Архиереи



Никанор (Бровкович)

  
Ф.И.О.:  Бровкович Александр Иванович
  
Сан:  архиепископ

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Биография

Никанор (Бровкович Александр Иванович), архиепископ Херсонский и Одесский.
Родился 29 ноября 1826 (по др. свед.: 20.11/2.12.1827) г. в семье священника Могилевской епархии.
Первоначально учился в Могилевском духовном училище, затем в Могилевской духовной семинарии и состоял певчим архиерейского хора.
В 1842 г., как один из лучших воспитанников семинарии, вызван в образцовую Петербургскую семинарию.
В 1847 г. поступил в Петербургскую академию.
16 сентября 1850 г. пострижен в монашество, 26 сентября рукоположен во иеродиакона, 30 июня 1851 г. — во иеромонаха и в том же году 29 сентября назначен бакалавром семинарии.
8 декабря 1852 г. получил звание магистра.
С 25 апреля 1856 г. — ректор Рижской семинарии, а 29 апреля того же года возведен в сан архимандрита.
С 1 декабря 1857 г. (по другим источникам — с 1858 г.) ректор Саратовской семинарии и настоятель Саратовского Спасо-Преображенского монастыря.
В 1864 г. вызван на чреду служения в Петербург.
5 ноября 1865 г. перемещен в Витебск, ректором Полоцкой семинарии.
С 29 июля 1868 г. — ректор Казанской академии.
10 октября 1869 г. ему присуждена Св. Синодом ученая степень доктора богословия.
4 июля 1871 г. хиротонисан во епископа Аксайского, викария Донской епархии. Хиротонию совершали в Александро-Невской Лавре преосвященные: Исидор, митр. Новгородский, Никандр, епископ Тульский, и Павел, епископ Кишиневский.
25 декабря 1876 г. назначен на самостоятельную Уфимскую кафедру.
С 12 декабря 1883 г. — епископ Херсонский и Одесский.
20 марта 1886 г. возведен в сан архиепископа, в сентябре избран почетным членом СПб духовной академии.
В 1887 г. вызван в Петербург для присутствия в Св. Синоде.
Скончался 27 декабря 1890 г. Погребен в Одесском соборе.
Святитель Никанор — мужественный воин Христов, до последних дней своих твердо стоявший на страже веры и церкви.
Он от природы был наделен богатыми дарованиями, которые в сочетании с многосторонней образованностью выдвинули его в ряд выдающихся церковных и общественных деятелей того времени. Это был глубокий мыслитель, многосведущий ученый, искусный проповедник, церковный композитор, ревностный участник в делах церкви и государства.
Он отличался изумительным трудолюбием с детства, и до конца дней вся жизнь его была наполнена непрестанным трудом. Он вел большую литературную деятельность, которую начал уже в стенах Петербургской духовной семинарии. Его произведения отражали различные стороны церковной и государственной жизни. Будучи человеком горячим, резким, он без всякой пощады громил отступников и нечестивцев, ревностно восставал против врагом спасения. Пылавший огнем любви, ревностный архипастырь не мог выжидать, когда видел или даже предвидел в чем-либо противление благу и истине, и первый, со всем пылом праведного гнева, начинал борьбу, несмотря на то, что его живое и иногда столь резкое и даже жесткое слово могло произвести смущение, расстроить праздничное настроение, вызвать колкие суждения и даже большие неприятности. Часто голос его оставался одиноким. Он не только не находил поддержки, но и испытывал неприятности по службе. Все это болезненно отзывалось в его сердце и надламывало его здоровье. На многих же благодетельно влиял самый огонь одушевления, с которым мужественный архипастырь возвещал истину. Этот неустанный борец за истину не слагал оружия до последних дней своей жизни. Архиеп. Никанор считал живое слово пастыря-проповедника и приходскую школу лучшим средством в борьбе с разного рода сектантством. Настойчиво требовал он открытия при церквах небольших школ для девочек, справедливо полагая, что только грамотная и в церковном духе воспитанная мать внесет и поддержит в семье искреннее благочестие и православную церковность. Причем высказывал мысль, что помочь школе средствами должна церковь. Характеризуя духовно-нравственный облик святителя, можно сказать, что его жизнь с ранней юности была посвящена Богу и церкви. Он сохранил свою жизнь в такой духовной чистоте, что даже самые злые враги, которых немало было у святителя, не могли усмотреть в ней какой-либо тени, и злая клевета не прикасалась к ней. С удивительной ясностью, как чистый кристалл, он был открыт всем и каждому. Он был необыкновенно искренним, доступным, любезным в обращении, предупредительным и внимательным к нуждам и положению каждого, всегда готовым на помощь и защиту требующим его помощи.
Преосвящ. Никанор состоял почетным членом Академии Наук и многих ученых и благотворительных обществ.
Это был воистину "светильник горя и светя".
Мирной кончиной окончилась жизнь святителя. Вот что известно о кончине святителя из строк одного частного письма: "Кончина приснопамятного иерарха была самая благоустроенная и благоуготованная. Собственно только около одних суток длились тяжкие приступы болезни, так что он уже не вставал с ложа и мало на это обращал внимания и уже не говорил, но, по-видимому, сознания не терял. Кроме болезненных воздыханий с легкими стонами и по временам слабых движений кистями рук перед исходом его ничего не было. И так затих с благообразным лицом и всем телом правильно простертым. За несколько дней до кончины Владыка, между прочим, высказывал, что он так далеко ушел по пути умирания, что не желал бы возвратиться к здоровью и жизни".
Святитель Никанор оставил после себя духовное завещание, текст которого гласит: "Я, нижеподписавшийся Никанор, архиепископ Херсонский и Одесский, сим завещеваю мою предсмертную волю:
1) Наследниками моего имущества, по смерти моей, учиняю детей единственного моего брата родного, ныне судебного следователя в г. Ростове-на-Дону Ильи Ивановича Бровковича, именно: дочь Ольгу, сына Александра, дочь Лидию и сына Сергея, которые уполномачиваются разделить, по смерти моей, мое имущество поровну, чтобы каждому из них досталась одна четвертая часть.
2) Принадлежащие мне священные сосуды: потир с прибором и малое Евангелие, четыре мои митры: красную, две белых и черную, аналойные пелены, серебряную ладоницу и употребляемый теперь в крестовой церкви шитый от руки по воле жертвовательницы ковер, завещеваю в Крестовую церковь Одесского архиерейского дома.
3) Одесскому кафедральному собору завещеваю 4 мои мантии: голубую, красную, медного цвета и черную, также всю принадлежащую мне ризницу, саккосы с прибором, покровы для священных сосудов, орлецы, употребляемые в церкви полотенца, серебряную ладоницу, такой же китайский кубок для запивки, шитый от руки по воле жертвовательницы, употребляемый в соборе ковер, находящийся ныне в С.-Петербурге, как и вся ризница и вся собственно мне принадлежащая утварь церковная, кресло для горняго места, а также все мои кресты наперсные, панагии и орденские знаки.
4) Новоустроенный мною большой кипарисный крест должен быть поставлен в кафедральном соборе над моею могилою, на указанном мною месте. Во всяком случае должен быть поставлен над моею могилою, где бы ни судил Бог быть ей.
5) Одесскому архиерейскому дому жертвую мой живописный портрет, который теперь висит в зале.
6) Одесской духовной семинарии отказываю принадлежащий мне живописный портрет Константина Петровича Победоносцева, лучшего из обер-прокуроров Святейшего Синода и моего благодетеля, а также лучшую из моих фотографий на память. Ей же отказываю все мои дипломы, царские грамоты и т. п. в рамах на хранение в библиотеке. Еще жертвую также живописные в рамах портреты митрополитов Московских Филарета и Макария, на память о сих великих мужах.
7) Принадлежащие мне живописные портреты (находящиеся ныне в С.-Петербурге) митрополитов С.-Петербургских Никанора и Исидора жертвую в библиотеку С.-Петербургской духовной семинарии с золочеными рамами.
8) Казанской духовной академии завещеваю (живописные, в дубовых рамах) портреты архиепископа Казанского Антония и бывшего ректора этой академии, впоследствии епископа Смоленского Иоанна.
9) В библиотеку Новороссийского университета жертвую живописный в золоченой раме портрет поэта Пушкина в зрелых летах.
10) Погребающим меня преосвященным архиереям отказываю архиерейские палки: 1. С золотым набалдашником с инициалами В. (1. ?), данную в благословение митрополитом Литовским Иосифом Семашкою митрополиту Киевскому Платону (во дни оны), а им данную в благословение мне (в Новочеркасске). 2. С серебряным золоченым набалдашником и голубком, дошедшую от митрополита Московского Филарета. 3. С набалдашником костяным, дошедшую от архиепископа Херсонского Димитрия, с инициалами его имени, а также архиерейские четки: 1) большие из восточного хрусталя с промежуточными белесоватыми аметистами, завещанные мне по смерти епископом Саратовским Евфимием; 2) перламутровые с промежуточными аметистами и желтыми камнями, данные мне в благословение митрополитом С.-Петербургским Никанором; 3) яшмовые или сердоликовые (определить не умею) с промежуточными звездочками, с крестиками на цепочках, данные в благословение митрополитом С.-Петербургским Никанором Антонию, впоследствии архиепископу Казанскому, а от него мне; 4) такие же без звездочек, данные мне архиепископом Рижским Платоном, ныне митрополитом Киевским и 5) красные сердоликовые, перешедшие от епископа Самарского Феофила к ныне Екатеринославскому епископу Серапиону, а им данные в благословение мне.
11) Мою трость черную, с набалдашником из восточного хрусталя, отказываю сроднику моему, священнику Михаилу Юркевичу.
12) Деньги, хранящиеся в билетах, номинально на сумму в две тысячи рублей, завещаю специально на мои похороны.
13) Все остальное принадлежит выше указанным моим наследникам.
14) Обязанность моего душеприкащика прошу взять на себя отца ключаря протоиерея Гавриила Селецкого.
15) Все принадлежащие мне церковно-богослужебные книги завещеваю Крестовой церкви Одесского архиерейского дома.
У всех прошу прощения вольных и невольных моих прегрешений. Всем мой доземный поклон, прощение и благословение. Пишу и подписываю собственной рукой, в твердой памяти.
Смиренный Никанор, архиепископ Херсонский и Одесский. 1888 г. августа 23. Одесса.

Труды:
Беседа о том, что ересеучение гр. Л. Толстого разрушает самые основы не только православно-христианской веры, но и всякой религии. Одесса, 1889.
Поучение о том, что ересеучение гр. Л. Толстого разрушает основые общественного и государственного порядка. Одесса, 1889.
Как хорошо умирают верующие в Господа Иисуса (Душеп. собес., 1907, с. 348, 349).
Общедоступное объяснение послания св. ап. Павла к римлянам. 1891 (отзыв см. Церк. вестн., 1891, № 51, 52, с. 814).
Поучения, беседы, речи, воззвания и послания, т. I, 2-е изд., т. III и IV. Одесса, 1890.
Беседа о том, что не следует христианским проповедникам опровергать все лжеучения. Одесса, 1889.
Беседа о христианском супружестве, против гр. Льва Толстого. Одесса, 1894.
Церковь и государство. Одесса, 1890.
Об антихристе, о воскресении мертвых. Одесса, 1904.
Из записок. Его апология по поводу жалоб на него уфимского белого духовенства. М., 1909.
Приветственная речь в Елисаветградском соборе (Приб. к Ц. В., 1888, № 36, с. 973).
Поучение на храмовый день св. ап. Андрея Первозванного (Приб. к Ц. В., 1888, № 31, 32, с. 870).
О долге духовного пастыря (Приб. к Ц. В., 1888, № 43, с. 1180).
Беседа на утрени Великия Субботы (Приб. к Ц. В., 1889, № 19, с. 515).
Братьям славянам (Приб. к Ц. В., 1889, № 12, с. 319).
Поучение в день празднования 50-летия воссоединения зап.-рус. униатов 8/IV-1889 в Вильне (Приб. к Ц. В., 1889, " 24, с. 671).
Беседа в церкви Новороссийского университета (Приб. к Ц. В., 1889, № 38, с. 1121).
Беседа в Лазореву Субботу (Приб. к Ц. В., 1889, № 14, с. 394).
Статья "Жены мироносицы, Христос Воскресе" (Приб. к Ц. В., 1889, № 15, 16, с. 427).
Беседа в день Благовещения Пресвятой Владичицы нашей Богородицы (Приб. к Ц. В., 1889, № 17, с. 449).
Послание по поводу распространения штунды и других видов сектанства (Приб. к Ц. В., 1889, № 49, с. 1367).
Поучение в день Рождества Христова (Приб. к Ц. В., 1888, № 52, с. 1523).
Происхождение и значение штунды в жизни русского народа (Приб. к Ц. В., 1890, № 45, с. 1508).
Статья "Смерть не страшна" (Приб. к Ц. В., 1891, № 32, с. 1068).
Поучение в день Рождества Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Приб. к Ц. В., 1891, № 51, с. 1831).
Слово о кресте в поучении ревнителям стар. обряда. СПб, 1893.
О перстосложении для крестного знамения и благословения. СПб, 1890, отзыв см. Церк. вед., 1891, № 7, с. 112.
Минувшая жизнь (из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX в.) в 2-х томах. Одесса, 1913.
О театральных зрелищах в Великий пост (поучение). М., 1889.
О значении семинарского образования. Одесса, 1891.
Описание некоторых сочинений, написанных рус. раск. в пользу раскола, 2 ч. СПб, 1861.
Разбор римского учения о видимом (папском) главенстве. Казань, 1871, см. отзыв Церк. вестн., 1891, № 7, с. 112.
Биографические материалы, т. I. Одесса, 1900.
Позитивная философия и сверхчувственное бытие, т. III (критика на критику чистого разума Канта). СПб, 1888.
Ночь страстей и Воскресения Христовых (Рус. палом., 1895, № 13, с. 194-198).
Беседа: Есть ли что еретическое в латинской церкви? (Приб. к Ц. В., 1888, № 34, 35, 37, 38).
Поучение при освящении здания общежития для учеников Одесской дух. сем. (Приб. к Ц. В., 1890, № 41, с. 1363).
Поучение к воспитанникам учительской семинарии (Приб. к Ц. В., 1891, № 12, с. 369).
Слово в день Святой Пасхи (Приб. к Ц. В., 1891, № 16, 17, с. 511).
Беседа в неделю блудного сына при поминовении раба Божия Александра (поэта Пушкина) по истечению пятидесятилетия по смерти его. М., 1889.
Последнее слово архипастыря к пастве 25 декабря 1890 г. (Церк. вед., 1891, № 1, с. 12).
Тысячелетний юбилей св. Мефодия первоуч. славенского 6/IV-1885 (Прав. обозрен., 1885, июль, с. 383).
Беседа в день перенесения мощей св. кн. Александра Невского в 100-летний юбилей г. Николаева (Прав. обозрен., 1890, сентябрь, с. 3).
Беседа в защиту Библии.
Беседа в день празднования 100-летия завоевания г. Одессы (Хаджибия) (Прав. обозрен., 1889, сентябрь, с. 115, 162).
Слово в день мытаря и фарисея (Прав. обозрен., 1884, февраль, с. 324).
Воззвание к херсонской пастве (Прав. обозрен., 1886, январь, с. 18).
Речь по наречении во епископа Аксайского 30/VI-1871 г. (Прав. обозрен., 1871, июль, с. 216).
Прощальная речь в Каз. дух. акад. (Прав. собес., 1871, июнь, с. 189).

Литература:
Красносельцев Н. Ф. Никанор, архиеп. Херсонский и Одесски. Одесса, 1893.
Зефиров Мои воспоминания о преосвящ. Никаноре за время его пребывания на Уфимской кафедре (1878-1884) (Странник за 1893 г. и отдельный выпуск).
Крылов Памяти в Бозе почившего архиеп. Никанора. Новочеркасск, 1893.
Его же Восп. о митр. Платоне и викарии его епископе Аксайском Никаноре (Паст. собес., 1893, май-июль).
Зеленецкий А. К биографии преосвящ. Никанора (Истор. вестн., 1891, кн. 2, 3; 1905, август).
Петровский С., прот. Одесский Преображенский, ныне кафедр. собор. Одесса, 1908, с. 266-348.
Терновский Историч. записка о состоянии Казан. дух. акад. после ее преобразования (1870-1892). Казань, 1892, с. 10-16.
Знаменский П. В. История Казанской дух. академии.
Ибервег История новой философии. СПб, 1890.
Савва, архиеп. Хроника моей жизни. Св.-Троиц.-Серг. Лавра, 1901, т. III; 1902, т. IV; 1904, т. V; 1906, т. VI; 1911, т. IX.
Германов С. На Афон и св. Землю, ч. I. М., 1912, с. 96.
Толстой М. В. Хринилище моей памяти (Душеп. чтен., 1891, ч. I, с. 202-204).
Венгеров Крит. биогр. сл., т. I, с. 362.
Родосский А. Слов. восп. СПб дух. акад., с. 296-298.
Масанов Слов. псевдонимов, т. I, с. 93.
Строев П., с. 1016.
Булгаков, с. 1400, 1416.
Толстой Ю., № 424.
Денисов, с. 3.
Списки архиереев, № 424.
Летопись Е. А., с. 867.
Юбилейный сборник, с. 474, 629.
Последние дни пребывания на г. Уфе преосвящ. Никанора, изд. ред. Уфим. еп. вед., 1884.
Памяти в Бозе почившего Никанора, архиеп. Херсонского, изд. под редакцией проф. Беляева. Казань, 1891.
Слова, беседы и поучения преосвящ. Макария, еп. Оренбургского, с. 393, 394.
Труды К. Д. А., 1887, сентябрь, с. 256; октябрь, с. 317, 1888, февраль, с. 262, 263; март, с. 493, 513; сентябрь, с. 273, 1891, май, с. 172; ноябрь, с. 299.
Ж. М. П., 1959, № 4, с. 61; № 11, с. 39.
Странник, 1891, № 1 (некролог).
Душеп. собес., 1907, с. 348, 349.
Херсон. еп. вед., 1891, № 1, 2.
Рус. старина, 1883, июнь, с. 673, 1910, май, с. 416, 420.
Самар. еп. вед., 1874, № 18, с. 431, 432.
Моск. церк. вед., 1906, № 50, с. 244-253.
Миссион. обозрен., 1899, январь, с. 29.
Истор. вестн., 1891, февраль, с. 596, 1892, декабрь, 1893, июнь, с. 3; сентябрь, с. 766, 1895, февраль, с. 650, 1904, август, 1915, август, с. 635; ноябрь, с. 668, 669.
Прав. собес., 1870, ноябрь, с. 1, 7, 1897, май, с. обл.; декабрь, с. 708, 1898, май, обл., 1900, январь, с. 19, 1905, январь, с. 79, 1907, март, с. 7, 488; октябрь, с. 66, 1908, декабрь, с. 743, 1909, май, с. 368, 1910, январь, с. 110.
Церк. вестн., 1891, № 1, с. 13, 14; № 2, с. 19; № 5, с. 77; № 6, с. 85; № 7, с. 112; № 8, с. 114; № 9, с. 142; № 25, с. 393; № 37, с. 584№ № 39, с. 621; № 40, с. 628.
Церк. вед., 1888, № 1, с. 8-16; № 23, с. 155, 1891, № 1, с. 9, 10.
Приб. к Ц. В., 1889, № 4, с. 88-96; № 17, с. 449-475; № 28, с. 280, 1891, с. 256-258; № 41, с. 1427, 1893, № 33, с. 1219, 1890, № 49, с. 1659, 1897, № 8, с. 299.
Христ. чтен., 1861, июнь, 1871, № 7, июль, с. 120-130, 1891, март, с. 316.
Изв. Казан. еп., 1868, № 18, с. 497, 1869, № 23, с. 686, 1870, № 17, с. 535-544, 1871, № 13, с. 416; № 15, с. 478, 1873, № 16, с. 492, 1884, № 2, с. 33, 1887, № 9, с. 225; № 12, с. 285, 1888, № 4, с. 95, 1894, № 19, с. 596, 1903, № 3, с. 18, 1910, № 3, с. 90-93.
Прав. обозрен., 1873, январь, с. 66, 1877, май, с. 109, 1881, январь-апрель, с. 780-790, 1884, май, с. 3-17; сентябрь-декабрь, с. 326-343, 429-447, 1885, май-август, с. 3-14, 383-391, 566-572; сентябрь-декабрь, с. 3-13, 156-164, 209-218, 435, 446, 1886, январь-апрель, с. 641-659, 777-788, 1887, январь-апрель, с. 9-21, 531-561, 633-640, 1889, сентябрь-декабрь, с. 115-131, 162-173, 389, 390, 409-412, 541-546, 1890, сентябрь-декабрь, с. 3-46, 93-107.
Рус. архив, 1900, кн. 3-я, № 10, с. 236, 237, 1910, кн. I-я, № 1, с. 100, 107, 108; кн. 2-я, № 8, с. 605; кн. 3-я, № 12, с. 639.
БЭС, т. I, с. 768; т. II, с. 1636, 2215, 2275.
ЭС, т. XXI (кн. 41), с. 63.
Н. Д., с. 72, 74, 75.
Красн. архив (истор. журнал), 1928, т. 26, с. 165.

 
Должности и места служения

ректор
Семинария Рижская духовная

25.04. 1856 г. 19 век   —  
1857 г. 19 век
  
  

ректор
Семинария Саратовская духовная

1857 г. 19 век   —  
1864 г. 19 век
  
  

ректор
Семинария Полоцкая духовная

5.11. 1865 г. 19 век   —  
1868 г. 19 век
  
  

ректор
Академия Казанская духовная

29.07. 1868 г. 19 век   —  
1871 г. 19 век
  
  

Аксайское викариатство

04/16.07. 1871 г. 19 век   —  
25.12. 1876 г. 19 век
  
  

Уфимская епархия

25.12. 1876 г. 19 век   —  
12/24.12. 1883 г. 19 век
  
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–