Архиереи



Нил (Исакович)

  
Ф.И.О.:  Исакович Николай Феодорович
  
Сан:  архиепископ

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Биография

Нил (Исакович Николай Феодорович), архиепископ Ярославский и Ростовский.
Родился в 1799 г. в г. Могилеве в семье священника.
Первоначально обучался в Могилевской семинарии.
В 1821 г. поступил в Петербургскую академию.
22 августа 1825 г., по окончании курса академии, пострижен в монашество, 27 августа рукоположен во иеродиакона, 29 августа — во иеромонаха, а 5 сентября того же года назначен инспектором Черниговской семинарии.
С 8 мая 1828 г. — бакалавр и инспектор Киевской академии.
2 сентября 1830 г. назначен ректором Ярославской семинарии, в 12 октября возведен в сан архимандрита.
8 декабря 1835 г. хиротонисан во епископа Вятского и Слободского.
23 апреля 1838 г. переведен епископом Иркутским и Нерчинским.
13 апреля 1840 г. возведен в сан архиепископа.
В 1845 г. основал Нилову муж. пустынь и приписал ее к архиерейскому дому.
С 24 декабря 1853 г. — архиепископ Ярославский и Ростовский.
Скончался 21 июня 1874 г.
При архиепископе Ниле были открыты мощи св. Софрония Иркутского.
Преосвящ. Нил — замечательный деятель миссионер. Уже в годы ректорства в центре его богословских и церковно-практических интересов стоит проблема преодоления раскола старообрядчества и христианской проповеди среди языческих народностей России.
С возведением в архиерейский сан стоявшие перед ним проблемы начали претворяться в жизнь. За два года архипастырского служения в Вятской епархии им возвращено в лоно Православной Церкви свыше 6 тысяч старообрядцев, а всего за период своей миссионерской деятельности обратил в Православие до 40 тысяч человек.
С назначением на Иркутскую кафедру миссионерская деятельность святителя достигла еще больших размеров, чем в Вятке. Иркутская епархия охватывала почти всю Сибирь, Дальний Восток, Якутию, Камчатку и Алеутские острова. Этот огромный край населен чукчами, камчадалами, нанайцами, коряками, якутами, бурят-монголами и другими народностями, большая часть которых в то время совершенно не имела письменности. Церковная жизнь русского населения в этой отдаленной окраине страдала от недостатка храмов и священнослужителей.
Преосвящ. Нил начал с улучшения постановки учебного дела в местной семинарии, потом вызвал многих образованных священников из центральных епархий и наиболее способных из них поставил начальниками вновь организованных миссионерских станов. Одновременно он энергично взялся за дело храмостроительства. За 15 лет им было сооружено более 70 церквей, в том числе в тундре Якутии и в северо-западной части Камчатки.
Высокую оценку заслуживает и его деятельность в деле обращения старообрядцев. В основных очагах старообрядчества он создавал православные приходы.
Среди языческих народностей края больше всего внимания он уделил бурят-монголам. Он сам занялся изучением бурят-монгольского языка и побуждал к тому своих наиболее способных сотрудников. Кроме того, он принимал непосредственное участие в подготовке священнослужителей из Среды самих бурят. На Китайской границе, близ Кяхты, трудами архиеп. Нила возник Чикайский скит, а в южном предгорье Саянского хребта (в центре бурятских поселений) в 1851 г. была создана и приступила к миссионерской работе Нило-Столбенская пустынь.
Изучив местные диалекты, преосвящ. Нил вместе с несколькими сотрудниками приступил к переводам священных и богослужебных книг. Несмотря на огромные трудности предпринятого дела, к 1854 г. были выпущен в свет переводы на монгольский язык евангелия (частично), служебника, часослова, чинопоследований литургии, вечерни, утрени, крещения, обручения, венчания, водоосвящения и молитв ко св. причащению.
Переводческую и редакторскую деятельность архиеп. Нил продолжал и после перевода его на Ярославскую кафедру. Уже после отъезда из Иркутска преосвящ. Нил закончил большой труд "О буддизме". Трудолюбивый владыка и в Ярославле главное внимание сосредоточил на подвиге миссионерства. Здесь он много потрудился над возвращением в лоно православной церкви раскольников-старообрядцев.
Петербургский университет высоко оценил научные заслуги архиеп. Нила, избрав его своим почетным членом. Этому университету он завещал свою редкую по объему и ценности минералогическую коллекцию.
За несколько лет до кончины преосвящ. Нил приготовил себе гроб и могилу и вчерне устроил над ней храм при Ярославском архиерейском доме (в бывшем Спасском монастыре) с правой стороны при церкви Печерской Богоматери.
Почетный член С.-Петербургского Императорского Университета.

Труды:
Путевые записки о путешествии по Сибири в 2-х частях. Ярославль, 1874 ( реч. см. в Чтен. в общ. люб. дух. просвещ. М., 1891, август-сентябрь, с. 383-385).
Замечания на перевод Евангелия от Матфея на монг. языке в 1867 г. (рукопись Синод. арх. № 2129).
Буддизм, рассматриваемый в отношении к последователям его, обитающим в Сибири. СПб, 1858.
Ярослав. Спао-Преображ. м-рь, что ныне архиерейский дом, с присовокуплением жития святых благ кн. Феодора, Давида и Константина Ярославских чудотворцев. Ярославль, 1869.
Летопись Иркутской Крестовоздвиженской церкви 1717-1771 (Иркут. еп. вед., 1875).
Собрание слов и проповедей.

Литература:
Самбикин Д. Месяцеслов, 2-е изд., вып. VII, с. 191 прим.
Бочаров Две могилы, с. 138, 140, 234 прим.
Родосский А. Слов. восп. СПб дух. акад., с. 315, 316.
Булгаков, с. 1398, 1401, 1418.
Толстой Ю., № 287.
Денисов, с. 229.
Строев П., с. 335, 556, 801.
Лесков Н. С. Собрание сочинений, т. 5, с. 552-573; т. 6, с. 89. М., 1957.
Юбилейный сборник, с. 625.
Обозрен. епархии преосвящ. Ионафаном, еп. Ярославским и Ростов. Ярославль, 1881, с. 76.
Списки архиереев, № 287.
Прав. собес., 1898, февраль, с. 191, 1904, июль-август, с. 231, 1905, июль-август, с. 13; ноябрь, с. 528, 1908, июль-август, с. 231, 1910, январь, с. 115, 1911, март, с. 241-337.
Церк. вед., 1918, № 19, 20, с. 110, 111.
Приб. к Ц. В., 1891, № 16, 17, с. 542, 543, 1892, № 17, с. 269.
Труды К. Д. А., 1872, ноябрь, с. 46, 1873, август, с. 337.
Ж. М. П., 1954, № 8, с. 15-17.
Ж. П. Б., т. X, с. 63-73.
Душеп. чтение, 1891, ч. I, с. 613-618.
Прав. Благов., 1915, № 2, с. 105; № 5, с. 168, 169.
Яросл. еп. вед., 1868, 1869, 1870.
Самар. еп. вед., 1874, № 2, с. 29, № 14, с. 306, 1874, № 16, с. 337.
Христ. чтение, 1874, июль, с. 560-566; август-сентябрь, с. 884-887, 1870, февраль, с. 149, 1872, апрель, с. 157.
Прав. обозрен., 1863, март, с. 173, 1870, сентябрь, с. 310, 1871, январь, с. 62, 1874, январь-декабрь, с. 62.
Истор. вестн., 1894, октябрь, с. 244, 1896, апрель, с. 175.
Рус. архив, 1899, кн. 3-я, № 11, с. 366-370; № 12, с. 549, п/с. 2, 1900, кн. 1-я, № 1, с. 102, 1901, кн. 1-я, с. 41-44, 1903, кн. 1-я, № 3, с. 423; кн. 2-я, № 7, с. 464.
БЭЛ, т. III, с. 1182; т. V, с. 1030.
БЭС, т. I, с. 593; т. II, с. 1668, 2404.
Н. Д., с. 24.
ЭС, т. XXI (кн. 41), с. 150.

 
Должности и места служения

инспектор
Академия Киевская духовная

1828 г. 19 век   —  
1830 г. 19 век
  
  

ректор
Семинария Ярославская духовная

2.09. 1830 г. 19 век   —  
1835 г. 19 век
  
  

Вятская епархия

08/20.12. 1835 г. 19 век   —  
23.04/05.05. 1838 г. 19 век
  
  

Иркутская епархия

1838 г. 19 век   —  
1854 г. 19 век
  
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–