Архиереи



Димитрий (Беликов)

  
Ф.И.О.:  Беликов Дмитрий Никанорович
  
Сан:  архиепископ
Место:  рождения: Симбирская губ.
Дата хиротонии:  1920 г. 20 век

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Биография

Димитрий (Беликов), архиепископ Томский.
Уроженец Симбирской губернии.
В 1878 г. окончил Казанскую академию.
22.11.1878 г. защитил кандидатское сочинение на тему "Спартанская реформа при царях Агисе III и Клеомене III" и был допущен к чтению лекций на кафедре общей древней гражданской истории, где оставлен в качестве прив.-доцента.
В 1887 г. за сочинение "Начало христианства у готов и деятельность епископа Ульфилы" удостоен степени магистра. По защите магистерской диссертации утвержден в должности доцента по кафедре общей гражданской истории.
Будучи уже профессором Казанской духовной академии, состоял настоятелем в начале Покровской церкви в Казани, а затем церкви местного Родионовского института.
В 1889 году о. Димитрий был назначен профессором богословия в Томский университет, читая одновременно лекции и в Томском Технологическом институте. Здесь же в Томске он состоял благочинным Томских церквей при учебных заведениях.
В 1902 году Советом Казанской духовной академии было постановлено признать сочинение профессора богословия Томского университета протоиерея Димитрия Беликова под заглавием “Томский раскол” — Исторический очерк с 1834 по 1880 годы, удовлетворительным для присуждения ему степени доктора Церковной истории.
В 1903 году Советом Казанской духовной академии был утвержден в звании заслуженного профессора, а в 1907 году был избран членом Гос. Совета и определен на должность председателя Учебного Комитета при Св. Синоде, от которой освободился лишь в 1913 году, оставшись настоятелем церкви Семи Вселенских Соборов.
В 1908 году был награжден митрой.
До конца 1912 года состоял членом Гос. Совета по выбору от белого духовенства.
Будучи добрым пастырем, обладая высоко-христианскими качествами своей благородной души, любвеобильного чуткого сердца и мягкого характера, о. Димитрий на всех местах своего служения пользовался глубоким уважением и искреннею преданностью как своей паствы, так и той среды, в которой проходила его служебная деятельность.
24 ноября 1913 г. Учебный Комитет при Св. Синоде чествовал прот. Димитрия по случаю исполнившегося 35-летнего юбилея научно-богословской и административной его деятельности.
Прослужив большую часть жизни в сибирской дали, о. Димитрий не только не затерялся в столице, но стал на высоту, как достойный просвещенный пастырь и деятель.
В 1920 году хиротонисан во епископа Омского с возведением в сан архиепископа.
С 1923 года — архиепископ Томский.
В отношении обновленчества держался половинчатой, колеблющейся политики. По непроверенным данным уклонялся в обновленчество и был членом ВЦС. Известно, что 14 сентября 1923 г. на предложение обновленцев присоединиться к ним, ответил письмом, в котором высказывался, что, по его мнению — “постановления собора... о семейном епископате и пр. ... не могут быть безусловной причиной, оправдывающей скорбное церковное разделение... тем более, что назревшие нужды в жизни Русской Церкви требуют удовлетворения в духе церковного возрождения”.
Точно неизвестно, уклонялся ли он официально в обновленческий раскол, однако в 1925-1926 гг. он опять находится на Томской православной кафедре. В 1925 году, во время подготовки к обновленческому собору он, чуть ли не один из православных архипастырей вошел в сношения с их Епархиальным Советом. 27 июля 1925 г. он прибыл в сопровождении прихожан на расширенный пленум Томского Епархиального Совета, но на вопрос, согласен ли он принять участие в подготовке к Собору, ответил уклончиво, ссылаяь на то, что нужно спросить народ, а он, архиепископ Димитрий, не имеет права управления и не может собирать приходские собрания. Явился он также в сопровождении многочисленных верующих, и на организованный Епархиальным Советом доклад. Споры по докладу приняли такую бурную форму, что собрание закрыли.
Наконец, 28 августа 1925 г. архиеп. Димитрий прибыл и на Епархиальный Съезд и предложил поставить вопрос об условиях примирения. После ответа, что этот вопрос будет решаться на соборе, архиеп. Димитрий удалился со съезда.
Был лично известен патриарху Тихону и митр. Петру Крутицкому, который считал его человеком твердым и преданным Церкви Божией. Именно поэтому митр. Петр, когда обманутый письмом архиеп. Григория, назначил для управления Русской Православной Церковью коллегию из трех членов, которым он ввел туда архп. Димитрия. Но архиеп. Димитрий не оправдал этого доверия. Уже в конце 1926 года он, видимо, смущенный частой сменой заместителей, созвал епархиальный съезд и объявил Томскую епархию автокефальной, не признающей ни митрополита Петра, ни митрополита Сергия и ни кого другого.
В этот же период, 2/15 февраля 1927 г., собравшийся в Барнауле окружной съезд обратился к архп. Димитрию с вопросом, кого он считает заместителем Патриаршего Местоблюстителя — митрополита Сергия или архп. Григория. На этот вопрос архиепископ Димитрий ответил, сам не знает, какая у нас власть. В результате такого ответа общины склонились к признанию ВВЦС, как легальной организации, и оставались в григорианстве до прибытия в Барнаул православного епископа.
За свой отказ подчиниться законной власти архиепископ Димитрий, временным Заместителем Патриаршего Местоблюстителя, архиепископом Угличским Серафимом был запрещен в священнослужении и отстранен от управления епархией. Архп. Димитрий не подчинился ни этому распоряжению, ни возвратившемуся вскоре митр. Сергию и продолжал управлять епархией самостоятельно. Все это создало благоприятную почву для его соединения с григорианцами. В 1928 году к нему явились делегаты григорианского митрополита Виссариона (Зорина) с предложением войти в состав ВВЦС. Архиепископ Димитрий быстро согласился, оставив у знавших его православных архиереев чувство горького сожаления о падении старца.
Григориане возвели его в сан митрополита, а православным Заместителем Патр. Местоблюстителя, он, как уже сказано, был запрещен в священнослужении, “до полного раскаяния и суда над ним православных архиереев”.
Вскоре он расстался со своей кафедрой и проживал где-то в Сибири, там же, а по другим сведениям, в Омске, он умер в глубокой старости, не принеся покаяния.
Место погребения и дата смерти неизвестны, но не позднее 1931 года.
Был духовный писатель.

Труды:
“Чудо, как принадлежность откровения”.
“Христианство у готов”. “Прав. Собес.” 1886, январь, с. 1-36, октябрь, с. 77-108.
“Старинные монастыри Томского края”. Томск, 1898.
“Старинный томский раскол”. Исторический очерк с 1834-1880 гг. Томск, 1901.
“Томские старинные духовные начальники” (Заказчики). Исторический очерк. Томск, 1906.
“Старинный раскол в пределах Томского края”. Томск, 1905.
“Апостол Павел в изображении Фаррара”. СПБ, 1911.
Отзывы:
Профессора Н.И. Ивановского о сочинении протоиерея Д.Н. Беликова, под названием “Томский раскол” (Исторический очерк от 1834 по 1880 гг.). “Прав. Собес.” 1907, июль-август, с. 1-9.
Профессора Ф. Благовидова о сочинении протоиерея Д.Н. Беликова, на тему: “Томский раскол” (Исторический очерк от 1834-1880 гг.). “Прав. Собес.” 1907, июль-август, с. 11-21.

Литература:
ПБЭ. т. 2. стб. 1237.
“Русск. Паломн.” 1913, № 52, с. 831, 832.
“Прав. Собес.” 1905, ноябрь, с. 87, 1907, июль/август, с. 1-21.
“Церк. Вед.” 1913, № 46, с. 520.
“Изв. Каз. Еп.” 1884, № 20, с. 633, 637, 1885, № 20, с. 667.
“Вест. Св. Син.” 1921, № 7, с. 10, 1927, № 5-6, с. 44.
Архим. Иоанн (Снычев). ”Церковн. расколы”, с. 55, 76, 104-106, 115-116.
ФАМ I, № 88, с. 7.
Фат-АМ № 121.
Regel’son 409.
M. Pol’skij, Novye muceniki I, 138.

 
Должности и места служения

председатель
Комитет Учебный Святейшего Синода

07.09. 1907 г. 20 век   —  
1913 г. 20 век
  
  

Томская епархия

1923 г. 20 век   —  
1926 г. 20 век
  
  

Томская епархия

1928 (?) 20 век   —  
1928 г. 20 век
  
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–