Архиереи



Августин (Сахаров)

  
Ф.И.О.:  Сахаров Михаил Степанович
  
Сан:  епископ
Место:  рождения: с. Зернце, Ростовского уезда, Ярославской губ.
погребения: Варницкий монастырь Ярославской епархии
Дата рождения:  18.10. 1768 г. 18 век
Дата пострига:  19.12. 1797 г. 18 век
Дата хиротонии:  10.06. 1806 г. 19 век
Дата смерти:  01.01. 1842 г. 19 век

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Биография

Августин (Сахаров Михаил Степанович), епископ Оренбургский и Уфимский.
Родился 18 октября 1768 года в с. Зернце Ростовского уезда Ярославской губернии в благочестивой семье духовного сословия.
Обучался сначала в Ярославской духовной семинарии, из которой в 1788 году был отправлен в С.-Петербург для продолжения образования в Александро-Невской главной семинарии.
В 1792 году закончил семинарский курс обучения и был назначен в Ярославскую семинарию учителем.
С 1797 года — преподаватель церковного красноречия и греческого языка Александро-Невской семинарии.
19 декабря 1797 года пострижен в монашество.
В апреле 1798 года возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем Толгского монастыря и определен ректором Ярославской семинарии.
С июля 1800 года — ректор Рязанской семинарии и настоятель Троицкого монастыря Рязанской епархии. В декабре того же года вызван в С.-Петербург на чреду служения и проповеди.
В 1802 году определен законоучителем 2-го кадетского корпуса и переведен в Антониев Сийский монастырь.
В 1804 году перемещен в Троице-Сергиеву пустынь.
10 июня 1806 года хиротонисан во епископа Оренбургского и Уфимского.
В 1819 году уволен на покой в Варницкий монастырь Ярославской губернии.
Скончался 1 января 1842 года.
Погребен в соборной церкви Варницкого монастыря в приделе преп. Сергия.
Как личность преосв. Августин казался до крайности своеобразным, даже как бы юродивым во Христе.
Одевался он в простую шерстяную и даже крашенинную рясу и такой же подрясник; подпоясывался простым мужицким кушаком; ездил всегда, даже в торжественные дни к обедне в простой извощичьей кибитке на одной лошади.
Пищу употреблял самую простую и требовал простоты в убранстве самого стола.
Посещая в редких случаях знакомых в городе, не любил и не принимал от них никаких угощений. Отправляясь в гости, он заставлял своего келейника брать с собою сваренный в келии кофе и им в гостях угощался сам и угощал хозяев дома.
В характере преосв. Августина преобладали сильная воля, настойчивость, прямолинейность, стремительность. Очень строго он относился к порокам духовенства, особенно к пьянству. Поэтому среди духовенства о нем сложилось мнение как об администраторе и человеке строгом, суровом и даже будто ничем не умолимом. Однако оно (духовенство) не питало к преосв. Августину какой-либо неприязни. Наоборот, видя в нем человека необыкновенной жизни — в полном смысле аскета и подвижника, совершавшего жизнь в непрерывных упражнениях поста, молитвы и трудолюбия, духовенство относилось к нему не со страхом, а с благоговением.
По природе преосв. Августин был мистик. Он неоднократно имел разного рода видения и сновидения, которым придавал большое значение в смысле предчувствия и предуказаний. В память таких видений преосв. Августин заказывал делать небольшие иконы и панагии, которых осталось после него более двенадцати.
Он обладал и даром прозорливости и предсказания будущего. Так он предрек открытие самостоятельной епископской кафедры в г. Оренбурге.
В 1812 году, 12 октября, в тот самый день, когда армия Наполеона с позором оставляла Москву, преосв. Августин явился в кафедральный собор и отслужил торжественный благодарственный молебен по поводу избавления отечества от неприятеля. Все сочли поступок преосвященного по меньшей мере странным, а некоторые подумали, что он впал в ненормальное состояние, но дальнейшие события подтвердили его правоту.
Не чужд был преосв. Августин честолюбия, гордости и высокомерия, что служило поводом к ссорам с гражданскими властями. Чувство гордости заставляло его вести себя так, чтобы никому не одолжаться.
В общем, это была натура стремительная, вечно чего-то ищущая, мало удовлетворенная и плохо уравновешенная. Поэтому жизнь его была исполнена душевного трагизма.
Преобладающей склонностью у преосв. Августина была любовь к науке. По приезде в Оренбург он занимался составлением "Хрестоматии из латинских языков".
Начиная с 1818 года, по предложению Св. Синода, преосв. Августин начал работать над составлением "Систематического сборника русских церковных законов и постановлений". Для выполнения этого колоссального труда он ушел на покой со скудной пенсией. Сборник этот был рассмотрен и одобрен в Синоде Московским митр. Филаретом, который признал его весьма значительным и достойным уважения по стремлению его к общей пользе.
После кончины преосв. Августина, по его завещанию, большая библиотека его была передана в Ярославскую и Уфимскую семинарии и С.-Петербургскую духовную академию, а небогатое имение — бедным родственникам.
Любопытен один из пунктов его завещания, в котором он сделал распоряжение о том, по какому обряду совершить погребение. "Поелику душа моя, — говорится в завещании, — при содействии всемогущества Христова, сохранена мною от всякой блудной скверны и нечистоты, то по смерти моей не обмывать моего тела, положить его в приготовленный мною гроб, совершить над моим телом священническое погребение и, зарывши гроб, предать мое тело погребению".

Труды:
История новозаветной Христовой Церкви, в 6-ти частях.
Начертание православной греко-российской Христовой Церкви.
"73 беседы на Деяния Апостольские", изложенные по примеру беседы св. Иоанна Златоустого на те же Деяния.
Боголюбивые беседы на Моисееве пятокнижие, перев. с греч. в 5-ти частях.
Примеры церковного красноречия для руководства в проповеди слова Божия, извлеченных из разных Отцев Церкви.
"Примеры латинской изящной словесности, разного содержания", сост. из 38 отд. и 2 больших томов.
Начертания церковной истории от создания мира до настоящего времени, 4 т.
Записки по церковной истории, извлеченные из разных христианских писателей — в 12 частях.
Примеры епархиального делопроизводства, 2 части.
Похвальное слово Петру Великому.
Всемирная топография, в 5 частях.
Алфавитный свод или помянник для духовных занятий, в 6 частях.
Свод духовных законов с 1714 по 1820 годы (план).
Полный систем. свод духовных законов православной церкви, 15 томов.
Хронологический реестр из 59 томов полного собрания законов Российской империи.
Библейский словарь, заключающий в себе алфавитный подбор текстов и разных других историко-богословских указаний.
Перевод из Евг. Вульгара. "Несколько Боголюбивых бесед".
Рассуждение о причинах Всемирного потопа (пер. из Калмета.).
Изображение нравственного состояния человеков, обитающих на земном шаре. / Пер. с нем.
Рассуждение об истине всех книг св. Писания Ветхого и Нового Завета.
Записки к изображению совершенного согласия восстан. греко-росс. церкви с восточной греческой.
Записки по церковному красноречию.
"Евергет" — лирическое творение 1795 г.
Рассуждение о владычестве человеческого разума над страстями, утвержденного в благочестии. / Пер. с греч. 1797 г.
30 проповедей.
Письма к разным лицам.
Библейский словарь (рукопись).
Проповеди:
Слово в день входа в храм Пресвятой Богородицы. СПб., 1804.
Слово на погребение ген-аншефа В.А. Зубова. СПб., 1804.
Слово на освящение новоустроенной летней церкви при 2-м кадетском корпусе. СПб., 1804.
Слово на освящение новоустроенной зимней церкви при 2-м кадетском корпусе. СПб., 1804.
Поучительные слова в С.-Петербурге при 2-м кадетском корпусе и в др. местах с 1797 по 1803 годы сказанные, 2 ч. М., 1807.
Торжественная песнь на 21 день июня 1808 г., в которой высоч. утвер. его мил. вел. доклад комитета об усовершенствовании духовн. училищ.
Шесть частей и примеров для руководства к изящной словесности.

Литература:
Чернавский Н. Оренбургская епархия. с. 125-209.
Собрание мнений и отзывов митр. Филарета. СПб., 1887. Доп. т. с. 605.
Зиновьев А. Известия из жизни преосв. Августина еп. Оренбургского и Уфимского.// Москвитянин. 1844. кн. 8. с. 343-349.
Калинников Н. Преосв. Августин, быв. еп. Уфимский и Оренбургский. // Странник. 1866. № 5 и № 6.
Чистович И.А. История С.-Петербургской духовной академии. с. 94.
Оренбургские губернские ведомости. 1847. № 42.
Дело архива Св. Синода. 1834. № 1286.
Обзор русской духовной литературы. с. 456.
Исторический вестник. 1844. июнь. с. 608.
-"- -"- 1892. сент. с. 652-654, п/с. 1.
Р. Пр. Некр. т. 1. с. 4.
Летопись Е.А. с. 801.
Юбилейный сборник. с. 236.
Странник. 1806. апр.-май.
Труды КДА. 1877. февр. с. 18-31.
Толстой Ю. № 198.
Строев. стб. 345, 424.
Булгаков. с. 1407.
Денисов. с. 927-928.
БЭС. т. I. с. 24-25; т. II. с. 1704.
БЭЛ. т. I. с. 115-117; т. VII. с. 716.
БЭЮ. т. I. с. 43.
ЭС. т. I. с. 150-151; т. I [доп. ?]. с. 11.
РБС. т. I. с. 28-29.
ЖПБ. т. ХII. с. 592-593, 597, 643-644, 716, 772; т. X. с. 717.
Венгеров. т. I. с. 44-45.
Русский архив. 1871. № 7, 8. с. 1248.
-"- -"- 1893. кн. 1. № ?. с. 217 п/с.; кн. 2. № ?. с. 148.
-"- -"- 1898. кн. 3. № ?. с. 60, п/с. 5; с. 66, 69.
-"- -"- 1904. кн. 1. № 4. с. 644-651; кн. 2. № 5. с. 39, 50.
Н.Д. с. 71.

 
Должности и места служения

ректор
Семинария Ярославская духовная

1798 г. 18 век   —  
1800 г. 18 век
  
  

настоятель
Монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы Толгский (женский)

1798 г. 18 век   —  
1800 г. 18 век
  
  

ректор
Семинария Рязанская духовная

1800 г. 18 век     
  

 
Библиография

   1   Мануил (Лемешевский), митр., Иоанн (Снычев), еп.. Русские православные иерархи периода с 992 по 1892 годы (включительно). (Машинопись).. Куйбышев. 1971 . 5 ч..
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–