link2980 link2981 link2982 link2983 link2984 link2985 link2986 link2987 link2988 link2989 link2990 link2991 link2992 link2993 link2994 link2995 link2996 link2997 link2998 link2999 link3000 link3001 link3002 link3003 link3004 link3005 link3006 link3007 link3008 link3009 link3010 link3011 link3012 link3013 link3014 link3015 link3016 link3017 link3018 link3019 link3020 link3021 link3022 link3023 link3024 link3025 link3026 link3027 link3028 link3029 link3030 link3031 link3032 link3033 link3034 link3035 link3036 link3037 link3038 link3039 link3040 link3041 link3042 link3043 link3044 link3045 link3046 link3047 link3048 link3049 link3050 link3051 link3052 link3053 link3054 link3055 link3056 link3057 link3058 link3059 link3060 link3061 link3062 link3063 link3064 link3065 link3066 link3067 link3068 link3069 link3070 link3071 link3072 link3073 link3074 link3075 link3076 link3077 link3078 link3079 link3080 link3081 link3082 link3083 link3084 link3085 link3086 link3087 link3088 link3089 link3090 link3091 link3092 link3093 link3094 link3095 link3096 link3097 link3098 link3099 link3100 link3101 link3102 link3103 link3104 link3105 link3106 link3107 link3108 link3109 link3110 link3111 link3112 link3113 link3114 link3115 link3116 link3117 link3118 link3119 link3120 link3121 link3122 link3123 link3124 link3125 link3126 link3127 link3128

Архиереи



Амвросий (Орнатский)

  
Ф.И.О.:  Орнатский Андрей Антонович
  
Сан:  епископ
Место:  рождения: погост Чудь Череповецкого у. Новгородской губ.
смерти и погребения: Кирилло-Белозерский монастырь
Дата рождения:  1778 г. 18 век
Дата пострига:  10.07. 1805 г. 19 век
Дата хиротонии:  12.03. 1812 г. 19 век
Дата смерти:  26.12. 1827 г. 19 век

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

Образование

Академия Санкт-Петербургская духовная

18 век   —  
1800 г. 18 век  

  

 
Биография

Амвросий (Орнатский Андрей Антонович), епископ Пензенский и Саратовский.
Родился в 1778 году в семье диакона погоста Чуди Череповецкого уезда Новгородской губернии.
В ноябре 1788 года поступил в Кирилло-Белозерское уездное духовное училище, а через 4 года был переведен в Александро-Невскую главную семинарию, которая с 1797 года переименована в С.-Петербургскую духовную академию.
В 1800 году окончил курс учения и был определен преподавателем разных предметов в Новгородскую семинарию.
С 1802 года — инспектор Новгородской семинарии.
10 марта 1804 года утвержден префектом семинарии и преподавателем философии.
10 июля 1805 года пострижен в монашество, 20 июля рукоположен во иеродиакона, 23 июля — во иеромонаха и 14 августа причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской Лавры.
9 февраля 1808 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Новгородского Антониева монастыря и ректором Новгородской семинарии.
С сентября 1811 года — настоятель Юрьева монастыря.
В марте 1812 года назначен настоятелем ставропигиального Московского Новоспасского монастыря.
12 марта 1816 года хиротонисан в С.-Петербурге во епископа Старорусского, викария Новгородской митрополии.
С 9 ноября 1819 года — епископ Пензенский и Саратовский.
4 сентября 1825 года уволен на покой с пребыванием в Кирилло-Белозерском монастыре.
Скончался 26 декабря 1827 года. Похоронен в Кирилло-Белозерском монастыре, у входа в Успенский собор.
В 1813 году архимандриту Новоспасского монастыря Амвросию было поручено восстановление некоторых московских монастырей, пострадавших от нашествия неприятеля. По словам доклада Св. Синода, он "оказал особенное старание и попечение", за что и был награжден орденом св. Анны 2-й степени.
Преосв. Амвросий известен как автор замечательного труда "История Российской иерархии", начатого им еще в период его преподавательской и ректорской деятельности в Новгородской семинарии (1804-1815). Он взял на себя священную обязанность приготовить этот огромный труд ко второму изданию по собранным дополнительным и полнейшим сведениям. С этой целью в январе 1825 года подал прошение в Св. Синод об увольнении на покой. Эта просьба была удовлетворена в сентябре месяце.
За свои ученые труды Амвросий получил звание почетного члена императорского Московского Общества истории и древностей России.
Еп. Амвросий был великим подвижником. Строгость и суровость к себе и другим — вот его качества, прежде всего бросающиеся в глаза. Он был образцом воздержания в пище. Нестяжательность его не знала границ. Он раздавал все свои вещи и деньги, отдавая даже самое необходимое.
Точный в соблюдении церковного устава, он требовал этого и от других.
Настойчивость его характера и железная сила воли были непреклонны. Большей частью он был сосредоточен, молчалив и никогда не забывал, что он монах.
Преосв. Амвросий в высшей степени был требователен к тому, чтобы в храме стояли благоговейно, не терпел ни разговоров, ни перехода с места на место и если замечал это, то тут же делал строгий выговор, не взирая на лица.
При непреклонной прямоте и правдивости его отношения с властями были крайне натянуты, тем более, что он горячо отстаивал интересы Церкви и духовенства.
Подведомственное ему духовенство он стремился исправлять весьма крутыми мерами, желая поднять его на должную высоту, за что и получил название "грозного".
Как ни строг был еп. Амвросий, однако он свои наказания растворял милосердием и провинившихся не оставлял без мест.
Характерно, что нетребовательный в своем домашнем быту, он пышно и торжественно обставлял свои частые служения, которые совершал с большим благоговением. Богослужения его и проповеди были очень продолжительны. Иногда он служил в почти пустом храме.
После 6-летнего служения в Пензе он ушел на покой в Кирилло-Белозерский монастырь бедным странником, покидая епархиальный город на крестьянских дровнях, одетый в простую монашескую одежду и нагольный тулуп.
На покое в обители преосв. Амвросий пребывал в совершенном безмолвии, даже послушник, служащий ему, иногда более трех недель не видел его лица. Только в ночное время выходил он в другую келью, где до утреннего благовеста предавался молитве, а затем вновь возвращался в свою малую келью.
Все нужды по келье исправлял сам, даже мыл полы.
Находясь на покое, преосв. Амвросий не забывал о бедняках. Послушник записывал имена и просьбы всех приходящих к нему за помощью и с пищей оставлял на столе архипастыря, который делал заметки на обороте, кому сколько дать и оставлял деньги.
По его кончине в малой келье, куда при его жизни никто не входил, были найдены: стул, связанный веревками, заменявший ему постель, и костыль, служивший опорой во время постоянного бдения.
"Каким-то обстоятельным, сосредоточенным в себе светом, какой-то могучей, непреклонной правдой влечет к себе память этого крепкого борца церковной истины". [откуда цитата?]

Труды:
История Российской иерархии. // Исторический вестник. 1892. июнь. с. 806.

Литература:
Савваитов. Преп. Амвросий Орнатский. 1869.
Бантыш-Каменский. Словарь. т. I. с. 38.
Сборник II отд. императорской Академии наук. V. вып. 1. с. 22-23.
Записки неизвестного. Жизнь пройти не поле перейти. // Русский вестник. 1881. сент.
Поселянин Е. Русские подвижники XIX в. 1-е изд. СПб., 1900. с. 40-46.
ПоселянинЕ. Последние обстоятельства жизни Амвросия Орнатского во время пребывания его в монастыре. М., 1847. с. 1-9.
P. Пр. Нкр. т. 1. с. 25.
Колосов Н.А. История Российской иерархии. // Церковный вестник. 1895. № 31. с. 985.
Венгеров. с. 485-491.
Строев. стб. 954.
Булгаков. с. 1408.
Толстой Ю. № 219.
Денисов. с. 393-399.
Письма митр. Киевского Евгения (Болховитинова) к В.Г. Анастасевичу. // Русский архив. 1889. с. 37, 42, 49, 198.
Записки графа М.Д. Бутурлина. // Русский архив. 1897. с. 595 п/с.
Переписка архиеп. Нила с еп. Иеремией о месте кончины Арсения Мацеевича. // Русский архив. 1901. с. 43.
Русская старина. 1872. март. с. 356-357; 480-481.
-"- -"- 1879. авг. с. 729-730.
-"- -"- 1883. июль. с. 129-178; 145 п/с., 169 п/с., 178 п/с.
-"- -"- 1886. июнь. с. 710.
-"- -"- 1903. июнь. с. 555, 562. дек. с. 638.
-"- -"- 1910. нояб. с. 448-452.
Исторический вестник. 1884. апр. с. 235.
-"- -"- 1893. сент. с. 732, 734-736, 739, 742, 744, 745-748.
БЭЛ. т. I. с. 598.
БЭЮ. т. I. с. 485.
БЭС. т. I. с. 141-142; т. II. с. 1790.
ЭС. т. II. с. 333.
Н.Д. с. 20, 70.
Венгеров С. Источники словаря русских писателей. т. 1. СПб., 1900. с. 55.
Геннади Г. Словарь. т. 1. с. 22.
Межов.Русская историческая библиография. т. 3. СПб., 1893. с. 348.

 
Должности и места служения

преподаватель
Семинария Новгородская духовная

1800 г. 18 век   —  
1802 г. 19 век
  
  

инспектор
Семинария Новгородская духовная

1802 г. 19 век   —  
1804 г. 19 век
  
  

ректор
Семинария Новгородская духовная

1808 г. 19 век   —  
19 век
  
  

настоятель
Монастырь во имя св. вмч. Георгия Победоносца (Юрьев) (мужской)

1811 г. 19 век   —  
1812 г. 19 век
  
  

настоятель
Монастырь в честь Преображения Господня Новоспасский (ставропигиальный) (мужской)

1812 г. 19 век   —  
1816 г. 19 век
  
  

Пензенская епархия

09/21.11. 1819 г. 19 век   —  
04/16.09. 1825 г. 19 век
  
  

 
Библиография

   1   Мануил (Лемешевский), митр., Иоанн (Снычев), еп.. Русские православные иерархи периода с 992 по 1892 годы (включительно). (Машинопись).. Куйбышев. 1971 . 5 ч..
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–