|
Антоний (Илляшевич)
|
|
|
Сан:
епископ
|
Место:
смерти: Вятка
|
Дата хиротонии:
25.05.
1748 г.
18 век
|
Дата смерти:
16.11.
1755 г.
18 век
|
Церковная принадлежность
|
Образование
|
Биография
Антоний (Илляшевич), епископ Вятский и Великопермский.
Родился в Виленском воеводстве.
Обучался в Киевской духовной академии. По окончании был начальником разных учебных заведений.
Пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита Московского Новоспасского монастыря.
25 мая 1748 года хиротонисан во епископа Вятского и Великопермского.
Скончался 16 ноября 1755 года.
Преосв. Антоний, сам будучи ученым, с уважением относился и ко всем ученым. Управляя Вятской епархией, он заботился об украшении церквей, о развитии проповедничества среди приходского духовенства, о благоговейном совершении церковных богослужений.
Он трудился в деле обращения вогулов в православие, для новообращенных строил особые церкви.
Преосв. Антоний имел прекрасные душевные качества. Это был человек умеренный, "наблюдал чистоту без великолепия, обилие без роскоши, строгость без жестокости, однако чрез подчиненных своих, которые по причине его смирения могли свободно предпринимать все по своей воле, введен был в непринадлежащие ему хлопоты". Жизнь этого епископа весьма трогательна и поучительна. "Святитель Антоний, по выражению современника, был просто замучен и перетерт между двух ножниц".
В его время поссорились между собой два секретаря — "консисторский" и "провинциальный", а к своей личной ссоре они присоединили вопрос о праве монастырей на владение крестьянами, отчего "воспламенился великий пожар". Провинциальный утверждал, что архиерейский дом и монастыри неправильно владели крестьянами, а консисторский проявил себя как бы адвокатом архиерейского дома и монастырей. Подстрекаемые провинциальным секретарем, в эту тяжбу вмешались сами "черносошные", которые, вооружась, чинили смертные убийства и кровопролитие, а для усмирения их прибывали многочисленные военные команды.
Видя такое нестроение, епископ Антоний поехал в Москву просить о переводе его в другую епархию, но его просьбу не удовлетворили и вернули назад "между сии острые ножницы", где он и "замучился, переменив с печали временную сию жизнь на бесплачевную вечную".
Епархия осталась в жесточайшей смуте и тяжбах, а несчастные "черносошные" в обиде, гонениях, сварах и "смертном убийстве".
Говорят, о временном правлении еп. Антония даже сложилась поговорка: "при нем нет толку, как при литвине".
Составилось мнение, что еп. Антоний, будучи смиренным и добрым монахом, не сумел совместить истинное смирение с владычественностью и, как архиерей, оказался совершенно неспособным к правлению. Однако, по-видимому, будет вернее понимать, что в его трагической судьбе больше всего виновата особенность того времени, которое породило крестьянские восстания и кровавые последствия их.
Литература:
Попов. Великопермская епархия. с. 38.
Платон Любарский. Иерархия Вятская и Астраханская.
Никитенков. Иерархи Вятской епархии.
Соловьев С.М. История России. кн. V. с. 705.
Булгаков. с. 1398.
Толстой Ю. № 79.
Строев. стб. 800.
Православный собеседник. 1911. март. с. 84.
Русская старина. 1879. апр. с. 752.
Исторический вестник. 1881. май. с. 61-62, 65.
БЭЛ. т. III. с. 1181.
БЭС. т. I. с. 592.
РБС. т. II. с. 219.
Н.Д. с. 56.
|
Должности и места служения
Библиография
1
|
Мануил (Лемешевский), митр., Иоанн (Снычев), еп..
Русские православные иерархи периода с 992 по 1892 годы (включительно). (Машинопись)..
Куйбышев.
1971
.
5 ч..
|
|
Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–
|
|
|
|