link745 link746 link747 link748 link749 link750 link751 link752 link753 link754 link755 link756 link757 link758 link759 link760 link761 link762 link763 link764 link765 link766 link767 link768 link769 link770 link771 link772 link773 link774 link775 link776 link777 link778 link779 link780 link781 link782 link783 link784 link785 link786 link787 link788 link789 link790 link791 link792 link793 link794 link795 link796 link797 link798 link799 link800 link801 link802 link803 link804 link805 link806 link807 link808 link809 link810 link811 link812 link813 link814 link815 link816 link817 link818 link819 link820 link821 link822 link823 link824 link825 link826 link827 link828 link829 link830 link831 link832 link833 link834 link835 link836 link837 link838 link839 link840 link841 link842 link843 link844 link845 link846 link847 link848 link849 link850 link851 link852 link853 link854 link855 link856 link857 link858 link859 link860 link861 link862 link863 link864 link865 link866 link867 link868 link869 link870 link871 link872 link873 link874 link875 link876 link877 link878 link879 link880 link881 link882 link883 link884 link885 link886 link887 link888 link889 link890 link891 link892 link893

Архиереи



Арсений (Стадницкий)

  
Ф.И.О.:  Стадницкий Авксентий Георгиевич
  
Сан:  митрополит
Дата рождения:  22.01. 1862 г. 19 век
Дата смерти:  10.02. 1936 г. 20 век

Церковная принадлежность

Русская Православная Церковь

   
  

 
Биография

Арсений (Стадницкий Авксентий Георгиевич), митрополит Ташкентский.
Родился 22 января 1862 г., в семье священника Кишиневской епархии.
Родом был молдаванин.
В 1880 году окончил Кишиневскую духовную семинарию и был назначен учителем Единецкого Духовного училища.
Высшее образование получил в Киевской духовной академии, которую окончил в 1885 году со степенью кандидата богословия и со званием магистранта. По окончании академии назначен преподавателем Кишиневской семинарии.
В 1895 году за свою диссертацию на тему: "Гавриил Бонуласк-Бодони, экзарх Молдовлахийский и митрополит Кишиневский", утвержден в степени магистра богословия. В этом же 1895 году назначен инспектором Новгородской духовной семинарии и, по принятии монашества 30 декабря, рукоположен 31 декабря во иеродиакона.
1 января 1896 г. рукоположен во иеромонаха и определен на должность инспектора Новгородской духовной семинарии, а затем определен ректором той же семинарии с возведением в сан архимандрита и настоятеля монастыря св. Антония Римлянина в Новгороде.
10 января 1897 г. назначен инспектором Московской духовной академии и исправляющим должность ординарного профессора по кафедре Библейской истории.
С 13 марта 1898 г. назначен ректором Московской духовной академии.
28 февраля 1899 г. хиротонисан во епископа Волоколамского, третьего викария Московской митрополии, с оставлением в должности ректора Академии. Хиротония состоялась в Московском кафедральном соборе Христа Спасителя.
В 1903 году епископ Арсений переведен на самостоятельную кафедру во Псков.
В 1904 году защитил диссертацию на степень доктора богословия на тему: "Исследования и монография по истории Молдавской Церкви". Часть 1-я. "История Молдавской епархии и их святителей со времени основания государства и до наших дней" и утвержден в степени доктора Церковной истории.
Обширная педагогическая опытность епископа Арсения и выдающиеся труды его в этой области, привлекли к нему внимание Св. Синода и он был приглашен в 1905 году на пост члена Учебного Комитета при Св. Синоде, где и проявил свои блестящие способности руководителя церковным просвещением в России.
В 1906 году назначен председателем Учебного Комитета при Святейшем Синоде. В этом же году был назначен членом Предсоборного Присутствия и состоял в нем председателем 5-го отдела о реформе церковно-учебных заведений.
В 1907 году возведен в сан архиепископа и в этом же году был избран членом Государственного Совета от монашествующего духовенства. Будучи архиепископом Псковским и Порховским, архиепископ Арсений в 1909/1910 годах был утвержден в звании почетного члена Казанской духовной академии во внимание к его ученым трудам и плодотворной архипастырской деятельности. Указом Свят. Синода от 5 ноября 1910 года архиепископ Арсений назначен архиепископом Новгородским и Старорусским.
В 1912 году председательствовал на Московском противоалкогольном съезде.
6 декабря 1912 г. награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке.
В августе 1917 г. на Всероссийском Поместном Соборе был один из трех кандидатов в патриархи (митр. Тихон, митр. Антоний Храповицкий и Арсений Стадницкий), по жребию избран митрополит Тихон.
29 ноября 1917 г. возведен в сан митрополита.
С 1922 по 1923 гг. епархией не управлял.
Митрополит Арсений совместно со многими другими архиереями высказывался за немедленную сдачу ценностей на борьбу с последствиями голода весною 1922 года на Поволжье.
С 1927 года был постоянным членом временного патриаршего Синода.
11 августа 1933 г. был назначен митрополитом Ташкентским.
9 мая 1934 г. награжден правом ношения двух панагий.
30 сентября 1935 г. награжден предношением креста.
Скончался 28 января 1936 г. в Ташкенте и там же погребен.
Митрополит Арсений был человек тяжелого характера, но справедливый и прямой. Уставщик церковной службы и пения. Формалист. Священников, имевших камилавки, но приезжающих без камилавок, не допускал к себе на прием, пока они не привезут свою камилавку, хотя бы надо было обратно ехать за 150 км. Митр. Арсений был известный духовный писатель и выдающийся оратор политический (в Госуд. Совете) и блестящий проповедник. Неутомимый исследователь в области местной церковной старины и автор многочисленных богословских трудов, простое перечисление которых заняло бы слишком много времени и места.
Его выступления в Святейшем Синоде, Государственном Совете и в общественных церковных собраниях считались блестящими, как образцы выдающейся импровизации.
Владел сильным голосом — басом.
Литературные труды митр. Арсения заслужили ему репутацию выдающегося духовного писателя и ученого. Еще будучи студентом Киевской духовной академии, он был награжден Макарьевской премией за свою книгу: "Дневник студента-паломника на Афоне". Будучи затем преподавателем Кишиневской духовной семинарии, он десять лет состоял редактором "Кишиневских Епархиальных Ведомостей", причем им лично было написано для этого издания около ста различных статей и заметок, преимущественно церковно-исторического содержания. Печатались работы, главным образом, в академических журналах: в журнале Московской духовной академии, в "Богословском Вестнике" с 1897 по 1907 годы.

Труды:
Гавриил Банулеско-Бодони, экзарх Молдо-Влахийский и митрополит Кишиневский. Кишинев 1887-1894. (Магист. диссертация).
"Из современной церковной жизни в Румынии". Сергиев Посад, 1901.
"Дневник студента-паломника на Афон". Киев, 1886.
"Положение православного духовенства в Румынии". Кишинев, 1889 (1890?).
В стране священных воспоминаний: Описание путешествия в Св. Землю, совершенное летом 1900 г. еп. Арсением, профессорами и студентами МДА. Сергиев Посад, 1902.
"Материалы для истории Бессарабии". Кишинев, 1892.
Из современной церковной жизни в Румынии. Сергиев Посад, 1901.
Церковь, государство и раскол старообрядчества. Псков, 1910.
"Ферапонтов монастырь". "Приб. к "ЦВ" 1912, № 17, с. 691.
Митрополит Сочавский Досифей в его сношениях с Россией, при свете новых исторических материалов. Сергиев Посад, 1914.
"На духовной страде". "Слова и Речи". Том I, СПБ, 1914 г., с. 1-13, 1- 336.
На духовной страде: Слова и речи. СПб., 1914. 2 т. ("На духовной страде" — Слова и речи, произнесенные архиеп. Арсением в Государственном Совете, в Училищном Комитете при Св. Синоде, Предсоборном Присутствии, в академических храмах Московской и Казанской дух. академиях и на местах епископского служения в Псковской и Новгородской еп. см. "Богословский вестник". 1914, т. 2, июнь. Критика. Проф. Заозерский).
Исследования и монографии по истории Молдавской церкви. СПб., 1904. Ч. 1-я.
История Молдавских епархий и их святителей со времени основания государства и до наших дней. Часть 2-я.
Духовный дневник. М., 1914.
Разные моменты и важнейшие деятели Румынской Церкви в 19 веке. "Прав. Собес." 1915, обложки, Указ. на труд.
"Сущим в переселении". "Приб. к "ЦВ" 1915, № 41, с. 2171.
О современных нуждах церковного пения (по поводу выхода из печати 3-го издания "Спутника псаломщика"). "Приб. к "ЦВ" 1916, № 36, с. 879.
Доклад Арсения, архп. Новгородского "О русско-румынских отношениях". "Приб. к "ЦВ" 1916, № 52, с. 1223.
"Румыны, получившие образование в русских духовно-учебных заведениях". Кишинев, 1891.
Журнал секунд-майора фон-Раана о войне при завоевании Молдавии и Валахии в 1787-1790 гг. с историческими и топографическими примечаниями. Кишинев, 1892.
Архимандрит Андроник, игумен Ново-Немецкого Св. Вознесенского монастыря в Бессарабии. Кишинев, 1890, 1895.
Филофея, патр. Константинопольского Три речи к еп. Игнатию с объяснением изречения Притчей "Премудрость созда себе дом." Новгород, 1898.
Архипастырское воззвание. "Приб. к "ЦВ" 1912, № 2, с. 43.
Воззвание к 29 августа, празднику трезвости. "Приб. к "ЦВ" 1913, № 33, с. 1457.
"Послание возлюбленным православным чадам Церкви Новгородской о Господе радовашися". "Приб. к "ЦВ" 1912, № 22, с. 885.
Речь при наречении его во епископа. "Приб. к "ЦВ" 1899, № 10, с. 419.
"Речь пред благодарственным молебном". "Богосл. Вестн." 1899, май, с. 110.
Речь перед молебном по случаю начала учения в Москов. дух. акад. 1 сент. 1899 г. Об образовании характера, как цели воспитания. // "Богословский вестник". 1899. № 10, с. 189.
Речь при пострижении в монашество и.д. доцента Академии Ивана Петровых, в иночестве Иосифа. "Богосл. Вестн." 1901, октябрь, с. 211.
Речь при пострижении в монашество студента 2-го курса Моск. дух. академии Сергия Симанского, в иночестве Алексия, 9 февраля 1902 года. "Богосл. Вестн." 1902, март, с. 431.
Речь при пострижении в монашество студента 4-го курса Моск. дух. акад. Михаила Сенцова, в иночестве Леонида 9 марта 1902 года. "Богосл. Вестн." 1902, апрель, с. 641.
Речь при пострижении в монашество кандидата Академии И. Абурруса, в иночестве Игнатия 7 июня 1903 года. "Богосл. Вестн." 1903, июль-август, с. 393.
Речь в Государственной думе при обсуждении законопроекта о старообрядческих общинах. "Приб. к "ЦВ" 1910, № 25, с. 1025. 15.
Речь в Государственном Совете 12 мая 1910 г. при обсуждении законопроекта о старообрядческих общинах. Псков, 1910.
Речь высокопреосвященного при прощании с Псковской паствой 14 ноября 1910 года в Псковском кафедральном соборе. "Приб. к "ЦВ" 1910, № 49, с. 2129-2132.
Речь высокопреосвященного архиепископа Новгородского при вступлении на Новгородскую кафедру, в Софийском соборе 2 декабря 1910 г. "Приб. к "ЦВ" 1910, № 51-52, с. 2246-2249.
Речь пред панихидой в Софийском соборе 6 сентября по убиенном Председателе Совета Министров Столыпине. "Приб. к "ЦВ" 1911, № 38, с. 1559.
Речь, произнесенная пред открытием религиозно-нравственных бесед в Софийском соборе 2 октября. "Приб. к "ЦВ" 1911, № 43, с. 1819.
Речь о церковном пении. "Приб. к "ЦВ" 1911, № 47, с. 1995.
Речи в заседании Государственного Совета 4 ноября 1911 г. при обсуждении законопроекта о переходе из одного вероисповедания в другое. "Приб. к "ЦВ" 1911, № 50, с. 2158.
Речь в заседании Государственного Совета при обсуждении законопроекта о введении всеобщего начального образования. "Приб. к "ЦВ" 1912, № 9, с. 378.
Речь, сказанная при открытии противоалкогольного съезда в Москве 6 августа 1912 года. "Приб. к "ЦВ" 1912, № 34, с. 1343.
Речь при погребении архиепископа Гурия 4 марта 1912 г. "Приб. к "ЦВ" 1912, № 11, с. 457.
Речь в Софийском соборе при встрече С.-Петербургского митрополита Владимира, 1 декабря 1912 года. "Приб. к "ЦВ" 1912, № 50, с. 1987.
Речь при открытии религиозно-нравственных учений в новоосвященном епархиальном доме, 2 декабря 1912 года. "Приб. к "ЦВ" 1912, № 50, с. 1987-1990.
Речь при открытии Новгородского Церковно-Археологического общества 3 января 1913 года. "Приб. к "ЦВ" 1913, № 4, с. 173.
Речь, сказанная в Софийском соборе при встрече блаженнейшего патриарха Антиохийского Григория 4, 25 апреля 1913 года в половине 12-го ночи. "Приб. к "ЦВ" 1913, № 18-19, с. 781-782.
Речь при вручении жезла новопоставленному епископу Тихвинскому Алексию (Симанскому) 28 апреля 1913 года в Софийском соборе (в присутствии Его Блаженства Патриарха Антиохийского Григория 4). "Приб. к "ЦВ" 1913, № 18-19, с. 782-784.
Речь в Заседании Государственного Совета 13 января 1914 г. при обсуждении законопроекта о продаже спиртных напитков. "Приб. к "ЦВ" 1914, № 4, с. 171.
Речь в заседании Государственного Совета 17 января 1914 г. "Приб. к "ЦВ" 1914, № 5, с. 241.
Речь в заседании Государственного Совета при обсуждении законопроекта. "Приб. к "ЦВ" 1914, № 7, с. 367.
Речь, произнесенная в Новгороде в собрании Братства Св. Софии. Новгород, 1916.
Речь, сказанная в Софийском соборе 30 июля 1914 года по прочтении манифеста об объявлении войны Болгарии. "Приб. к "ЦВ" 1914, № 33, с. 1449.
Речь, сказанная в Софийском соборе, по прочтении манифеста об объявлении войны Болгарии. "Приб. к "ЦВ" 1915, № 43, с. 2229.
Речь при вручении жезла еп. Варсонофию Кирилловскому 8 января 1917 года. "Приб. к "ЦВ" 1917, № 2, с. 24-26.
Слово, произнесенное при освящении придельного храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы в Спасо-Елеазаровой пустыни 5 августа. "Приб. к "ЦВ" 1910, № 38, с. 1599.

В "Кишиневских Епархиальных Ведомостях" в разное время напечатаны следующие статьи:
"Происхождение церковного пения с богослужебной и музыкальной стороны".
"Жены-мироносицы, как образец деятельной любви ко Господу".
"О христианском мире".
"Проклаво-Измаильская епархия".
"О соборе окружников и противоокружников в Кишиневе в 1886 году".
"Была ли в г. Бельцах резиденция Молдавского митрополита".
Житие св. Иоанна Сочавского.
"Меры к развитию просвещения в Бессарабии".
"Об отношении веры к знанию".
Краткий очерк истории происхождения и образования церковного пения с богослужебной и музыкальной стороны I-ХХ в. // 1888. № 21-22.
Амфилохий, еп. Хотинский, в конце ХVIII столетия.
О посте по учению св. Василия Великого. // 1887. № 4-5.
Характер церковного чтения и пения и использования церковных песнопений в древне-христианской церкви. // 1888. № 23.
О священных одеждах церковно-служителей. // 1889. № 12.
Об иконе Божией Матери, именуемой Троеручицей. // 1890. № 12.
Обычай двуименности в древней Руси. // 1888. № 7.
О заслугах св. Владимира для просвещения России. // 1888. № 14-15.
Пятисотлетие памяти преп. Сергия Радонежского. // 1892 № 19.
Состояние раскола и сектантства в Бессарабии. // 1888-1891.
Из воспоминаний о путешествии на Афон. // 1884. № 23-24; 1886. № 15-16, 18, 20-22.
К вопросу о церковно-приходских хорах и всеобщем пении в церкви. // 1886, II, 15.
О церковном чтении. // 1887, I, 28.
Воспоминание о встрече с высокопр. Михаилом на Афоне в 1883 г. // 1889, XI.
Воспоминание об о. Паисии. // 1880, 6.
Прилаво-Измаильская епархия.
Была ли в городе Бельцах резиденция Молдавского митрополита.
О соборе окружников и противоокружников в Кишиневе в 1886 г.
Меры к развитию просвещения в Бессарабии.
По вопросу о русско-румынских сношениях. 1894.
По вопросу о почитании дней воскресных и праздничных в Бессарабии. 1890.

Литература:
"Церк. Вед." 1899, № 9, с. 53, 1903, № 50, с. 391, 1904, № 46, с. 488, 1906, № 3, с. 39, 1907, № 8, с. 35, 1910, № 46, с. 427, 1912, № 50, с. 461.
"Приб. к "ЦВ" 1899, № 10, с. 418-422, 1900, № 24, с. 964-966, 1903, № 50, с. 1976, 1904, № 46, с. 1875, 1910, № 49, с. 2129-2132, № 51-52, с. 2246-2249, 1911, № 38, с. 1559, 1912, № 11, с. 478, № 34, с. 1343, 1918, № 5, с. 171.
"Церк. Вестн." 1895, № 1, стб. 21-23, 1904, № 6, стб. 172, 1908, № 7, стб. 195, № 37, стб. 1166, 1910, № 7, стб. 215, № 20, стб. 607.
"Изв. Каз. еп." 1905, № 1, с. 28, 1908, № 41, с. 1185, 1912, № 29, с. 848-849, № 47, с. 1451, 1914, № 11, с. 334, № 46, с. 1464.
"Прав. Собес." 1897, февраль, с. 10, 1905, апрель, с. 727, 1914, ноябрь, с. 6, 1916, январь, с. 5 отчет.
"Русск. Паломн." 1912, № 47, с. 742, 1904, № 2, с. 32, 1905, № 3-4, с. 53-54.
(Отзыв проф. А. Бронзова о его работах).
"ЖМП" 1932, № 11-12, с. 1, 1935, № 23-24, с. 1, 1957, № 12, с. 37.
"Богосл. Вестн." 1899, март, 1901, март, с. 493, апрель, с. 665.
"Истор. Вестн." 1904, июль, с. 281-283.
"Симбирск. Еп. Вед." 1899, № 9, с. 344.
"Отдых христ." 1908, август-сентябрь, с. 59.
"Красный Архив" 1928, т. 26, с. 120, 123.
"Кормчий" 1917, № 19, с. 224.
"Очерк жизни и деятельности Преосв. Арсения, епископа Псковского и Порховского". Псков, 1904.
"Мисс. Календарь" 1907, с. 129.
"Церк. Обновл." 1923, № 8, с. 1.
Булгаков, с. 1406, 1407, 1410.
БЭС т. I, стб. 235, т. II, стб. 1936.
НЭС т. III, стб. 730, доп. т. I, c. 155.
ФПС I, № 4, с. 1, II, с. 1, 4, с. 2, 5, ? 31.
ФАМ I, № 28, с. 3.
"Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год", с. 74-75.
M. Pol'skij, Novye muceniki I, 148-149; 181; II 281.
Корсунский И. Ректор Московской Дух. Академии пресов. Арсений, еп. Волоколамский. Наречение и хиротония во епископа и прибытие в Сергиеву лавру и академию. Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1899. 25 с. (Богословский вестник. 1898. № 3; "Церковный Вестник". 1896; СПб., 1896).
Мануил, архиеп. Куйбышевский. Каталог русских архиереев. Ч. 1, 1959, с. 335-342.

 
Должности и места служения

преподаватель
Семинария Кишиневская духовная

1885 г. 19 век   —  
1895 г. 19 век
  
  

инспектор
Семинария Новгородская духовная

1896 г. 19 век   —  
1896 г. 19 век
  
  

ректор
Семинария Новгородская духовная

18.09. 1896 г. 19 век   —  
1897 г. 19 век
  
  

инспектор
Академия Московская духовная

10.01. 1897 г. 19 век   —  
1898 г. 19 век
  
  

профессор
Академия Московская духовная

1897 г. 19 век      и.о.
  

ректор
Академия Московская духовная

13.03. 1898 г. 19 век   —  
1903 г. 20 век
  
  

Волокаламское викариатство

18.02/03.03. 1899 г. 19 век   —  
05/18.12. 1903 г. 20 век
  
  

Псковская епархия

1903 г. 20 век   —  
1910 г. 20 век
  
  

председатель
Комитет Учебный Святейшего Синода

1905 г. 20 век   —  
1907 г. 20 век
  
  

член Собора
Собор Поместный 1917-1918 гг.

1917 г. 20 век   —  
1918 г. 20 век
  
  

 
Сан

доктор богословия

    
  

 
Библиография

   1   Стадницкий А.. Материалы для истории Кишиневской духовной семинарии.. Кишиневские епархиальные ведомости.. Кишинев. 1888  - 1892. № 6, 11-12, 17, 20-21; № 19; № 12..
  
   2   Бельдова М.В., Воробьева Ю.С., Жукова М.П. и др. сост.; Иннокентий (Просвирнин), архим., научный руковод.. История Русской Православной Церкви в документах Федеральных архивов России; Архивов Москвы и Санкт-Петербурга: Аннотированный справочник-указатель.. Москва. Новоспасский монастырь. 1995 . 397,[3] с..
  


Благотворительный фонд «Русское Православие» © 1996–