link7250 link7251 link7252 link7253 link7254 link7255 link7256 link7257 link7258 link7259 link7260 link7261 link7262 link7263 link7264 link7265 link7266 link7267 link7268 link7269 link7270 link7271 link7272 link7273 link7274 link7275 link7276 link7277 link7278 link7279 link7280 link7281 link7282 link7283 link7284 link7285 link7286 link7287 link7288 link7289 link7290 link7291 link7292 link7293 link7294 link7295 link7296 link7297 link7298 link7299 link7300 link7301 link7302 link7303 link7304 link7305 link7306 link7307 link7308 link7309 link7310 link7311 link7312 link7313 link7314 link7315 link7316 link7317 link7318 link7319 link7320 link7321 link7322 link7323 link7324 link7325 link7326 link7327 link7328 link7329 link7330 link7331 link7332 link7333 link7334 link7335 link7336 link7337 link7338 link7339 link7340 link7341 link7342 link7343 link7344 link7345 link7346 link7347 link7348 link7349 link7350 link7351 link7352 link7353 link7354 link7355 link7356 link7357 link7358 link7359 link7360 link7361 link7362 link7363 link7364 link7365 link7366 link7367 link7368 link7369 link7370 link7371 link7372 link7373 link7374 link7375 link7376 link7377 link7378 link7379 link7380 link7381 link7382 link7383 link7384 link7385 link7386 link7387 link7388 link7389 link7390 link7391 link7392 link7393 link7394

Архиереи



Иувеналий (Масловский)

  
Ф.И.О.:  Масловский Евгений Александрович
  
Сан:  архиепископ
Дата смерти:  25.10. 1937 г. 20 век

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Биография

Иувеналий (Масловский Евгений Александрович), архиепископ Рязанский и Шацкий
(в официальном издании "Церк. Вед." он значился Ювеналием).
Родился 15 января 1878 года в г. Ливнах, Орловской губернии. День Ангела 2 декабря — на память Патриарха Иерусалимского Иувеналия, так он и подписывался.
Окончил Орловскую гимназию и в 1908 году Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия.
Пострижение в монашество принял на втором курсе Академии 10 февраля 1901 года от ректора Академии епископа Антония (Храповицкого), а 25 февраля рукоположен во иеродиакона.
3 июня 1902 года рукоположен во иеромонаха архиепископом Казанским и Свияжским Димитрием.
В 1903 году по окончании академии назначен членом Урмийской духовной миссии (в Персии).
С 1904 года — преподаватель Псковской духовной семинарии.
4 октября 1906 года назначен настоятелем Спасо-Елеозарова монастыря Псковской епархии и возведен в сан игумена.
23 октября 1910 года назначен настоятелем Юрьевского Новгородского первоклассного монастыря, а 14 ноября возведен в сан архимандрита.
24 августа 1914 года хиротонисан во епископа Каширского, вик. Тульской епархии. Хиротония состоялась в С.-Петербурге.
С 28 июля 1917 года — епископ Тульский и Белевский.
Был участником Собора в Москве в 1917/1918 гг.
С 1919 года — епископ Тульский и Веневский.
С 1920 года — епископ Тульский и Одоевский.
17 октября 1923 года возведен в сан архиепископа и назначен Курским и Обоянским.
С февраля 1925 года по март 1928 года епархией не управлял. (Митр. Елевферий в своей книге "Неделя в Патриархии", на с. 115 ошибочно указывает кафедру Калужскую).
С 27 апреля 1928 года — архиепископ Рязанский и Зарайский.
С 7 августа 1929 года — архиепископ Рязанский и Шацкий.
19 апреля 1932 года награжден правом ношения креста на клобуке.
С 1936 года епархией не управлял (арестован).
Расстрелян в октябре 1937 года.
Это был знаменитый литургист. В период с 1925-1932 гг. он составил "Архиерейский Торжественник". Труд этот составлял шесть переплетных томов (в 3000 страниц). По мере получения литургической печатной литературы, владыка обрабатывал разные стороны богослужебной архиерейской практики. Так, например, тома V-VI заключали в себе самый разнообразный литургический материал и охватывали все детали ритуала и церемониала архиерейского служения годичного круга. Впоследствии владыка сам затруднялся розысками своих бесчисленных глав при отсутствии предметного указателя.
Поэтому он разбил свой материал по содержанию в отношении первых трех специальных частей, все остальное перенеся в IV-ю общую часть. Вот почему во многих местах его оглавления в скобках имеются пометки тома и страниц.
Мы знаем, что в древней Руси Торжественником назывались сборники торжественных похвальных слов, поучений, проповедей и житий наиболее чтимых святых, сказаний о праздниках и чудесах, предназначавшихся для чтения при Богослужении.
Торжественники, как и Триоди, были постные, пятидесятные (от недели мытаря и фарисея до недели всех святых) или понедельные.
В отличие от этих старинных сборников Владыка Иувеналий назвал свой труд "Торжественником архиерейским". Этим заглавием он хотел отметить то значение архиерейского служения, которое недооценивали наши современники.
Имеются прекрасные описания торжественных архиерейских служб в сочинениях известного писателя и современника Митрополита Филарета Московского и А.Н. Муравьева, в "Письмах о епископе" Е.Н. Поселянина (СПБ, 1910 г.) и др. печатных трудах.
Но авторы всех этих сочинений описывают только свои впечатления о прекрасно обставленных торжественных архиерейских службах, вызывавших у верующих восторг и умиление.
Владыка Иувеналий преследовал в своем труде конечно совершенно другую цель. Его интересовала литургическая практика архиерейских служб. Он стремился увязать практику древне-русских служб архиерейских, запечатленных в Чиновниках Московского Кремлевского Успенского собора, Холмогорско-Преображенского собора (М. 1903 г.), Нижегородского Преображенского собора (М. 1905 г.), Новгородского Софийского собора (М. 1899 г.) с нашей современной церковной практикой и все это документально научно осветить и т.н. "Провинциализмы" подвести под общие единые правила для всех архиерейских служб в разнообразных их чинопоследованиях.
Насколько он достиг своей цели в этом нам не было известно. В последние годы жизни проживал в тихом Рязани, он для облегчения пользования своим шеститомным "Торжественником", отпечатал его на машинописи и составил примерный алфавитный к нему указатель.
"Торжественник" распадался на четыре части:
1 часть — О церковном священнослужении архиерейском — 141 глава.
2 часть — Месяцеслов архиерейский — 78 глав.
3 часть — Св. Четыредесятница — 70 глав.
4 часть — Общая и томы 5-6 — 127 глав.
Всего этот труд включал в себя 416 отдельных глав. Дальнейшая судьба этого ценного наследования была трагична.
В 1935 году рукопись эта находилась у его знакомых на сверке при перепечатывании и случайно погибла в огне. Горю его не было предела, когда он узнал о судьбе своего шеститомного сочинения.
Будучи у него в 1932 году, мы воспользовались кратким оглавлением его "Торжественника", который полностью списали себе. Таким образом, от такого громадного и уже вполне законченного ценного литургического исследования осталось нам только его оглавление.
Надо глубоко верить, что среди нашего епископата или вообще специалистов, найдется литургист, уставщик, который возьмется если и не восстановить "Торжественник", то во всяком случае, самостоятельно обработать его по своему усмотрению, разбивая и систематизируя этот литургический материал, который можно теперь располагать в библиотеках наших духовных учебных заведений.
Здесь нам необходимо указать на исключительную черту архиереев, вышедших из Антониевой школы — это глубокое знание церковного устава и великолепное его применение в церковно-богослужебной практике.
В подавляющем большинстве постриженники Антония (Храповицкого_ проходили устав на практике. Конечно, к числу глубоких знатоков церковного устава и церковно-богослужебной практики как постриженники епископа Антония бесспорно принадлежал и Владыка Иувеналий, в совершенстве знавший церковный устав и поражавший своих современников исключительной памятью на церковные песнопения.
В епископате за "пристрастие" к пышным службам носил прозвище "блистательный".

Труды:
Речь при наречении его во епископа Каширского 21 августа 1914 года. "Приб. к "ЦВ" 1914, № 37, с. 1615.

Литература:
"Церк. Вед." 1906, № 18, с. 266.
-"- 1906, № 41, с. 442.
-"- 1910, № 44, с. 421.
-"- 1914, № 32, с. 377.
-"- 1917, № 35, с. 295.
-"- 1918, № 19-20, с. 114.
"Приб. к "ЦВ" 1914, № 37, с. 1615.
"ЖМП" 1932, № 11-12, с. 4.
-"- 1934, № 20-21, с. 3.
"Прав. Собес." 1901, март, с. 377-380.
-"- 1905, ноябрь, с. 95 (отчет).
"Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 г.", с. 96-97.
Елевферий митр. "Неделя в Патриархии". Париж, 1933, с. 115, примечание.
Послужной список Иувеналия, архп. Рязанского и Шацкого от 19 января 1932 года.
Протопресвитер Т. Теодорович: "К 40-летию пастырства" часть 1, с.
Списки архиереев 1897-1944 гг. Патр. Алексия, с. 17, 91.
"Спутник агитатора", 1937, № 23.
Regel'son 536: 1925 bis Mars 1928 in Haft.
Regel'son 555: 1936 wieder verhaftet.

 
Должности и места служения

член миссии
Русская духовная миссия в Урмии

1903 г. 20 век   —  
1904 г. 20 век
  
  

преподаватель
Семинария Псковская духовная

1904 г. 20 век   —  
1906 г. 20 век
  
  

настоятель
Монастырь во имя св. вмч. Георгия Победоносца (Юрьев) (мужской)

23.10. 1910 г. 20 век   —  
1914 г. 20 век
  
  

Тульская епархия

29.07/11.08. 1917 г. 20 век   —  
19.10/01.11. 1923 г. 20 век
  
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–