
   Александр (Щербаков) 1925 г. 20 век   —  
1927 г. 20 век
  
  
   Сергий (Добромыслов) 1927 г. 20 век   —  
1928 г. 20 век
  
  
   Михаил (Постников) 1928 г. 20 век   —  
1929 г. 20 век
   в/у   2
  
   Нил (Ушаков) 1929 г. 20 век   —  
1932 г. 20 век
     3
  
   Сергий (Добромыслов) 1933 г. 20 век   —  
06. 1935 г. 20 век
   паки
  
  
  

Состав

   Епархии
 

Велижско-Высочанское викариатство

Дриссненское викариатство

  
  

Комментарии

1) Из вдовых протоиереев; священник храма Московского калитниковского кладбища.
"Хиротонисан" (без пострижения в мантию) в соборном храме Страстного девичьего монастыря (бывшего на нынешней площади Пушкина) Антонином Грановским и др.
При вручении архипастырского жезла ставленнику, Антонином Грановским (еще числившимся формально вождем обновленческих раскольников) была произнесена разносная "приветственная" речь в арес обновленческого "белого епископата", во время произнесения которой ошеломленный новохиротонисанный святитель упал в обморок, а в храме и в алтаре произошло великое смятение, скандал и немалая пря.
Впослествии обновленческая верхушка, за это выступление, грозилась Кнтонину Грановскому привлечением к судебной ответственности.
(Подробности скандала отражались на страницах тогдашней антирелигиозной печати).
Считаем уместным привести здесь вкратце последующие высказывания Антонина Грановского по вопросу о брачном епископате и второбрачии клириков. (См. "Труды... съезда СЦВ")
"...Женатый епископат аргументируется послением апостола Павла, где говорится, что епископ должен быть одной жены мужем. На этом все основывается. По сектантски недочитывается то, что у апостола разумеется. В первые века христианства, когда христиане горели энтузиазмом, когда в христианских общинах апостолы были руковоителями, тогда не былоопасности, что домашняя обстановка, домашние мирские отношения епископа затянут, засосут и потушат его внутреннее горение. По современной обстановке это не сбыточно и недопустимо... Требования женатого епископата идут главным образом из духовенческих кругов и диктуются карьеризмом. духовенство привыкло видеть в епископе администратора, начальника, который кладет резолюции, судит, назначает; все это может исполнять конечно и женатый, может быть женатый даже с большим успехом, по крайней мере с большей выгодой для духовенства, потому что он является плотью от плоти и кровью от крови его. точка зрения мирян на епископа была и будет совершенно другой. Мирянин виит в епископе молитвенника и подвижника, человека иных жизненных отношений:.
...На второбрачие клириков широкие народные массы смотрят более снисходительно: "пусть лучше будет вторая законная, чем худшее". Это приемлемо для народных масс, но это противоречит всему духу иерархического принципа в Православной Церкви и ее истории.
...Поэтому все постановления Собора 23 года должны быть отвергнуты, как аннулируются они теми группами верующих, которые находятся под благословением Тихона.
К сказанному я прибавлю: ссылаться на апостола Павла в защиту женатого епископата — это все равно, что ссылаться на того же апостола и постановления Вселенских Соборов в защиту рабства и крепостного права. Апостол Павел говорит о рабах... Мы нравственно выросли, рабство было исторической формой быта, которую мы переросли. рабство теперь нам претит. И женатый епископат это тоже была историческая форма иерархического быта. теперь рост нравственной дисциплины духовенства достиг большего уровня. Эта форма пережита..." (с. 41-42).
От всей былой "идейности" обновленцев, у них остались лишь одни "...канонические уродства или клерикальный нэп — женатые епископы и многобрачные клирики. Для Тихона эти новообразования не приемлемы. Тихон стоит на платформе Собора 1917 года... В тихоновском лагере во всяком случае не будет ни женатых архиереев, ни вдово-пережинившихся иереев. Синоду таким образом предстоит превратиться в брачную контору. он будет объединять ту группу духовенства без мирян, которая основалась на вольностях Собора 1923 года и забракована Тихоном. На долю Синода останется один в буквальном смысле клерикальный брак или шлак, духовенческие отбросы, от которых откачнутся верующие, они останутся только со своими свадебными бубнами..." (с. 20).
По АМЛ ("Каталог русск. арх. обн-цев" ч. III, с. 459), — первая дата (хиротонии) Константина Запрудского иная: 28.10/10.11.1922 г.

2) Касимовский.

3) По другим данным вторая дата иная: 14/27.03.1933 г.



Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–