Биография
Виктор (Островидов Константин Александрович), епископ Глазовский, викарий Вятской епархии.
Родился в 20 мая 1875 [Мануил: 1876] г. в с. Золотое Золотовской волости Камышинского уезда Саратовской губернии, в семье крестьян (псаломщика).
Окончил Камышинское духовное училище.
В 1899 г. окончил Саратовскую духовную семинарию.
В 1903 г. кончил С.-Петербургскую Духовную Академию (по др. свед.: Казанскую) со степенью кандидата богословия .
Пострижен в монашество во время учения в академии.
В 1904 г. рукоположен во иеромонаха.
По окончании академии назначен настоятелем Троицкого собора Хвалынска.
С 1904 по 1909 год состоял иеромонахом Иерусалимской Духовной Миссии затем, с 13 января 1909 г. — смотрителем Архангельского Духовного училища.
С 15 октября 1909 г. — иеромонах Александро-Невской Лавры.
22 сентября (ноября?) 1910 г. назначен настоятелем Зеленецкого монастыря Петроградской епархии с возведением в сан архимандрита.
Управлял монастырем до самой революции.
С 21 февраля 1918 г. — наместник Александро-Невской Лавры.
26 (15?) декабря 1919 года хиротонисан во епископа Уржумского, викария Вятской епархии.
В 1919-1920 гг. подвергался кратковременным арестам.
В 1920 г. приговорён Вятским Губревтрибуналом к лишению свободы до окончания войны с Польшей, через 5 месяцев освобождён
В 1920 г. — епископ Слободский, викарий Вятской епархии.
С апреля 1921 г. — в. у. Томской епархией. 14 сентября — епископ Глазовский, викарий Вятской епархии [Мануил: в 1923 г. был назначен епископом Глазовским и временно управляющим Вятской епархией].
25 августа 1922 г. арестован. 23 февраля 1923 г. приговорен к 3 годам ссылки.
В 1925-апреле 1928 гг. временно управляющий Омской епархией.
В 1926 году поручено управление Ижевской и Воткинской епархией.
В 1923-1926 находился в ссылке в Нарымском крае.
В 1926 г. освобожден с ограничением проживания в крупных городах. Вернулся в Вятку. 14 мая 1926 г. арестован за организацию нелегальной епархиальной канцелярии. 20 августа 1926 г. приговорен к высылке с запретом проживания в 6 городах и Вятке на 3 года выслан в г. Глазов Ижевской губернии.
1 октября 1926 г. освобожденный из Бутырской тюрьмы владыка прибывает в г. Глазов.
С осени 1926 г. — епископ Ижевский и Воткинский.
Осень 1926-1927 гг. — в. у. Вятской епархией.
Во время обновленчества твердо стоял за православие, но в 1927 году оказался во главе оппозиции против митрополита Сергия в Вятской и Воткинской епархиях. Причиной этого оказался его горячий, прямой характер, не терпящий компромиссов.
В августе или начале сентября 1927 года, получив для оглашения в Вятской и Воткинской епархиях декларацию митрополита Сергия от 16-29 июля 1927 года, епископ Виктор счет эту декларацию "предательством Церкви Христовой" и, "чтобы не быть участником этого греха", он, не порывая с митрополитом Сергием и, не прекращая возношения его имени за богослужением, отослал декларацию обратно. По его примеру декларацию признали часть Воткинской епархии и четыре церкви в г. Вятке. Вслед затем епископ Виктор написал опровержение декларации, указывая, что "воззвание" своим содержанием удаляет человека от Бога, а в ноябре 1927 года отправил митрополиту Сергию письмо не ту же тему.
Синод сделал епископу Виктору внушение, чтобы он, как викарий, подчинялся правящему епископу, а немного спустя его перевели в г. Шадринск викарием Свердловской епархии (в июле 1927 г. назначен епископом Шадринским, в.у. Свердловской епархией. К месту назначения не поехал).
Епископ Виктор считал, что подчинение постановлению Синоду будет является "как бы одобрением содеянного ими" и решился на настоящий разрыв. Было вынесено постановление, что Воткинская епархия молитвенно-каноническое общение с митрополитом Сергием.
Слух об этом дошел до Вятки, где часть духовенства прекратила поминовение епископа Виктора. Но простой народ верил ему и уважал его, и недовольная митрополитом Сергием часть населения сгруппировалась около солидарных с епископом четырех церквей. В пятой церковное собрание удалило притч, не желавшее порывать с митрополитом Сергием и обратилось к епископу Виктору, который от себя прислал им священника. Это было уже вмешательством в дела чужой епархии, т.к. переведенный епископ Виктор уже не имел права распоряжаться таким образом. Представители православного духовенства и мирян срочно привезли из Москвы своего епархиального архиерея, архиепископа Павла (Борисовского), отличавшегося не просто твердым, а несколько суровым характером. Обеспокоенные этим оппозиционеры по телеграфу запросили совета у епископа Виктора. Он ответил такой телеграммой:
"Ввиду приезда в Вятку архиепископа Павла, необходимо предложить ему принести покаяние и отречение от "воззвания", как поругания Церкви Божией и как уклонение от истины спасения. Только при исполнении сего условия можно входить с ним в молитвенное общение. В случае же упорства, прекратить возношение его имени при богослужении, что допускалось лишь до его приезда и выявления ожесточения его сердца. Епископ Виктор".
Разумеется архиепископ Павел отказался от предложенного ему "отречения" и, возвратившись в Москву, доложил положение дел в Вятской епархии и о роли епископа Виктора. Так как архиепископ Павел большей частью отсутствовал в епархии, в Воткинск срочно назначили о. Онисима (Пылаева), и ему же было поручено временное управление Вятской епархией. А епископу Виктору предложили дать объяснение, почему он не уезжает из Глазова и на каком основании касается Вятки.
Епископ Виктор ответил горячим письмом, в основном опять против декларации. Он пишет: "Ваше ... "воззвание" ... от начала до конца исполнено тяжелой неправдой и есть возмущающее душу верующих глумление над Святой Православной Церковью и над нашим исповедничеством за истину Божию. Если бы мне даже предоставлена была свобода передвижения ..., то я и тогда спросил бы себя: не придется ли мне за это послушание отвечать перед Богом, ибо оно по существу объединяет меня с людьми, от Бога удалившимся".
Неизвестно, была ли наложена на епископа Виктора какая-либо мера взыскания. В известных нам постановлениях Синода о запрещении уклонившихся в разделение, имя епископа Виктора не упоминается. Может быть митрополит Сергий оставил его без наказания, принимая во внимание, что он и так уже фактически удален от своей кафедры.
15 декабря 1927 года Воткинский епископ Онисим известил Глазовское Духовное Управление о принятии им управления. Тогда члены Управления заслушали "воззвание" митрополита Сергия и постановили:
"временно, до покаяния и отречения митрополита Сергия от декларации, воздержаться от общения с ним и солидарными с ним епископами и признать епископа Виктора своим духовным руководителем".
Что ни дальше, разделение становилось глубже. Епископ Онисим, согласовав вопрос с Синодом, запретил в священнослужении все отделившееся духовенство, а епископ Виктор разрешил им служить, написав, что это запрещение "никакого значения для нас не имеет".
К епископу Виктору в этот период его деятельности с полным основанием можно применить определение епископа Мануила, которое он в одном из своих писем сделал единомышленным с епископом Виктором иосифлянам, — "лукавствующая ревность о Господе". Ревность о Господе, и даже стремление к исповеднечеству, к которому он призывает других, у него, несомненно, были. Но он доходил в ней до непозволительной крайности, прикрывая ей свои заведомо неканонические действия.
Его обвинения митрополита Сергия в таких-то и таких-то погрешностях, — в предательстве Церкви Божией на поругание "внешним", в "систематическом, по определенному обдуманному плану, разрушению Православной Русской Церкви...", в "стремлении все смешать, осквернить и разложить духовно", — эти обвинения и голословны, и перемежаются с недовольством мероприятиями чисто практического, административного порядка. Его недовольство стремлением митрополита Сергия уменьшить значение церковных советов, переводами епископов, как и у митрополита Иосифа, и у некоторых других, имеет уже чисто личный характер. На это указывает ему епископ Захария (Лобов) в своем письме от 19 апреля 1928 года. Он пишет:
"Еще страшнее и печальнее становиться, когда припомнишь причины, побудившие Вас отпасть от Церкви... Вы раньше были в общении с митрополитом Сергием... исполняли все его поручения... когда Вы управляли бесконтрольно Вятской епархией. Когда же Вам указали, что Вы только викарий и ... для пользы церкви Вас перевели в Свердловскую епархию, то тут-то и открылась Ваша греховная человеческая природа ... Вы подняли церковный бунт и открыто не подчинились воле своего первого епископа. В оправдание свое стали обвинять митрополита Сергия в каких-то отступлениях от канонов, но каких именно, Вы и сами не можете уяснить, ибо таких отступлений нет".
К этому нужно прибавить, что епископ Виктор, по-видимому, и раньше относился с предубеждением к митрополиту Сергию. Своему другу, епископу Уржумскому Аврамию (Дернову) он пишет:
"Его заблуждения о церкви и спасении в ней человека мне ясны были еще в 1911 году, и я писал о нем в старообрядческом журнале, что придет время, и он потрясет Церковь".
А сам епископ Виктор, начав возражать, по его словам "с сыновней любовью", в пылу полемики переходит все к более сильным выражениям. Он называет митрополита Сергия и единомышленных ему епископов отступниками, лукавствующими, говорит, что они поклоняются велиару, что они лишены благодати и т. д. А если такие выражения употреблял епископ, то чего же можно было ожидать от солидарных с ним верующих.
В 1927 г. временно управляющий Шадринской и Свердловской епархиями, управляющий Ижевской епархией.
В ноябре 1927 г. официально объявил об отделении от митрополита Сергия.
23 декабря 1927 г. Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) уволен от управления епархией и запрещен в священнослужении "за раздорническую деятельность".
Возглавил "викторианскую" оппозицию в Вятской и Воткинской епархиях.
К концу 1927 года под руководством епископа Виктора объединились недовольные митрополитом Сергием приходы в Вятке, Ижевске, Вотске, в Глазовском, Слободском, Котельническом и Яранском уездах.
Оставшиеся верными митрополиту Сергию священники переносили от своих агрессивно настроенных противников всевозможные оскорбления. О разделении узнали и в других епархиях. По поручению троих епископов и десяти священнослужителей, живущих в г. Краснококшайске, епископу Виктору писал Ниже-Чирский епископ Захария (Лобов), писал вышеупомянутый старый его друг епископ Авраамий. Но еще до получения этого последнего письма епископ Виктор вошел в тесную связь с ленинградскими иосифлянами. Получив о них ложную информацию о том, что соловецкие епископы на их стороне, он еще больше укрепился в своих взглядах. "Что я сказал плохого?" — писал он епископу Захарию, посылая ему копию своего воззвания. Ответ епископа Захария, по-видимому, не застал его: в конце апреля 1928 года он уехал [! Мануил: sic] на Соловецкие острова, поручив возглавляемые им приходы иосифлянскому епископу Дмитрию (Любимову) в Ленинграде.
30 декабря 1927 г. арестован. Освобожден.
28 февраля / 12 марта 1928 г. выпустил "Послание пастырям", где говорил о безблагодатности таинства Евхаристии в "сергианской" церкви.
4 апреля 1928 г. арестован в Глазове. 18 мая 1928 г. приговорен по ст. ст. 58-10 и 11 УК РСФСР к 3 годам концлагеря.
В 1928-1930 гг. в заключении в Соловецком лагере особого назначения.
По прибытию на место епископа Виктора встретила неожиданность. Он был уверен, что соловецкие епископы держатся одних с ним взглядов. На деле оказалось, что они осуждали его отделение от митрополита Сергия и усиленно старались переубедить его. Особенно много труда вложил в это дело архиепископ Илларион (Троицкий). Епископ Виктор противился долго доводам Иллариона, но, наконец был убежден ими и примирился с митрополитом Сергием [по др. свед.: возглавил на Соловках группу "непоминающих"].
О своем присоединении он сообщил Вятской пастве, вероятно, в начале 1929 года и сделал соответствующие распоряжения. В этом же году викторианство в Вятской епархии почти прекратилось.
Весной 1930 г. переведен в Белбалтлаг (командировка Май-Губа). Вскоре освобожден. Проживал в Вятском районе Нижегородской области.
В марте (?) 1931 г. арестован. 10 апреля 1931 г. приговорен к 3 годам ссылки в Севкрай. В 1931-1933 гг. в ссылке в г. Онега Архангельской области.
В 1933 г. арестован в ссылке. 10 мая 1933 г. срок ссылки увеличен по ст. ст. 58-10 и 11 УК РСФСР на 3 года.
В 1933-1934 гг. в ссылке в п. Усть-Цильма Коми АО (Архангельской обл.). 2 мая 1934 г. скончался в ссылке. По другим данным, скончался 19 июля 1934 г. (?).
[Мануил: епископ Виктор скончался 19 июля 1934 года в обители преп. Зосимы и Савватия].
Канонизирован в лике святых в 1981 году Собором Русской Православной Церкви Заграницей.
Труды:
"Заметка о человеке". С.-Петербург, 1905.
"Неделовые люди". Три лекции по поводу героев Максима Горького. СПб., 1905.
"Описание Caeaiaoeiai монастыря, Петроградской епархии".
Pis'mo k Mitropolitu Sergiju ot Oktjabrjy 1927 g.
Vtoroe pis'mo emu ze ot 16 Dekabrja 1927 g.
Pis'mo k bliznim, Dekabrja 1927 g.
Alle un m. Pol'skij, Nivie muceniki II, 72-77.
Литература:
ФПС I, № 88, с.4.
ФПС III, с.2.
ФАМ I, № 65, с.6.
Митр. Елевферий. "Неделя в Патриархии". Париж, 1933 год, с. 127. 128, приложение, с. 22.
Архим. Иоанн (Снычев). "Церковные расколы", с. 362-383.
Заметки и дополнения Е.М. № 34
Regel'son 276, 330, 441, 445, 454, 464, 545, 600f.
Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte II, 183, passim.
Von 1922 bis nach 1925 war er in Verbannung . Nach seiner Ruckkehr protestierte er gegen den Aufruf des M Sergij (Stragorodskij) und verbrachte 1928-1931 im KZ Solovki. Im Fruhjahr 1931 wurde er in Maj Guba Gesehen. Im Sommer 1931 wurde er frei und fur drei Jahre in den Archangel'skij Kraj geschickt, an die Onega. (M. Pol'skij, Novye muceniki II, 70-77: Hier hat er den Names Ostrogradskij!).
Сухих А., прот. Сеятель спасения // Вятский епархиальный вестник. 1999. № 2. с. 5.
Гомаюнов С., иерей. "Умы наши колеблются, сердца потеряли опору...": (О викторинском расколе в Русской Православной Церкви в конце 20-х гг. ХХ века) // Вятский епархиальный вестник. 1999. № 2. с. 5-6.
|