Архиереи



Филарет (Гумилевский)

  
Ф.И.О.:  Гумилевский Димитрий Григорьевич
  
Сан:  архиепископ

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Биография

Филарет (Гумилевский Димитрий Григорьевич), архиепископ Черниговский и Нежинский.
Родился 23 октября 1805 г. в д. Конобеевке Шацкого уезда Тамбовской губернии в семье священника.
Когда никто на селе не знал о рождении сына у почтенного пастыря, юродивый Алексей, взбравшись на колокольню, возвестил о рождении трезвоном. Переполошенный несвоевременным звоном народ бросился к церкви. Стали спрашивать юродивого, кто велел звонить и зачем? — "Рад Алешка, что родился великий Тимошка! А он будет звонить, звонить будет на всю Русть!" — отвечал юродивый. Раздосадованный народ не внял пророческому голосу блаженного, и нашлись люли, которые излили свою досаду на его спине. Юродивого высекли, а он приговаривал во время наказаничя: "Бейте больше, родился большой Тимошка".
Мальчика назвали Димитрием в честь св. Димитрия Солунского.
Первоначальное воспитание и образование получил он в семье родителей. Отец его отличался истинным благочестием и был известен как замечательный проповедник и примерный священник. Мать его была образцом древнерусской благочестивой женщины. Благочестие родителей и аскетическая жизнь тетки-наставницы, умершей 90 лет девицей, рано развили в будущем Филарете склонность к монашеству.
Димитрий был небольшого роста, всегда худенький, живой и резвый, в глазах его светились ум и энергия. Умственные способности Мити обнаружились очень рано. Пяти лет он уже читал в церкви Псалтирь, которую знал почти всю наизусть. Семи лет отец поместил Димитрия в Вышенскую пустынь к ученому иеродиакону Никону, пробыв у которого два года, он поступил в Шацкое духовное училище. Во время учебы Тамбовский преосвященный Иона (Васильевский), приняв во внимание его малый рост и смирение, переменил его прежнюю фамилию Конобеевский на Гумилевский.
Способности у Димитрия были замечательные, память необыкновенная, острота слова и находчивость удивительные. Выросший в деревне, он с детства любил природу, цветы, пение, что откладывало свой отпечаток на характере будущего святители. Любовь к пению сохранилась у него на всю жизнь и уже будучи архиереем, несмотря на свою постоянную занятость, он часто присутствовал при спевках, у него был замечательный хор. Однажды Димитрий со своей теткой посетил Саровскую пустынь и были у старца Серафима. Благословив их и посмотрев на Димитрия, старец сказал: "Сей отрок будет великим светильником Церкви и прославится по всей Руси, как ученый муж". Двоюродному брату Димитрия Никите старец Серафим сказал про Димитрия еще раньше, чем "он будет солить, солить на всю Россию!". Когда позднее старший брат Димитрия Василий пришел к преп. Серафиму за благословением принять монашество, то старец сказал ему: "Это только твоему брату Бог дал талант каждый месяц по книжке из кармана вынимать, а ты ступай домой и живи, как укажет Бог". Эти предсказания и некоторые другие случаи, имевшие место в его жизни, были восприняты им и его родителями, как доказательство особого хранения его Промыслов. Отец мечтал, что Димитрий займет его место и настаивал на женитьбе. По окончании первого года в богословском отделении Димитрий стал сватать невесту, исполняя желание и волю отца. Но во время последних каникул, гуляя со своим братом и товарищей Никитою по обширному отцовскому саду, Димитрий подошел к одной яблоне, задумался, а потом поведал о дивном видении, бывшем ему во время сна под этой яблоней. Со слезами радости говорил он: "Вижу я во сне пришедшего ко мне святителя, подобного Василию Великому, и он торжественно говорит мне: план твой и отца твоего разрушится, а исполнится над тобой то, что скаазно тебе вперед архиереем Ионою. Возьми мои сочинения в Тамбовской семинарской библиотеке, в них увидишь мой образ и читай оные на латинском и греческом языках. Сверх того ходи каждый день к утрени в архидиаконскую церковь и становись перед образом святителя и чудотворца Димитрия Ростовского".
Кроме своего друга Димитрий никому этого не рассказывал, но сам с этого времени совершенно изменил образ жизни. Несмотря на неудовольствие и даже угрозы отца, он совершенно оставил мысль о женитьбе. В 1826 г. он поступил в Московскую духовную академию, где 19 августа 1829 г. (по окончании академии) пострижен в монашество. Митрополит Московский Филарет, внимательно следивший за его учением при пострижении дал ему свое имя — беспримерный случай в истории академии. В своих отношениях к юному иноку Московский святитель проявлял отеческую заботливость и вместе с тем исключительную строгость. Чувствовалось, что зоркий и мудрый правитель Церкви желал подготовить себе достойного преемника. Несомненно школа мудрого иерарха имела великое влияние на Филарета. В академии называли юного ученого инока "Филаретик".
По принятии иноческого чина Филарет 3 февраля 1830 г. рукоположен во иеродиакона, а 29 июня того же года — во иеромонаха.
Еще будучи студентом академии, Филарет был определен библиотекарем академии, а по окончании академии оставлен при ней и 6 июня 1831 г. занял кафедру церковной истории и причислен к собору иеромонахов Московского Донского монастыря, а также назначен цензором. С 1832 г. переведен на кафедру Св. Писания.
Ко всякому труду Филарет относился с живым интересом с увлечением. Его пылкий и живой темперамент, привычка к труду, желание служить Церкви и ближнему подогревали всякое дело в его руках. Но с наибольшим воодушевлением он относился к преподаванию предмета история Русской Церкви.
Трудолюбивый Филарет в числе своих недостатков считал леность. И это сетование на леность произносилось им тогда, когда очевидцы его неустанной деятельности задавали себе вопрос: "спал ли он когда-нибудь?".
Только два года привелось иером. Филарету читать церковную историю. В начале 1832/33 учебного года по воле Московского святители Филарет был назначен на кафедру нравственного и пастырского богословия. 1 мая 1833 г. он был назначен инспектором академии, т. е. кроме преподавательских занятий был привлечен к администраторскому труду, тем более сложному, что с этой обязанностью соединялось настоятельство в каком-либо монастыре. Филарету было поручено настоятельство в Московском Богоявленском монастыре. Кроткому и смиренному иноку должность эта была нелегка. Надзор за молодыми людьми его возраста ставил его между двух огней — строгими мерами он мог раздражать студентов, снисходительность же могла навлечь неудовольствие начальства. А недремлющее око Московского митрополита бдительно следило за всем, что совершалось в академии.
27 января 1835 г. Филарет был возведен в сан архимандрита, а 14 декабря того же года назначен ректором Московской духовной академии. Академическое правление поручило ему провести ревизии в Вифанской, Вологодской, Ярославской, Костромской, Тамбовской и других семинариях.
9 марта 1837 г. на него возложена обязанность настоятеля Богоявленского монастыря.
В октябре 1841 г. великий Московский святитель Филарет назначил своего любимца на Рижскую кафедру. Митрополиту была известна его пламенная любовь к Церкви, его покорность воле Божией, его смирение, глубокое понимание истин веры и всех заблужений протестанства и, наконец, близкое знакомство его с немецкой богословской словесностью и немецким языком. Весть о новом назначении поразила архим. Филарета, как гром, так как он был сильно привязан к академии, к своему делу, к библиотеке. Чтение богословия доставило Филарету громкую известность. Едва он приехал в Петербург для хиротонии, как ему наши высшие духовные иерархи предложили заняться составлением "Догматики" и выписать для этого из академии свои лекции. Когда же Филарет по своей скромности и опасливости стал отказываться, прибегли к посредничеству самого сильного человека, обер-прокурора Св. Синода гр. Протасова.
21 декабря 1841 г. в Казанском соборе Петербурга была совершена хиротония Филарета во епископа Рижского. В июле 1842 г. он отправился в Ригу.
С первой минуты, когда предстал он пред престолом Божиим в качестве служителя алтаря и до самой смерти, каждую службу, начиная от Херувимской песни и до причащения слезы текли из глаз его. Приняв же Агнца и читая молитву перед причастием, он всхлипывал. И приобщившись долго не мог унять тока слез своих.
Как отмечено выше, Филарет отличался необыкновенным трудолюбием. Достойно удивления, как в маленьком, тщедушном и болезненном на вид теле уживалось столько кипучей энергии, работоспособности. Особенно много труда, забот и скорбей доставила ему Рижская епархия. Семь лет архиерейского служения в Риге — это семь лет скорбей и страданий, которые переносил он по своему величайшему смирению с полной благопокорностью. Условия его служения в Риге были очень трудны. В коренном населении — латышах и эстонцах замечалась тяга к православию и самобытной культуре — богослужению и преподаванию в школах на родном языке. Святитель всемерно поддерживал их стремление. За свое пребывание в Риге он открыл 63 прихода, устроил 20 церквей постоянных и 43 временных, возбудил ходатайство об открытии духовного училища и приходских школ. Эта деятельность, шедшая вразрез с интересами баронов и немецкой партии, желавшей онемечить край, вызывала с их стороны резкое противодействие. Пытались парализовать деятельность архипастыря, не гнушались самыми грязными доносами. Неравная борьба, длившаяся 7 лет, закончилась в 1848 г. перемещением Филарета на Харьковскую кафедру.
Сколько потрудился в Лифляндии этот светильник! Один со своим письмоводителем он не знал покоя ни днем, ни ночью, не знал времени обеда и чая. Просфора — вот его ежедневный и завтрак, и обед, и ужин. Просфорою да чаем он только и питался. Кожаный диван, простой стол, на котором огромная кипа исписанной и белой бумаги, письменный прибор и на конце стола стакан чаю — вот вся небогатая обстановка его комнаты. Тут он описывал страдания новых чад православной церкви. Как писал о нем один отец православной церкви, пострадавший за веру, "это был Давид, исторгавший из пасти хищного зверя огнцев Отца своего. Это был Давид во рве львином". И покинув Ригу, Филарет несказанно радовался успеху православия в Литве, когда это дело было поставлено на подобающую высоту мудрою и опытною рукою митр. Иосифа Семашко.
В Харькове и Чернигове святитель уделял большое внимание духовному образованию юношества, устраивал семинарии, епархиальные училища, следил за учебно-воспитательным процессом, вырабатывал для учебных заведений программы преподавания, отдавая для их материального обеспечения свои печатные труда.
В монастырях учреждал общежитие, не оставлял без внимания храмоздания и церковного благолепия.
Преосвящ. Филарет отличался необыкновенной тонкостью вкуса в одежде, как в личной, так и священной. Причем эта черта была в нем очень естественной.
Был кроток в обращении с людьми. Беседуя, он с терпением и благодушием выслушивал собеседника, а потом в очень мягкой форме объяснял суть дела и выводил ошибающегося на истинный путь. Им всегда руководило чувство врожденной скоромности, смирения, строгости к себе, любви и уважения к человеку. Филарет был очень отзывчив к чужой беде, деньги для него не имели цены. Он как будто бы боялся их. Справедливо замечено, что несмотря на значительные средства, которыми он мог располагать во время пребывания своего на Харьковской епархии, он постоянно должен был сокращать свои расходы, потому что получаемые им средства шли большею частью на дела благотворительности. Трудами и жизнью его управляло единственное желание — служить Богу и ближнему.
В 1857 г. он был возведен в сан архиепископа.
2 мая 1859 г. назначен архиепископом Черниговским и Нежинским.
Преосвящ. Филарет состоял членом Общества Истории и древностей российких (с 1847 г.); действительным членом Импер. Рус. Географ. общества и почетным членом Харьковского университета (с 1852 г.); почетным членом Импер. Рус. Археолог. общества (с 1856 г.).
Особую известность и популярность приобрел Филарет своей литературной деятельностью. Все его труды имеют свои несомненные достоинства. В трудах Филарета поражает масса критических статей и заметок. Это была особенность его таланта — пытливо относиться ко всякому предмету, все проверять взглядом критика. Он очень много читал. Вся жизнь его была посвящена чтению и труду. Обществу, публике он отдавал себя только по крайней необходимости. Люди, близко его знавшие, говорили, что он работал и отдыхал, ел и пил всегда с книгою в руках и тут же сразу делал нужные ему заметки и извлечения. "Надо удивляться, — говорит один близко знавший преосвященного, — надо увивляться его неутомимой деятельности. Он не ложился спать иначе, как при двух горящих свечах. Ночью он часто пробуждался, брал свечу, шел в библиотеку, доставал книгу или рукопись и садился работать. Таких занятий он не отлагал на утро, даже во сне его занимала какая-нибудь умственная задача". У него всегда было желание за все взяться, во всем явиться если не первоначинателем, то успеть больше прочих, во всем оставить о себе добрую память. С течением времени у него уже не было специальной задачи, определенного вопроса, решение которого заняло бы его исключительно. Ему хотелось действовать на более обширном поприще. Его не смущали ни огромные размеры поприща, ни разнообразие предметов, ни недостаток многих необходимых данных и источников. Не останавливаясь перед трудностями, он отважно брался за любое дело. Разнообразие предметов, за которые брался архипастырь, особенно заметно в последние 10 лет его жизни. С 1860 г. в нем появилось усиленное внимание к крупным явлениям жизни и движению современной мысли. И тут он спешил сказать свое отрывистое, смелое слово. В последние годы его жизни физические силы его ослабели до того, что он не мог писать сидя, но и это не остановило его деятельности. Он начал писать лежа, дрожащей рукой... Вследствие этого ослабления тела, вследствие смелых надежд на свои сведения и вследствие спешной работы в трудах его появилось несколько упущений и неточностей. Любому кропотливому изыскателю можно было уловить эти промахи. В своих выводах он не любил тратить слово, а всегда выражался отрывисто, смело и уверенно. Трудно было на первых порах примириться с этим свойством его приговоров, тем более, что они часто не подкреплялись доказательствами. Иногда он судил по первому впечатлению, самоуверенно, уклоняясь от более внимательных изысканий. В этих случаях взгляды и выводы его нуждаются в пересмотре и поверке.
Архиеп. Филарет известен и как замечательный проповедник слова Божия. Особенно назидательны его "Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа", которые произносил преосвященный к харьковской пастве в дни Великого поста.
При интенсивной научной работе он живо откликался на все события общественной жизни: посещал тюрьмы, во время Севастопольской кампании раздавал белье проходившим дружинам, благославлял их, служил молебны; когда госпитали были переполнены ранеными, не задумываясь отдавал для них помещение семинарии, переводя учащихся на частные квартиры.
Он не покидал своей паствы и в самые тяжелые моменты жизни. Во время холеры 1866 г. он предпринял объезд епархии, говоря: "Народ упал духом, следует ободрить". В пути он сам заболел и 9 августа скончался в Конотопе. От Конотопа до Чернигова на протяжении 180 верст народ сменяя один другого сопровождал гроб любимого архипастыря в количестве 10-12 тысяч человек. При этом не было ни одного случая заболевания холерой. Забыли все об этом страшном биче. Холера не дошла до Чернигова и прекратилась.

Труды:
Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа. В 2-х ч. СПб, 1884.
История Русской Церкви в 5-ти периодах. СПб, 1894.
Глас Божий к грешнику (поучения). СПб, 1891.
Опыт объяснения на послание ап. Павла к галатам. Чернигов, 1862.
Сокращенная история Русской Церкви. СПб, 1887.
Слова, беседы и речи в 4-х частях. СПб, 1883.
Православное догматическое богословие в 2-х ч. СПб, 1882.
Обзор русской духовной литературы. СПб, 1884.
Крупицкий Батуринский третье-классный мужской монастырь св. Николая. Чернигов, 1862.
Историко-статистическое описание Черниговской епархии, в 7-ми книгах. Чернигов, 1873.
Историко-стат. описание Харьковской епархии в 5-ти отд. Чернигов, 1858 и М., 1852.
Житие св. Димитрия Ростовского (к 200-летию со дня его кончины), 1910.
Житие свв. Кирилла и Мефодия славян. просветителей. СПб, 1908.
Житие св. Митрофана, еп. Воронежского. СПб, 1904.
Житие преп. Сергия Радонежского и всея России и чудотворца. Петербург, 1915.
Житие святых подвижников восточной церкви. СПб, 1898.
Святые южных славян, описание жизни их. СПб, 1894.
Жития святых (на русском языке), чтимых православною Церковью со сведениями о праздниках Господних и Богородичных и о явленных чудотворных иконах с дополн. из других. СПб, 1900.
Историческое учение об отцах Церкви. Чернигов, 1864. (в сокр.), тоже в 3-х томах. СПб, 1882.
Исторический обзор песнопевцев и песнопений греческой Церкви. СПб, 1902.
Учение евангелиста Иоанна о Слове. Чернигов, 1869.
Письма к А.В. Горскому (Ж. М. П., 1957, № 12, с. 46).
Ученая история (Прав. собес., 1908, май, с. 616).
Полное описание трудов архиеп. Филарета Гумилевского имеется в Ж. М. П., 1966, № 10, с. 55-56.

Литература:
Листовский И. Филарет, архиеп. Черниговский. Чернигов, 1895.
М. Елевферий Соборность Церкви Божией и кесарево. Париж, 1938, с. 43.
Богданов А.С. Жизнь архим. Никодима Казанцева, с. 637, 638, 645 (Богосл. вестн., 1910, декабрь).
Едлинский М. Анатолий Мартыновский, архиеп. Могилевский и его литерат. труды. Киев, 1889, с. 128.
Савва, архиеп. Хроника моей жизни. Серг. Посад, 1901, т. III; 1902, т. IV; 1904, т. V; 1906, т. VI; 1911, т. IX.
Ефимов А., свящ. Черниговский Елецкий монастырь. Чернигов, 1903, с. 143-146.
Котович А.М. Памяти историка публициста архиеп. Филарета (Гумилевского). (Рус. старина, 1907).
Гатцук Календарь на 1883 г., с. 135.
Никон, архим. Мои воспоминания о летах отрочества и юности покойного Черниговского архиеп. Филарета. (Руков. для сельских пастырей, 1867, № 5).
Булгаков, с. 1416, 1417.
Толстой Ю., № 305.
Тузов, с. 125, 138, 281-285.
Димитревский Ф. Нечто из детства и юношеских лет Филарета Гумилевского. (Черниг. еп. изв., 1870, № 21, 22).
Списки архиереев, № 305.
Летопись Е. А., с. 800, 839.
Чернигов. еп. вед., 1866, № 17 и 21.
Черниг. губ. вед., 1866, № 35.
Литов. еп. вед., 1866, № 16.
Харьков. губ. вед., 1866, № 78.
Чернигов. еп. изв., 1867, № 18.
-"- 1892, № 7-9, 11.
Воронеж. еп. вед., 1866, № 19.
Полтав. еп. вед., 1866, № 16, 18, 19.
Волог. еп. вед., 1866, № 19.
Тамбов. еп. вед., 1880, № 1, 17-19.
Современ. летоп., 1866, № 33.
-"- 1867, № 7.
Духовн. вестн., 1866, № 8, 12.
Народн. газета, 1866, № 35.
Сев. почта, 1866, № 179, 186.
Вести, 1866, № 68.
Прав. собес., 1900, ноябрь, с. 480.
-"- 1901, апрель, с. 52.
-"- 1902, ноябрь, с. 634.
-"- 1905, июнь, с. 29.
-"- 1909, февраль, с. 194, 207; июнь, с. 749, 751.
-"- 1912, декабрь, с. 32.
-"- 1915, май, с. 267.
Истор. вестн., 1884, январь, с. 57; июль, с. 205.
-"- 1885, март, с. 695.
-"- 1888, сентябрь, с. 626; октябрь, с. 3.
-"- 1889, август, с. 370.
-"- 1893, апрель, с. 264; июль, с. 162; октябрь, с. 234 п/с.
Церк. вестн., 1891, № 25, с. 392; № 5, с. 80.
-"- 1895, № 17, с. 540.
-"- 1904, № 11, с. 352.
-"- 1910, № 20, с. 615.
Приб. к Ц. В., 1897, № 8, с. 299.
-"- 1900, № 11, с. 431-439.
Рус. инок, 1911, сентябрь, вып. 41-42, с. 24.
Красн. архив, т. 39.
Юбилейный сборник, с. 10, 13, 656.
Ж. П. Б., май, с. 309-311; декабрь, с. 1-103.
Рук. для сельских пастырей, 1866, октябрь, с. 215.
Самар. еп. вед., 1869, № 14, с. 342.
Прав. обозрен., 1864, май, с. 15-17; август, с. 166.
-"- 1865, январь, с. 39.
-"- 1866, январь, с. 43; октябрь, с. 100; ноябрь, с. 145.
-"- 1873, январь, с. 131.
-"- 1881, январь-апрель, с. 652-655.
Христ. чтение, 1870, июнь, с. 1013-1052; июль, с. 44-82.
-"- 1890, май-июнь, с. 753-790.
-"- 1900, март, с. 399-400.
Изв. Казан. еп., 1879, № 21, с. 609.
-"- 1880, № 7, с. 156.
-"- 1881, № 12, с. 321; № 23, с. 628.
-"- 1885, № 24, с. 912-914.
-"- 1887, № 17, с. 431; № 18, с. 459.
-"- 1898, № 7 и *, с. 325.
-"- 1912, № 16, с. 515, 517, 518.
-"- 1913, № 30 и 31, с. 891.
Рус. старина, 1875, декабрь, с. 805.
-"- 1876, апрель, с. 724, 727.
-"- 1879, апрель, с. 566, 657, 660.
-"- 1880, январь, с. 126; февраль, с. 452, 629.
-"- 1881, апрель, с. 781-798; май, с. 80; июль, с. 575; декабрь, с. 203; 805-816.
-"- 1885, октябрь, с. 159 п/с. 1.
-"- 1886, февраль, с. 291.
-"- 1888, март, с. 756; декабрь, с. 134.
Современ. листок, 1866, № 90.
Отчет по 2-му отдел. Имп. Акад. Наук за 1866 г.
Ж. М. П., 1945, № 8, с. 67-69.
-"- 1966, № 10, с. 55-56.
Рус. архив, 1871, № 7 и 8, с. 1897-1898.
-"- 1887, кн. 2-я, с. 417-468; кн. 3-я, с. 238-264, 316, 334-338, 354, 357, 363-368, 370-371, 376-378, 390 ("Филарет архиеп. Черниговский").
Рус. архив, 1889, кн. 3-я, с. 492 ("Рассказы из недавней старины").
-"- 1893, кн. 1-я, с. 447 ("С. Браиловский, "О месте кончины Паисия Лигарида"); кн. 3-я, с. 43, 44, 47 (Миловский Н., Московская духовная академия).
Рус. архив, 1895, кн. 2-я, № 6, с. 174-178; № 7, с. 277-278, 288-298.
-"- 1897, кн. 1-я, с. 319 ("Архим. Гавриил").
-"- 1899, кн. 1-я, № 4, с. 668.
-"- 1900, кн. 1-я, № 3, с. 321 п/с., 322, 450.
-"- 1910, кн. 1-я, № 3, с. 426.
-"- 1916, кн. 1-я, с. 190 п/с. 2 (А. Лебедев, Архиеп. Иаков Вечерков).
БЭС, т. II, с. 2232, 2233, 2271, 2364.
ЭС, т. 35-а, с. 738-739.
РБС, т. XXI, с. 80-82.
Н. Д., с. 26, 71, 77.

 
Должности и места служения

инспектор
Академия Московская духовная

1.05. 1833 г. 19 век   —  
1835 г. 19 век
  
  

ректор
Академия Московская духовная

14.12. 1835 г. 19 век   —  
1841 г. 19 век
  
  

настоятель
Монастырь в честь Богоявления

9.03. 1837 г. 19 век   —  
1841 г. 19 век
  
  

Рижская епархия

21.12. 1841 г. 19 век   —  
06/18.11. 1848 г. 19 век
  
  

 
Библиография

   1   Филарет (Гумилевский), архиеп. Черниговский.. Обзор русской духовной литературы 862-1863. 3-е изд. с попр. и доп.. С.-Петербург. 1884 . III,511 с..
  
   2   Филарет (Гумилевский).. Историко-статистическое описание Харьковской епархии: Отд. 1-5.. Москва. 1852  - 1858.
  
   3   Филарет (Гумилевский).. Историко-статистическое описание Черниговской епархии: Кн. 1-6.. Чернигов. 1873  - 1874.
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–