Биография
Феофан (Туляков Василий Степанович), митрополит Горьковский.
Родился 25 февраля 1864 года в семье потомственного почетного гражданина г. Петербурга.
С детских лет имел влечение служить Церкви в священноиноческом сане и для этого хотел поступить в духовно-учебное заведение, но по воле родителей начал образование в Императорском Петроградском коммерческом училище.
В 1881 году, будучи воспитанником этого училища, вследствие непреодолимого вышеуказанного влечения, он обратился за советом к Высокопреосвященному митрополиту Московскому Макарию, Митрополит Макарий благословил его на приготовление к служению Церкви и сказал, что для получения систематического богословского образования надо поступить в богословские классы семинарии; прямо поступать в академию митрополит не советовал, ибо академия может иметь только значение для лица, получившего уже систематическое богословское образование. Вследствие этого на 17-м году Туляков начал изучать древние языки и некоторые другие предметы, составлявшие отличие программы духовной семинарии от программы коммерческого училища, с целью поступить в богословские классы духовной семинарии. По рекомендации ректора семинарии протоиерея Н.И. Розанова учителями Тулякова для приготовления его в семинарию были братья Налимовы, из которых старший скончался архиепископом Владимирским.
В 1883 году, после экзаменов, он поступил в 1-й богословский класс и в 1885 году окончил семинарию студентом и в том же году поступил в Петроградскую духовную академию, которую окончил в 1889 году кандидатом богословия с правом получения степени магистра без нового устного испытания. Стремясь служить Церкви Христовой, он предполагал принять монашество еще в академии, как советовал ему и митрополит Макарий, но Господь судил иначе.
Когда он обратился в Вышенскому затворнику святителю Феофану с вопросом о том "идти ли ему в монахи?", — то последний ответил ему в письме так: "Судя по порывам сердца Вашего, с силой прорывавшимся и постоянно живущим в нем, можно признать, что Господь зовет Вас в монахи. Но самые сии порывы, спрашиваете Вы, не имеют ли небожественного источника? Положите в сердце своем вступить в монашество без сторонних намерений, — с одним исключительно только желанием душу спасти и стяжать сердце чистое и богопреданное и разумение духовно-премудрое, какое видите светло-блестящим в аскетических писаниях отеческих". "Если же с принятием монашества у Вас, — продолжал святитель, — соединяется что-нибудь постороннее, хотя бы и в незначительной степени, то лучше в монашество совсем не постригаться, а жить в миру и стремиться быть искренним христианином".
Признавая для монаха обязательным безусловное послушание, он в то же время ясно сознавал, что совершенно справедливое требование святителя относительно условия принятия монашества он не мог в точности исполнить, ибо с желанием принять монашество соединялось тогда у него желание со временем епископского служения, а это последнее требовалось перед пострижением, по словам святителя Феофана, "выкинуть из головы".
Вследствие этого он с прискорбием обрек себя на жизнь в деревне, в имении своей матери, ибо другой службы, кроме как служения Церкви Христовой и именно только в священноиноческом сане юноша не желал и обрек себя на эту жизнь до тех пор, пока Господь не устранит это препятствие из его помыслов.
Там он тщательно изучал творения святых отцов-аскетов. Почти пятнадцать лет, все постепенно ослабевая, происходила внутренняя борьба помыслов. Наконец, силой Божией устранено было то, что препятствовало ему вступить на путь иноческий.
11 октября 1905 года он был пострижен в монашество, 21 октября рукоположен во иеродиакона, а 22 октября — во иеромонаха.
С 1907 года — заведующий имением Александро-Невской Лавры "Зачеренье".
В 1908 году возведен в сан архимандрита и назначен заведующим Серафимо-Антониевским скитом.
С 1909 года — наместник Александро-Невской Лавры.
31 мая 1915 года хиротонисан во епископа Кронштадского, викария Петроградской епархии. Хиротония состоялась в СПБ в Александро-Невской Лавре в Свято-Троицком соборе.
20 ноября этого же года утвержден в степени магистра богословия.
С 6 июля 1916 года — епископ Калужский.
С 16 сентября 1927 года — архиепископ Псковский и Порховский.
12 ноября 1935 года возведен в сан митрополита и назначен митрополитом Горьковским и Арзамасским.
С 1937 года епархией не управлял.
[Родился в 1864 г., г. Ленинград;
митрополит Горьковский и Арзамасский.
Проживал: Горьковская обл. (Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1909-1916 гг. наместник Александро-Невской лавры. В 1927-1935 гг. архиепископ Псковский и Порховский. ), г. Семенов.
Арестован 25 июля 1937 г.
Приговорен: тройка при УНКВД по Горьковской обл. 21 сентября 1937 г., обв.: приговорен за "активную контрреволюционную деятельность".
Приговор: ВМН.
Расстрелян 4 октября 1937 г.
Источник: Ленинградский мартиролог: 1937-1938].
Труды:
"Речь при наречении его во епископа Кронштадского". "Приб. к "ЦВ" 1915, № 24, с. 719.
"Критический разбор главнейших возражений против возможности чудес и необходимость последних для богооткровенной религии". (Кандидатское сочинение). "Приб. к "ЦВ" 1915, № 24, с. 721.
"Чудо, христианская вера в него и ее оправдание. Опыт апологетикоэтического исследования". (Магистерская диссертация). "Приб. к "ЦВ" 1915, № 24, с. 721.
Литература:
"Церк. Вед." 1915, № 22, с. 263.
"Приб. к "ЦВ" 1915, № 24, с. 719-721.
"Церк. Вед." 1916, № 29, с. 275.
ФМП № 70, с. 28, 29.
ФПС I, № 64, с. 3, II, с. 2, IV, с. 7, V, № 196.
ФАМ I, № 269, с. 21.
"Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 г.", с. 300-301.
"Списки архиереев 1897-1944 гг. Патриарха Алексия", с. 17, 47, 87.
Regel'son 556: 1937 verhaftet.
Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte 11, 310.
A. Levitin — V. Savrov, Ocerki po istorii 11, 15.
Process kaluzskogo episkopa Feofana, in: Orlovskaja Pravda Nr. 102 vom 10.5.1923, S.5; Kaluzskaja Kommuna Nr. 72 vom 4.4.1923, S.4.
|