|
Арсений (Мацеевич)
|
Ф.И.О.: Мацеевич Александр Иванович |
|
|
Сан:
митрополит
|
Место:
рождения: г. Владимир Волынский
погребения: г. Ревель, Успенский придел русской православной церкви
|
Дата рождения:
1697 г.
17 век
|
Дата пострига:
1716 г.
18 век
|
Дата хиротонии:
26.03.
1741 г.
18 век
|
Дата смерти:
28.02.
1772 г.
18 век
|
Церковная принадлежность
|
Образование
|
Биография
Арсений (Мацеевич Александр), митрополит Ростовский.
Родился в 1697 году в г. Владимире Волынском в семье священника.
Первоначальное образование получил в Польше.
В 1715 году поступил в Киевскую духовную академию.
В 1716 году ушел в Новгород-Северский Спасо-Преображенский монастырь, принял монашество и рукоположен во иеродиакона.
В 1718 году вернулся в академию и по окончании ее в 1723 году оставлен проповедником и посвящен во иеромонаха.
В 1728-1729 годах проживал на послушании в Киево-Печерской Лавре и Черниговском Ильинском монастыре.
В 1730 году отправлен в Тобольск для проповедывания слова Божия.
В 1733 году, по возвращении из Сибири, посетил Соловецкую обитель.
В 1734 году назначен в экспедицию для открытия морского пути на Камчатку.
В 1736 году взят под стражу и привезен из Пустозерска в адмиралтейскую коллегию по секретному делу, но признан невиновным.
В 1737 году по болезни уволен от флотской службы и определен при епископе Вологодском Амвросии Юшкевиче.
С 1738 года — соборный иеромонах синодального дома и законоучитель гимназии при Академии Наук.
26 марта 1741 года хиротонисан во епископа Сибирского и Тобольского с возведением в сан митрополита.
28 мая 1742 года переведен в Ростов и назначен членом Св. Синода, но присягу на это звание на захотел принимать и, представившись в Москве императрице Елизавете Петровне, отправился прямо в Ростов.
В 1747 году митр. Арсению было повелено открыть славяно-латинскую семинарию в Ярославском Спасо-Преображенском монастыре.
В 1752 году митр. Арсений был организатором открытия мощей святителя Димитрия Ростовского.
14 апреля 1763 года привезен на суд Св. Синода за выраженный им резкий протест при отобрании церковных имуществ. В апреле же лишен сана и отвезен сперва в Белозерский Ферапонтов монастырь, потом в Николо-Карельский и, наконец, в Анзерский скит Соловецкого монастыря.
14 октября 1767 года лишен монашества и под именем Андрея Враля сослан в "камчадалы", в Верхнеудинский острог. Не доехав до Вологды, получил новый приговор — отправиться в Ревельскую крепость.
Скончался 28 февраля 1772 года. Погребен в Ревеле в Успенском приделе русской православной церкви.
Вся жизнь митрополита Арсения представляет непрерывную борьбу то с раскольниками и вольнодумцами, то с духовной и светской властью, то с личными врагами и гонителями.
В его поступках отразился его твердый до упорства и прямой до упрямства характер, который не уступал силе и [не ?] поддавался власти, когда действия их были несогласны с его убеждениями и правилами. Его личных убеждений не поколебали ни царский гнев, ни восстание на него собратий, ни лишение святительского сана, ни пребывание в мрачной тюрьме, ни угрожавшая ему смертная казнь.
"Жизни митрополит был воздержной, а характером, видно, строгий", — говорится в воспоминаниях о нем.
Он много потрудился в деле народного просвещения, был ревностный проповедник и горячий защитник православия против лютеран и раскольников-старообрядцев. В борьбе с последними он поступал как человек своего жестокого времени, больше надеясь на грубую силу. Не щадя себя, когда сильные мира сего оказались против него, он, пока сам был сильным, тоже не считал возможным щадить своих противников. Он не доверял даже гражданским начальникам, обвиняя их в "знатном прихлебстве". Когда дело касалось богатых и почетных раскольников, он своею властью подолгу держал их в заключении, несмотря на жалобы, подаваемые на него духовным и светским властям. "Для вразумления" раскольников он применял меры, прямо противоположные тем, которыми пользовался его предшественник на кафедре, свт. Димитрий Ростовский, действовавший "путем кротости и силой своих увещаний". В то же время митрополит Арсений глубоко чтил свт. Димитрия, добился открытия его мощей и составил его житие.
Но основное, что доставило митр. Арсению известность и что явилось причиной его трагической судьбы, была его борьба против отобрания земель и крестьян у монастырей и архиерейских домов. Обрекши себя на жертву за право собственности духовенства, митр. Арсений действовал не тайно, не ухищренно, но прямо, открыто, писал и говорил смело, потому что смотрел на дело свое, как на дело Божие.
По словам секретаря митр. Арсения, еще во время царствования императора Петра III митрополит писал ему какое-то послание, подтвержденное ссылками на пророческие книги и Священное Писание. По-видимому, письмо это было составлено не только умно, "вышним разумом", но и очень резко, так как Петр III, выслушав его, пришел в крайнее раздражение. Схимонах Лука, которому было поручено отвезти письмо, поплатился за это несколькими неделями заключения под караул, а об митр. Арсении в то время никакого решения не было.
По восшествии на престол Екатерины II митр. Арсений писал и ей. Секретарь митрополита Ив. Волков не раз предупреждал его об опасной попытке изменить планы правительства, но всегда получал ответ митрополита, что он решил действовать именно таким образом. При этом митрополит намекал, что надеется на поддержку других лиц, но кого именно, не называл.
Дело кончилось тем, что в Ростов были посланы солдаты под командой гвардии поручика Дурново, и вечером накануне Вербного воскресения митрополит Арсений был взят и отправлен в Петербург. Увезли его так быстро, что "едва ли успели положить для дороги и самонужнейшие вещи и платье", и в дороге обращались с ним с большой грубостью, не позволяя сойти с саней даже по естественной надобности.
На суде митр. Арсений держался твердо, в ответах был находчив, смел и даже весьма резок. Говорили, что он в это время прозорливо предсказал участь своего главного противника митрополита Новгородского Димитрия Сеченова и других своих судей. Екатерине II он сказал, что она не удостоится христианской кончины (она, как известно, умерла внезапно).
Суд приговорил митр. Арсения к лишению сана. С него в присутствии императрицы сняли архиерейские одежды и сослали его в Никольский Карельский монастырь Архангельской губернии простым монахом.
Но и там, отданный под стражу с запрещением давать ему бумагу и чернила, он не смирился. Обаянием своей сильной личности он привлек на свою сторону не только архимандрита с братией, но и приставленный к нему караул с их начальником подпрапорщиком Алексеевским. В их присутствии он говорил "крамольные речи" о том, что Екатерина "наша не природная, да и не тверда в законе нашем и не надлежало ей престола принимать". Говорил о правах на престол Иоанна Антоновича, замечая при этом: "лучше было, кабы ее величество за него вступила в супружество, то бы, де ей уже и престол следовал, а ее величество с ним не в ближнем родстве... и Синод бы дозволить мог". "Лучше де, ей за Иоанна Антоновича идти, нежели за Орлова".
Предсказывал он и смерть митр. Димитрия Сеченова такими словами: "Язык твой для меня был острее меча, им задохнешься и умрешь".
Дело кончилось тем, что был послан донос, в котором говорилось, что архимандрит почитает монаха Арсения за первого члена Синода, целует его руку, даже приказывает читать в церкви его слова, поучительные его сочинения с некоторыми толкованиями оскорбительными. В результате этого доноса, по приказанию императрицы, Арсений был лишен и монашества и под именем Андрея Враля заключен в Ревельскую крепость, в каземат на водяных воротах, представлявший из себя почти могилу в 10 футов длины и 7 ширины. Его одели в арестантский халат. Здесь он и скончался.
Народ сострадал о нем, как о несчастном пастыре, считал его правдивым, благочестивым, ревностным поборником православия. О нем сохранилось несколько преданий, одно из них мы здесь приводим.
В 1772 году Арсений сильно заболел и велел позвать священника. Последний, войдя в каземат, в страхе выбежал оттуда и сказал: "Вы мне сказали, что надо исповедывать и приобщить преступника, а передо мной стоит на коленях архипастырь в полном облачении". Тогда пристав вошел со священником в тюрьму. На койке лежал арестант, который сказал духовнику: "Сын мой, пред тобой не митрополит, а недостойный раб Арсений, идущий отдать отчет Богу в своей жизни. Виденное тобою чудо есть знамение неизреченной милости Божией. Это значит, что душа моя скоро отлетит от скорбного тела".
В связи с тем, что митрополит Арсений был лишен святительского сана по политическим мотивам, на последней сессии Поместного собора Русской Православной Церкви, состоявшегося 15/28 июня 1918 года, он был восстановлен в сущем сане.
Труды :
"Увещание" раскольнику игумену Иоасафу, предложенное в 1734 году. // Православный собеседник. 1861.
Феофилактово обличение поморским ответам. М., 1745.
Дополнение обличения ответов раскольнических, пустосвятами Выгорецкими в 1723 году предложенных. // Православный собеседник. 1861.
Возражение на пасквиль лютеранский, называемый молоток.
В библиотеке Ярославской семинарии хранилось 12 томов поучений Арсения, которых насчитывалось до 217, говоренные в период 1746-1761 годов.
Литература:
Попов М.С., свящ. Арсений Мацеевич и его дело. СПб., 1912.
Титов. Летопись о Ростовских архиереях.
Морошкин. Обзор литературы об Арсении Мацеевиче.
Библиография. 1886. № 2, 3, 4.
Толстой М.В. Древние святыни Ростова Великого. 2-е изд. М., 1860. с. 26, 41, прил., с. 26, 27.
Фон Эдинг Борис. "Ростов Великий", "Углич", памятники худ. старины", Москва. с. 37-42.
Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники ХVIII и XIX веков. СПб., 1905. с. 119-139.
Григоревский М. Николаевский Корельский 3 кл. монастырь. Архангельск, 1898. с. 19-21, 35.
Зверинский. т. 1. № 504. с. 265; № 547. с. 2.
Строев. стб. 318, 334.
Денисов. с. 5-7, 288, 294-296, 600-609.
Толстой Ю. № 62.
Булгаков. с. 1415, 1418.
Голубинский Е.Е. с. 157, 427, 557.
Барсуков Н. с. 56.
Филарет Черниговский. Русские святые. т. 1. с. 182-184.
Соловьев С.М. История России. кн. V. с. 312, 1081, 1362, 1363, 1444-1453.
Автобиографическая записка изд. Бартеневым.
Материалы для биографии преосв. Арсения, указы о нем, дела его. // День. 1862. № 15, 16, 19, 25; 1864. № 39-40.
Чтения в Московском обществе истории и древностей. 1862. II, III; 1864. IV; 1875.
Летопись Е.А. с. 723.
Патриарх Сергий и его духовное наследство. с. 312.
Обзор русской духовной литературы. с. 343.
Церковные вопросы в России или русское духовное ведомство Браила. 1896. с. 64.
Портреты именитых мужей Российской Церкви. М., 1853. с. 41-42.
Архангельский Николаевский Карельский монастырь. // Краткое историческое описание монастырей Архангельской епархии. 1902. с. 297-299, 313.
Сибирcкая Церковь. № 184.
Православный собеседник. 1874. июнь. с. 92.
-"- -"- 1875. март. с. 228-254; с. 392-418.
-"- -"- 1897. янв. с. 18.
-"- -"- 1898, июль-авг. с. 177.
-"- -"- 1907. сент. с. 449-490.
-"- -"- 1914. июнь. с. 1018.
Русский паломник. 1914. № 10. с. 157-158.
Приб. к ЦВ. 1905. № 46. с. 1985-1986.
-"- -"- 1905. № 17. с. 728-729.
Русский инок. 1911. вып. 41-42. с. 73-74.
Русская старина. 1874. авг. с. 778.
-"- -"- 1875. март. с. 657 п/с.; нояб. с. 587.
-"- -"- 1876. т. ХV. с. 721-756.
-"- -"- 1877. март. с. 546.
-"- -"- 1878. июль. с. 474-475.
-"- -"- 1879. апр. с. 731-752; май. с. 1-34; авг. с. 577-608; сент. с. 34; окт. с. 176-177, 179.
-"- -"- 1881. июнь. с. 318.
-"- -"- 1883. сент. с. 555-558.
-"- -"- 1885. февр. с. 311-338.
-"- -"- 1886. янв. с. 3.
-"- -"- 1888. март. с. 755; февр. с. 419.
Исторический вестник. 1874. июнь. с. 92.
-"- -"- 1875. март. с. 228-254; апр. с. 392-418.
-"- -"- 1882. март. с. 527-528.
-"- -"- 1884. февр. с. 433; т. 17. с. 370 п/с. 1; окт. с. 14, 19 п/с. 1.
-"- -"- 1885. март. с. 726-727; окт. с. 100-101.
-"- -"- 1887. янв. с. 136-142; май. с. 475.
-"- -"- 1888. февр. с. 424 п/с. 2, 426 п/с. 2; март. с. 755-759.
-"- -"- 1895. авг. с. 402, 407-408.
-"- -"- 1896. апр. с. 181-182.
-"- -"- 1904. февр. с. 702.
-"- -"- 1905. июнь. с. 907.
Православное обозрение. 1865. февр. с. 67.
Русский архив. 1895. кн. 1. № 4. с. 478 п/с. 2; с. 558; кн. 2. № 5. с. 6-8, 11; № 6. с. 244 п/с, 244-247; № 10. с. 10, п/с 1.
-"- -"- 1904. кн. 3. № 11. с. 392-395.
-"- -"- 1905. кн. 1. № 1. с. 114.
Переписка еп. Нила с еп. Иеремией о месте кончины Арсения Мацеевича. // Русский архив. 1901. кн. 1. с. 41-44.
Жития святых на русском языке. кн. 1. 2-е изд. М., 1903. введение. с. XXIX.
Современная летопись. 1862. № 32, 49, 50.
Сборник русского исторического общества. т. VII.
Обозрение епархии преосв. Ионафаном еп. Ярославским и Ростовским. Ярославль, 1881. с. 82, 182, 257.
Архангельские губернские ведомости. 1875. № 24-26.
Энциклопедический словарь. т. 1. с. 459 (ст. Пекарского).
Петров Л. Словарь. с. 27.
Зритель. 1862. № 23.
ЖПБ. т. II, доп. с. 842-845.
Н.Д. с. III, 24, 54.
ЖМП. 1944. дек. с. 53-57.
БЭЛ. т. I. с. 1062-1063.
БЭС. т. I. с. 231-232; т. II. с. 2167, 2403.
БЭЮ. т. II. с. 98-99.
ЭС. т. II. с. 172-173; т. XXIX. с. 334.
РБС. т. II. с. 311.
|
Сан
иеродиакон
|
1716 г.
18 век
—
1723 г.
18 век
|
|
|
иеродиакон
|
1723 г.
18 век
—
1741 г.
18 век
|
|
|
митрополит
|
26.03.
1741 г.
18 век
—
14.10.
1767 г.
18 век
|
|
|
митрополит
|
15/28.06.
1918 г.
20 век
|
|
|
Библиография
1
|
Мануил (Лемешевский), митр., Иоанн (Снычев), еп..
Русские православные иерархи периода с 992 по 1892 годы (включительно). (Машинопись)..
Куйбышев.
1971
.
5 ч..
|
|
2
|
Диомид (Дзюбан), еп..
Митрополит Арсений (Мацеевич): Историко-религиозный очерк.
Москва.
Издательство "Зеркало".
2001
.
335,[1] с., ил..
|
|
Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–
|
|
|
|